Научная статья на тему 'Особенности семейных ценностей и представлений о семейной жизни у молодежи'

Особенности семейных ценностей и представлений о семейной жизни у молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1085
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / ГРАЖДАНСКИЙ БРАК / ОФИЦИАЛЬНЫЙ БРАК / FAMILY / FAMILY VALUES / YOUTH / CIVIL MARRIAGE / OFFICIAL MARRIAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никифорова Александра Ивановна, Неустроева Евдокия Анатольевна, Ковтун Татьяна Юрьевна

Современный институт семьи переживает кризис, обусловленный изменениями взаимоотношений в семье, расстановкой ролей и типов семьи [1,2,3,4]. Повышается количество неполных семей, семей без регистрации брака, наблюдается рост количества разводов и т.д. В данной статье представлены результаты измерения ценностных ориентаций в отношении семьи и брака студентов Республики Саха (Якутия), а также исследуются причины разводов и сожительства. Проведен статистический анализ количества разводов. Представлены сравнительные результаты своего исследования с материалами опроса М.Е. Литвака. Статья может служить базой для проведения исследований, направленных на изучение проблем и особенностей современной студенческой семьи, результаты исследования можно использовать при организации работы с семьей и молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Никифорова Александра Ивановна, Неустроева Евдокия Анатольевна, Ковтун Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH ATTITUDE RESEARCH TOWARDS FAMILY AND FAMILY VALUES

The modern institution of the family is experiencing a crisis caused by changes in relationships in the family, the roles and types of family [1,2,3,4]. The number of single-parent families, families without marriage registration increases, the number of divorces increases, etc.this article presents the results of measuring the value orientations in relation to the family and marriage of students of the Republic of Sakha (Yakutia), as well as the causes of divorce and cohabitation. A statistical analysis of the number of divorces. Comparative results of the research with materials of survey of M. E. Litvak are presented. The article can serve as a basis for research aimed at studying the problems and characteristics of the modern student family, the results of the study can be used in the organization of work with family and youth.

Текст научной работы на тему «Особенности семейных ценностей и представлений о семейной жизни у молодежи»

Психология

УДК 159.9

магистрант Никифорова Александра Ивановна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат психологических наук, доцент Неустроева Евдокия Анатольевна ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Ковтун Татьяна Юрьевна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У

МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Современный институт семьи переживает кризис, обусловленный изменениями взаимоотношений в семье, расстановкой ролей и типов семьи [1,2,3,4]. Повышается количество неполных семей, семей без регистрации брака, наблюдается рост количества разводов и т.д. В данной статье представлены результаты измерения ценностных ориентаций в отношении семьи и брака студентов Республики Саха (Якутия), а также исследуются причины разводов и сожительства. Проведен статистический анализ количества разводов. Представлены сравнительные результаты своего исследования с материалами опроса М.Е. Литвака. Статья может служить базой для проведения исследований, направленных на изучение проблем и особенностей современной студенческой семьи, результаты исследования можно использовать при организации работы с семьей и молодежью.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, молодежь, гражданский брак, официальный брак.

Annotation. The modern institution of the family is experiencing a crisis caused by changes in relationships in the family, the roles and types of family [1,2,3,4]. The number of single-parent families, families without marriage registration increases, the number of divorces increases, etc.this article presents the results of measuring the value orientations in relation to the family and marriage of students of the Republic of Sakha (Yakutia), as well as the causes of divorce and cohabitation. A statistical analysis of the number of divorces. Comparative results of the research with materials of survey of M. E. Litvak are presented. The article can serve as a basis for research aimed at studying the problems and characteristics of the modern student family, the results of the study can be used in the organization of work with family and youth.

Keywords: family, family values, youth, civil marriage, official marriage.

Введение. Семья является важнейшей составляющей нашей жизни. Именно в ней человек получает свой первый опыт в жизни и первые знания, в семье формируется основа личности. Семья является основой формирования личности человека, его системы жизненных ценностей и норм социальных взаимоотношений, являющийся инструментом для освоения социальной среды. Успешную социализацию гарантируют наличия благоприятных социально-культурных, духовно-нравственных и медико-педагогических факторов семьи на разных этапах ее развития. При этом семья должна обладать атрибутами полноценной, стабильной, здоровой структуры. Но, в настоящее время институт семьи переживает кризис. Показателями кризиса института семьи являются: низкая рождаемость, высокий уровень абортов, ранние беременности, повышающееся количество неполных семей (матери-одиночки), популярность сожительства без регистрации брака (гражданский брак), увеличивающееся число разводов [5].

Изложение основного материала статьи. Изучению молодежной проблематики посвящены труды таких зарубежных исследователей, как К. Мангейм, У Миллер, В. Райх, С. Холл, С. Эй-зенштадт, Э. Эриксон, а также исследования российских ученых Ю.А. Зубок, М.Н. Руткевича, Л.Я. Рубинной, Ф.Р Филиппова, В.Н. Шубкина, В.И. Чупрова.

Многие исследователи молодой семьи рассматривали проблемы институциональных и социально-психологических аспектов семейных взаимоотношений в молодежной среде. Особое внимание степени готовности молодых людей к решению реальных проблем семейной жизни (О.В. Фролов); взаимосвязи мотивов брачного выбора и степени неустойчивости молодой семьи в первые годы брака (И.В. Игнатова); конфликтности в молодой семье (В.А. Сысенко); начальному периоду жизни молодой семьи (А. Кроутер, А. Кузьмин, С. Макхель, Б. Павлов и др.) [6].

В нашем исследовании мы опираемся на работы М.Е. Литвака, психолога, психотерапевта, доктора медицинских наук, одного из ведущих исследователей взаимоотношений между полами, утверждающего, что: «отношения нужно начинать психологически здоровым, самоактуализировавшимся личностям, в противном случае, это ведет к невротической любви» [7], данную точку зрения разделяют и другие исследователи Карен Хорни, Аллан Фром [8, 9].

В одном из самых масштабных исследований М.Е. Литвака было опрошено 10 000 семей, из которых были отобраны те, кто прожил в браке более 10 лет и считал, свою семейную жизнь счастливой. Таких семей было выявлено 400. Им был задан один вопрос - «Вступили бы Вы в брак с Вашим супругом(ой), если бы сейчас были свободны и полностью от него/нее не зависели?» Только 5% мужчин ответили, что еще раз взяли бы в жены свою супругу. Женщин, готовых вновь повторить свой выбор оказалось чуть больше — 9%. Взаимный выбор (чьи ответы совпали) было лишь у - 1% пар, т.е. - из 400 пар только пять были готовы повторить свой выбор. Остальные высказали не готовность повторить свой выбор. Данное исследование доказывает, что даже у благополучных пар существуют проблемы и только 1% пар являются счастливыми [10].

Исследователи Т.К. Ростовская и Н.А Ростовская, указывают, что доминанты семейно-брачных отношений молодой семьи, находятся в настоящее время в кризисе. Исследователями выявлена тенденция, того, что молодые семьи испытывают огромное влияние СМИ, изменяющих культурную составляющую пары [11].

Нами был проведен анализ института семьи и семейных ценностей в мировом сообществе, одним из наиболее авторитетных английских изданий «The Telegraph» в 2017 году, был опубликован рейтинг разводов по странам мира, в котором Россия находится на втором месте после Мальдив [12]. На Мальдивских островах на 1000 человек приходится 10,97 расторжений браков в год. По этому показателю государство даже было

отмечено в книге рекордов Гиннеса. Второе место в рейтинге занимает Россия (4,5 развода на 1000 человек), следом Белоруссия (4.1) и Латвия (3.6) [12].

Специалисты утверждают, что основной причиной расторжения браков является ошибка при выборе партнера. Почему так случается? Причин много, в том числе:

- необдуманное, поспешное вступление в брак;

- брак по расчету, например, ради решения жилищного вопроса;

- вынужденное заключение брака из-за беременности;

- давление на молодых со стороны родителей, родственников или друзей [13, 14].

Проанализировав статистику браков и разводов за январь - сентябрь 2017 года по Российской Федерации, мы выявили рост количества браков на 8,5 % в 2017 году по сравнению с коэффициентом браков на 2016. На сайте информационного агентства «Regnum» (РФ) отмечается, что эта тенденция связана с выгодой от вступления в брак: жить в браке «выгоднее, полезнее и удобнее» [15].

Статистика показывает, что в 2016 году по России число браков было 6,7 на тысячи человек населения, в то время как в 2017 году наблюдается повышение - 7,1. Число разводов в 2016 составляло 4,1, а в 2017 году -4,2. Таким образом количество браков по России на 2017 по сравнению с 2016 выросло, но вместе с этим выросло и число разводов. Все еще большая часть браков распадается.

Статистика по РС(Я) показывает, что в 2016 году число браков на 1000 населения приходилось 6,5, а разводов 4,3. По сравнению с 2015, в 2016 году количество браков стало меньше (было 8,0), но число разводов держится нам том же уровне (4,2) [16].

Так же высок процент, так называемого, «гражданского брака», на деле же, фактического сожительства, без регистрации, в России в гражданском браке живут около половины всех пар и это бич нашего времени, по заявлению демографов. По статистике, большинство таких союзов распадаются через четыре года. Пары без штампа в паспорте реже заводят детей и ссорятся вдвое чаще, в основном из-за денег, потому как каждый из партнеров считает себя самостоятельным, независимым от другого. Многие оправдывают гражданский брак тем, что не видят необходимости в «лишних бумагах», что государство не должно вмешиваться в отношения пары. На самом деле именно передача фамилии жене, подписи о регистрации брака и есть ознаменование новой семьи, без данной «бумажной» волокиты, семья не формируется. Только страх, недоверие и неуверенность заставляют людей вступать в гражданский брак. Несомненно, существует множество пар, проживших в гражданском браке, а затем узаконивших свои отношения, однако, если пара прожила вместе больше года, то чаще всего эти отношения остаются сожительством [17].

Сожительство удобно, тем, что не несет в себе ответственности. В гражданских браках сейчас состоит огромное количество пар. Люди живут друг с другом годами, приобретают общее имущество, рожают детей, но при этом не расписываются, а значит, семьей с точки зрения закона они не являются. То есть при наличии всех признаков, такие семьи не могут полноценно защитить свои права. Таким образом, если не обговорены предположительные сроки совместного сожительства, пара расстается, часто из-за начальной установки на расставание, но не признается в этом. Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис пишут, что совместное сожительство, может рассматриваться как попытка избежать ответственности как юридической, финансовой, социальной и т.д. Это способ получения положительных моментов от брака без самого брака, а значит - без рисков и ответственности [18].

В учебном пособии Шнейдера Л.Б. «Основы семейной психологии» описано небольшое исследование, проведенном среди студентов Кемеровского университета (55) человек, где было выявлено, что более половины юношей и девушек выбрали зарегистрированный брак, в пользу которого назвали такие положительные стороны как - стабильность, надежность, возможность завести детей и большей ответственности друга за друга. Треть студентов, выбравших незарегистрированный брак, в пользу своего выбора отметили, что в сожительстве чувствуешь себя свободнее, из-за возможности более легкого расставания. Л.Б. Шнейдер считает, что основными причинами появления гражданских браков является отсутствие сиблинга в семье, т.е. отсутствие братьев и сестер, выстраивая отношения, с которыми, человек учится выстраивать отношения с людьми. А в современных семьях - наличие одного ребенка - частое явление. Вторая причина - проба на совместимость характеров, исследования дали положительные результаты, что пары, перед браком сожительствовавшие, после регистрации брака, были более совместимыми и крепкими. Так же было выявлено, что в сожительстве мужчины были более довольны отношениями, но при этом имели более высокий показатель готовности расторжения отношений при появлении трудностей, чем мужчины, которые состояли в законном браке [19].

Так в статье «Семья до востребования. Почему россияне не хотят взрослеть?», вышедшей в 2014 году в «Российской Газете RG.RU», говорится, что всеобщий инфантилизм, который отмечается демографами по всему миру, как в сельских, так и в городских условиях, начался с 90-х годов. В это время резко были разрушены традиционные представления о взрослой жизни: появилось платное высшее образование, возможность дольше положенного учиться, выстраивать карьеру, отложив семейные заботы на потом, и просто "жить для себя" [20]. Причинами появления феномена инфантилизма являются: разрушение работы социализирующих институтов (семьи, системы образования и т.д.), слишком комфортное детство, благополучное с экономической и социальной точки зрения общество, где о гражданах заботится государство и многое даже предопределяется заранее, жизнь человека идет по устоявшемуся "шаблону" и поэтому, для жизни человеку не нужно прикладывать усилий (Э. Фромм) [21].

Молодые люди не готовы взрослеть, предпочитая оставаться «постподростками», с характерными интересами и образом жизни. В подобных парах, мужчины не желают брать какую-либо ответственность за свои решения и за других, в то время как женщины возлагают всю ответственность на мужчин, сами оставаясь ведомыми, что и приводит к сожительству без регистрации брака. В отчаянии женщины рожают детей, даже против воли мужчин, что приводит или к вынужденному браку, продолжению сожительства с дальнейшим ухудшением отношений или к увеличению числа матерей одиночек [22].

В целях выявления отношения к семье и семейным ценностям среди молодежи, мы провели социальный опрос, разработанный М.Литваком с дополнительными вопросами для уточнения семейных ценностей молодежи. Возраст респондентов составлял от 20-ти до 26-ти лет. Провели сравнение результатов опроса, проведенного группой под руководством М. Литвака с нашими результатами, выявили ряд противоречий и в дополнительных вопросах во взглядах на семейные отношения. Опрос состоял из 8 вопросов, всего было

опрошено 59 респондентов, из них - 11 мужчин, 48 женщин. Данный опрос проводился в бумажном виде и через онлайн опрос посредством сайта для электронного анкетирования.

В одном из пунктов опроса респондентам предлагалось выбрать из трех формулировок, наиболее верное объяснение любви: «я без тебя жить не могу»; «я тебя никогда не обижу»; «давай тянуть лямку жизни вместе», в результате которого, 75% женщин предпочли именно первый вариант признания любви. М.Литвак комментировал это тем, что женщины не умеют выбирать мужчин с умом, и не понимают, что такие формулировки используются чаще всего инфантильными мужчинами. В нашем сравнительном исследовании, данный вариант понимания любви «я без тебя жить не могу» - 14%, был практически равным по популярности со второй формулировкой «я тебя никогда не обижу - по 18%. Сравнительные показатели приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительные показатели опроса молодежи

Варианты ответов наиболее верного объяснения любви Результаты опроса проведенного М. Литваком Результаты опроса якутской молодежи (2017-2018гг.)

«Я без тебя жить не могу» 75% (только женщины) 14%

«Я тебя никогда не обижу» 18%

«Давай тянуть лямку жизни вместе» 68%

Нас удивило, что большинство якутских респондентов 68% выбрали третий вариант «давай тянуть лямку жизни вместе», который объясняется, как активная заинтересованность в развитии объекта любви, как истинное проявление любви. Однако этот выбор противоречит следующим ответам, особенно часто у девушек, 53% опрошенных ответили, что официально закреплять отношения стоит по любви, при этом 72% опрошенных согласны жить без регистрации брака, если партнер не пожелает иметь штампа в паспорте, в ответах мужчин прослеживалась четкость.

По вопросу «Как вы думаете, по какой причине двум людям стоит заключать официальный брак?», мы получили следующие результаты, приведенные в Таблице 2.

Таблица 2

Результаты опроса якутской молодежи

Вопросы номер 3 и 3,1 Результат опроса мужчин | Результат опроса женщин

Как вы думаете, по какой причине двум людям стоит заключать официальный брак? a) Это долг каждого человека - 0% b) Экономически выгоднее быть в официальном браке - 2% c) Для продолжения рода- 2% d) Чтобы в старости было с кем пить чай... 10% e) По любви- 53% Чтобы было с кем решать жизненные проблемы, разделяя их на двоих - 8% g) Не думаю, что официальный брак так уж необходим (переходим к вопросу 3.1.) - 25%

Необязательный вопрос, при котором ответ дается только при несогласии о необходимости в официальном закреплении брака: «Если вы считаете, что официальный брак, как необходимость исчерпал себя, то выберите варианты причин» 0% 72% готовы или не желают жить официально закрепленным браком. Причины отказа от регистрации отношений: a)В наше время в этом просто нет необходимости, не могу точнее объяснить - %22 b)После официального брака, неимоверно наступает быт, который убивает брак - 24% c)Это лишний груз ответственности, каждая личность должна быть свободной - 22% d)Достаточно жить вместе, заводить детей и смысл подписи отпадает - 32%

53% респондентов ответили на вопрос «Как вы думаете, по какой причине двум людям стоит заключать официальный брак?» - по любви. Однако в вопросе «Как считаете, что важнее всего в отношениях двух людей для создания крепкой пары?» - вариант «любовь» был выбран лишь 4% респондентов, большинством респондентов - 76% - был выбран вариант «Уважение, понимание, жить без секретов друг от друга, все делить вместе». Данные результаты говорят о противоречивом отношении к семье, различиях в мотивах и понимании чувства любви у респондентов.

Выводы. Таким образом мы приходим к выводу, что число разводов находится на высоком уровне. А причины гражданского брака, возможно, объясняются отсутствием желания брать ответственность за жизнь другого человека [21, 22]. Другое объяснение популярности гражданского брака, это повышение инфантильности общества, проявляющиеся в индивидуализации и «жизни исключительно для себя» [20]. Третье объяснение повышения популярности сожительства описано в исследовании Шнейдера Л.Б, где

данное явление объясняется отсутствием сиблингов в современных семьях, по причине которого, современная молодежь испытывает трудности при совместной жизни с другим человеком. Так же добавлено, что одним из причин сожительства является повышенная осторожность перед регистрацией брака, а совместное сожительство перед браком дает понимание у молодых пар о совместной жизни после регистрации брака [19].

Резюмируя результаты ответов опроса, мы пришли к следующим выводам: с одной стороны, современная молодежь стала более ответственно подходить к вопросу создания семьи, что подтверждено исследованиями М.Литвака, а с другой стороны мы обнаружили размывание понятия чувства любви, которое понимается молодежью как полное погружение и взаимозависимость друг от друга. Они готовы меняться ради друг друга (48%) и желают создавать пары, где не будет никаких секретов друг от друга (76%), что по определению невозможно, так как каждый человек имеет право, не говорить по той или иной причине. Данное явление может быть обусловлено влиянием СМИ, показывающим одностороннее описание понятия любви и семейных взаимоотношений [11]. Есть основания для работы над семейными ценностями молодежи и повышения эмоциональной компетентности.

В городе Якутск молодая семья способна получить бесплатную помощь психологов, юристов и т.д. в Школе молодой семьи которая работает на постоянной основе с сентября по май. Школа молодой семьи проводится во Дворце бракосочетания и постоянными лекторами является Сабарайкина Т.В. Психологическую семейную консультацию бесплатно так же предоставляет Министерство по делам молодежи и семейной политике республики Саха (Якутия) и Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи и т.д.

Литература:

1. Верещагина А. В., Бандурин А. П., Самыгин С. И. "Кризис института традиционной семьи в России и семейные траектории молодой семьи" Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, №11, 2016, С. 24-28.

2. Карташова Татьяна Евгеньевна. "Особенности брачно-семейных установок современной молодежи" Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, № 129, 2011.

3. Кризис института семьи в постиндустриальном обществе: анализ причин и возможности преодоления / [Яновский К. и др.]. - М.: ИЭПП, 2007. - 243 с.

4. «Кризис института семьи как зеркало демографической катастрофы» 2012г., Игорь Бойков, «Агентство политических новостей» — российское интернет-издание- URL -http://www.apn.ru/publications/article26697.htm

5. Сайт - «Федеральная служба Государственной статистики», Демография -URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/

6. Мачурова Н.Н., Диссертационная работа., «Жизненные ценности в понимании студентов» -http://cheloveknauka.com/semeynye-tsennosti-studencheskoy-molodezhi-yuga-rossii-sotsiologicheskiy-analiz#ixzz5UdzuSaw7

7. Литвак М.Е., Чердакова В.В. Брак по расчёту? Практическое пособие по построению счастливой семьи. Феникс, серия Психологический практикум 2018. - 416 с.

8. Аллан Фромм. Способность любить. Литур, 2004 - 384 с.

9. Карен Хорни. Невротическая потребность в любви. Астер - Х, 2011, - 126 с.

10. Литвак М.Е., Секс в семье и на работе. Ростов-на-Дону, Феникс, 2017, - 411 с.

11. Ростовская Т.К., Ростовская Н.А. «Роль массовой коммуникации в социализации молодежи и молодых семей» // Информационное общество, 2014, №2, - С. 43-48.

12. «The Telegraph» опубликованная в интернет-журнале рейтинг разводов по странам - URL -http://www.telegraph.co.uk/travel/maps-and-graphics/mapped-countries-with-highest-divorce-rate/

13. «Юридические вопросы и ответы» «Официальная статистика браки разводы» -http://tdaseev.ru/oficialnaja-statistika-braki-razvod/

14. «О разводе.ру» «Причины разводов. Статистика» - http://www.orazvode.ru/statistika.html

15. Сайт информационного агентства - URL: https://regnum.ru/news/2304993.html

16. Государственный доклад «О положении детей и семей с детьми в Республике Саха (Якутия)» Якутск: 2016. - 148 с.

17. Реан А. A., Андреева Т. В. Психологические проблемы гражданского брака // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2009. №5.

18. Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис., Психология и психотерапия семьи. 4-ое изд. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.

19. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: учеб.пособие. М.; Воронеж, 2003.

20. «Российская Газета RG.RU» «Семья до востребования. Почему россияне не хотят взрослеть?» -URL: https://rg.ru/2014/05/21/infantily.html.

21. Егорова А. И., Егоров И. В. "Исследование риска развития инфантильных черт в юношеском возрасте" Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология, № 30 (3), 2013, с. 129-138.

22. Ефимова Г. З. "Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества" Интернет-журнал Науковедение, № 6 (25), 2014, с - 9.

Психология

УДК 159.922.73

кандидат психологических наук Ожогова Елена Геннадьевна

Омский государственный педагогический университет (г. Омск); кандидат педагогических наук Намсинк Екатерина Викторовна

Омский государственный педагогический университет (г. Омск)

ДИНАМИКА И ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В данной статье, на основе результатов эмпирического исследования, проведён анализ основных психологических особенностей проявления тревожности у современных младших школьников, представлена характеристика уровней выраженности тревожности с I по IV класс. Рассмотрены доминирующие факторы, влияющие на возникновение тревожности, отражены динамические показатели проявления тревожности у обучающихся в начальной школе. Авторами показана взаимосвязь и взаимозависимость между проявлениями тревожности у младших школьников и влиянием на них конкретных школьных, семейных и личностных факторов, к которым относятся: страх детей перед ситуацией проверки знаний, проблемы в отношениях с учителями, невротизация педагогов, отсутствие у ребёнка психологической готовности к школе, высокий уровень личностной тревожности ребенка, тревожность родителей, внутренний конфликт между реальными учебными достижениями ребёнка и требованиями со стороны учителей и родителей.

Ключевые слова: адаптация школьная, динамика тревожности, младшие школьники, номофобия, родители, переживания, проблемы, проявления тревожности, страхи, стресс, учителя, уровни тревожности, факторы тревожности, школьная тревожность.

Annotation. In this article, based on the results of empirical research, the analysis of the main psychological characteristics of anxiety in modern primary school children, the characteristic levels of anxiety from I to IV class. The dominant factors affecting the occurrence of anxiety are considered, dynamic indicators of anxiety manifestation in primary school students are reflected. The authors show the relationship and interdependence between the manifestations of anxiety in primary school children and the impact on them of specific school, family and personal factors, which include: children's fear of the situation of knowledge testing, problems in relations with teachers, neurotization of teachers, the child's lack of psychological readiness for school, a high level of personal anxiety of the child, anxiety of parents, the internal conflict between the real educational achievements of the child and the requirements of teachers and parents.

Keywords: school adaptation, dynamics of anxiety, younger students, nomophobia, parents, experiences, problems, manifestations of anxiety, fears, stress, teachers, levels of anxiety, factors of anxiety, school anxiety.

Введение. Школьная тревожность - форма проявления эмоционального неблагополучия личности внутри школьной системы. Выделены основные формы школьной тревожности, которые касаются трех сфер жизни школьника: школьной успешности, взаимоотношений с учителем, взаимоотношений со сверстниками.

Тревожность как научная проблема рассматривается в отечественной психологической науке с различных позиций: как общая школьная тревожность (Е.В. Новикова, Т.А. Нежнова, А.М. Прихожан), экзаменационная тревожность (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко), тревожность и здоровье младших школьников (В.А. Гуров) [1], тревожность ожиданий в социальном общении (В.Р. Кисловская, А.М. Прихожан) и др. Концептуальные взгляды этих и других ученых послужили теоретико-методологической основой нашего исследования.

Младшие школьники с повышенным уровнем тревожности могут быть очень чувствительны к своим неудачам, остро и болезненно реагировать на них. Они испытывают высокий уровень беспокойства и тревоги по отношению ко многим сторонам внутрисемейной и школьной жизни: соответствие родительским ожиданиям, правильному выполнению требований учителя, публичной демонстрации собственного незнания, неумелости и неуспешности в целом. На школьных занятиях такие обучающиеся часто демонстрируют напряженность, регулярно переспрашивают учителя, сомневаются в правильности самостоятельно выполненных заданий.

В этой связи в настоящее время проблема школьной тревожности является чрезвычайно актуальной, и не только с позиции школьных трудностей дезадаптационного характера, но и с позиции влияния других факторов. Так, например, усиливают переживание школьной тревожности неблагополучные детско-родительские отношения, низкий уровень контактности и недостаточная сформированность навыков общения у ребёнка, что в известной степени связывается с тем фактом, что современные младшие школьники много времени проводят за компьютером, планшетом и телефоном [4]. Важно подчеркнуть, что высокий уровень личностной тревожности ребенка может выступать устойчивым эмоциональным паттерном реагирования на сложные жизненные ситуации и.т.д.

Формулировка цели статьи. Цель данной статьи заключается в анализе динамики и факторов проявления тревожности у современных младших школьников.

Исследование проводилось на базе БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 47 с углубленным изучением отдельных предметов» в 2017-2018 учебном году. В нем приняли участие 80 детей младшего школьного возраста с 1 по 4 класс.

Для исследования нами были использованы следующие методы и диагностические методики: 1) беседа; 2) свободный опрос; 3) тестирование (тест школьной тревожности Филлипса).

Изложение основного материала статьи. Первым шагом нашего исследования было изучение уровня выраженности факторов школьной тревожности с помощью теста Филипса у младших школьников с 1 по 4 класс. Полученные количественные данные представлены в таблице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.