Научная статья на тему 'СТРУКТУРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

СТРУКТУРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров С.И.

Цель исследования - выявить направленность структурных показателей образовательной деятельности в высших учебных заведениях физической культуры. Методика и организация исследования. В рамках исполнения первого этапа государственного задания по теме «Интеграция образовательной, научной и физкультурно-спортивной деятельности в высшем образовании в области физической культуры и спорта» производился мониторинг образовательной деятельности вузов физической культуры по основным структурным показателям и велось изучение специальной научно-методической литературы по данной проблематике. Результаты исследования и выводы. Представлены данные о спортивной квалификации контингента и профессорско-преподавательского состава в учебных заведениях. Определено соотношение различных структурных подразделений и показатели методического обеспечения подготовки в учебных заведениях. Проведенный анализ послужит основой для разработки научно-обоснованных предложений по нормативному, организационному и методическому обеспечению процесса интеграции образовательной, научной и спортивной деятельности студентов бакалавриата очной формы обучения в вузах физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL INDICATORS OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN UNIVERSITIES OF PHYSICAL CULTURE

Objective of the study was to reveal the direction of the structural indicators of educational activity in higher educational institutions of physical culture. Methods and structure of the study. As part of the implementation of the first stage of the state task on the topic "Integration of educational, scientific and physical culture and sports activities in higher education in the field of physical culture and sports", the educational activities of higher education institutions of physical culture were monitored according to the main structural indicators and special scientific and methodological literature was studied on this issues. Results and conclusions. The data on the sports qualification of the contingent and the teaching staff in educational institutions are presented. The ratio of various structural divisions and indicators of methodological support of training in educational institutions are determined. The analysis carried out will serve as the basis for the development of evidence-based proposals for the normative, organizational and methodological support of the process of integrating the educational, scientific and sports activities of full-time bachelor students in higher education institutions of physical culture.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

СТРУКТУРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 26.10.2022 г.

Кандидат психологических наук, доцент С.И. Петров1

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

STRUCTURAL INDICATORS OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN UNIVERSITIES OF PHYSICAL CULTURE

PhD, Associate Professor S.I. Petrov1 1Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Информация для связи с автором: s.petrov@lesgaft.spb.ru

Аннотация

Цель исследования - выявить направленность структурных показателей образовательной деятельности в высших учебных заведениях физической культуры.

Методика и организация исследования. В рамках исполнения первого этапа государственного задания по теме «Интеграция образовательной, научной и физкультурно-спортивной деятельности в высшем образовании в области физической культуры и спорта» производился мониторинг образовательной деятельности вузов физической культуры по основным структурным показателям и велось изучение специальной научно-методической литературы по данной проблематике.

Результаты исследования и выводы. Представлены данные о спортивной квалификации контингента и профессорско-преподавательского состава в учебных заведениях. Определено соотношение различных структурных подразделений и показатели методического обеспечения подготовки в учебных заведениях. Проведенный анализ послужит основой для разработки научно-обоснованных предложений по нормативному, организационному и методическому обеспечению процесса интеграции образовательной, научной и спортивной деятельности студентов бакалавриата очной формы обучения в вузах физической культуры.

Ключевые слова: образовательная деятельность, интеграция, высшие учебные заведения спортивного профиля.

Abstract

Objective of the study was to reveal the direction of the structural indicators of educational activity in higher educational institutions of physical culture. Methods and structure of the study. As part of the implementation of the first stage of the state task on the topic "Integration of educational, scientific and physical culture and sports activities in higher education in the field of physical culture and sports", the educational activities of higher education institutions of physical culture were monitored according to the main structural indicators and special scientific and methodological literature was studied on this issues. Results and conclusions. The data on the sports qualification of the contingent and the teaching staff in educational institutions are presented. The ratio of various structural divisions and indicators of methodological support of training in educational institutions are determined. The analysis carried out will serve as the basis for the development of evidence-based proposals for the normative, organizational and methodological support of the process of integrating the educational, scientific and sports activities of full-time bachelor students in higher education institutions of physical culture.

Keywords: educational activity, integration, higher educational institutions of a sports profile.

Введение. На современном этапе развития высшего образования повышаются требования к качеству подготовки специалистов, поиску ресурсов совершенствования их профессиональной подготовки. Таким ресурсом является интеграция, процесс объединения различных видов деятельности, специфичных для учебного заведения физической культуры и спорта. Существуют различные мнения по вопросу интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки, 10% опрошенных считают, что интегрировать учебный процесс и спортивную подготовку невозможно, большинство участников опроса утверждают, что интеграция является реальностью, но она есть результат умелой организации учебного процесса образовательным учреждением [1-3].

В связи с этим появляется необходимость в получении объективных данных, позволяющих разработать научно-обоснованные предложения по нормативному, организационному, методическому обеспечению процесса интеграции, как

условия формирования государственного заказа на спортивную подготовку в вузе физической культуры.

Цель исследования - выявить направленность структурных показателей образовательной деятельности в высших учебных заведениях физической культуры.

Методика и организация исследования. В рамках исполнения первого этапа государственного задания по теме «Интеграция образовательной, научной и физкультурно-спортивной деятельности в высшем образовании в области физической культуры и спорта» производился мониторинг образовательной деятельности вузов физической культуры по основным структурным показателям и велось изучение специальной научно-методической литературы по данной проблематике.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе анализа литературных источников было установлено, что реализация интеграции образования, науки и физкультурно-спортивной деятельности предполагает: коррекцию профес-

№1 • 2023 Январь | Januar

http://www.teoriya.ru

Степень отклонения показателей спортивной квалификации контингента вузов физической культуры от среднестатистических (%)

Вузы ФК Без разряда 2 -1 разряды КМС МС МСМК ЗМС

Волгоградская государственная академия ФК -3,7 +19 -6,1 -7,7 -0,9 -0,6

Великолукская государственная академия ФКиС +2,5 -5,0 -6,4 +6,9 +0,8 +1,2

Воронежский государственный институт ФК -19,4 +6,2 +19,3 -5,1 -0,4 -0.6

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма +9,5 -5,6 -1,1 -2,4 -0,3 +0,1

Дальневосточная государственная академия физической культуры +10,6 -3,0 +1,1 -6,5 -1,9 +2,4

Чайковская государственная академия ФКиС -20,0 +8,2 +10,1 +3,3 -1,0 -0,6

Смоленский государственный университет спорта -19,8 +9,5 -3,3 +8,2 +3,6 +1,3

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма +13,9 -6,1 -5,6 -2,0 +0,1 -0,3

НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург -12,7 +1,0 +7,2 +5,1 -0,4 -0,2

Чурапчинский государственный институт ФКиС -20,0 +22,2 -2,1 +1,8 -1,9 0

□ и

£ г. CL

ч—

о

0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

сиональной и спортивной подготовки; совершенствование оценки видов образовательной деятельности; создание кадровых, организационных, материально-технических и финансовых условий; обоснование нормативных документов, регламентирующих реализацию данного процесса и т.д. Все это подразумевает мониторинг данных видов деятельности.

Обобщенная структура контингента студентов вузов физической культуры по спортивной квалификации представлена на рис. 1.

Представленные на рис. 1 данные позволяют сделать заключение, что в общем количестве обучающихся очной формы обучения доля студентов бакалавриата, имеющих спортивные разряды, составила 80%. Почти половина (47,3%) из них - спортсмены высокой квалификации (от КМС до ЗМС). Исходя из картины общей структуры контингента обучающихся студентов, следует, что большую часть из них составляют спортсмены, имеющие потенциальные возможности дальнейшего совершенствования в избранном виде спорта.

В ходе аналитического обзора изучаемых показателей выявлены наиболее приоритетные виды спорта, по которым осуществляется подготовка квалифицированных спортсменов в вузах данного профиля: футбол, легкая атлетика, плавание, художественная гимнастика, баскетбол. Несколько уступают им по приоритетности: волейбол, хоккей, лыжные гонки. В профессиональной подготовке вузов физической культуры бокс, тхэквондо, дзюдо, борьба, спортивная гимнастика, танцевальный спорт, теннис, гандбол и гиревой спорт являются менее предпочтительными, нежели вышеперечисленные.

Сравнительный анализ показателей спортивной квалификации контингента представлен в таблице.

Результаты свидетельствуют, что наибольшие отклонения от общей структуры проявляются в характеристике «без разряда». То есть в одних вузах освоение основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) сопряжено с совершенствованием спортивного мастерства, а в других вузах студенты со временем теряют свою спортивную квалификацию.

17,7

1,9 0,6

27,1

б/р МС

1-2 разряд ■МСМК

Рис. 1. Обобщенная структура контингента студентов вузов физической культуры по спортивной квалификации (%)

В процессе анализа взаимосвязи спортивной квалификации педагогов и обучающихся вузов физической культуры с количеством профилируемых видов спорта было выявлено, что количество видов спорта определяет количество студентов, имеющих спортивную квалификацию, но чем больше видов спорта, тем больше преподавателей, не имеющих спортивной квалификации. Однако, количество спортсменов, имеющих высокую квалификацию, определяет именно спортивная квалификация педагогов. При этом количество спортивно-педагогических кафедр определяет разнообразие профилируемых в вузе видов спорта.

Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать некоторые обобщения. Выявлено, что из общего количества студентов бакалавриата очной формы обучения в вузах физической культуры 47,3% студентов имеют высокую спортивную квалификацию (от КМС до ЗМС), 52,7% студентов имеют потенциал дальнейшего совершенствования в избранном виде спорта. Наибольшие отклонения показателей спортивной квалификации контингента вузов физической культуры от среднестатистических проявляются в характеристике «без разряда». Вузы с большим количеством видов спорта имеют и большее количество реализуемых в ходе учебного процесса основных профессиональных образовательных программ.

Литература

1. Зотова Ф. Р. Отношение студентов-спортсменов к интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки / Ф. Р. Зотова, В. М. Афанасьева, Н. Х. Давлетова и др. // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 73-79.

2. Зотова Ф. Р. Интеграция учебного процесса со спортивной подготовкой в вузах физкультурного профиля / Ф. Р. Зотова, С. В. Са-дыкова, В. М. Газнанова и др. // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 6. - С. 6-8.

3. Свищев И. Д. Интеграция науки и спортивной практики в совершенствовании профессиональной подготовки студентов физкультурных учебных заведений (на прим. спортивной борьбы): диссертация доктора педагогических наук: 13.00.04 / И. Д. Свищев. - М., 1997. - 310 с.

References

1. Zotova F.R., Afanasiev V.M., Davletova N.Kh. et al. Otnosheniye stu-dentov-sportsmenov k integratsii obrazovatelnogo protsessa i sport-ivnoy podgotovki [The attitude of student-athletes to the integration of the educational process and sports training]. Uchenye zapiski univer-siteta im. P.F. Lesgafta. 2015. No. 10 (128). pp. 73-79.

2. Zotova F.R., Sadykova S.V., Gaznanova V.M. et al. Integratsiya ucheb-nogo protsessa so sportivnoy podgotovkoy v vuzakh fizkulturnogo profilya [Integration of the educational process with sports training in the universities of physical education]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 6. pp. 6-8.

3. Svishchev I.D. Integratsiya nauki i sportivnoy praktiki v sovershenst-vovanii professionalnoy podgotovki studentov fizkulturnykh uchebnykh zavedeniy (na prim. sportivnoy borby) [Integration of science and sports practice in improving the professional training of students of physical education institutions (on the note of sports wrestling)]. Doct. diss. (Hab.): 13.00.04. Moscow, 1997. 310 p.

http://www.teoriya.ru

№1 • 2023 Январь | Yanuar

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.