2013
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 12
Вып. 2
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
УДК 159.9.07 Е. А. Москвина
ОСОБЕННОСТИ РАННИХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ ВЗРОСЛЫХ, ПЕРЕЖИВШИХ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ
Супружеские отношения в современном мире часто характеризуются нестабильностью. Численность разводов, регистрируемых ежегодно в нашей стране (согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ), возрастает, начиная с середины XX в. На протяжении последнего десятилетия в России ежегодно разводятся около 700 тыс. пар. Из этого следует, что в современном обществе большая часть взрослых людей имеют опыт переживания развода родителей в детстве. В научных трудах многих зарубежных и отечественных психологов подчеркивается большое значение опыта детства в процессе становления личности и индивидуальности. В связи с этим особую значимость и актуальность приобретает изучение отсроченных последствий развода родителей, проявляющихся в период взрослости.
Работы многих современных психологов посвящены изучению последствий развода родителей для детей [1-10]. Выделяют последствия, которые отражаются на эмоциональной и поведенческой сфере, в особенностях личности и самоотношения. Описаны последствия, связанные с нарушением идентификации с родителями и усвоением половой роли (И. В. Борисова, Г. Фигдор, Г. Т. Хоментаускас, Е. М. НеШеп^оп), затруднениями в выражении гнева (Г. Фигдор), со снижением способности к адаптации (С. Кра-тохвил, З. Матейчик), с неустойчивостью формирующейся самооценки (Г. Фигдор), и последствия, отражающиеся на взаимоотношениях с родителями (Г. Т. Хоментаускас) и в последующем с противоположным полом (Г. Чернавина, Г. Фигдор). Большинство исследований касается краткосрочных последствий развода родителей, вопрос долгосрочных последствий по-прежнему остается не изученным.
В проведенном нами исследовании внимание было направлено на изучение того, какое место развод родителей, пережитый в детстве, занимает в структуре индивидуального опыта взрослого.
В истории психологии к изучению опыта обращались многие ученые (У Джеймс, Дж. Мид, З. Фрейд, К. Юнг, Р. Бернс, К. Роджерс, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. А. Ганзен, Т. И. Ронгинская, А. Н. Лактионов), обозначившие функцио-
Москвина Елизавета Александровна — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: e.moskvina@bk.ru
© Е. А. Москвина, 2013
нальное значение опыта в жизни человека: опыт служит поддержанию идентичности человека на протяжении жизни; в опыте интегрируется информация, накопленная индивидом, на основе которой происходит регуляция поведения, деятельности, взаимодействия индивида в социуме; опыт определяет восприятие действительности; на основе опыта формируется «Я-концепция» человека, его представления о других и о мире; приобретенный в детстве опыт способен определять психическое развитие индивида и играть роль в формировании взрослой личности; осознание и принятие опыта являются условием, при котором становится возможной самоактуализация [11-17].
Ранние детские воспоминания, являясь частью биографической памяти и хранилищем индивидуального опыта взрослого (А. Н. Лактионов), представляют собой богатый источник информации о человеке в настоящем, в них отражаются базисные жизненные установки, жизненный стиль, цели, потребности, модель межличностных отношений субъекта, основные жизненные трудности и способы их преодоления (А. Адлер, З. Фрейд). Данные категории могут изучаться путем исследования сюжетов, описанных в воспоминаниях и присутствующих в воспоминаниях людей (А. Адлер, G. J. Manaster, T. B. Perryman). Присутствие или отсутствие в воспоминаниях матери и отца позволяет определить особенности отношений субъекта со значимыми людьми в настоящем. Чувства, отраженные в воспоминаниях, соответствуют эмоциональному тону избранного человеком стиля жизни и дают информацию о его восприятии себя, других людей и мира в целом. К изучению чувств, связанных с воспоминаниями детства, обращались в своих исследованиях А. Адлер, G. J. Manaster, T. B. Perryman, S. Thei-ler и др. [18-21].
В проведенном нами исследовании фокус внимания был сосредоточен на изучении опыта детства в структуре индивидуального опыта взрослого, запечатленного в ранних детских воспоминаниях (РДВ).
Были исследованы РДВ взрослых, переживших развод родителей в детстве, и РДВ взрослых, не имеющих опыта развода родителей. Задачами исследования явились:
1) изучение сюжетов РДВ взрослых;
2) изучение переживаний, присутствующих в РДВ взрослых, и их выраженности;
3) проведение сравнительного анализа качественного своеобразия РДВ взрослых, переживших развод родителей в детстве, и не имеющих данного опыта.
В исследовании приняли участие 160 человек, из них 128 женщин (составивших 80% выборки) и 32 мужчины (составивших 20% выборки) в возрасте от 18 до 50 лет. Средний возраст респондентов — 25 лет. Респонденты были объединены в две группы: в группу № 1 вошли взрослые, пережившие в детстве развод родителей (80 человек), в группу № 2 — взрослые, чьи родители не разводились (80 человек).
Для изучения воспоминаний детства применялась методика исследования ранних детских воспоминаний, предложенная А. Адлером и модифицированная согласно задачам исследования. Испытуемым было предложено описать первое раннее воспоминание своего детства и ответить на вопросы относительно субъективных переживаний, присутствующих в воспоминании.
Анализировались следующие категории РДВ: возраст субъекта, к которому относится РДВ; темы и персонажи РДВ; значимость РДВ; переживания, связанные с событиями, описанными в РДВ.
Для решения поставленных задач был проведен качественный и количественный анализ данных. Статистическая обработка проводилась с помощью программы «SPSS
Version 21.0». Применялись f-критерий Стьюдента и [/-критерий Манна—Уитни (для вычисления достоверности различий средних значений в независимых выборках), критерий ч1-Пирсона (для вычисления достоверности различий частот в независимых выборках). Для изучения взаимосвязей между отдельными исследуемыми параметрами применялся корреляционный анализ по Спирмену.
Согласно результатам исследования, первые ранние воспоминания респондентов, чьи родители развелись, относятся в среднем к возрасту 5,4 лет, РДВ взрослых из полных семей — к возрасту 3,7 лет. Вероятно, в связи с переживанием развода родителей взрослому человеку оказывается сложнее вспомнить события детства, относящиеся к более ранним периодам развития. Это может быть объяснено феноменом детской амнезии, описанным З. Фрейдом и заключающимся в утрате воспоминаний о первых годах жизни. Согласно психоаналитическому подходу, забывание событий раннего детства свидетельствует об их травматическом характере. Забывание происходит за счет работы защитных механизмов — вытеснения и подавления. Можно предположить, что дети из полных семей в раннем детстве реже сталкиваются с травмирующими событиями, вследствие чего во взрослом возрасте им оказывается легче обращаться к более ранним воспоминаниям.
При изучении персонажей, присутствующих в РДВ, внимание было сосредоточено на определении частоты упоминания респондентами своих родителей. Установлено, что в РДВ взрослых обеих групп мать присутствует чаще, чем отец. У взрослых, не имеющих опыта развода родителей, мать присутствует в воспоминаниях в 76,92% случаев, отец — в 38,46% случаев. У взрослых из разведенных семей РДВ связаны с матерью в 60,87% случаев, с отцом — в 15,22%. При этом установлено, что среди РДВ взрослых, переживших развод, достоверно реже встречаются воспоминания, в которых присутствуют оба родителя (p < 0,01), и воспоминания, в которых присутствует отец (p < 0,01). Согласно представлениям А. Адлера, отсутствие родителей в воспоминаниях может быть показателем неудовлетворения потребности во внимании в детстве. Основываясь на этой идее, можно выдвинуть предположение, что у взрослых, переживших развод родителей, потребность во внимании со стороны значимых людей может быть более выражена, чем у взрослых из полных семей.
Был проведен контент-анализ РДВ, в ходе которого анализировались сюжеты, описанные в РДВ, и частота их встречаемости. Для определения сюжетов была использована категория «Темы» из Шкалы явного содержания ранних воспоминаний, разработанная G. J. Manaster и T. B. Perryman [18], и список сюжетов, разработанный М. В. Га-лимзяновой [22] при исследовании ранних детских воспоминаний. При изучении РДВ в ходе данного исследования список сюжетов был расширен с учетом особенностей описанных респондентами воспоминаний.
Контент-анализ позволил определить сюжеты, характерные для РДВ взрослых, переживших и не переживавших развод родителей. Было установлено, что различные сюжеты РДВ респондентов из полных и неполных семей встречаются с различной частотой (табл. 1).
Установлено, что у взрослых, чьи родители развелись, в РДВ наиболее часто встречаются следующие сюжеты: покидание, оставление близкими; получение внимания, взаимность, принятие; совместная деятельность; беспомощность, неудовлетворение потребности в помощи; возвращение родителей, встреча после долгой разлуки.
Таблица 1. Частота встречаемости сюжетов в РДВ взрослых, переживших развод родителей (группа № 1), и взрослых, не имеющих в опыте развода родителей (группа № 2)
Сюжет Группа № 1 (%) Группа № 2 (%) р-уровень значимости
Покидание, оставление близкими 17,2 7,5 0,092
Получение внимания, взаимность, принятие 14,0 17,5 0,664
Совместная деятельность 11,8 30,0 0,006**
Беспомощность. Неудовлетворение потребности в помощи 11,7 5,0 0,247
Возвращение родителей, встреча после долгой разлуки 7,8 8,7 1,000
Достижения 3,2 7,5 0,495
Творчество 2,4 16,3 0,005**
Открытая враждебность, спор, конкуренция 1,6 7,5 0,117
Преодоление препятствий 0,8 8,7 0,007**
Осознание собственной взрослости 0,0 7,5 0,028*
Примечания: * — уровень значимости р < 0,05; ** — уровень значимости р < 0,01.
В РДВ респондентов из полных семей наиболее часто встречающимися являются сюжеты: совместная деятельность; получение внимания, взаимность, принятие; творчество; возвращение родителей, встреча после долгой разлуки; преодоление препятствий; покидание, оставление близкими; достижения субъекта; открытая враждебность, спор, конкуренция; осознание собственной взрослости.
При переживании в детстве развода родителей в самых ранних воспоминаниях чаще запечатлеваются ситуации покидания и оставления близкими (17,2% РДВ). В РДВ взрослых из полных семей этот сюжет встречается значительно реже (в 7,5% РДВ). Достоверность различия установлена на уровне тенденции (р = 0,092). При этом в РДВ респондентов, переживших развод, встречаются сюжеты, в которых после описания покидания родителями следует описание их возвращения. Особенно это прослеживается в РДВ об отце. Вероятно, в связи с тем, что взрослые, чьи родители развелись, в детстве чаще чувствовали себя покинутыми, воспоминания о возвращении значимых близких являются для них особенно ценными и чаще сохраняются в активной памяти. Возможно, включение в воспоминание возвращения родителей позволяет снизить травматичность переживаний.
Взрослые, чьи родители развелись, описывают в 11,7% РДВ ситуации столкновения с трудностями и собственную беспомощность в связи с ними (у респондентов из полных семей этот сюжет встречается в 5,0% РДВ). При этом испытуемые из полных семей в 16,3% РДВ, напротив, описывали ситуации, когда они проявляли самостоятельность и брали на себя ответственность. Помимо этого, в РДВ взрослых из полных семей встречаются сюжеты о собственных достижениях в детстве (7,5% РДВ) и сюжеты, в которых подчеркивается осознание собственной взрослости (7,5% РДВ). Вероятно, в связи с переживаниями покинутости в детстве взрослые, чьи родители развелись, более склонны чувствовать себя зависимыми от других людей и нуждающимися в их поддержке и помощи, в связи с чем проявление ими несамостоятельности более
вероятно. Взрослые, воспитывавшиеся в полных семьях, напротив, с большей вероятностью проявляют самостоятельность и берут на себя ответственность.
Отмечено, что, в отличие от взрослых из полных семей, респонденты, чьи родители развелись, значительно реже (р = 0,117) описывают в РДВ события, связанные с открытой враждебностью, спорами, конкуренцией (частота описания в группе взрослых из полных семей составила 7,5%, из разведенных семей — 1,6%). Это предположительно связано с тем, что в случае развода родителей человек может испытывать страх перед конфликтными ситуациями и выражением гнева, поскольку, согласно примеру взаимоотношений родителей, конфликт неизбежно ведет к разрушению отношений.
Сюжеты, связанные с совместной деятельностью, а также получением внимания, взаимностью и принятием, характерны для РДВ взрослых независимо от наличия в опыте детства развода родителей. Однако данные сюжеты встречаются в РДВ взрослых из полных семей значительно чаще, чем в РДВ взрослых, переживших развод родителей. При этом в РДВ респондентов из неполных семей чаще описывается получение внимания в форме подарков и наград. Вероятно, в связи с разводом родителей ребенок чаще получает внимание в форме материальных ценностей, что запечатлевается в воспоминаниях. Вероятно, в последующем для ощущения собственной значимости для других людей взрослым из разведенных семей может чаще требоваться материальное подтверждение как форма выражения любви и принятия.
Часто встречающимся сюжетом РДВ респондентов из полных семей является творчество (16,3% РДВ). При этом респонденты из неполных семей описывают процесс собственного творчества лишь в 2,4% РДВ (установлен уровень значимости различия р = 0,005). В рамках гуманистической психологии склонность к творчеству рассматривается как врожденная. Творчество является условием для удовлетворения потребности в самоактуализации. Однако существуют факторы среды, блокирующие возможность самовыражения. Можно предположить, что взрослые, воспитывавшиеся в полных семьях, находят больше возможностей проявлять свои творческие способности.
Для изучения эмоционального отношения и восприятия респондентами ситуаций, описанных в РДВ, были исследованы субъективные переживания взрослых, которые для них связаны с воспоминаниями. С этой целью после описания воспоминания испытуемым предлагалось заполнить бланк со списком переживаний, выраженность которых в РДВ нужно было оценить по шкале семантического дифференциала, в баллах от 0 до 4. Список был составлен на основании списков переживаний, разработанных Х. Хендриксом для практической работы с семьями, а также списка травматических переживаний детства, исследованных М. В. Галимзяновой [22, 23]. Анализ проводился путем сравнения средних значений показателей выраженности переживаний в группах № 1 и № 2. Было установлено, что наиболее выраженными переживаниями в РДВ взрослых из разведенных и неразведенных семей являются: любопытство, радость, удивление, интерес, доверие, удовлетворение, безопасность, любовь, тревога, удовольствие, бессилие (табл. 2).
Можно предположить, что данные переживания составляют основу эмоционального фона ранних воспоминаний взрослых вне зависимости от наличия опыта развода родителей в детстве.
Таблица 2. Наиболее выраженные переживания в РДВ взрослых, чьи родители разведены (группа № 1), и взрослых, не имеющих в опыте развода родителей (группа № 2)
Показатель Группа №1 Группа №2 В целом по выборке р-уровень значимости
Сырые баллы % Сырые баллы % Сырые баллы % Стд. откл.
любопытство 2,08 52,08 2,44 60,94 2,29 57,14 1,70 0,664
радость 1,92 48,08 1,80 44,94 1,85 46,18 2,44 0,458
удивление 1,75 43,75 1,69 42,31 1,72 42,88 1,50 0,836
интерес 1,73 43,27 1,81 45,25 1,78 44,47 1,60 0,743
доверие 1,63 40,87 1,59 39,74 1,61 40,19 1,51 0,935
удовлетворение 1,58 39,42 1,81 45,13 1,71 42,83 1,64 0,430
безопасность 1,58 39,42 1,67 41,77 1,63 40,84 1,57 0,700
любовь 1,56 38,94 1,75 43,67 1,67 41,79 1,54 0,514
тревога 1,51 37,75 1,61 40,19 1,57 39,23 1,58 0,812
удовольствие 1,50 37,50 1,77 44,30 1,66 41,60 1,63 0,329
бессилие 1,50 37,50 0,96 24,04 1,18 29,42 1,54 0,059
Вместе с тем были установлены различия (на уровне тенденции) при сравнении выраженности переживаний бессилия, отвергнутости и покинутости в РДВ (табл. 3).
Таблица 3. Переживания в РДВ взрослых, чьи родители разведены (группа №1), и взрослых, не имеющих в опыте развода родителей (группа №2)
Показатель Группа №1 Группа №2 В целом по выборке р-уровень значимости
Сырые баллы % Сырые баллы % Сырые баллы % Стд. откл.
бессилие 1,50 37,50 0,96 24,04 1,18 29,42 1,54 0,059
отвергнутость 1,15 28,85 0,56 13,92 0,79 19,85 1,708 0,060
покинутость 1,04 25,96 0,61 15,19 0,78 19,47 1,261 0,095
Таким образом, РДВ респондентов из разведенных семей связаны в среднем с более выраженными переживаниями бессилия, покинутости и отвержения, чем РДВ взрослых, в опыте которых развод родителей отсутствует. Г. Фигдор, изучавший переживания детей в связи с разводом родителей, описывал данные переживания, как характерные для ребенка в ситуации развода. На основании этого можно предположить, что переживания, связанные с разводом родителей, в дальнейшем воспроизводятся в ранних детских воспоминаниях, вплетаясь в образ детства и становясь частью его эмоционального тона.
Было изучено, насколько значимыми для взрослых являются их первые ранние воспоминания. Для определения значимости РДВ использовалась шкала семантиче-
ского дифференциала. Для взрослых, переживших в детстве развод родителей, значимость РДВ составила 65,38%, что превышает степень значимости РДВ взрослых, не имеющих опыта развода родителей (58,33%). Однако это различие не является статистически достоверным (p = 0,146). Таким образом, опыт детства оказывается в равной степени значимым для взрослых вне зависимости от опыта развода родителей. При этом на основе корреляционного анализа было установлено, что более значимые РДВ взрослых из разведенных и неразведенных семей имеют отличительные особенности. В группе взрослых из разведенных семей уровень значимости РДВ образует положительные взаимосвязи с выраженностью переживаний одиночества, чувства неполноценности, ревности, несправедливости (p < 0,05). В то время как для взрослых из полных семей более значимые РДВ связаны с такими переживаниями, как восторг, гордость, доверие, спокойствие, нежность, любопытство (p < 0,05), воодушевление, удовольствие, радость (p < 0,01). Можно предположить, что значимые РДВ взрослых из полных семей имеют более положительный эмоциональный фон, в отличие от РДВ взрослых из разведенных семей, для которых более значимые воспоминания связаны с более негативными переживаниями.
На основании результатов исследования можно сделать следующие выводы. Опыт переживания развода родителей в детстве оказывается значимым для формирования образа детства в целом. Для человека, пережившего в детстве развод родителей, наиболее значимыми оказываются воспоминания, связанные с негативными переживаниями. Ранние воспоминания взрослых, переживших развод родителей, относятся к более поздним стадиям развития, характеризуются более выраженными переживаниями покинутости, бессилия, отвергнутости, реже связаны с упоминанием матери и отца в отдельности и присутствием обоих родителей одновременно, связаны с темами покидания, оставления близкими, беспомощности и неудовлетворением потребности в помощи, возвращением родителей и встречей после долгой разлуки с ними. Воспоминания взрослых, в опыте детства которых отсутствует развод родителей, относятся к более ранним стадиям развития, в них чаще присутствуют мать и отец, их воспоминания чаще связаны с темами совместной деятельности, получением внимания, взаимности, принятия, творчеством, проявлением самостоятельности и принятием ответственности.
Литература
1. Hetherington E. M. Coping with divorce, single parenting, and remarriage: A risk and resiliency perspective. Mahvvah, NJ: Erlbaum, 1999. 376 p.
2. Wallerstein J., Kelly J. Surviving the breakup: How parents and children cope with divorce. New York: Basic Books, 1980. 352 p.
3. Галимзянова М. В., Романова Е. В., Москвина Е. А. Особенности образа родителей и брачного партнера у взрослых, переживших развод родителей в детстве // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2010. Вып. 4. С. 113-119.
4. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1991. 336 с.
5. Матейчик З. Родители и дети. М.: Просвещение, 1992. 320 с.
6. Трапезникова Т. М. Этика и психология семейных отношений. Л.: ЛГУ, 1988. 80 с.
7. Фигдор Г. Беды развода и пути их преодоления. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 368 с.
8. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М.: Наука, 1995. 382 с.
9. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. 160 с.
10. Чернавина Г. Ребенок в зеркале развода // Семейная психология. 2001. № 16. С. 34-41.
11. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Издательство ЛГУ, 1968. 338 с.
12. Выготский Л. С. Вопросы теории и истории психологии // Выготский Л. С. Собр. соч. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 487 с.
13. Ганзен В. А., Ронгинская Т. И. Системное описание социального опыта // Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. Вып. 13. С. 5-9.
14. Лактионов А. Н. Координаты индивидуального опыта. Харьков: Бизнес Информ, 1998. 492 с.
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 713 с.
16. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991. 456 с.
17. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев: Альфа, 1994. 378 с.
18. Manaster G. J., Perryman T. В. Early recollections and occupational choice // Journal of individual psychology. 1974. N 30. P. 232-237.
19. Theiler S. The efficacy of Early Childhood Memories as indicators of current maladaptive schemas and psychological health. School of Social and Behavioural Sciences, Swinburne University of Technology, Victoria, Australia, 2005. 423 р.
20. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. 30-60-е годы ХХ века / под ред П. Я. Гальперина. М.: Издательство МГУ 1986. 352 с.
21. Адлер А. Наука жить. Киев: Port-royal, 1997. 288 с.
22. Галимзянова М. В. Субъективные переживания детства и Я-концепция взрослого: дис. ... канд. пси-хол. наук. СПб., 2006. 327 с.
23. Hendrix H. Keeping The Love You Find. New York: Atria books, 1992. 328 р.
Статья поступила в редакцию 20 декабря 2012 г.