ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, СОЦИУМ И КУЛЬТУРА ECONOMICS, POLITICAL SCIENCЕ, SOCIETY AND CULTURE
УДК 316.356.2
DOI статьи: 10.17238/issn2221-2698.2016.24.5
Моральные ценности в семейно-брачных отношениях
•• 1 молодежи г. Архангельска
© Верещагин Илья Федорович, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социологии, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected] © Сергичева Евгения Алексеевна, магистрант, Высшая школа гуманитарных наук и международных коммуникаций, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В.Ломоносова. E-mail: [email protected] Аннотация. В статье приведены результаты социологического исследования, проведенного в декабре 2014 — мае 2015 г. в городе Архангельске. Целью исследования было составление образа идеального брака, а также анализ роли моральных ценностей в семейно-брачных отношениях современной молодёжи г. Архангельска. С помощью таких методов, как анкетный опрос, анализ документов и экспертное интервью, были получены данные, во многом дублирующие результат опроса ФОМ и имеющие значение при прогнозировании изменения роли духовности в семейных ценностях молодёжи.
Ключевые слова: брак, семья, молодёжь, мораль, ценность, духовность
Moral values in family relations of youth in Arkhangelsk
© Ilya F. Vereschagin, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of philosophy and sociology, Lomonosov Northern (Arctic) Federal University. E-mail: [email protected] © Evgenia A. Sergicheva, master degree student, High School of Humanities and International Communications, Lomonosov Northern (Arctic) Federal University. E-mail: [email protected] Abstract. The article presents the results of a sociological survey conducted in December 2014 — May 2015 in Arkhangelsk. The aim of the study was to make an image of the perfect marriage and analysis of the role of moral values in family-marriage attitudes of contemporary youth in the Arkhangelsk. By using such methods as questionnaire survey, document analysis and expert interviews, data were obtained, largely duplicating the result of the survey conducted by FOM and important in predicting the change of the role of spirituality in family values of youth.
Keywords: marriage, family, youth, morality, values, spirituality
Введение
Территории Арктической зоны России на сегодняшний момент являются наиболее перспективными с точки зрения государства. Однако их развитие зависит от активности со-
1 Статья подготовлена в рамках исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда — проект № 15-18-00104 «Российская Арктика: от концептуализации к эффективной модели государственной этнонацио-нальной политики в условиях стабильного развития регионов»
циально-демографического поведения молодых поколений. Образ «идеальной молодой семьи» в сознании как сельских, так и городских жителей определяет будущее данного региона. Ещё в недалеком прошлом считалось, что каждый молодой человек должен быть готов и, что немаловажно, должен хотеть стать отцом или матерью. В современном мире мы можем наблюдать неоднозначную картину: зачастую у молодёжи формируется легкомысленное отношение к половой жизни, отношение к браку и детям как к барьеру на пути к успешной карьере, которая, в свою очередь, является эталоном успешности. Кто-то может считать такие установки на будущее безнравственными и эгоистичными, но такой образ мышления связан не с уходом нынешней молодёжи от стандартных семейных ценностей, заложенных религией и укоренившихся в умах старшего поколения, а с перестройками во всей жизни общества (глобализация, гендерное равенство, экономическая ситуация).
Если обратиться к современному российскому обществу, и к населению севера России в частности, то следует заметить, что молодёжь стремится устроиться в жизни: приобрести жилье, построить успешную карьеру, обеспечить свою старость. Брак и дети сегодня рассматриваются как «продолжение рода» и «лишние материальные затраты». Наше исследование, проведённое на материалах г. Архангельска, крайне актуально для прогнозирования демографической ситуации Архангельского региона и анализа изменяющейся роли моральных ценностей в семейно-брачных отношениях молодёжи.
Мнения исследователей семьи и брака
Чтобы сделать вывод об изменении семейных ценностей, необходимо обратиться к истокам, а конкретнее — к Библии. В ней заложены представления о разном положении супругов в браке: «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви... Но как церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всем». «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщён» [1]. В то же время, муж должен любить и оберегать свою жену, как Христос любит Церковь. Из подобных высказываний апостола Павла можно сделать вывод о том, что в христианстве заключены такие базовые семейные ценности, как патриархат, взаимоуважение, доверие, взаимопомощь. С течением времени все ценности претерпевают определенные изменения, и семейные — не исключение. Далее стоит обратиться к трудам исследователей с целью конкретизировать данные метаморфозы.
Об изменении образа семьи и брака исследователи рассуждают уже давно. Так, выдающийся учёный П.А. Сорокин, рассматривая институт семьи, пришел к выводу, что он переживает серьёзный кризис [2]. В доказательство наступившего кризиса семейного союза
Питирим Александрович приводит следующие факты: уменьшение числа зарегистрированных браков, рост числа разводов, уменьшение рождаемости, увеличение количества внебрачных детей, слабая охрана брака государством, рост проституции и разрушение религиозной основы брака. П.А. Сорокин резко осуждает семьи, нежелающие заводить детей, потому что дети, по его мнению, — это основа брака. Автор видит причину кризиса также в утрате связи родителей с детьми. Семья перестала выполнять функции воспитательницы, школы и опекуна. Теперь все эти функции выполняют разные организации [3]. Итог его высказываний — ценность семьи утратила былую значимость для людей, теперь «в моде» свободные отношения и представление о детях, как об обузе. Интересно то, что браком П.А. Сорокин считал отношения, признанные государством, то есть официально зарегистрированные. Следовательно, например, венчание в церкви браком как таковым он не считал. Такой позиции придерживается большая часть современной молодёжи.
С.И. Голод сравнивает женщин с евреями [4]. Женщины так же, как эта нация, долго не имели свободы, а затем, получив её, были вынуждены в одночасье доказать своё право на «непохожесть». Так как правила и законы были установлены мужчинами, «эталонами человека», здесь женщинам было сложно что-либо изменить. Зато было покончено с терпеливым принятием женщинами насилия в семье и с «односторонней» верностью. Патриархальная модель семьи с того момента была разрушена. Ослабление зависимости детей от родителей и жены от мужа позволяет говорить о новом типе семьи. «Семейный очаг» стал теперь тем местом, куда человек может прийти, получить всё необходимое, то, чего он не мог получить в остальной социальной среде. Такую модель семьи С.И. Голод назвал «супружеской» [4]. Подобная семья больше похожа на предприятие, агенты которого выгодно обмениваются «социальными дарами», иногда жертвуют своим благополучием в пользу другого члена семьи, стремятся самореализоваться. Такой представляется новая модель семьи. И этот факт также доказывает уход от традиционных, закреплённых в христианстве семейных ценностей.
Все эти доводы поспособствовали проведению социологического исследования с целью выяснения образа идеального брака для молодёжи г. Архангельска.
Основные категории
Важным является рассмотрение понятия «идеального» брака. Чёткого общепринятого определения брака нет, поэтому браком мы будем считать союз мужчины и женщины, заключённый в органах ЗАГС. Что касается «идеального» брака, то таковым мы будем считать брак, соответствующий идеалу. Для каждого человека такой брак свой. Мы же с помощью анкетного опроса выявили усреднённый «идеальный брак» для респондентов.
Фонд «Общественное мнение», проведя соответствующее исследование, предлагает собственный вариант картины идеальной семьи:
-I- Любовь, доверие, взаимопонимание.
-I- Двое детей.
-I- Жена зарабатывает если не больше, то наравне с мужем.
-I- Молодожёны живут отдельно от своих родителей.
-I- Воспитанием детей занимаются оба супруга.
4- Муж старше жены на 4-5 лет 2.
Также необходимо определиться с понятием «молодёжь». Отечественная социология на данный момент чаще всего оперирует границами в 15(16)—29(30) [5]. Нижней возрастной границей мы считаем 18 лет, так как к этому возрасту в организме человека заканчиваются физиологическое и психологическое половое «созревание», с этого возраста молодые люди России могут вступать в брак. Верхней границей многие авторы предлагают считать 29-30 лет в силу того, что к этому возрасту заканчивается брачная социализация, что важно для темы данной работы. Мы остановились на границе в 29 лет.
Моральные ценности отражают миропонимание человека, его представление о добре и зле, о справедливости, любви и взаимоотношениях между людьми. Они, несомненно, связанны с духовностью человека. Это понятие часто соотносят с такими категориями, как душевность, религиозность. Под духовностью мы понимаем такую стадию развития личности, при которой основными регуляторами поведения и жизнедеятельности в целом становятся высшие ценности (семья, любовь, мораль).
Экспертное интервью
В экспертном интервью принимали участие пять экспертов: специалист ЗАГС, преподаватель вуза (социология семьи), преподаватель общественных наук, практикующий психолог и начальник управления по социальной политике муниципального образования. Им были заданы вопросы, ответы на которые должны были проиллюстрировать экспертную точку зрения на кризис семьи, причины этого кризиса и на образ идеального брака в целом. Все эксперты согласились с тезисом об изменении облика семьи в сознании современной молодёжи, но меньшинство из них согласилось с тем, что такие изменения можно назвать кризисными. Главной причиной вступления в брак эксперты называют любовь. Следующей причиной является символический аспект свадьбы, а материальный фактор играет здесь одну из последних ролей. Данная установка иллюстрирует обращение к традиционным семейным ценностям.
2 Фонд «Общественное мнение». Образ идеальной семьи. URL: http://fom.ru/Rabota-i-dom/11024 (дата обращения 27.05.2016).
Введение штрафа за развод, наказания виновника развода, превращение церковного брака в официальную регистрацию отношений, по мнению экспертов, не нуждаются в реализации. Такая точка зрения отнюдь не показывает безразличное отношение экспертов к духовности и моральным ценностям. Современный уклад хоть и изменяется, но в правовом плане эта система работает исправно, и менять в ней ничего не стоит. «У нас есть система, зачем её трогать? Когда инструмент играет, зачем его настраивать?», — утверждает один из экспертов.
Перейдём к общественному мнению молодых людей об идеальном браке. Генеральную совокупность анкетного опроса составила молодёжь г. Архангельска. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской об-
ность рассчитывалась по таблице В.И. Паниотто с допущением 5% ошибки. Мы будем приводить данные по 406 опрошенным молодым людям. Возрастные рамки, в которые входят молодые люди, мы определили, как 18—29 лет. Были опрошены как холостые, так и состоящие в браке молодые люди. Полученные данные обрабатывались с помощью методов описательной статистики, построения таблиц сопряжённости и факторного анализа посредством применения программы IBM SPSS Statistics. Респондентов женского пола было опрошено 52,5%, мужского — 47,5%.
Зависимость предпочитаемой модели отношений в семье (патриархат, матриархат или равноправие) от пола респондентов в основном однозначна: и женщины (92%), и мужчины (84%) высказались за равноправие (таб. 1). Примечательно, что матриархат вовсе не рассматривался молодёжью как приемлемый вид отношений, а патриархат, хоть и менее выбираемый, приглянулся больше мужчинам. Такие результаты, возможно, связаны с возрождающейся религиозностью среди молодых людей.
Анкетный опрос
ласти, на 1 января 2014 г. насчитывается 60 782 молодых человека 3. Выборочная совокуп-
Таблица 1
Предпочитаемая модель семьи
Модель семьи
Укажите, пожалуйста, Ваш пол
Итого
Патриархат Матриархат Равноправие Итого
Женский Мужской
18 (8%) 26 (16%) 0 (0%) 0 (0%)
195 (92%) 167 (84%)
213 (53%) 193 (47%)
44 (11%) 0 (0%) 362 (89%) 406 (100%)
3 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области. Официальная статистика. Население. URL: http://arhangelskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/arhangelskstat/ru/ statistics/population/ (дата обращения 27.05.2016).
Семейные обязанности рассматриваются молодёжью таким образом:
1. Женскими обязанностями молодёжь считает воспитание детей, домашние обязанности, моральную поддержку.
2. Мужские обязанности — зарабатывание денег и воспитание детей.
3. Вместе супруги должны координировать семейный бюджет, воспитывать детей и сохранять психологический семейный климат.
Такое распределение обязанностей, без сомнений, можно охарактеризовать как традиционное. Женщина — хранительница очага, мужчина — добытчик. Представление об этих ролях, передающееся из поколения в поколение, на данный момент остаётся неизменным. Примечательно то, что воспитание детей считается обязанностью и мужей, и жён. Предпочтительное количество детей для молодёжи — «максимум 2» и «3 и более», последний вариант наиболее распространен в старшем возрасте. Таким образом, доводы общества о стремлении молодёжи к малодетности ошибочны.
Продолжая тему распределения обязанностей в семье, следует выяснить, кто должен иметь больший заработок. Ни один респондент не ответил, что жена должна зарабатывать больше (таб. 2). В остальных вариантах ответа мужчины и женщины были единогласны: мужчина обязан иметь заработную плату выше жены, либо не имеет значения то, кто будет обеспечивать семью. Эти ответы в который раз доказывают стремление современной молодёжи к равноправию не только в межличностных отношениях, но и в материальной сфере.
Таблица 2
Предпочтения респондентов относительно доходов супругов
Чей доход должен быть больше?
Мужа Жены Равный
Не имеет значения Итого
Укажите, пожалуйста, Ваш пол
Женский 97 (46%) 0 (0%) 28 (13%) 88 (41%) 213 (53%)
Мужской 78 (40%) 0 (0%) 27 (14%) 88 (46%) 193 (47%)
Итого
175 (43%) 0 (0%)
55 (14%)
176 (43%) 406 (100%)
Любовь остаётся главной причиной для брака (таб. 3). Ни улучшение материального положения, ни беременность, ни желание родителей респонденты не считают достаточным основанием для вступления в брак. Только отношения, фундаментом которых является любовь, могут привести к заключению брака и стать основой счастливой семьи. Такое распределение ответов респондентов можно считать иллюстрацией к упомянутому выше библейскому описанию идеальных отношений мужа и жены. При этом идеальный возраст женщин и мужчин для вступления в брак 21-25 и 26-30 соответственно.
Таблица 3
Причина вступления в брак
В идеале, брак - результат.
Укажите, пожалуйста, Ваш пол
Итого
Женский Мужской
Любви
Материальной несостоятельности
Желания родителей
Итого
207 (97%) 182 (94%) 389 (96%) 6 (3%) 0 (0%) 6 (1%) 0 (0%) 11 (6%) 11 (3%)
213 (53%) 193 (47%) 406 (100%)
Перейдём к выяснению главных причин для развода, по мнению молодёжи. Быт и рутина не могут стать весомой причиной для развода. В то время как измена в большинстве случаев поддерживается как веская причина для подачи заявления на развод. Также молодые люди не приемлют в супружеской жизни алкоголизм и наркоманию. Серьёзное заболевание, неспособность иметь детей, материальные проблемы в семье и отсутствие интимной близости не являются причинами для развода, по мнению молодёжи г. Архангельска. Таким образом, можно утверждать, что респонденты лояльно относятся к «недостаткам» своих партнеров и готовы мириться с таковыми. Исключением становятся измены, алкоголизм и наркомания.
Моральные ценности важны для брачной жизни, но они не всегда проистекают из религиозности молодёжи. Так, на вопрос о необходимости церковного брака молодые люди ответили следующим образом: венчание оказалось необходимым для 14% опрошенных, в то время как для половины респондентов такой союз не имеет значения, и всего 23% категорически против подобного союза (таб. 4). Также церковь не является тем институтом, на который могла бы рассчитывать современная семья. Большинство опрошенных либо утверждают о ненадобности её поддержки, либо затрудняются ответить. Таким образом, церковь не занимает главенствующей роли в семейно-брачных отношениях молодёжи, но в определенной степени способна на них влиять.
Для анализа образа идеального супруга, а именно для сокращения количества переменных, следовало применить метод факторного анализа. Итак, после проведения всех расчётов были выделены переменные, относящиеся к каждому из факторов.
Таблица 4
Мнение респондентов о церковном браке
Нужно ли регистрировать брак в церкви? Нужно Не нужно Не имеет значения Итого
56 (14%) 93 (23%) 257 (63%) 406 (100%)
Итого
-I- К первому фактору относятся все переменные, означающие гуманность, чувственность («Самоотдача»).
-I- Во второй фактор входят качества супруга, относящиеся к профессиональной сфере («Профессиональный капитал»).
-I- Третий фактор объединяет хозяйственность и внешность, которые формируются в родительской семье («Приданое»).
Главным фактором является «Самоотдача», что означает обращение молодых людей к моральным ценностям, постановке на первый план чувственной близости с партнером (совпадение характеров, взглядов на жизнь), ощущение заботы со стороны супруга. Этот вывод снова подтверждает тезис о доминировании романтических настроений при выборе партнёра для брака и обращении к духовности.
Подведём итог анализу общественного мнения молодёжи г. Архангельска об идеальном браке.
1. Для молодёжи равноправие является предпочитаемой моделью построения отношений в семье, в то время как матриархат абсолютно отсутствует в её сознании.
2. Женскими обязанностями молодёжь считает воспитание детей, домашние обязанности, моральная поддержка. Мужские обязанности — зарабатывание денег и воспитание детей. Вместе супруги должны координировать семейный бюджет, воспитывать детей и сохранять психологический семейный климат.
3. В качестве ключевых факторов для идеального брака молодые люди выделяют взаимопонимание, взаимную любовь и доверие. Идеальный брак основывается не на материальных ценностях, а на близости и гармонии между супругами.
4. При выборе супруга в молодёжной среде доминирует стремление к духовной близости и настоящей любви, которая, в свою очередь, является единственной весомой причиной для заключения брака.
Заключение
Целью нашей работы было составление образа идеального брака в сознании молодёжи г. Архангельска. Итак, идеальный брак это: равноправие; адекватное (приближенное к традиционному) распределение обязанностей в семье; возможность саморазвития для обоих супругов; 2-3 ребёнка. Этот образ вполне соответствует общероссийскому опросу Фонда «Общественное мнение», а это значит, что г. Архангельск не имеет значительных отклонений по этому вопросу от российского общества в целом.
Полученные данные позволили судить о возрастающей роли духовности и моральных ценностей в молодёжной среде, особенно в сфере семейных отношений. Лояльное отношение к патриархату, важность гармонии, взаимоуважения и взаимоответственности в отноше-
ниях, традиционное распределение семейных обязанностей между мужем и женой играют особую роль при построении идеальных отношений.
Литература
1. Библия. Еф. 5, 22-25, 28-30, 31-32, 33; Тим. 2, 12-15.
2. Сорокин П.А. Американская сексуальная революция. М.: Проспект, 2006. 147 с.
3. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. 350 с.
4. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: ТОО ТК, 1998. 271 с.
5. Сулимова Т.С. Молодёжь / Т.С. Сулимова // Социальная политика: толковый словарь. М.: Изд-во РАГС. 2002. 234 с.
References
1. Biblija. Ef. 5, 22-25, 28-30, 31-32, 33; Tim. 2, 12-15.
2. Sorokin P.A. Amerikanskaja seksual'naja revojucija. M.: Prospekt, 2006. 147 p.
3. Sorokin P.A. Glavnye tendencii nashego vremeni. M.: Nauka, 1997. 350 p.
4. Golod S.I. Semja i brak: istoriko-sociologicheskij analiz. SPb.: TOO TK, 1998. 271 p.
5. Sulimova T.S. Molodjozh'. Social'naja politika: tolkovyjslovar'. M.: Izd-vo RAGS. 2002. 234 p.