Научная статья на тему 'Исследование отношения молодежи к семье и семейным ценностям'

Исследование отношения молодежи к семье и семейным ценностям Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1354
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / ГРАЖДАНСКИЙ БРАК / ОФИЦИАЛЬНЫЙ БРАК / FAMILY / FAMILY VALUES / YOUTH / CIVIL MARRIAGE / OFFICIAL MARRIAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никифорова Александра Ивановна, Неустроева Евдокия Анатольевна, Ковтун Татьяна Юрьевна

Актуальность данной статьи обусловлена кризисом института семьи и нарастающей проблемой повышения количества неполных семей, популярностью сожительства без регистрации брака, высоким процентом разводов и т.д. Не смотря на раскрытие существования проблемы и приводящийся работ с молодыми семьями, проблема остается актуальной. И в данной статье была поставлена задача раскрытия отношения молодежи к семье и к семейным ценностям. Раскрыть проблемы, касающиеся молодой семьи в мире, России и в республике Саха (Якутия), в которой рассмотрены проблемы в отношениях мужчин и женщин, приводящих к разводу. Проведен анализ официальных статистических данных положения современной семьи в России. В практической части исследования использован метод социального опроса через онлайн анкету. Статья может представлять интерес для ознакомления с нынешним состоянием семейно-брачных отношений среди молодежи. В содержании статьи раскрываются причины разводов, гражданского брака, отношения молодёжи к гражданскому браку, изменение возраста создания семьи у мужчин и женщин, проанализированы и обобщены результаты опроса и рассмотрены выявленные противоречия и основные проблемы во взаимоотношениях и понятиях любви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Никифорова Александра Ивановна, Неустроева Евдокия Анатольевна, Ковтун Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH ATTITUDE RESEARCH TOWARDS FAMILY AND FAMILY VALUES

The relevance of this article is caused by crisis of the institution of the family and the accruing problem of increase in number of incomplete families, popularity of cohabitation without marriage registration, high percent of stains, etc. Despite disclosure of existence of a problem and brought works with young families, the problem remains relevant. And in this article the task of disclosure of the attitude of youth towards family and to family values has been set. To open the problems concerning young family in the world, Russia and in the Sakha (Yakutia) Republic in which problems in the relations of the men and women leading to a divorce are considered. The analysis of official statistical data of position of modern family in Russia is carried out. In a practical part of a research the method of social poll through online the questionnaire is used. Article can be of interest to acquaintance with a present condition of the family and marriage relations among youth. In contents of article the reasons of stains, a civil marriage, the youth relation to a civil marriage, change of age of creation of family at men and women reveal, results of poll are analysed and generalized and the revealed contradictions and the main problems in relationship and concepts of love are considered.

Текст научной работы на тему «Исследование отношения молодежи к семье и семейным ценностям»

6. Cheng, Y., Luo, S.-Y., Lin, H.-C., Yang, C.-S. Investigating mobile emotional learning for children with autistic spectrum disorders. International Journal of Developmental DisabilitiesVolume 64, Issue 1, 1 January 2018, Pages 25-34.

7. Kremenitzer, J.P. The emotionally intelligent early childhood educator: Self-reflective journaling. Early Childhood Education JournalVolume 33, Issue 1, August 2005, Pages 3-9.

8. Izard, C. , Fine, S., Schultz, D., Mostow, A., Ackerman, B. , Youngstrom, E. Emotion knowledge as a predictor of social behavior and academic competence in children at risk. Psychological ScienceVolume 12, Issue 1, January 2001, Pages 18-23.

9. Liau, A.K., Liau, A.W.L, Teoh, G.B.S., Liau, M.T.L. The case for emotional literacy: The influence of emotional intelligence on problem behaviours in Malaysian secondary school students. Journal of Moral EducationVolume 32, Issue 1, March 2003, Pages 51-66.

Психология

УДК 159.9

магистрант Никифорова Александра Ивановна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», Педагогический институт (г. Якутск);

кандидат психологических наук, доцент Неустроева Евдокия Анатольевна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», Педагогический институт (г. Якутск);

кандидат педагогических наук, доцент Ковтун Татьяна Юрьевна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», Педагогический институт (г. Якутск)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ

Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена кризисом института семьи и нарастающей проблемой повышения количества неполных семей, популярностью сожительства без регистрации брака, высоким процентом разводов и т.д. Не смотря на раскрытие существования проблемы и приводящийся работ с молодыми семьями, проблема остается актуальной. И в данной статье была поставлена задача раскрытия отношения молодежи к семье и к семейным ценностям. Раскрыть проблемы, касающиеся молодой семьи в мире, России и в республике Саха (Якутия), в которой рассмотрены проблемы в отношениях мужчин и женщин, приводящих к разводу. Проведен анализ официальных статистических данных положения современной семьи в России. В практической части исследования использован метод социального опроса через онлайн анкету. Статья может представлять интерес для ознакомления с нынешним состоянием семейно-брачных отношений среди молодежи. В содержании статьи раскрываются причины разводов, гражданского брака, отношения молодёжи к гражданскому браку, изменение возраста создания семьи у мужчин и женщин, проанализированы и обобщены результаты опроса и рассмотрены выявленные противоречия и основные проблемы во взаимоотношениях и понятиях любви.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, молодежь, гражданский брак, официальный брак.

Annotation. The relevance of this article is caused by crisis of the institution of the family and the accruing problem of increase in number of incomplete families, popularity of cohabitation without marriage registration, high percent of stains, etc. Despite disclosure of existence of a problem and brought works with young families, the problem remains relevant. And in this article the task of disclosure of the attitude of youth towards family and to family values has been set. To open the problems concerning young family in the world, Russia and in the Sakha (Yakutia) Republic in which problems in the relations of the men and women leading to a divorce are considered. The analysis of official statistical data of position of modern family in Russia is carried out. In a practical part of a research the method of social poll through online the questionnaire is used. Article can be of interest to acquaintance with a present condition of the family and marriage relations among youth. In contents of article the reasons of stains, a civil marriage, the youth relation to a civil marriage, change of age of creation of family at men and women reveal, results of poll are analysed and generalized and the revealed contradictions and the main problems in relationship and concepts of love are considered.

Keywords: family, family values, youth, civil marriage, official marriage.

Введение. Семья является важнейшей составляющей нашей жизни. Именно в ней человек получает свой первый опыт в жизни и первые знания, в семье формируется основа личности. Невероятно важно, чтобы межличностные отношения в семье, атмосфера в семье была здоровой, для гармоничного развития ребенка. В последнее время в ряде социальных исследований подтверждается наличие все большего количества проблем, возникающих в отношениях между мужчинами и женщинами, а семейный институт и семейные ценности переживают кризис [1, 2]. Показателями кризиса института семьи являются: низкая рождаемость, высокий уровень абортов, ранние беременности, повышающееся количество неполных семей (матери-одиночки), популярность сожительства без регистрации брака (гражданский брак), увеличивающееся число разводов [4]. В нашем исследовании мы опираемся на работы М.Е. Литвака, психолога, психотерапевта, доктора медицинских наук, одного из ведущих исследователей взаимоотношений между полами, утверждающего, что: «отношения нужно начинать психологически здоровым, самоактуализировавшимся личностям, в противном случае, это ведет к невротической любви» [3], данную точку зрения разделяют и другие исследователи Карен Хорни, Аллан Фром [2].

Изложение основного материала статьи. В одном из самых масштабных исследований М.Е. Литвака было опрошено 10 000 семей, из которых были отобраны те, кто прожил в браке более 10 лет и считал, свою семейную жизнь счастливой. Таких семей было выявлено 400. Им был задан один вопрос - «Вступили бы Вы в брак с Вашим супругом(ой), если бы сейчас были свободны и полностью от него/нее не зависели?» Только 5% мужчин ответили, что еще раз взяли бы в жены свою супругу. Женщин, готовых вновь повторить свой выбор оказалось чуть больше — 9%. Взаимный выбор (чьи ответы совпали) было лишь у - 1% пар, т.е. - из 400 пар только пять были готовы повторить свой выбор. Остальные высказали не готовность повторить свой

выбор. Данное исследование доказывает, что даже у благополучных пар существуют проблемы и только 1% пар являются счастливыми [7].

Исследователи Т.К. Ростовская и Н.А Ростовская, указывают, что доминанты семейно-брачных отношений молодой семьи, находятся в настоящее время в кризисе. Исследователями выявлена тенденция, того, что молодые семьи испытывают огромное влияние СМИ, изменяющих культурную составляющую пары [8].

Нами был проведен анализ института семьи и семейных ценностей в мировом сообществе, одним из наиболее авторитетных английских изданий «The Telegraph» в 2017 году, был опубликован рейтинг разводов по странам мира, в котором Россия находится на втором месте после Мальдив [2]. На Мальдивских островах на 1000 человек приходится 10,97 расторжений браков в год. По этому показателю государство даже было отмечено в книге рекордов Гиннеса. Второе место в рейтинге занимает Россия (4,5 развода на 1000 человек), следом Белоруссия (4.1) и Латвия (3.6) [1].

Специалисты утверждают, что основной причиной расторжения браков является ошибка при выборе партнера. Почему так случается? Причин много, в том числе:

- необдуманное, поспешное вступление в брак;

- брак по расчету, например, ради решения жилищного вопроса;

- вынужденное заключение брака из-за беременности;

- давление на молодых со стороны родителей, родственников или друзей [1].

Проанализировав статистику браков и разводов за январь - сентябрь 2017 года по Российской Федерации, мы выявили рост количества браков на 8,5 % в 2017 году по сравнению с коэффициентом браков на 2016. На сайте информационного агентства «Regnum» (РФ) отмечается, что эта тенденция связана с выгодой от вступления в брак: жить в браке «выгоднее, полезнее и удобнее» [2]. По мнению доктора философских наук, профессора Факультета экономических и социальных наук РАНХиГС, Е.Н Зарецкой, увеличение количества браков связано с неуверенностью российских граждан в завтрашнем дне [1]. Но, к сожалению, число разводов остается на том же высоком уровне.

Итак, статистика показывает, что в 2016 году по России число браков было 985834, в то время как в 2017 году наблюдается повышение - 1049725. Число разводов в 2016 составляло 608330. Для лучшего восприятия выведем данные числа в проценты. Сначала выведем 2016 год - 985834 это 100%, так как мы желаем узнать процент разводов относительно браков. Тогда нам нужно узнать процент разводов, которое в числе составляет 608330 и отметим неизвестным х%. Используя простую формулу выведения на проценты, получаем: 608330*100:985834 и получаем 61,7% разводов из 100% браков на 2016 год. Такой же формулой выводим 2017 год и получаем = 58,2%. Глядя на соотношение разводов на 2016 и 2017 относительно браков, можно с уверенностью сказать, что число разводов упало. Получается, не смотря на положительное изменение больше половины пар разводятся. В статистике, приведенной по март 2018 года число браков, составляет 56637 (59183 в 2017 году того же периода), показывая снижение количества брака, а разводов 51975 (55886 того же периода в 2017 году) [1].

Статистика по РС(Я) показывает, что в 2016 году число браков на 1000 населения приходилось 6,5, а разводов 4,3. По сравнению с 2015, в 2016 году количество браков стало меньше (было 8,0), но число разводов держится нам том же уровне (4,3) [1].

Так же высок процент, так называемого, «гражданского брака», на деле же, фактического сожительства, без регистрации, в России в гражданском браке живут около половины всех пар и это бич нашего времени, по заявлению демографов. По статистике, большинство таких союзов распадаются через четыре года. Пары без штампа в паспорте реже заводят детей и ссорятся вдвое чаще, в основном из-за денег, потому как каждый из партнеров считает себя самостоятельным, независимым от другого. Многие оправдывают гражданский брак тем, что не видят необходимости в «лишних бумагах», что государство не должно вмешиваться в отношения пары. На самом деле именно передача фамилии жене, подписи о регистрации брака и есть ознаменование новой семьи, без данной «бумажной» волокиты, семья не формируется. Только страх, недоверие и неуверенность заставляют людей вступать в гражданский брак. Несомненно, существует множество пар, проживших в гражданском браке, а затем узаконивших свои отношения, однако, если пара прожила вместе больше года, то чаще всего эти отношения остаются сожительством [2].

Сожительство удобно, тем, что не несет в себе ответственности. В гражданских браках сейчас состоит огромное количество пар. Люди живут друг с другом годами, приобретают общее имущество, рожают детей, но при этом не расписываются, а значит, семьей с точки зрения закона они не являются. То есть при наличии всех признаков, такие семьи не могут полноценно защитить свои права. Таким образом, если не обговорены предположительные сроки совместного сожительства, пара расстается, часто из-за начальной установки на расставание, но не признается в этом. Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис пишут, что совместное сожительство, может рассматриваться как попытка избежать ответственности как юридической, финансовой, социальной и т.д. Это способ получения положительных моментов от брака без самого брака, а значит - без рисков и ответственности [2].

В учебном пособии Шнейдера Л.Б. «Основы семейной психологии» описано небольшое исследование, проведенном среди студентов Кемеровского университета (55) человек, где было выявлено, что более половины юношей и девушек выбрали зарегистрированный брак, в пользу которого назвали такие положительные стороны как - стабильность, надежность, возможность завести детей и большей ответственности друга за друга. Треть студентов, выбравших незарегистрированный брак, в пользу своего выбора отметили, что в сожительстве чувствуешь себя свободнее, из-за возможности более легкого расставания. Л.Б. Шнейдер считает, что основными причинами появления гражданских браков является отсутствие сиблинга в семье, т.е. отсутствие братьев и сестер, выстраивая отношения, с которыми, человек учится выстраивать отношения с людьми. А в современных семьях - наличие одного ребенка - частое явление. Вторая причина - проба на совместимость характеров, исследования дали положительные результаты, что пары, перед браком сожительствовавшие, после регистрации брака, были более совместимыми и крепкими. Так же было выявлено, что в сожительстве мужчины были более довольны отношениями, но при этом имели более высокий показатель готовности расторжения отношений при появлении трудностей, чем мужчины, которые состояли в законном браке [2].

Так в статье «Семья до востребования. Почему россияне не хотят взрослеть?», вышедшей в 2014 году в «Российской Газете RG.RU», говорится, что всеобщий инфантилизм, который отмечается демографами по

всему миру, как в сельских, так и в городских условиях, начался с 90-х годов. В это время резко были разрушены традиционные представления о взрослой жизни: появилось платное высшее образование, возможность дольше положенного учиться, выстраивать карьеру, отложив семейные заботы на потом, и просто "жить для себя" [1]. Причинами появления феномена инфантилизма являются: разрушение работы социализирующих институтов (семьи, системы образования и т.д.), слишком комфортное детство, благополучное с экономической и социальной точки зрения общество, где о гражданах заботится государство и многое даже предопределяется заранее, жизнь человека идет по устоявшемуся "шаблону" и поэтому, для жизни человеку не нужно прикладывать усилий (Э. Фромм) [2].

Молодые люди не готовы взрослеть, предпочитая оставаться «постподростками», с характерными интересами и образом жизни. В подобных парах, мужчины не желают брать какую-либо ответственность за свои решения и за других, в то время как женщины возлагают всю ответственность на мужчин, сами оставаясь ведомыми, что и приводит к сожительству без регистрации брака. В отчаянии женщины рожают детей, даже против воли мужчин, что приводит или к вынужденному браку, продолжению сожительства с дальнейшим ухудшением отношений или к увеличению числа матерей одиночек [1].

В целях выявления отношения к семье и семейным ценностям среди молодежи, мы провели социальный опрос, разработанный М.Литваком с дополнительными вопросами для уточнения семейных ценностей молодежи. Возраст респондентов от 20-ти до 26-ти лет. Провели сравнение результатов опроса, проведенного группой под руководством М. Литвака с нашими результатами, выявили ряд противоречий и в дополнительных вопросах во взглядах на семейные отношения. Опрос состоял из 8 вопросов, всего было опрошено 59 респондентов, из них - 11 мужчин, 48 женщин. Данный опрос производился в бумажном виде и через онлайн опрос посредством сайта для электронного анкетирования.

В одном из пунктов опроса респондентам предлагалось выбрать из трех формулировок, наиболее верное объяснение любви: «я без тебя жить не могу»; «я тебя никогда не обижу»; «давай тянуть лямку жизни вместе», в результате которого, 75% женщин предпочли именно первый вариант признания любви. М.Литвак комментировал это тем, что женщины не умеют выбирать мужчин с умом, и не понимают, что такие формулировки используются чаще всего инфантильными мужчинами. В нашем сравнительном исследовании, данный вариант понимания любви «я без тебя жить не могу» - 14%, был практически равным по популярности со второй формулировкой «я тебя никогда не обижу - по 18%. Сравнительные показатели приведены в таблице.

Сравнительные показатели опроса молодежи

Варианты ответов наиболее верного объяснения любви Результаты опроса проведенного М. Литваком Результаты опроса якутской молодежи (2017-2018гг.)

«Я без тебя жить не могу» 75% (только женщины) 14%

«Я тебя никогда не обижу» 18%

«Давай тянуть лямку жизни вместе» 68%

Нас удивило, что большинство якутских респондентов 68% выбрали третий вариант «давай тянуть лямку жизни вместе», который объясняется, как активная заинтересованность в развитии объекта любви, как истинное проявление любви. Однако этот выбор противоречит следующим ответам, особенно часто у девушек, 53% опрошенных ответили, что официально закреплять отношения стоит по любви, при этом 72% опрошенных согласны жить без регистрации брака, если партнер не пожелает иметь штампа в паспорте, в ответах мужчин прослеживалась четкость.

Резюмируя результаты ответов, мы пришли к следующим выводам: с одной стороны, современная молодежь стала более ответственно подходить к вопросу создания семьи, что подтверждено исследованиями М.Литвака, а с другой стороны мы обнаружили размывание понятия чувства любви, которое понимается молодежью как полное погружение и взаимозависимость друг от друга. Они готовы меняться ради друг друга (48%) и желают создавать пары, где не будет никаких секретов друг от друга (76%), что по определению невозможно, так как каждый человек имеет право, не говорить по той или иной причине.

Выводы. В городе Якутске молодая семья способна получить бесплатную помощь психологов, юристов на базе Управления ЗАГС при Правительстве Республики Саха (Якутия) организована «Школа молодой семьи», которая успешно работает на постоянной основе с сентября по май с 2014 года по сегодняшний день. Психологическую семейную консультацию бесплатно проводят специалисты-психологи Министерства по делам молодежи и семейной политике республики Саха (Якутия) и Центра социально-психологической поддержки семьи и молодежи и т.д.

Литература:

1. Осипова Л. Б. Преодоление кризиса института семьи в России: реальность и перспективы» // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) Социологические науки, часть 2 (11), 2015. - С. 32-35.

2. Литвак М.Е., Чердакова В.В. Брак по расчёту? Практическое пособие по построению счастливой семьи. Феникс, серия Психологический практикум 2018. - 416 с.

Психология

УДК 370

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования профессиональной идентичности будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе. В работе исследуются основные научные подходы к определению системы психологических детерминант, оказывающих воздействие на процесс становления профессиональной идентичности личности.

Ключевые слова: идентичность, профессиональная идентичность, психологические факторы, факторы профессиональной идентичности, детерминанты профессиональной идентичности, будущий специалист, студенты, профессиональное образование.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of formation of professional identity of future specialists in the process of their professional training in higher education. The paper studies the main scientific approaches to the definition of the system of psychological determinants that affect the process of formation of professional identity.

Keywords: identity, professional identity, psychological factors, factors of professional identity, determinants of professional identity, future specialist, students, professional education.

Введение. Современное отечественное общество переживает определенный кризис в сфере профессионального обучения и трудоустройства молодых специалистов. Так, проблема идентичности, в частности профессиональной, является одной из основных в современной психологии и педагогике.

Актуальность изучаемой проблемы обосновывает потребность изучения и определения эффективных психологических факторов становления профессиональной идентичности, прежде всего студенческой молодежи, так как именно период обучения в высшем учебном заведении является одним из важнейших в становлении профессиональной идентичности, выступающая существенным аспектом самопознания, без которого невозможно оптимизировать функционирование человека в соответствующей сфере деятельности.

Формулировка цели статьи. Социальная значимость проблемы и ее недостаточная научная разработанность обусловливают цель данной статьи - анализ психологических факторов становления профессиональной идентичности будущих специалистов в рамках их обучения в высшей школе.

Изложение основного материала статьи. В процессе становления профессиональной идентичности выделяют внешние и внутренние детерминанты, или факторы [3].

В рамках психологической науки дифференцируются две основные группы факторов, оказывающих существенное влияние на развитие и течение психических процессов и явлений: внешние и внутренние. Систему внешних факторов составляют различные социальные и природные детерминанты, создающие условия для развития индивида, влияющие на его поведение и деятельность. Воздействие указанных факторов на человека может быть как положительным, так и отрицательным. Внутренние факторы - это психические детерминанты, которые находятся во внутреннем мире человека и развиваются в течение его жизни в процессе личностного становления ввиду процессов обучения, воспитания и развития [4].

В современной психолого-педагогической науке отсутствует единый подход к определению конкретного перечня факторов, оказывающих воздействие на формирование профессиональной идентичности специалиста. Это обосновывает необходимость комплексного анализа изучаемой проблемы путем рассмотрения нескольких научных подходов.

Так, В.А. Кениг в диссертационном исследовании «Становление профессиональной идентичности у работающих студентов» определил и описал следующие психологические факторы профессиональной идентичности будущих специалистов:

- ценностный;

- мотивационный;

- фактор гибкости поведения;

- фактор прагматической социальной активности;

- фактор творчества и общения;

- фактор стремления к познанию [5].

Определив данные факторы, исследователь подчеркнул, что каждый из выявленных факторов очень редко встречается в «чистом», изолированном виде, а, как правило, сочетается с действием других, образуя сложную иерархическую структуру. Кроме того, действие каждого из указанных психологических факторов не оказывает прямого воздействия, реализуется через целую цепочку опосредствований. В этой связи, по мнению В.А. Кенига, осознанное формирование профессиональной идентичности происходит в неразрывной связи с профессиональной деятельностью и системой профессиональных отношений [5].

Достаточно полной, по нашему мнению, является иерархия психологических факторов формирования профессиональной идентичности будущего специалиста в высшей школе, разработанная Л.Б. Шнейдером. Данные факторы автор именует как внутренние источники, или детерминанты становления профессиональной идентичности, под которой понимает «психологическую категорию, относящуюся к осознанию личностью своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу» [8, с. 113].

К внутренним детерминантам исследователь относит:

- эмоционально-положительный фон, на котором происходило получение информации по выбранной профессии;

- положительное восприятие себя в качестве субъекта профессиональной деятельности;

- эмоционально-позитивное принятие своей принадлежности к профессиональному сообществу;

- успешное усвоение прав и обязанностей, норм и правил профессиональной деятельности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.