Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ЛЫЖНЫХ ВИДОВ СПОРТА'

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ЛЫЖНЫХ ВИДОВ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ / БИАТЛОН / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Я.С., Шатрова Е.А.

В статье представлено теоретическое обоснование модели подготовки спортсменов лыжных видов спорта на начальном этапе обучения. Рассмотрена роль общественной организации в оказании спортивно-оздоровительных услуг. Показаны перспективные направления в работе ОРОО «Федерация биатлона Омской области», реализация которых возможна на основе взаимодействия специалистов Спортивной школы олимпийского резерва «ЦЛС», Федерацию биатлона Омской области» и Сибирский государственный университет физической культуры и спорта при оказании спортивно-оздоровительных услуг в сфере лыжного спорта. Дано обоснование предложенной модели подготовки юных спортсменов лыжных видов спорта, работа в соответствии с которой позволит повысить эффективность формирования готовности к выбору вида спортивной деятельности у юных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PUBLIC ORGANIZATION IN OPTIMIZING THE PROCESS OF PREPARING ATHLETES IN SKI SPORTS

The article presents the theoretical substantiation of the model of training ski athletes at the initial stage of training. The role of the public organization in the provision of sports and health services is considered. Promising directions in the work of the Omsk Biathlon Federation of the Omsk Region are shown, the implementation of which is possible on the basis of the interaction of specialists from the sport school, university of physical culture and sport federation of the Omsk Region in the provision of sports and recreation services in the field of skiing. The substantiation of the proposed model of training young athletes of skiing sports is given, the work in accordance with which will increase the efficiency of formation of readiness for choosing the type of sports activity among young athletes.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ЛЫЖНЫХ ВИДОВ СПОРТА»

УДК 796.06

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА

ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ЛЫЖНЫХ ВИДОВ СПОРТА

Яна Сергеевна Романова, кандидат педагогических наук, Председатель Правления, ОРОО «Федерация биатлона Омской области», доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Елена Анатольевна Шагарова, заместитель директора, начальник отдела методического обеспечения, Спортивная школа олимпийского резерва «ЦЛС», г. Омск

Аннотация

В статье представлено теоретическое обоснование модели подготовки спортсменов лыжных видов спорта на начальном этапе обучения. Рассмотрена роль общественной организации в оказании спортивно-оздоровительных услуг Показаны перспективные направления в работе ОРОО «Федерация биатлона Омской области», реализация которых возможна на основе взаимодействия специалистов Спортивной школы олимпийского резерва «ЦЛС», Федерацию биатлона Омской области» и Сибирский государственный университет физической культуры и спорта при оказании спортивно-оздоровительных услуг в сфере лыжного спорта. Дано обоснование предложенной модели подготовки юных спортсменов лыжных видов спорта, работа в соответствии с которой позволит повысить эффективность формирования готовности к выбору вида спортивной деятельности у юных спортсменов.

Ключевые слова: спортивная подготовка, спортивно-оздоровительные услуги для детей дошкольного возраста, лыжные гонки, биатлон, спортивное ориентирование, этап начальной подготовки, практика студентов, региональные федерации.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p408-412

ROLE OF PUBLIC ORGANIZATION IN OPTIMIZING THE PROCESS OF PREPARING ATHLETES IN SKI SPORTS

Yana Sergeevna Romanova, the candidate ofpedagogical sciences, Chairman of the Board of the Biathlon Federation of the Omsk Region, Omsk; Elena Anatolyevna Shagarova, the deputy director, head of the department of methodological support, Sports School of the Olympic Reserve "CLS", Omsk

Abstract

The article presents the theoretical substantiation of the model of training ski athletes at the initial stage of training. The role of the public organization in the provision of sports and health services is considered. Promising directions in the work of the Omsk Biathlon Federation of the Omsk Region are shown, the implementation of which is possible on the basis of the interaction of specialists from the sport school, university of physical culture and sport federation of the Omsk Region in the provision of sports and recreation services in the field of skiing. The substantiation of the proposed model of training young athletes of skiing sports is given, the work in accordance with which will increase the efficiency of formation of readiness for choosing the type of sports activity among young athletes.

Keywords: sports training, sports and recreation services for preschool children, cross-country skiing, biathlon, orienteering, initial training stage, student practice, regional federations.

ВВЕДЕНИЕ

Непрерывный рост спортивных результатов в лыжных видах спорта и высокие требования к подготовленности спортсменов диктуют необходимость поиска современных модифицированных подходов к организации процесса подготовки спортсменов. Резервы для повышения уровня подготовленности следует искать в организации подготовки на начальных этапах многолетней спортивной подготовки. Практика спортивной деятельности показывает, что недостаточная эффективность организации подготовки спортсменов детско-юношеских спортивных школ зачастую является следствием непра-

вильного выбора ребенком спортивной деятельности для углубленных занятий [1, 2, 4]. В результате происходит большой по количеству и длительный по времени отсев детей, вызванный отсутствием роста их индивидуальных спортивных достижений. Успешность проведения спортивной ориентации на начальных этапах спортивной подготовки во многом зависит от сформированной готовности к выбору вида спортивной деятельности. Поэтому она должна органично входить в структуру спортивной ориентации. При выборе вида спорта проблемным моментом является фактическое ограничение доступа к систематической разносторонней спортивной деятельности. Впоследствии в выбранном виде спорта юный спортсмен может оказаться в числе «малоперспективных» или «бесперспективных» и соответственно не сможет реализовать свой потенциал.

Цель исследования: теоретическое обоснование модели подготовки спортсменов лыжных видов спорта на начальном этапе обучения.

Задачи исследования:

1. Изучить нормативно-правовые документы деятельности БУ г. Омска «СШОР»ЦЛС».

2. Провести анализ уставных документов ОРОО «Федерация биатлона Омской области» и анализ работы отделения биатлона БУ г. Омска «СШОР «ЦЛС», открытого на базе спортивного комплекса «Красная Звезда» в г. Омске.

3. Разработать модель подготовки спортсменов лыжных видов спорта на начальном этапе обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Целью деятельности БУ г. Омска «СШОР «ЦЛС» является реализация дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта и программ спортивной подготовки по лыжным гонкам, полиатлону, триатлону, биатлону, пулевой стрельбе, спортивному ориентированию. Эффективность работы данного учреждения можно повысить за счёт организации комплексной подготовки на спортивно-оздоровительном этапе по всем видам лыжного спорта. Целесообразно организовать работу под руководством группы тренеров разных видов спорта, представленных в данной школе. Спортсмены спортивной школы будут проходить подготовку по нескольким видам, что позволит сохранять общефизическую направленность тренировочного процесса и повысить эффективность процесса ориентации к избранному виду спорта. Однако организация работы по такой модели требует определенной реорганизации работы школы, создания общеподготовительных и специализированных отделений с соответствующим материально-техническим оснащением, учебными программами и специалистами. В начале учебного года за каждым тренером и тренером-преподавателем закрепляются группы спортсменов, за которых тренеры получают заработную оплату. Тренеры осуществляют работу по программам спортивной подготовки, в соответствии с которыми спортсмены проходят подготовку на начальном, тренировочном этапах, этапе совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства. Тренеры-преподаватели работают в соответствии с дополнительными предпро-фессиональными программами подготовки (которые предусматривают базовый уровень сложности и углубленный) и дополнительными общеобразовательными общеразвиваю-щими программами для спортивно-оздоровительных групп. Основными различиями в содержании программ являются общее время тренировочной нагрузки, цели и задачи программы обучения, сроки реализации. В связи с тем, что цели, задачи и сроки реализации программ значительно различаются в практической деятельности становится невозможным организовать процесс подготовки по предложенной модели. Кроме того, виды спорта, представленные в данной школе, относятся к разным категориям (олимпийские и неолимпийские), соответственно размеры норматива оплаты труда различаются, что также является препятствием для реализации модели.

В рамках решения второй задачи исследования был проведен анализ работы отделения биатлона БУ г. Омска «СДЮСШОР «ЦЛС», открытого в 2020 году на базе спортивного комплекса «Красная Звезда». До 2019 года в данном месте работало отделение спортивного ориентирования БУ ДО г. Омска «СДЮСШОР «ЦЛС», но было закрыто. Отделение биатлона, в котором в настоящий момент работает один тренер, имеет территориальную привлекательность, так как в этом районе города нет секций по лыжному спорту и потенциально перспективную возможностью развития. За прошедший спортивный сезон 2020-2021 в группы на спортивно-оздоровительный этап и в группы базового уровня сложности по виду спорта биатлон зачислены более 60 юных спортсменов. Подготовка спортсменов 7-15 лет проходит в соответствии с дополнительными предпрофессиональ-ными программами подготовки и дополнительными общеобразовательными общеразви-вающими программами по виду спорта биатлон. Кроме того, в рамках комплексного взаимодействия специалистов трёх организаций различной организационно-правовой формы на базе отделения организовано прохождение практики студентов кафедры ТиМ ЦВС Сибирского и Государственного университета физической культуры и спорта [3]. Работа в соответствии с моделью оказания спортивно-оздоровительных услуг, в основе которой лежит взаимодействие специалистов трёх организаций, показала потенциальные возможности более широкого взаимодействия [3].

Повышение эффективности процесса многолетней подготовки спортсменов на спортивно-оздоровительном этапе может быть обусловлено совершенствованием организационно-методических основ подготовки спортсменов. Одним из аспектов может стать совершенствование системы первичного отбора. Недостоверность разовой оценки спортивных способностей при зачислении в спортивную школу можно компенсировать созданием в спортивных школах общеподготовительных (отборочных) отделений со сроком обучения 2-4 года.

На основе проведенного анализа разработана теоретическая модель подготовки спортсменов лыжных видов спорта на спортивно-оздоровительном этапе. Региональные федерации по видам спорта, в том числе и ОРОО «Федерация биатлона омской области» имеют право на ведение коммерческой деятельности, доходы от которой не могут распределяться между членами организации, но могут быть направлены на решение уставных задач. Решением может стать модель предоставления спортивно-оздоровительных услуг, основанная на взаимодействии заинтересованных специалистов, для детей дошкольного и младшего школьного возраста на платной основе.

Снижения стоимости услуг и обеспечение массовости можно достичь за счет оказания инструкторской помощи студентами. На первом этапе такая помощь будет безвозмездной в виде добровольного труда студентов. В дальнейшем услуги такого типа станут платными. Для этого необходимо добиться повышения качества предоставляемых услуг. Предлагаем организовать работу спортивной секции по лыжным видам спорта, в которой под руководством группы тренеров спортивной школы будут проводиться занятия общефизической направленности с последующей ориентацией к избранному виду спорта. Такая модель работы с чередованием в течение учебного года занятий по различным видам спорта позволит повысить эффективность выявления предрасположенности к какому-либо виду спорта. При работе по предложенной модели будут созданы условия для многоразовой оценки способностей, видна будет динамика развития отдельных качеств у юных спортсменов. Средствами тренировки будут упражнения из нескольких видов спорта, что позволит расширить двигательный потенциал юного спортсмена и поддерживать разностороннюю физическую подготовку. При этом в случае ориентации будет возрастать удельный вес специальных упражнений каждого из видов спорта с сохранением большого удельного веса лыжной подготовки как основы в каждом из видов спорта.

Реализация на практике предложенной модели позволит избежать ранней специализации юных спортсменов, будет способствовать развитию общефизической подготов-

ленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективность формирования готовности к выбору вида спорта у детей дошкольного возраста может быть достигнута при условии оптимального сочетания средств и методов из разных видов спорта с использованием разнообразных средств. Именно осознанный выбор вида спорта, основанный на формировании личностных потребностей и интересов в процессе практической деятельности, позволит в совокупности с оценкой индивидуальных задатков обеспечить рост физических качеств в аспекте многолетней подготовки. Представленная модель подготовки спортсменов лыжных видов спорта позволит оптимизировать кадровый потенциал специалистов спортивной школы (БУ г. Омска «СШОР «ЦЛС»), членов общественной организации (ОРОО «Федерация биатлона Омской области»), преподавателей и студентов (кафедры ТиМ ЦВС Сибирского государственного университета физической культуры) и повысить эффективность подготовки. Такая модель работы позволит формировать готовность к выбору вида спортивной деятельности у юных спортсменов. Роль общественной организации в реализации представленной модели заключается в координации усилий специалистов организаций с различной организационно-правовой формой. Отличительной особенностью предложенной модели является создание возможности заниматься дополнительными видами спорта. Такой подход обеспечит возможность рационального выбора вида спортивной деятельности. Работа по предложенной модели, будет способствовать оптимизации выбора вида спорта и, как следствие, раскрытию потенциала юных спортсменов.

Модель подготовки и взаимодействие специалистов в предложенной форме позволят решить не только проблемы отбора перспективных молодых спортсменов, но и проблемы подготовки кадров. Такая модель позволит интегрировать молодых специалистов в процесс подготовки, студенты постепенно начнут деятельность в соответствии с выбранной профессией. В случае внедрения в практику модели преподаватели СибГУФК, магистранты и студенты получат возможность проведения и внедрения в практику собственных научных исследований. Федерация биатлона Омской области будет иметь дополнительный источник поступления средств для ведения уставной деятельности.

Кроме того, такая модель работы может стать основой кадровой стратегии Федерации по привлечению к сотрудничеству высококвалифицированных тренеров, судей, инструкторов. Безусловно, внедрение в практику разработанной теоретической модели требует решения ряда важных задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Банку Т. А. Формирование готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей 6-10 лет : дис. ... канд. пед. наук / Банку Татьяна Анатольевна. - Санкт-Петербург, 2000. - 148 с.

2. Иссурин В.Б. Подготовка спортсменов в XXI века: научные основы и построение тренировки / В.Б. Иссурин. - Москва : Спорт, 2016. - 464 с.

3. Романова Я.С. Модель взаимодействия организаций и учреждений различной организационно-правовой формы при оказании спортивно-оздоровительных услуг / Я.С. Романова // Роль организационно-управленческой деятельности и спортивного администрирования в развитии спорта и физической культуры населения : материалы I Всероссийской научно-практической конференции (27-28 мая 2021 г., г. Омск). - Омск, 2021. - С 116-120.

4. Сергиенко Л.П. Спортивный отбор: теория и практика / Л.П. Сергиенко // монография. - Москва : Советский спорт, 2013. - 1048 с.

REFERENCES

1. Banku, T. A. (2000), Formation of readiness to choose the type of sports activity in children aged 6-10, dissertation, St. Petersburg.

2. Issurin, V.B. (2016), Training athletes in the 21st Century: scientific foundations and construction of training, Sport, Moscow.

3. Romanova, Ya.S. (2021), "Model of interaction between organizations and institutions of various organizational and legal forms in the provision of sports and health services ", The role of organizational and managerial activities and sports administration in the development of sports and physical culture of the population: materials of the I All-Russian scientific and practical conference. Omsk, pp. 116-120.

4. Sergienko, L.P. (2013), Sports selection: theory and practice: monograph, Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: romanova8383@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.02.2022

УДК 796.83

ТАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКЦЕНТИРОВАННЫХ УДАРОВ БЛИЖНЕЙ РУКОЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ БОКСЕ

Алексей Александрович Ромашов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Российский государственный университет правосудия, Москва

Аннотация

Технико-тактические действия с использованием ближней руки занимают ведущее место в арсенале многих современных боксеров. Именно удары ближней рукой позволяют решать множество задач, как в нападении, так и в обороне, подготавливать собственные атакующие действия, останавливать атаки противника, наносить акцентированные удары, управлять реагированием противника и выполнять обманные и отвлекающие действия. Процент использования ударов ближней рукой у некоторых боксеров достигает 90-95% от общего количества нанесенных за бой. Целью исследования является выявление тактических закономерностей и описание механизмов достижения успеха при использовании ближней руки для нанесения акцентированных ударов в профессиональном боксе. Методика и организация исследования. Главным методом исследования является экспертный анализ видео боев (более 70 поединков ведущих боксеров-профессионалов), и тактический анализ боевых взаимодействий c использованием обманных действий ближней рукой для подготовки акцентированных ударов. Научная новизна заключается в раскрытии особенностей тактики применения обманных действий ближней рукой для подготовки акцентированных ударов, определении тактических механизмов достижения успеха, а практическая значимость в возможности уточнить содержание тренировочного процесса на основе полученных данных. Результатами работы является определение различных вариантов использования ближней руки для выполнения акцентированных ударов, тактических особенностей применения для повышения их эффективности обманных действий, детальное описание механизмов достижения успеха. Выводами исследования являются определение и подробное описание тактики применения обманных действий для усложнения реагирования противника, для подготовки акцентированных ударов ближней рукой.

Ключевые слова: тактика бокса, тактика ведения боя ближней рукой, тактические задачи, акцентированные удары, реакции, обманные действия, тактические особенности силовых ударов ближней рукой.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p412-416

TACTICS OF USING ACCENTED BLOWS WITH THE NEAR HAND IN PROFESSIONAL BOXING

Alexey Aleksandrovich Romashov, the candidate of pedagogical sciences, docent, department chair, Russian State University of Justice, Moscow

Abstract

Technical and tactical actions using the near hand occupy a leading place in the arsenal of many modern boxers. It is the blows with the near hand that allow you to solve many tasks, both in attack and in defense, prepare your own attacking actions, stop the enemy's attacks, deliver accentuated blows, control the enemy's reaction and perform deceptive and distracting actions. The percentage of near-hand strikes used by some boxers reaches 90-95% of the total number inflicted during the fight. The aim of the study is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.