Библиографический список
1. ГинзбургМ.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр. психологии. 1988. №2. С. 19-26.
2. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодежи: Учеб. для высш. шк. Киев, 1988.
3. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психологии. 1994. №3. С. 43-52.
УДК 159.9:316.356.2
Л.Ю. ФОМИНА
Педагогический институт Саратовского государственного университета, кафедра психологии образования E-mail: [email protected]
Влияние развода родителей на личность подростка
Автором проанализированы исследования, посвященные влиянию развода родителей на развитие личности подростка. Отмечается, что развод родителей является главным негативным событием в его жизни. Перечислены проблемы, наиболее часто встречающиеся в семьях, переживших развод, и их характерные проявления; представлены основные факторы, влияющие на последствия развода родителей. Отмечена взаимосвязь между конфликтами в семье и склонностью подростков к асоциальному поведению, описаны пути их адаптации после развода родителей.
Ключевые слова: развод родителей, личность подростка, последствия развода, климат в семье, поведение родителей, неполная семья, конфликт, адаптация, склонность к совершению правонарушений, повторный брак, тяга к независимости, нарушение взаимоотношений.
L.Y FOMiNA
Influence of Divorce of Parents on Development of the Person of the Teenager
There is the analysis of the researches, devoted to influence of divorce of parents on development of the person of teenagers is leading by the Author It is marked, that divorce of parents is the main negative event in a life of the teenager. The problems most often meeting in families, gone through divorce, and their characteristic displays are listed. There are presented major factors influencing consequences of divorce of parents for the teenager. The interrelation between conflicts in family and propensity of teenagers to associal behaviour. There are also the ways of adaptation of teenagers after divorce of parents.
Key words: divorce of parents, person of teenagers, divorce consequences, climate in a family, behaviour of parents, incomplete family, conflict, adaptation, propensity to fulfilment of offences, repeated marriage, bent for of independence, infringement of mutual relations.
Развод становится все более распространенным явлением. Особую важность приобретает вопрос о его влиянии на развитие личности подростка. По мнению многих психологов, развод родителей является главным негативным событием в жизни подростка, причиной неуверенности и травмирующих переживаний. Первая эмоциональная реакция подростка на развод родителей может включать в себя потрясение, страх, тревогу, неуверенность в будущем, гнев и раздражение, ощущение собственной вины за случившееся, необходимость приспосабливаться к отсутствию одного из родителей, огорчение и печаль, ревность и обиду. Однако последствия развода сказываются на ребенке
довольно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни [1, с. 170].
Факторами, влияющими на последствия развода родителей для подростка, являются климат в семье, поведение родителей, наличие или отсутствие заботы по отношению к детям до и после распада семьи, переживания родителей, обстоятельства и причины развода, то, в какой форме протекал развод, как сказался распад семьи на отце и матери и их новых взаимоотношениях, степень вовлеченности ребенка в конфликт между родителями, решение вопроса об опеке. Дети, пережившие развод или развод и повторный брак родителей, подвергаются большему риску столкнуться с психологическими
© Л.Ю. Фомина, 2008
проблемами, чем дети из крепких семей [2, с. 278]. Подростки, которые не сталкивались с разводом родителей, оценивают климат в семье, теплоту отношений и уровень конфликтности, а также стиль родительской опеки более позитивно, чем подростки, пережившие уход одного из родителей. В неполных семьях (где отсутствует один из родителей) чаще, чем в обычных, присутствуют авторитарные или слишком либеральные отношения [3, с. 316].
Характер развода родителей может по-разному влиять на подростка: наиболее травмирующей является ситуация, когда родители вовлекают ребенка в конфликт, пытаясь заставить его принять чью-либо сторону. У подростков, живущих попеременно то у отца, то у матери, между которыми отсутствует взаимопонимание, часто возникает ощущение вовлеченности в конфликт; когда же родители действуют согласованно, вероятность того, что их дети окажутся участниками конфликта, невелика, даже если подросток находится в близких отношениях с обоими родителями. Если развод проходит мирно, то он может оказать положительное воздействие на родителей и детей-подростков, понизив уровень конфликтности в семье.
На адаптацию подростка к разводу родителей решительным образом влияет умение родителей приспособиться к новой ситуации - чем больше беспокойства испытывают отец и мать, тем вероятнее, что душевное равновесие ребенка также будет нарушено. Однако в случаях когда развод приносит облегчение супругам, он положительным образом сказывается и на их детях.
Исследование влияния разведенных супругов на адаптацию детей-подростков показало, что факторами, наиболее тесно связанными со способностью подростка привыкнуть к новым условиям, являются: а) наличие близких отношений между ребенком и тем из родителей, с которым он живет и который заботится о нем и принимает участие в его повседневных делах; б) отсутствие у подростка ощущения вовлеченности в конфликт между родителями. Степень воздействия развода на подростков в значительной мере зависит от того, как родителям удается справляться с конфликтами и в какой степени подросток чувствует себя втянутым в эти события.
Многими исследованиями было подтверждено, что склонность к разводам передается от поколения к поколению, т.е.
люди, чьи родители развелись, разводятся чаще тех, кто вырос в прочной семье. Одно из объяснений данного факта заключается в том, что дети разведенных родителей, вступая в брак, имеют уже сложившееся представление о возможности развода и пониженное чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям [4, с. 448].
Расставание ребенка с одним из родителей приводит к росту вероятности возникновения у него психических и личностных проблем, повышенной склонности к самоубийству, алкогольной или наркотической зависимости, невысокого чувства собственного достоинства и заниженной оценки собственных способностей, негативного отношения к родителям и повышенной необходимости обращения за консультацией к психиатру [5, с. 348]. Отсутствие в семье отца или матери влияет на развитие мужского и женского начала у подростков. Мальчики, воспитанные матерями, с большей степенью вероятности являются обладателями слабо выраженного мужского начала, неотчетливо осознают свою мужскую роль в семье и обществе, склонны к зависимости от других, редко проявляют агрессивность и неуверенно чувствуют себя в общении со сверстниками. Влияние отсутствия отца на подростка уменьшается по мере его взросления. На девочек отсутствие отца оказывает прямо противоположное влияние; оно может создавать определенные трудности в сексуальной жизни девушек. Если же девочка воспитывается одним отцом, она может идентифицировать себя с мужским типом поведения и в той или иной мере утратить женственность.
Существует взаимосвязь между конфликтами в семье и склонностью подростков к совершению правонарушений, а также снижением их школьной успеваемости, низким уровнем профессиональных устремлений. Развод родителей заставляет подростка по-новому взглянуть на себя и на своих родителей. Его собственное «Я» сильно страдает в такой ситуации, особенно когда подросток начинает винить себя за то, что случилось в семье, или сталкивается с трудностями, связанными с отношением окружающих к подобным ситуациям. Чтобы восстановить самоуважение, пострадавшее в результате распада семьи, а также справиться со стрессом, вызванным домашними конфликтами, дети разведенных или живущих порознь родителей чаще, чем дети из крепких семей,
Психология
совершают поступки, связанные с риском для их здоровья: курят, употребляют алкоголь и наркотики и т.п. [6, с. 457]. В ходе исследований обнаружилось, что более всего пристрастию к наркотикам подвержены молодые люди, чьи родители развелись, когда дети находились в подростковом возрасте. Подростки же из крепких семей и те, чьи родители развелись, когда они находились в детском возрасте, меньше подвержены вредным привычкам. Это объясняется попытками подростков, родители которых только что развелись, самостоятельно приспособиться к неблагоприятной семейной обстановке, а также отсутствием доверительных отношений с родителями.
Исследования показали также, что юноши в семьях, из которых ушел отец, меньше конфликтуют дома, чем те, кто остался без матери или проживает в полных семьях и имеет более позитивное представление о самом себе. Сыновья, оставшиеся без отцов, активнее принимают на себя роль главы семьи, дающую им новый статус. А дочери, оказавшиеся в подобной ситуации, начинают чаще ссориться с матерями - их самооценка заметно понижается. Однако многие исследователи сходятся во мнении, что девочки
приспосабливаются к последствиям развода гораздо лучше, чем мальчики. Реакция подростка на потерю отца зависит и от того, чем она вызвана, - разводом или смертью. Подростки, чьи отцы умерли, как правило, воспитываются в теплой, заботливой обстановке. В разведенных же семьях и мать, и подросток часто испытывают вину за случившееся и ощущают взаимное отторжение [2, с. 129].
Вступление в повторный брак родителя, воспитывающего подростка, часто пробуждает в ребенке чрезмерную тягу к независимости, что, в свою очередь, приводит к нарушению взаимоотношений в семье. Во время развода ослабевают родительский контроль над ребенком, взаимные чувства и потребность в общении друг с другом, что, в свою очередь, пробуждает в подростке раннее стремление к автономии, убеждение, что в жизни нужно полагаться только на себя. Таким образом, с одной стороны, подростки из неполных семей более ответственны, независимы от родителей и решительны, чем те, кто растет в обычных семьях, а с другой - могут слишком рано начать активно отдаляться от дома, добиваясь независимости от родителей, самостоятельности, что, в свою очередь, может приводить к дальнейшим конфликтам в семье.
Библиографический список
1. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2000.
2. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Екатеринбург, 2001.
3. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Т.Г. Араканова. М., 2000.
4. Эйдемиллер Э.Г. Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психопатоподобных расстройств в подростковом возрасте. 2-е изд. Ростов н/Д, 2006.
5. ФельдштейнД.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М., 2005.
6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
Прикладные исследования
ПЕДАГОГИКА
УДК 373.013.77
С.Д. ПОЛЯКОВ
Ульяновский государственный педагогический университет, кафедра психологии E-mail: [email protected]
Что такое психопедагогика?
Психопедагогический взгляд на педагогическую действительность позволит специалистам увидеть возможности развития не только через поиски новых педагогических систем, но и через «психолого-педагогическое» внимание к повседневным реалиям урока и воспитательного действия.
Ключевые слова: психопедагогика, педагогическая психология, педагогический процесс, педагогическая форма, педагогическая технология.
S.D. POLiAKOV What is the Psychopedagogics?
The psychopedagogical sight at the pedagogical validity will allow teachers to see possibilities of development not only through searches of new pedagogical systems. But also through «psihologoical-pedagogical» attention in daily realities of a lesson and educational action.
Key words: psychopedagogics, pedagogical psychology, pedagogical process, pedagogical form, pedagogical technology.
Наша статья - попытка рассказать о том, как группа психологов и педагогов, недовольных всем известной «классической» педагогической психологией - абстрактной, отстраненной от живой педагогической реальности - попробовала приблизиться к реалиям школьной работы.
В современных взаимоотношениях образовательной практики с психологией сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны,психологическоезнаниеполучилоши-рокое распространение в учительских, преподавательских кругах, а с другой - массовая педагогическая практика в значительной степени остается апсихологичной(непсихологичной), а то и антипсихологичной (противоречащей законам педагогической психологии).
Причины такой апсихологичности непросты. Наряду с социально-педагогическими,
социально-психологическими, личностными действует и научный фактор: абстрактный относительно конкретных педагогических ситуаций характер обращенного к практике психологического знания. Основные выводы современной педагогической психологии формулируются чаще всего безотносительно к тем педагогическим организационным формам, в которых разворачивается педагогический процесс.
Чтобы взаимодействие педагогики и психологии было адекватным, необходимо, чтобы указывались границы применимости психолого-педагогических закономерностей. И, прежде всего, такими границами должно быть обозначение педагогических условий, в которых данная психологическая закономерность действует. Л.М. Фридман, например, считал, что в традиционной педагогической психо-
© С.Д. Поляков, 2008