очень удобной в использовании. Она позволяет решать целый ряд вопросов, связанных с повышением качества обучения и изменением его повседневной практики в сторону большей взаимной ответственности всех участников учебного процесса, а также оптимизации эмоционального состояния учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Критериальное оценивание достижений учащихся (по итогам работы городской экспериментальной площадки ИПССО МГПУ «Эффективное управление образовательными ресурсами школы в условиях сетевого взаимодействия») / под ред. В. А. Родионова, М. А. Ступницкой. - М. : Изд-во Московского гор. пед. ун-та, 2010. - 202 с.
2. Курдюкова, Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психоло-го-педагогическая проблема : дис. ... канд. психол. наук / Курдюкова Н.А. - СПб., 1997. -201 с.
3. Машковцев, А.И. Критериальное оценивание на уроках физкультуры / А.И. Машковцев. - М. : Чистые пруды, 2009. - 32 с.
4. Международный бакалавриат и российская школа / Л.И. Мильграм, А.М. Кондаков, Н.В. Любомирская, М.Я. Шнейдер [и др.] // Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений / Министерство общего и профессионального образования РФ. - М., 1997. - C. 17-33.
5. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Киев : Ра-дяньска школа, 1974. - 160 с.
REFERENCES
1. Rodionov, V.A. and Stupnickaya M.A. (2010), Criteria evaluation of student achievements (following the results of work of a city experimental platform of IPSSO MGPU "Effective Management of Educational Resources of School in the conditions of Network Interaction"), publishing house MGPU, Moscow, Russian Federation.
2. Kurdyukova, N.A. (1997), Assessing the success' of the studying as psychological and pedagogical problem, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
3. Mashkovcev, A.I. (2009), Criterial evaluation on lessons of physical education, publishing house “Chistie prude”, Moscow, Russian Federation.
4. Milgram, L.I. and Kondakov, A.M. (1974), International Baccalaureate and the Russian school, Regulations and methodologies for Russian educational institutions, The Ministry of General and professional education of the Russian Federation.
5. Suhomlinskiy, V.A. (1974), I give my heart to children, publishing house “Radyan-ska shkola”, Kiev, Ukraine.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.11.2012.
УДК 796.92.093.642
УПРАВЛЕНИЕ СТРЕЛКОВОЙ ПОДГОТОВКОЙ БИАТЛОНИСТОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ С АУТОКОНТРОЛЕМ ДВИЖЕНИЙ
Вадим Валерьевич Фарбей, кандидат педагогических наук, доцент,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
(РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург
Аннотация
Применение тренажеров позволило использовать возможности искусственно создаваемой управляющей среды для повышения эффективности двигательных действий в стрелковой подготовке биатлонистов, формировать стабильный уровень техники стрельбы биатлона на основе
внешней системы управления движениями спортсмена. Разработанная методика включает применение в тренировочном процессе ритмо-структурных комплексов (РСК) стрелковых упражнений биатлона, выполняемых по пяти зонам интенсивности физических нагрузок циклического характера (велоэргометр, тредбан, кросс и др.) и фиксированием времени по каждому компоненту стрельбы биатлона, с помощью аутоконтроля ритма движений и темпа выполнения пяти выстрелов, что позволяет повысить результативность тренировочной и соревновательной деятельности биатлонистов в показателях стрелковой и комплексной подготовленности.
Ключевые слова: техника стрельбы в биатлоне, ритмо-структурные комплексы, тренажеры, аутоконтроль. ритм.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.11.93.p117-121
MANAGEMENT OF SHOOTING PREPARATION OF BIATHLONISTS BASED ON APPLICATION OF THE TECHNICAL MEANS WITH AUTOCONTROL OF
MOVEMENTS
Vadim Valerevich Farbey, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg
Annotation
Application of exercise machines allowed using the possibilities of artificially created managing environment for increase of efficiency of motion actions in shooting preparation of biathlonists, forming the stable level of shooting technique of biathlon based on the external control system for movements of the athlete. The developed technique includes application in training process of the rhythm-structural complexes (RSC) of shooting exercises of the biathlon, carried out on five zones of intensity of physical loads of cyclic character (veloergometer, tredbahn, cross-country, etc.) and time fixation on each component of biathlon shooting, with the help of autocontrol of the rhythm of movements and rate of performance of five shots that allows increasing the productivity of training and competitive activity of biathlonists in indicators of shooting and complex readiness.
Keywords: technique of shooting in biathlon, rhythm-structural complexes, exercise machines, autocontrol, rhythm.
Современные тенденции развития биатлона характеризуются возросшей скоростью передвижения спортсменов на дистанции, повышением точности стрельбы и уменьшением общего времени на ее выполнение. Это заставляет осуществлять дальнейший поиск резервов роста мастерства и результативности соревновательной деятельности на всех этапах многолетней подготовки биатлонистов.
Специальные исследования [1,3,4] показывают, что на всех этапах многолетней тренировки из двух компонентов соревновательной деятельности биатлонистов: качество результатов стрельбы и скорости передвижения на лыжах, наибольшего внимания требует стрелковая подготовка. Вместе с этим до настоящего времени является актуальным разработка методики стрелковой подготовки биатлонистов с использованием тренажеров.
В системе современной спортивной подготовки применение тренажеров позволяет использовать возможности искусственно создаваемой управляющей среды для повышения эффективности двигательных действий спортсмена [2].
Нами разработана методика стрелковой подготовки позволяющая формировать и достигать стабильного уровня соревновательного варианта технике стрельбы в биатлона на основе внешней системы управления движениями спортсмена. В методике реализованы возможности внешней искусственной помощи спортсмену при формировании ритмоскоростного компонента техники стрельбы, определяющем ее эффективность. Методика включает применение в тренировочном процессе ритмо-структурных комплексов (РСК) стрелковых упражнений биатлона выполняемых по пяти зонам интенсивности физических нагрузок выполнения упражнений циклического характера (велоэргометр, тредбан, кросс и др.) и фиксированием времени по каждому компоненту стрельбы биатлона. Вы-
полнение этих действий осуществлялось с учетом режима тренировочной и соревновательной деятельности биатлонистов и последовательности действий на огневом рубеже: подход к огневому рубежу; изготовку к стрельбе; производство прицельных выстрелов; уход с огневого рубежа. При этом осуществлялся аутоконтроль ритма движений и темпа выполнения пяти выстрелов звуковым ритмо-лидером, а также интенсивности выполняемых нагрузок по показателям пульсометра.
Разработаны варианты РСК различающихся по уровню интенсивности задаваемых нагрузок (ЧСС): 1 зона - 120-132 уд/мин; 2 зона -133-144 уд/мин; 3 зона - 145-156 уд/мин; 4 зона - 157-168 уд-мин; 5 зона - 169-180 уд/мин и времени на выполнение РСК:
РСК - 1. Упражнения для стрельбы лежа.
Изготовка 35-25 с; темп стрельбы 11 - 5 с; уход с рубежа 10 с; общее время на рубеже 89 - 55 с.
Упражнения для стрельбы стоя.
Изготовка 35-25 с; ритм стрельбы 11 - 5 с; уход с рубежа 8 с; общее время на рубеже 87 - 53 с;
РСК - 2. Упражнения для стрельбы лежа.
Изготовка 35-20 с; темп стрельбы 9 - 4 с; уход с рубежа 8 с; общее время на рубеже 79 - 44 с.
Упражнения для стрельбы стоя.
Изготовка 30-20 с; темп стрельбы 9 - 4 с; уход с рубежа 7 с; общее время на рубеже 73 - 43 с;
РСК - 3. Упражнения для стрельбы лежа.
Изготовка 25-15 с; темп стрельбы 8 - 3 с; уход с рубежа 7 с; общее время на рубеже 64 - 34 с;
Упражнения для стрельбы стоя.
Изготовка 22-12 с; темп стрельбы 8 - 3 с; уход с рубежа 6 с; общее время на рубеже 60 - 30 с.
РСК - 4 Упражнения для стрельбы лежа.
Изготовка 20-12 с; темп стрельбы 6 - 2 с; уход с рубежа 5 с; общее время на рубеже 49 - 25 с.
Упражнения для стрельбы стоя.
Изготовка 18-8 с; темп стрельбы 6 - 2 с; уход с рубежа 4 с; общее время на рубеже 46 - 20 с.
Целевое применение комплексов определяется задачами этапов многолетней подготовки спортсменов и направленностью тренировочного процесса в годичном цикле подготовки.
Проверка эффективности разработанной методики стрелковой подготовки биатлонистов проводилась в педагогическом эксперименте, организованном в условиях учебнотренировочных занятий с юными биатлонистами.
В эксперименте приняло участие спортсмены, занимающихся на тренировочном этапе. Были сформированы экспериментальная и контрольная группы по 12 человек в каждой, относительно однородные по составу.
В экспериментальной группе специальная стрелковая подготовка биатлониста проводилась по разработанной нами методике. В контрольной группе применялась методика без использования возможностей РСК.
Результаты контроля за динамикой специальной подготовленности и результативности соревновательной деятельности юных спортсменов экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) показали, что применение в тренировочном процессе РСК, позволяет достигать более высоких результатов в показателях стрелковой и комплексной подготовленности в биатлоне в сравнении с методикой, которая применялась в контрольной группе (рис. 1), (табл. 1).
По итогам первого года занятий отмечено преимущество экспериментальной группы по показателям: результаты индивидуальной и спринтерской гонок; общее время стрельбы лежа и стоя (р < 0,05).
Рис. 1. Динамика результативных показателей соревновательной деятельности юных биатлонистов (1-3 года занятий), %
По завершении второго года занятий были отмечены статистически значимые (р<0,05) темпы прироста в показателях специальной подготовленности у спортсменов экспериментальной и контрольной групп. Сравнение темпов прироста результатов в соревновательных упражнениях между группами выявило на статистически значимом уровне преимущество экспериментальной группы (р<0,05).
Таблица 1
Сравнительная характеристика результатов специальной подготовленности юных
биатлонистов экспериментальной и контрольной групп ___________второго и третьего года занятий _________
Показатели Группы 2 год р Группы 3 год р
ЭГ | КГ КГ ЭГ
М±т М±т
Индивидуальная гонка (мин, с) 47,08±1,5 50,20±1,7 <0,05 30,50±1,5 35,58±1,7 <0,05
Спринт (мин, с) 39,11±1,3 41,28±0,8 <0,05 22,49±1,3 27,46±0,8 <0,05
Гонка преследования (мин, с) 39,54±1,6 41,34±2,9 >0,05 23,24±0,6 27,35±0,9 <0,05
Эстафета (мин, с) 39,34±1,5 40,16±1,9 >0,05 19,32±0,5 23,57±1,2 <0,05
Результат стрельбы по установкам лежа 3,0±0,5 2,9±0,4 >0,05 4,2±0,5 3,5±1,1 <0,05
Результат стрельбы по установкам стоя 2,0±0,4 2,5±0,3 <0,05 3,1±0,5 3,3±0,3 <0,05
Результат стрельбы лежа 10 выстрелов 74,4±5,5 70,3±6,5 <0,05 88,7±5,5 77,9±6,2 <0,05
Результат стрельбы стоя 10 выстрелов 55,7±6,5 58,2±4,9 >0,05 66,2±4,5 62,4±2,9 <0,05
Время стрельбы лежа, (мин, с) 58,9±4,5 61,5±5,7 >0,05 41,2±2,3 51,6±3,5 <0,05
Время стрельбы стоя, с 48,3±4,5 50,1±6,4 >0,05 35,8±2,7 46,5±4,1 <0,05
Лыжная гонка 3 км, (мин, с) 13,26±1,4 14,06±1,5 >0,05 10,24±1,4 11,12±1,3 >0,05
Лыжная гонка 5 км, (мин, с) 24,39±2,7 25,47±1,7 >0,05 17,03±2,7 17,41 ±3,4 >0,05
За период третьего года занятий выявленные различия между группами по всем исследуемым показателям были более выражены на статистически значимом уровне. При этом различий в уровне результатов лыжной гонки по каждому году занятий, не выявлено (Р>0,05).
Статистические значимые различия в исследуемых отмечены в показателях: общее
время стрельбы, точность и скорострельность в стрельбе лежа и стоя, а также спортивных результатов биатлонистов, при (р< 0,05). Вместе с этим следует отметить, что в результатах гоночной подготовленности статистически значимых различия не выявлено.
Таким образом, применение методики стрелковой подготовки биатлонистов с использованием РСК свидетельствует о ее эффективности для роста спортивных результатов в биатлоне.
ВЫВОДЫ
1. Управление стрелковой подготовкой биатлонистов на основе применения технических средств с аутоконтролем движений способствует эффективному формированию ритмоскоростного компонента техники стрельбы в биатлоне на основе срочной информации о качестве и скорости стрельбы в процессе выполнения физических нагрузок различной интенсивности, позволяет своевременно осуществлять коррекции движений спортсменом и тренером.
2. В процессе многолетней этапной подготовки применение методики стрелковой подготовки биатлонистов с использованием РСК, способствует росту спортивных результатов за счет уменьшения времени на изготовку; темп стрельбы; уход с рубежа; общее время на рубеже и повышения точности стрельбы в условиях соревновательной деятельности.
3. Разработанная методика позволяет осуществлять в тренировочном процессе сочетание гоночной подготовки и формирование техники стрельбы в режиме соревновательной деятельности биатлониста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биатлон : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / М. И. Шикунов [и др.]. - М. : Советский спорт, 2005. - 88 с.
2. Биомеханические технологии подготовки спортсменов / И.П. Ратов, Г.И. Попов, А.А. Логинов, Б.В. Шмонин. - М. : Физкультура и спорт, 2007. - 120 с.
3. Фарбей, В.В. Подготовка биатлонистов 13-16 лет в переходном и подготовительном периодах тренировки с использованием технических средств обучения : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Фарбей В.В. - СПб., 2000. - 23 с.
4. Шалаев, М.М. Эффективность стрелковой подготовленности квалифицированных биатлонистов / М.М. Шалаев, Г.А. Хрисанфов // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 9. - С. 22-25.
REFERENCES
1. Ed. Shikunov, M.I. (2005), Biathlon: Approximate program of sports preparation for child junior sports schools, specialized child junior schools of the Olympic reserve, publishing house Soviet sports, Moscow, Russian Federation.
2. Ratov, I.P., Popov, G.I., Loginov, A.A. and Shmonin B.V. (2007), Biomechanical technologies ofpreparation of athletes, publishing house Physical culture and Sports, Moscow, Russian Federation.
3. Farbey V.V. (2000), Preparation of biathlonists of 13-16 years in the transitional and preparatory periods of training with use of technical means of training: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
4. Shalaev M. M. and Hrisanfov G. A. (1999), “Efficiency of shooting readiness of the qualified biathlonists”, Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 22-25.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.11.2012.