Научная статья на тему 'Анализ состояния и перспективы развития детско-юношеского биатлона в Российской Федерации'

Анализ состояния и перспективы развития детско-юношеского биатлона в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
731
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИАТЛОН / СПОРТИВНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПО БИАТЛОНУ / ЭТАПЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО БИАТЛОНУ / ЮНЫЕ БИАТЛОНИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загурский Николай Степанович, Романова Яна Сергеевна, Гуща Светлана Юрьевна

В статье проведен анализ современного состояния юношеского биатлона в Российской Федерации, показаны основные проблемы развития детско-юношеского биатлона и пути оптимизации подготовки юных биатлонистов. Предложен новый формат развития массового и школьного биатлона с использованием пневматического оружия, что позволит повысить интерес детей и подростков к занятиям биатлоном и сделает его развитие массовым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of state and perspectives for development of children''s and youth biathlon in the Russian Federation

The article analyzes the current state of youth biathlon in the Russian Federation, showing the main problems of development of the children's and youth biathlon and ways to optimize the preparation of young biathletes. A new format for the development of mass and school biathlon using air weapons is proposed, which will increase the interest of children and biathlon will be of mass character.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния и перспективы развития детско-юношеского биатлона в Российской Федерации»

всецелой и качественной подготовке офицеров для силовых ведомств Российской Федерации и дружественных государств;

б) ключевым направлением дальнейшего развития дисциплины «Огневая подготовка» является комплексное развитие составных элементов: теоретические основы стрельбы, изучение материальной части оружия, выполнение практических стрельб, личностная психологическая подготовка обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенов, К.В. Понятие «военно-профессиональная подготовка», её сущность и содержание / К.В. Аксенов // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 4. - Том 2. - С. 169-174.

2. Лымарев, В.Н. Формирование мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Лымарев В.Н. - Челябинск, 2015. - 219 с.

3. Шойгу, С.К. Тезисы выступления Министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу на международной конференции «Военные и политические аспекты европейской безопасности», 23-24 мая 2014 г. [Электронный ресурс] / С.К. Шойгу. -http://mil.ru/konf_evrodefence/materials/more.htm?id= 11755052@cmsArticle (дата обращения: 01.09.2018).

4. Юматов, В.А. Профессиональная подготовка курсантов вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Юматов В.А. - Санкт-Петербург, 2012. - 177 с.

REFERENCES

1. Aksenov, KV, (2014), "Concept of "military-professional training", its essence and content", Yaroslavl Pedagogical Gazette, Vol. 2, No. 4, pp. 169-174.

2. Lymarev, V.N. (2015), Formation of the motive of military-professional activity among military cadets, dissertation, Chelyabinsk.

3. Shoigu, S.K. (2014), "Theses of the speech by the Minister of Defense of the Russian Federation, Army General S.K. Shoigu at the international conference "Military and political aspects of European security", May 23-24, 2014", available at: http://mil.ru/konf_evrodefence/materials/more.htm?id= 11755052 @ cmsArticle.

4. Yumatov, V.A. (2012), Professional training of cadets of high schools of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for service and combat activities in special purpose units, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: oleg.emelyanov75@mail.ru, zemchug63@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2018

УДК 796.922.093.642

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО БИАТЛОНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Николай Степанович Загурский, кандидат педагогических наук, профессор, Яна Сергеевна Романова, кандидат педагогических наук, заслуженный мастер спорта, Светлана Юрьевна Гуща, старший преподаватель, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация

В статье проведен анализ современного состояния юношеского биатлона в Российской Федерации, показаны основные проблемы развития детско-юношеского биатлона и пути оптимизации подготовки юных биатлонистов. Предложен новый формат развития массового и школьного биатлона с использованием пневматического оружия, что позволит повысить интерес детей и подростков к занятиям биатлоном и сделает его развитие массовым.

Ключевые слова: биатлон, спортивные учреждения по биатлону, этапы спортивной подготовки по биатлону, юные биатлонисты.

ANALYSIS OF STATE AND PERSPECTIVES FOR DEVELOPMENT OF

CHILDREN'S AND YOUTH BIATHLON IN THE RUSSIAN FEDERATION

Nikolay Stepanovich Zagursky, the candidate of pedagogical sciences, professor, Yana Sergeevna Romanova, the candidate ofpedagogical sciences, Honored master of sports, Svetlana Yurevna Gushcha, the senior teacher, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Annotation

The article analyzes the current state of youth biathlon in the Russian Federation, showing the main problems of development of the children's and youth biathlon and ways to optimize the preparation of young biathletes. A new format for the development of mass and school biathlon using air weapons is proposed, which will increase the interest of children and biathlon will be of mass character.

Keywords: biathlon, sports institutions for biathlon, stages of sports training in biathlon, young biathletes.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

Детско-юношеский биатлон является основой для подготовки резерва и в конечном итоге для формирования спортивных сборных команд России по биатлону,

На современном этапе биатлон развивается быстрыми темпами, завоевывая популярность среди всех слоев населения, но при этом остается малодоступным для детей и подростков. В России строятся большие стадионы, есть хорошие биатлонные центры, но нет спортивных сооружений в шаговой доступности для занятий биатлоном. Современные биатлонные комплексы, даже самого высокого уровня, не решают проблем подготовки спортивного резерва и массовости биатлона. Это связано с тем, что использование мелкокалиберного оружия для стрельбы в биатлоне предполагает ряд ограничений по установке стрельбища и возрасту участников. В этой связи вопрос развития массового и школьного биатлона до настоящего времени был практически закрыт. С появлением газобаллонных пневматических винтовок и улучшенных пневматических винтовок нового образца появилась реальная возможность развития массового и школьного биатлона.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние развития детско-юношеского биатлона в Российской Федерации.

2. Определить основные проблемы развития детско-юношеского биатлона.

3. Предложить основные пути развития детско-юношеского биатлона в Российской Федерации.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводились в период с 2016 по 2018 гг. Исходными материалами служили данные статистических отчетов 1-ФК и 5-ФК, информационный портал Союза биатлонистов России, типовая программа по виду спорта биатлон, федеральный стандарт по виду спорта биатлон.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

К направлению детско-юношеский биатлон относится деятельность спортивных школ и отделений биатлона - детско-юношеских школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР), училищ олимпийского резерва (УОР), центров спортивной подготовки (ЦСП) и других учреждениях на следующих этапах спортивной подготовки: начальной подготовки (НП), учебно-тренировочном (УТ) и частично совершенствования спортивного мастерства (ССМ).

Всего в Российской Федерации функционирует 167 отделений биатлона (таблица 1). Наибольшее количество отделений биатлона функционирует в системе ДЮСШ, СДЮШОР, СШОР.

Таблица 1 - Число организаций, в которых существуют отделения биатлона на 31 декабря 2017 года (5-ФК)_

ДЮСШ СШ СДЮСШОР СШОР УОР ЦСП ЦОП ДРУГИЕ

57 22 24 34 11 13 2 4

Анализ статистических показателей по формам 1-ФК и 5-ФК свидетельствует о достаточно большой численности занимающихся биатлоном в Российской Федерации. Кроме того, наблюдается рост отделений с 135 в 2013 году до 167 в 2017 году. Вместе с тем, недостаточно решенными являются вопросы оборудования мест занятий для полноценных тренировок по гоночной и стрелковой подготовке, что снижает интерес детей и подростков к занятиям биатлоном. Организационные сложности использования мелкокалиберного оружия не позволяют полноценно планировать и проводить тренировочные занятия по стрелковой подготовке.

Из общего количества занимающихся биатлоном (17 572 человека) женщины составляют 5 828 человек (33,1%) (таблица 2). В возрасте 6-15 лет биатлоном занимается 14 171 человек (80,6%). Эти дети занимаются, в основном, в ДЮСШ, СДЮШОР, СШ и СШОР. Данные отчетов свидетельствуют о росте численности занимающихся биатлоном детей и подростков в возрасте 6-15 лет. В возрастной группе 16-22 года наблюдается незначительное снижение численности занимающихся (таблица 2). Существует проблема организации тренировочного процесса биатлонистов при поступлении в учебные заведения ввиду отсутствия условий для тренировок в этих учреждениях и большой загруженностью учебным процессом.

Таблица 2 - Число занимающихся в отделениях биатлона в 2013-2017 годах на 31 декабря 2017 года (5-ФК)______

2013 2014 2015 2016 2017

Всего занимающихся 16452 18498 18840 18369 17572

Из них женщин 4733 5698 6006 6034 5828

В возрасте 6-15 лет 13394 15028 15345 15010 14171

От 16 до 22 лет н/д 3094 3187 3120 3076

От 22 до 30 лет н/д 278 264 228 301

Старше 30 лет н/д 15 15 10 22

* - Возраст до 5 лет не учитывался; * - н/д - нет данных

Наибольшее количество занимающихся в отделениях биатлона наблюдается на спортивно-оздоровительном этапе (1213 человек), этапе начальной подготовки (8530 человек) и учебно-тренировочном этапе (7135 человек) (табл.3).

Таблица 3 - Число занимающихся в отделениях биатлона по этапам подготовки в 20142017 годах на 31 декабря 2017 года 31.12.2017 (5-ФК)___

2013 2014 2015 2016 2017

Число отделений всего 135 171 176 171 167

Специализированные / олимпийские 47 63 32 33 36

Занимающихся на всех этапах подготовки 16452 18498 18840 18369 17572

Этап спортивно-оздоровительный 1450 1135 1258 1166 1213

Этап начальной подготовки 8354 9731 9893 9310 8530

Этап УТ 6044 6707 6816 7109 7135

Этап ССМ 499 606 572 493 437

Этап ВСМ 155 319 301 291 257

Численность занимающихся по программам спортивной подготовки в биатлоне увеличилась с 2862 человек в 2014 году до 9478 человек в 2017 году (5-ФК). Наиболее значительное увеличение численности произошло на этапе начальной подготовки (с 1307 человек до 4630 человек) и в тренировочном этапе (с 1221 человек до 4283 человек соответственно) (таблица 4). После значительного роста в 2014-2015 годах в последние два года

наблюдается стабилизация и незначительное снижение количества занимающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства (таблица 4).

Таблица 4 - Численность занимающихся по программам спортивной подготовки по биатлону на 31 декабря 2017 года (5-ФК)_

Всего в том числе по этапам подготовки

Начальной подготовки Тренировочный Совершенствования спортивного мастерства Высшего спортивного мастерства

2017 9478 4630 4283 354 211

2016 7828 3725 3521 368 214

2015 4266 1771 2008 308 179

2014 2862 1307 1221 218 116

Количество занимающихся, зачисленных на программы спортивной подготовки в биатлоне в 2017 году составило 4 833 человека (50,9% от общего количества в этой категории). Количество занимающихся на этапе совершенствования спортивного мастерства уменьшилось с 368 человек в 2016 году до 354 человек в 2017 году. На этапе высшего спортивного мастерства число занимающихся составило 214 человек в 2016 году и 211 человек в 2017 году. За 2017 год было отчислено 1514 занимающихся с программ спортивной подготовки (5-ФК). Наибольшее количество отчислено с этапов начальной подготовки и тренировочного этапа (737 и 686 человек соответственно).

За последние 5 лет произошло снижение численности занимающихся биатлоном, имеющих спортивные разряды. Так количество выполнивших разряды уменьшилось с 7443 человек в 2013 году, до 7084 в 2017 году. Наибольшее количество занимающихся, имеющих спортивные разряды, зафиксировано в 2015 году. Уменьшение произошло по количеству КМС, 1 разряд и массовые разряды. При этом, несмотря на снижение присвоенных спортивных званий в 2017 году, в целом наблюдается тенденция увеличения количества занимающихся, имеющих спортивные звания (таблица 5).

Таблица 5 - Спортивные разряды и спортивные звания по виду спорта биатлон на 31 декабря 2017 года (5-ФК)_

Год Число занимающихся, имеющих спортивные разряды и звания

Спортивные разряды Спортивные звания

Всего В том числе Всего В том числе

КМС 1 разряд Массовые разряды ЗМС МСМК МС

2017 7084 484 1897 4703 295 12 29 254

2016 7741 505 2000 5236 327 14 40 273

2015 8240 599 1713 5928 338 18 44 276

2014 8114 579 1708 5827 353 15 30 308

Юные спортсмены участвуют в ряде международных соревнований и всероссийских соревнований, к которым относятся: Зимние Юношеские Олимпийские игры, Европейский юношеский Олимпийский фестиваль, Всероссийские зимние Спартакиады спортивных школ по биатлону, Зимние Спартакиады молодежи России по биатлону, первенство России среди юношей и девушек, всероссийские открытые соревнования среди биатлонистов «Кубок Анны Богалий -«8к1т1г», первенство мира и Европы среди юниоров и юниорок, первенство мира среди юношей и девушек. Из всероссийских соревнований следует отметить зимние Спартакиады спортивных школ и зимние Спартакиады молодежи. Так, II Всероссийская зимняя Спартакиада спортивных школ 2018 года была представлена 14 видами спорта. Возраст участников биатлонных соревнований - 2003-2005 гг.р. Всего приняло участие 28 спортивных школ из 22 субъектов Российской Федерации с общим количеством 222 спортсменов (111 юношей и 111 девушек) и 76 тренеров, руководителей и других официальных лиц.

Основными проблемами развития детско-юношеского биатлоны являются:

- недостаточное финансирование и слабая материально-техническая база для занятий биатлоном: стрельбищ для мелкокалиберного и пневматического биатлона, лыжных и лыжероллерных трасс, залов для ОФП и СФП, специальных тренажеров. Практически полное отсутствие системы искусственного оснежения (кроме основных биатлонных центров), что затрудняет или делает невозможным проведение лыжной подготовки в регионах с теплой зимой;

- высокая стоимость спортивного инвентаря для занятий биатлоном: лыж, лыжероллеров, летней и зимней экипировки, что ограничивает приток детей с низкими финансовыми возможностями. Высокая стоимость мелкокалиберных винтовок и патронов в совокупности с жесткими требованиями к оружейным комнатам ограничивают их широкое использование в тренировочном процессе;

- недостаточное количество тренеров, работающих в системе детско-юношеского биатлона и недостаточный уровень их профессиональной компетенции. Так на 31.12.2017 года из 816 тренеров, работающих в биатлоне, 286 не имеют образования, 64 тренера имеют среднее образование (из них 53 физкультурное) (форма 1-ФК и 5-ФК);

- отсутствие или размытость четкой методической концепции совершенствования гоночной и стрелковой подготовленности юных биатлонистов на этапах спортивной подготовки. Вопросы технической и стрелковой подготовленности юных биатлонистов в научно-методической литературе рассмотрены фрагментарно;

- приоритетность краткосрочных результатов, а не долгосрочной перспективы (поскольку основная мотивация тренера - премии за высокие места в соревнованиях, для их достижения зачастую используются тренировочные нагрузки значительно превышающие адаптационные возможности организма юных спортсменов). Значительные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки приводят к быстрому росту спортивных результатов и на первых порах эти спортсмены выгодно смотрятся на фоне своих сверстников, однако в силу разных причин не являются перспективными в долгосрочном отношении;

- отсутствие специализированных стандартизированных тестов на всех этапах многолетней подготовки. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «биатлон» не предусматривает нормативы по стрельбе на этапах спортивной подготовки.

Обоснование путей и вариантов решения проблем развития детско-юношеского биатлона:

- широкое внедрение пневматического биатлона, что позволит охватить стрелковой подготовкой детей 10-15 лет, занимающихся по программам спортивной подготовки и которым до 15 летнего возраста, нельзя стрелять из мелкокалиберного оружия. Если в подготовке детей 10-15 лет не использовать стрельбу из пневматических винтовок, то это резко снижает их интерес к занятиям биатлоном. Стрельбище для пневматического биатлона можно устанавливать практически в любом месте, а само оружие с дульной энергией меньше 7 Дж не требует специальных условий для хранения и разрешений на его транспортировку.

- разработка годовых тренировочных планов юных биатлонистов с детализацией по объему и интенсивности физических нагрузок, что повысит эффективность управления тренировочным процессом и даст четкий вектор в дозировании тренировочных нагрузок;

- разработка нормативов по стрелковой подготовке и тактико-технических действий биатлонистов на огневых рубежах из пневматического и мелкокалиберного оружия на этапе начальной подготовки, тренировочном этапе, этапе совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.

- проработка с руководством регионов вопросов строительства лыжероллерных трасс с привязкой к стрельбищам для стрельбы из пневматического (мелкокалиберного оружия) и возможности искусственного оснежения основных лыжных трасс на лыжных и биатлонных комплексах (стрельбищах);

- изменение системы мотивации тренеров с целью улучшения качества подготовки биатлонистов: премирование тренеров за попадание спортсменов в основной и резервный состав спортивных сборных команд России по биатлону, а не только за призовые места в соревнованиях;

- разработка методики комплексного тестирования как основы управления тренировочным процессом биатлонистов в аспекте многолетней подготовки. Основа методики-тестирование скоростно-силовых и аэробных показателей верхних и нижних конечностей на лыжном тренажере Concept 2, Erkolina, а также в полевом ступенчатом тесте в беге и на лыжероллерах. Регулярное использование тестов для определения функциональных возможностей мышц плечевого пояса, а также мышц ног, позволит тренерам оценить динамику скоростно-силовых и аэробных возможностей мышц, сопоставить эти изменения с ожидаемой динамикой и, при необходимости, своевременно внести коррекции в тренировочный процесс.

- создание базы перспективных биатлонистов на основе системы мониторинга физической, функциональной и стрелковой подготовленности, задачей которых является поиск и сбор информации о динамике становления спортивного мастерства этих спортсменов.

ВЫВОДЫ

1. В Российской Федерации создана и успешно функционирует система подготовки спортивного резерва по биатлону. Спортивную подготовку юных биатлонистов осуществляют 167 отделений биатлона, в которых на 31 декабря 2017 года занималось 17 572 человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Основными проблемами развития детско-юношеского биатлона в Российской Федерации является недостаточное финансирование детско-юношеского биатлона, слабая материально-техническая база для проведения тренировок и соревнований, высокая стоимость спортивного инвентаря, оружия и патронов.

3. Перспективы развития массовости биатлона и его популяризация будут определяться широким использованием пневматического оружия в ДЮСШ, центрах спортивной подготовки по биатлону. Цена пулек для пневматики примерно в 10-15 раз меньше по сравнению с мелкокалиберным патроном, что делает возможным проведение регулярных стрелковых тренировок со стрельбой из пневматического оружия. Отсутствие ограничений по возрасту делает этот вид биатлона массовым для подготовки юных спортсменов.

4. развитие школьного биатлона на основе пневматического оружия способно стать основой для поиска одаренных детей и подростков. Кроме того, школьный биатлон в силу своей привлекательности для детей и подростков способен стать одним из массовых видов школьного спорта, наряду с игровыми вилами спорта;

ЛИТЕРАТУРА

1. Куделин, А.И. Стрелковые навыки в биатлоне: обучение и совершенствование технике стрельбы / А.И. Куделин, Н.С. Загурский, Ф. Хайтович // Современная система спортивной подготовки в биатлон : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 17-18 апреля 2018 г.) / Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск, 2018. - С. 87-104.

2. Романова, Я. С. Новый подход к обучению стрельбе в биатлоне / Я. С. Романова, Н.С. Загурский // Современная система спортивной подготовки в биатлон : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 17-18 апреля 2018 г.) / Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск, 2018. - С. 132-143.

3. Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта: биатлон / ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва» Министерства спорта Российской Федерации. - М. : [б.и.], 2015. - 106 с.

4. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта биатлон / утв. приказом от 30.08.2013 г. № 686 [Электронный ресурс] / М-во спорта России // URL : http://dushizhstal.ru/sites/default/files/biatlon_0.pdf (дата обращения: 01.09.2018).

REFERENCES

1. Kudelin, A.I., Zagursky, N.S. and Khaitovich, F. (2018), "Shooting skills in biathlon: training and improving shooting technique", Modern system of sports training in biathlon: materials VI All-Russian scientific-practical. conf., (Omsk, April 17-18, 2018), Siberian State University of physical culture and sports, Omsk, pp. 87-104.

2. Romanova, Ya.S. and Zagursky, N.S. (2018), "New approach to teaching shooting in biathlon", Modern system of sports training in biathlon: materials VI All-Russian scientific-practical. conf., (Omsk, April 17-18, 2018), Siberian State University of physical culture and sports, Omsk, pp. 132-143.

3. Ministry of Sport of the Russian Federation (2015), Typical sports training program by sport: biathlon, FGBU "Federal Center for Training Sports Reserve", Moscow.

4. The federal standard of sports training in the sport biathlon, Minsport of Russia, order No. 686 of August 30, 2013, available at: http://dushizhstal.ru/sites/default/files/biatlon_0.pdf.

Контактная информация: romanova8383@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.09.2018

УДК 797.122

АНАЛИЗ ГОДИЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ГРЕБЦОВ-БАЙДАРОЧНИКОВ СТАЙЕРОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Тихон Михайлович Замотин, кандидат педагогических наук, ФГБУ Центр спортивной подготовки сборных команд России, Москва, Олег Юрьевич Синявин, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В данной статье представлен анализ второго макроцикла Олимпийского цикла подготовки гребцов-байдарочников стайеров (1000м) высокой квалификации, рассматриваются основные педагогические аспекты подготовки. Исследование основывается на данных педагогических наблюдений, тестирований и анализа дневников гребцов высокой квалификации.

Ключевые слова: гребля на байдарках, подготовка стайеров высокой квалификации, годовое планирование, дистанция 1000м.

ANALYSIS OF THE ANNUAL TRAINING OF WELL-TRAINED STAYERS-

KAYAKERS

Tikhon Mikhailovich Zamotin, the candidate of pedagogical sciences, Center for sports training of national teams of Russia, Moscow Oleg Yuryevich Sinyavin, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The purpose of this study was to present the analysis of the second micro cycle of the Olympiad preparation cycle of well-trained stayers-kayakers (1000m). The study is based on the data of pedagogical observations, testing and analysis of diaries of rowers of high qualification.

Keywords: canoe sprint, training of well-trained kayakers, annual planning, 1000m distance.

В практике планирования в гребле на байдарках и каноэ принято брать за основу четырехлетний (Олимпийский) цикл, состоящий из четырех макроциклов. Каждый макроцикл (годичный цикл) имеет собственную направленность и цель. Последовательность нагрузки в макроциклах предусматривает создание ударных экипажей для завоевания Олимпийских лицензий и успешного выступления на Олимпийской регате.

Первый год Олимпийского цикла характеризуется «сменой поколений», то есть появляются молодые спортсмены, которые формируют новые экипажи. В этом году, как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.