Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, НАУЧНОЙ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, НАУЧНОЙ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров С.И.

Цель исследования - выявить условия, определяющие успешность интеграции образовательной, научной и спортивной деятельности при подготовке кадров в области физической культуры и спорта. Методика и организация исследования. Для достижения цели осуществлен всесторонний анализ контингента обучающихся и профессорско-преподавательского состава вузов физической культуры России, материально-технической и научно-методической обеспеченности процесса профессиональной подготовки студентов-спортсменов. Результаты исследования и выводы. На основе статистического анализа получены данные о факторах, обеспечивающих успешность реализации интеграции образовательной, научной и спортивной деятельности при подготовке кадров в области физической культуры и спорта. Результаты выполненного исследования свидетельствуют о том, что эффективная реализация программ спортивной подготовки в вузе физической культуры предопределена слаженной координацией компонентов образовательной, научной и спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF EDUCATIONAL, SCIENTIFIC AND SPORTS ACTIVITIES IN THE TRAINING OF PERSONNEL IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Objective of the study was to identify the conditions that determine the success of the integration of educational, scientific and sports activities in the training of personnel in the field of physical culture and sports. Methods and structure of the study. To achieve the goal, a comprehensive analysis of the contingent of students and the teaching staff of higher educational institutions of physical culture in Russia, the material, technical, scientific and methodological support of the process of professional training of student athletes was carried out. Results and conclusions. On the basis of statistical analysis, data were obtained on the factors that ensure the success of the implementation of the integration of educational, scientific and sports activities in the training of personnel in the field of physical culture and sports. The results of the study indicate that the effective implementation of sports training programs at a higher educational institution of physical culture is predetermined by the well-coordinated components of educational, scientific and sports activities.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, НАУЧНОЙ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

интеграция образовательной, научной

и спортивной деятельности при подготовке кадров в области физической культуры и спорта

УДК/UDC 796:378.1:37.04

Поступила в редакцию 30.03.2023 г.

Кандидат психологических наук, доцент С.И. Петров1 1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

INTEGRATION OF EDUCATIONAL, SCIENTIFIC AND SPORTS ACTIVITIES IN THE TRAINING OF PERSONNEL IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

PhD, Associate Professor S.I. Petrov1 1Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Информация для связи с автором: s.petrov@lesgaft.spb.ru

Аннотация

Цель исследования - выявить условия, определяющие успешность интеграции образовательной, научной и спортивной деятельности при подготовке кадров в области физической культуры и спорта. Методика и организация исследования. Для достижения цели осуществлен всесторонний анализ контингента обучающихся и профессорско-преподавательского состава вузов физической культуры России, материально-технической и научно-методической обеспеченности процесса профессиональной подготовки студентов-спортсменов.

Результаты исследования и выводы. На основе статистического анализа получены данные о факторах, обеспечивающих успешность реализации интеграции образовательной, научной и спортивной деятельности при подготовке кадров в области физической культуры и спорта. Результаты выполненного исследования свидетельствуют о том, что эффективная реализация программ спортивной подготовки в вузе физической культуры предопределена слаженной координацией компонентов образовательной, научной и спортивной деятельности.

Ключевые слова: образовательная деятельность, интеграция, подготовка кадров, условия интеграции.

Abstract

Objective of the study was to identify the conditions that determine the success of the integration of educational, scientific and sports activities in the training of personnel in the field of physical culture and sports. Methods and structure of the study. To achieve the goal, a comprehensive analysis of the contingent of students and the teaching staff of higher educational institutions of physical culture in Russia, the material, technical, scientific and methodological support of the process of professional training of student athletes was carried out.

Results and conclusions. On the basis of statistical analysis, data were obtained on the factors that ensure the success of the implementation of the integration of educational, scientific and sports activities in the training of personnel in the field of physical culture and sports. The results of the study indicate that the effective implementation of sports training programs at a higher educational institution of physical culture is predetermined by the well-coordinated components of educational, scientific and sports activities.

Keywords: educational activity, integration, personnel training, integration conditions.

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. Происходящие на данный момент в высшем образовании интеграционные процессы недостаточно полно представлены в вузах физической культуры. Проявляется острая необходимость в получении объективных данных, позволяющих разработать научно-обоснованные подходы по нормативному, организационному, методическому обеспечению процесса интеграции в подготовке спортивного резерва [1]. В процессе анализа литературы и программных документов было установлено, что теоретико-методологические основы интеграционных процессов в профессиональном образовании в области физической культуры и спорта обусловлены: разработкой содержания модели интеграции; определением успешности интеграции уставных видов деятельности при подготовке кадров в области физической культуры и спорта; критериями эффективности интеграции; профессиограммой «Тренер-преподаватель» для отрасли физической культуры и спорт. Это определило направленность даль-

нейших исследований и, прежде всего, была изучена специфика деятельности в вузах физической культуры.

Цель исследования - выявить условия, определяющие успешность интеграции образовательной, научной и спортивной деятельности при подготовке кадров в области физической культуры и спорта.

Методика и организация исследования. Для достижения цели осуществлен всесторонний анализ контингента обучающихся и профессорско-преподавательского состава вузов физической культуры России, материально-технической и научно-методической обеспеченности процесса профессиональной подготовки студентов-спортсменов.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе анализа литературных источников было установлено, что реализация интеграции образования, науки и физкультурно-спортивной деятельности предпо-

лагает: коррекцию профессиональной и спортивной подготовки; совершенствование оценки видов образовательной деятельности; создание кадровых, организационных, материально-технических и финансовых условий; обоснование нормативных документов, регламентирующих реализацию данного процесса и т.д. Все это предполагает мониторинг региональных особенностей осуществления данных видов деятельности и всесторонний анализ участников данного процесса [2].

Так, ретроспективный анализ поступающих в НГУ им. П. Ф. Лес-гафта, свидетельствовал, что на протяжении последних пяти лет количество представленных абитуриентами регионов не снижается и находится в пределах 75-83. По количеству поступающих в вуз первые места занимают регионы, входящие в Северо-Западный федеральный округ (см. таблицу). Однако на 4 и 5 местах Краснодарский край и Свердловская область из достаточно удаленных Южного и Уральского округов.

Высокий конкурс абитуриентов-спортсменов при поступлении в вуз, непрерывно повышающееся количество обучающихся на бюджетной и внебюджетной основе и высокие показатели их трудоустройства указывают не только на престижность обучения в данном вузе и эффективное выполнение государственного задания на подготовку спортивных кадров для отрасли (86%).

Анализ контингента показал, что в общем количестве обучающихся доля студентов бакалавриата, имеющих спортивные разряды, составила 80%. Почти половина (47,3%) из них спортсмены высокой квалификации (от КМС до ЗМС). При этом установлено, что в вузах физической культуры России реализуются основные профессиональные образовательные программы подготовки спортивных педагогов по 75 видам спорта, но их количество в каждом конкретном вузе зависит от региона месторасположения вуза и статуса образовательного учреждения. Качество реализации данных программ определяется как степенью их соответствия запросам отрасли, так и наличием условий для формирования необходимых профессиональных компетенций.

Для конкретизации условий, определяющих успешность интеграции образовательной, научной и спортивной деятельности при подготовке кадров в области физической культуры и спорта, был выполнен корреляционный анализ, который свидетельствовал, что количественные показатели контингента и реализуемых ОПОП определяют объем учебно-методических изданий в образовательном ресурсе вузов физической культуры (r=0,72 и r=0,91, соответственно) [3].

Учитывая, что кадровые ресурсы любого высшего учебного учреждения и, в частности, в отрасли физическая культура и спорт, определяют возможность применения новаций, а также осуществления интеграции образовательной и спортивной деятельности, был выполнен анализ профессорско-преподавательского состава вузов физической культуры России и его структуры с учетом спортивной квалификации. Установлено, Рейтинг регионов России по количеству спортсменов, поступающих на

что примерно половина педагогов имеет высокую спортивную квалификацию - КМС и выше (см. рисунок).

Выявленные взаимосвязи свидетельствовали: чем выше спортивная квалификация тренеров-преподавателей, тем больше в вузе обучается высококвалифицированных студентов-спортсменов. При этом разнообразие культивируемых в вузе видов спорта определят количество студентов, имеющих спортивную квалификацию.

Несмотря на высокий показатель спортивной квалификации педагогов, по качественной характеристике (тренерской квалификационной категории) в большинстве вузов зафиксирован дефицит тренерских кадров. Кроме этого, возможность реализации спортивной деятельности в вузе в соответствии с ФССП ограничена объемом тренировочных часов, регламентируемым образовательными программами, что не обеспечивает преемственности в решении задач многолетней спортивной подготовки студентов [3].

Оценивая научный потенциал ППС в аспекте реализации интеграционных процессов в вузах физической культуры, было установлено, что доля ППС, имеющих ученую степень и ученое звание, варьировала в пределах от 60,10% до 84,10% и соответствовала требованиям, предъявляемым ФГОС к условиям реализации образовательных программ в высшей школе.

Несомненно, развитие каждого из интегрируемых уставных видов деятельности предполагает наличие современного материально-технического обеспечения. Так, мониторинг материально-технических условий спортивной деятельности свидетельствовал, что общей для всех вузов тенденцией является лучшая обеспеченность специализированными залами и спортивными сооружениями, чем спортивной экипировкой, их зависимость от региона расположения учреждения, особенностей развития спорта в регионе и количества культивируемых видов спорта в вузе. Было установлено, что оптимальные условия для решения задач материально-технического обеспечения профессиональной подготовки создаются при наличии сотрудничества с федерациями, спортивными и научными организациями региона.

Выявленные корреляционные связи свидетельствуют, что успешность соревновательной деятельности студентов обусловлена количеством культивируемых в вузе видов спорта

б/р В1-2 разряд ЯКМС ЕЗМС SMCMK ИЗМС Структура ППС вузов физической культуры России с учетом спортивной квалификации (%)

бакалавриат НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург в 2018-2022гг.

№ п/п

Регион

Рейтинг

Федеральный округ (ФО)

1

Санкт-Петербург

Ленинградская область

Вологодская область

Северо-западный

Мурманская область

Новгородская область

10

Москва

Московская область

Центральный

Краснодарский край

Южный

Свердловская область

Уральский

10

Красноярский край

Сибирский

№6 • 2023 Июнь I June

http://www.teoriva.ru

о

г

с,

А

6

Р.

f

8

7

Я

А

Q

с

и кадровым потенциалом, то есть возможностью поступить на обучение и продолжать совершенствоваться в избранном виде спорта. Наличие или отсутствие специализированных залов в вузе практически не влияет на результативность, если эта проблема решается на основе сотрудничества вуза с федерациями по видам спорта.

Выводы. Условиями, определяющими успешность интеграции образовательной, научной и спортивной деятельности при подготовке кадров в области физической культуры и спорта, являются: выполнение контрольных цифр приема в вуз, которое в высокой степени предопределено количеством абитуриентов из спортивных организаций региона, а взаимодействие с ними обеспечивает приток абитуриентов; спортивная специализация и квалификация поступивших в вуз студентов, региональное расположение вуза; кадровый и научный потенциал, определяющие сбалансированность и успешность спортивной подготовки в аспекте интеграции образовательной, научной и спортивной деятельности.

Литература

1. «Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 года» (вместе с «Планом мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года»): Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2018 N 2245-р (ред. от 29.04.2021). - URL: https: // www. consultant.ru (дата обращения: 07.02.2023).

Петров С.И. Интегрирование спортивной подготовки в образовательную среду вузов физической культуры / С.И. Петров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 9 (211). - С.367-374.

Соловьев В.Б. Подготовка спортивного резерва в высшем образовании в области физической культуры и спорта / В.Б. Соловьев, С.И. Петров, Е.Н. Медведева, Н.Г. Закревская // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 1. - С. 5-7.

References

«Ob utverzhdenii Kontseptsii podgotovki sportivnogo rezerva v RF do 2025 goda» (vmeste s «Planom meropriyatiy po realizatsii Kontseptsii podgotovki sportivnogo rezerva v Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda»). Rasporyazheniye Pravitelstva RF ot 17.10.2018 N 2245-r (red. ot 29.04.2021) ["On approval of the Concept for the preparation of a sports reserve in the Russian Federation until 2025" (together with the "Action Plan for the implementation of the Concept for the preparation of a sports reserve in the Russian Federation until 2025"). Decree of the Government of the Russian Federation of October 17, 2018 N 2245-r (ed. dated April 29, 2021)]. Available at: https: // www.consultant.ru (date of access: 02.07.2023).

Petrov S.I. Integrirovaniye sportivnoy podgotovki v obrazovatelnuyu sredu vuzov fizicheskoy kultury [Integration of sports training into the educational environment of higher educational institutions of physical culture]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2022. No. 9 (211). pp. 367-374.

Solovyov V.B., Petrov S.I., Medvedev E.N., Zakrevskaya N.G. Podgo-tovka sportivnogo rezerva v vysshem obrazovanii v oblasti fizicheskoy kultury i sporta [Preparation of a sports reserve in higher education in the field of physical culture and sports]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2023. No. 1. pp. 5-7.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО МЕТОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ СПОРТИВНОГО ВУЗА

Кандидат педагогических наук, доцент М.С. Волкова1 'Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДМ^С 37.012

Ключевые слова: коммуникативный метод, иностранные учащиеся, речевая деятельность, коммуникативные навыки.

Введение. Овладение русским языком должно способствовать изучению иностранными студентами дисциплин, входящих в программу обучения в спортивном вузе, расширению языковых знаний, умений и навыков. В то же время существуют различные языковые проблемы, которые препятствуют эффективной коммуникации данной категории обучающихся. Другими словами, это коммуникативные барьеры, т.е. речевые зажимы, боязнь произношения, снятие которых достаточно проблематично обеспечить в рамках использования традиционного подхода к обучению.

Цель исследования - выявить особенности применения коммуникативного подхода при обучении иностранных учащихся университета спорта русскому языку.

Результаты исследования и их обсуждение. Одним из наиболее эффективных методов обучения иностранных учащихся русскому языку в настоящее время является коммуникативный, рассматриваемый современными исследователями как наиболее перспективный. По сути, это та фундаментальная основа, которая необходима для дальнейшего совершенствования владения русским языком. Преимущество коммуникативного метода связано также с непредсказуемостью создаваемых на занятиях коммуникативных ситуаций, возникновением новых ситуаций, организацией осмысленного общения иностранцев на русском языке.

Следует отметить и еще один важный аспект коммуникативного метода: при его использовании в обучении иностранцев допускаемые ими ошибки в речи не играют большой роли, а на помощь говорящим приходят жестикуляция, ми-

FEATURES OF THE USE OF THE COMMUNICATIVE METHOD IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE TO FOREIGN STUDENTS OF A SPORTS UNIVERSITY

PhD, Associate Professor M.S. Volkova1 'Russian University of Sport (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 20.12.2022 г.

мика, интонация и другие невербальные средства общения, также способствующие передаче информации.

Особая ответственность в процессе обучения с использованием коммуникативного метода ложится на преподавателя, в задачи которого входит организация учебного занятия более продуктивным образом. Преподавателю необходимо способствовать формированию у иностранных учащихся навыков свободной разговорной речи, научению их грамматически правильному выражению своих мыслей.

Вывод. Обучение русскому языку иностранных учащихся университета спорта, основанное на использовании коммуникативного подхода, способствует формированию у обучаемых устойчивых навыков свободного общения в различных видах и ситуациях речевой деятельности, развивая и закрепляя коммуникативные навыки, навыки устной и письменной профессиональной научной речи, умение грамматически правильно выражать речевые интенции, отбирать и организовывать языковой материал. Погружая учащихся в языковой процесс, коммуникативный метод развивает креативность и общий кругозор обучаемых.

Использованная литература

1. Белкина О.В. Особенности применения коммуникативного подхода при обучении иностранному языку взрослых слушателей / О.В. Белкина, И.Н. Дмитрусенко, Е.В. Кравцова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2014. https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-primeneniya-kommunikativnogo-podhoda-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-vzroslyh-slushateley (дата обращения: 03.12.2022).

2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - Москва: Просвещение, 1991. - 223 с.

Информация для связи с автором: marwolkowa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.