Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ФЕДЕРАЦИЯМИ ПО ВИДАМ СПОРТА'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ФЕДЕРАЦИЯМИ ПО ВИДАМ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ВУЗЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СПОРТИВНЫЕ ФЕДЕРАЦИИ / ТРЕНЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закревская Н.Г., Медведева Е.Н., Терехина Р.Н., Петров С.И., Шустиков Г.Б.

Цель исследования - выявление особенностей взаимодействия российских вузов физической культуры с федерациями по видам спорта. Методика и организация исследования. Были проанализированы вузы физической культуры на предмет взаимодействия с федерациями по видам спорта. Особенности взаимодействия рассмотрены на примере НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Результаты исследования и выводы. Выявлено, что эффективность всех компонентов профессиональной подготовки спортивных педагогов возможна только при наличии тесного сотрудничества педагогического состава высших учебных заведений со специалистами, осуществляющими подготовку спортивного резерва. Необходимость взаимодействия кафедр с федерациями по видам спорта обусловлена приоритетностью спортивной подготовки высококвалифицированных спортсменов в каждом конкретном виде спорта и региональными особенностями их развития. Высококвалифицированные спортсмены члены сборных команд различного уровня, поступающие в вуз из региона его расположения, продолжают спортивную подготовку под руководством своих тренеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закревская Н.Г., Медведева Е.Н., Терехина Р.Н., Петров С.И., Шустиков Г.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE WITH SPORT FEDERATIONS

Objective of the study was to identify the features of interaction between Russian universities of physical culture and sports federations. Methods and structure of the study. The universities of physical culture were analyzed for interaction with sports federations. Features of interaction are considered on the example of the Lesgaft National State University. Results and conclusions. It was revealed that the effectiveness of all components of the professional training of sports teachers is possible only if there is close cooperation between the teaching staff of higher educational institutions and specialists who train the sports reserve. The need for interaction between departments and federations by sports is due to the priority of sports training of highly qualified athletes in each specific sport and the regional features of their development. Highly qualified athletes, members of national teams of various levels, entering the university from the region of its location, continue sports training under the guidance of their coaches.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ФЕДЕРАЦИЯМИ ПО ВИДАМ СПОРТА»

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ С ФЕДЕРАЦИЯМИ ПО ВИДАМ СПОРТА

УДК/UDC 796:378

Поступила в редакцию 14.03.2023 г.

Информация для связи с автором: n.zakrevskaya@lesgaft.spb.ru

Доктор педагогических наук, профессор Н.Г. Закревская1 Доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Медведева1 Доктор педагогических наук, профессор Р.Н. Терехина1 Кандидат психологических наук, доцент С.И. Петров1 Кандидат педагогических наук, доцент Г.Б. Шустиков1 1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

INTERACTION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE WITH SPORT FEDERATIONS

Dr. Hab., Professor N.G. Zakrevskaya1 Dr. Hab., Professor E.N. Medvedeva1 Dr. Hab., Professor R.N. Terekhina1 PhD, Associate Professor S.I. Petrov1 PhD, Associate Professor G.B. Shustikov1 1Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - выявление особенностей взаимодействия российских вузов физической культуры с федерациями по видам спорта. Методика и организация исследования. Были проанализированы вузы физической культуры на предмет взаимодействия с федерациями по видам спорта. Особенности взаимодействия рассмотрены на примере НГУ им. П.Ф. Лесгафта.

Результаты исследования и выводы. Выявлено, что эффективность всех компонентов профессиональной подготовки спортивных педагогов возможна только при наличии тесного сотрудничества педагогического состава высших учебных заведений со специалистами, осуществляющими подготовку спортивного резерва. Необходимость взаимодействия кафедр с федерациями по видам спорта обусловлена приоритетностью спортивной подготовки высококвалифицированных спортсменов в каждом конкретном виде спорта и региональными особенностями их развития. Высококвалифицированные спортсмены члены сборных команд различного уровня, поступающие в вуз из региона его расположения, продолжают спортивную подготовку под руководством своих тренеров.

Ключевые слова: спортивная подготовка, вузы физической культуры, спортивные федерации, тренеры.

Abstract

Objective of the study was to identify the features of interaction between Russian universities of physical culture and sports federations. Methods and structure of the study. The universities of physical culture were analyzed for interaction with sports federations. Features of interaction are considered on the example of the Lesgaft National State University. Results and conclusions. It was revealed that the effectiveness of all components of the professional training of sports teachers is possible only if there is close cooperation between the teaching staff of higher educational institutions and specialists who train the sports reserve. The need for interaction between departments and federations by sports is due to the priority of sports training of highly qualified athletes in each specific sport and the regional features of their development. Highly qualified athletes, members of national teams of various levels, entering the university from the region of its location, continue sports training under the guidance of their coaches.

Keywords: sports training, higher education institutions of physical culture, sports federations, coaches.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Эффективность всех компонентов профессиональной подготовки спортивных педагогов возможна только при наличии тесного сотрудничества педагогического состава высших учебных заведений со специалистами, осуществляющими подготовку спортивного резерва, и постоянной обратной связи с федерациями по видам спорта, координирующими функционирование системы подготовки спортсменов.

Особенности контингента обучающихся (спортсмены) и содержания программ дисциплин успешно решают задачи взаимодействия с федерациями [1, 3]. Можно констатировать, что высококвалифицированные спортсмены члены сборных команд различного уровня, поступающие в вуз из региона его расположения, продолжают спортивную подготовку под руководством своих тренеров. Это часто определяет место их будущей трудовой деятельности (при наличии потребности в тренерских кадрах).

Основные концепции системы многолетней круглогодичной подготовки спортсменов, передовой опыт сборных команд и резерва должны быть использованы в повседневной практике, в работе тренеров и организаторов, подготовке специалистов [2].

Цель исследования - выявление особенностей взаимодействия вузов физической культуры России с федерациями по видам спорта.

Методика и организация исследования. Были проанализированы вузы физической культуры на предмет взаимодействия с федерациями по видам спорта. Особенности взаимодействия рассмотрены на примере НГУ им. П. Ф. Лесгафта.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования установлено, что характер и выраженность взаимодействия вузов со спортивными федерациями различен и зависит не только от региона вуза, видов спорта, культивируемых в них,

56

http://www.teoriya.ru

№6 • 2023 Июнь | June

но статуса вуза. Показатель варьирует от 25% до 100%. Однако замечено, что в вузах наибольшим количеством культивируемых видов спорта он в среднем составляет 70% (рис. 1).

Результаты анализа взаимодействия спортивно-педагогических кафедр НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург с федерациями по видам спорта позволили заключить, что только в 78,5% видов спорта это сотрудничество поддерживается.

Причем направленность взаимодействия (рис. 2), прежде всего, определена необходимостью методического обеспечения функционирования вида спорта (66,7%). Примерно половина культивируемых в вузе видов спорта решает задачи федерации по подготовке спортивного резерва и спортивно-педагогических кадров для данного вида спорта (по 56,7%, соответственно).

Сопоставив виды спорта по степени взаимодействия с федерациями, установлено (см. таблицу), что данная деятельность отсутствует только на одной спортивно-педагогической кафедре (теории и методики легкой атлетики). На остальных -варьирует в пределах 28,6-100%. В НГУ им. П. Ф. Лесгафта основная направленность взаимодействия - это методическое обеспечение и подготовка спортивного резерва (по 80%, соответственно).

На 64,7% спортивно-педагогических кафедр университета в это сотрудничество вовлечены все виды спорта, по которым осуществляется профессионально-педагогическая подготовка спортсменов-студентов. При этом данные показатели не опреде-

7S.5 SO

66.7 66.7 60

53.8 51.6

25 29.4

1 1; td 2 £ I с 1 3 # s 3 и с 1 !i 3 a \ i С ачгАФК « •9£ 1 IS i! о * ш i н i

ё a 1 у га

Рис. 1. Степень взаимодействия вузов физической культуры с Федерациями по видам спорта (%)

Взаимодействие спортивно-педагогических кафедр НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург с Федерациями по видам спорта (%; п=59)

№ п/п Кафедра Взаимодействие с Федерацией, %

1 Гребной спорт 100

2 Хоккей 100

3 Легкая атлетика 0

4 Атлетизма 100

5 Лыжных видов спорта 28,6

6 Фехтования 100

7 Борьбы 100

8 Гимнастики 100

9 Бокса 33,3

10 Велоспорта 100

11 Керлинга 100

12 Конькобежного спорта и фигурного катания 50

13 Неолимпийских видов спорта 62,5

14 Плавания 100

15 Массовой физкультурно-оздоровительной работы 100

16 Футбола 100

17 Спортивных игр 60

Всего 78,5

"и 66.7

£4

НО

56.7 56.7

■¡п-

Рис. 2. Направленность взаимодействий НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург с Федерациями по видам спорта (%; n=59)

ляют статус (олимпийский или неолимпийский) вида спорта, популярность и массовость его развития в стране, регионе, городе.

В результате выполненного анализа взаимодействия российских вузов физической культуры с федерациями по видам спорта установлено, что количество поддерживаемых ими контактов значительно меньше объема спортивных дисциплин, по которым осуществляется профессиональная подготовка студентов на спортивно-педагогических кафедрах.

Необходимость совместного взаимодействия кафедр с федерациями по видам спорта обусловлена приоритетностью спортивной подготовки высококвалифицированных спортсменов в каждом конкретном виде спорта и региональными особенностями их развития. Исходя из этого, по культивируемым в вузах олимпийским видам спорта взаимодействие с федерациями выражено в большей степени, чем по неолимпийским и прежде всего это касается центральных вузов. Выявлено, что сотрудничество по вопросам кадрового обеспечения развития видов спорта в регионе и стране является общей тенденцией, характерной для всех вузов России.

Вывод. Вопросы кадрового обеспечения видов спорта решаются непосредственно между выпускниками и работодателями - руководителями спортивных организаций, а результативность трудоустройства будущих выпускников вуза физической культуры в значительной степени зависит от особенности его взаимодействия с работодателями в процессе профессиональной подготовки.

Литература

Медведева Е.Н. К проблеме интеграции образовательной, научной и физкультурно-спортивной деятельности в высшем образовании в области физической культуры и спорта / Е.Н. Медведева, Н.Г. Закревская, В.Б. Соловьев, Е.Я. Михайлова // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 7. - С. 104-106. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021): Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-Ф3 (ред. от 02.07.2021). - URL: https://www. consultant.ru (дата обращения: 07.02.2023). Профессиональный стандарт 05.003. Тренер / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2019 года N 191н. - URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 06.02.2023).

References

Medvedeva E.N., Zakrevskaya N.G., Soloviev V.B., Mikhailova E.Ya. K probleme integratsii obrazovatelnoy, nauchnoy i fizkulturno-sportivnoy deyatelnosti v vysshem obrazovanii v oblasti fizicheskoy kultury i sporta [To the problem of integration of educational, scientific and physical culture and sports activities in higher education in the field of physical culture and sports]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 7. pp. 104-106. «O fizicheskoy kulture i sporte v Rossiyskoy Federatsii» (s izm. i dop., vstupil v silu s 01.09.2021): Federalnyy zakon ot 04.12.2007 N 329-FZ (red. ot 02.07.2021) ["On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" (as amended and supplemented, entered into force on September 1, 2021): Federal Law No. 329-FZ of December 4, 2007 (as amended on July 2, 2021)]. Available at: https://www.consultant.ru (date of access: 02.07.2023).

Professionalnyy standart 05.003. Trener. Utverzhden prikazom Minis-terstva truda i sotsialnoy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 28 marta 2019 goda N 191n. [Professional standard 05.003. Trainer. Approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of March 28, 2019 N 191n.]. Available at: http://www.consul-tant.ru (date of access: 02.06.2023).

1.

2.

3.

№6 • 2023 Июнь | June

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.