УДК 378.037.1
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И.В. Тихонова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики гимнастики,
А.А. Близнюк, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики спортивных единоборств, тяжелой атлетики и стрелкового спорта,
К.С. Пигида, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики плавания, парусного и гребного спорта,
Ю.М. Схаляхо, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики спортивных единоборств, тяжелой атлетики и стрелкового спорта,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected], [email protected], [email protected].
В представленной статье дана характеристика контингента обучающихся в вузе физической культуры. К особенностям этого контингента можно отнести спортивную квалификацию в аспекте полового диморфизма. В процессе исследования проводился анализ численности обучающихся на кафедре теории и методики спортивных единоборств, тяжелой атлетики и стрелкового спорта Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ) с учетом вышеуказанных особенностей. Задачей исследования явилось установление динамики роста спортивной квалификации студентов в процессе их обучения в вузе физической культуры. Для оценки количественных и качественных показателей контингента использовались учет спортивной квалификации - массовые разряды, разряд «кандидат в мастера спорта России» (КМС), спортивные звания «мастер спорта России» (МС), «мастер спорта международного класса России» (МСМК) и «заслуженный мастер спорта России» (ЗМС), их распределение по половой принадлежности и годам обучения в вузе.
В результате анализа спортивной квалификации выявлено, что большая часть обучающихся имеет массовые разряды и разряд КМС (87,2%), а остальные 12,8% имеют спортивные звания. При этом отмечается, что чем выше уровень спортивно-
го мастерства, тем меньшее количество человек им обладают.
Характеристика контингента по половому признаку, несмотря на стремительный рост представительства женщин в видах спортивных единоборств, показывает преимущество мужского контингента.
Анализ динамики спортивного мастерства обучающихся вуза физической культуры свидетельствует о его росте. Поступая в вуз, обучающиеся продолжают заниматься спортом и участвовать в соревнованиях, тем самым повышая свою спортивную квалификацию. Выявлено, что ежегодно растет количество первокурсников, которые при поступлении в вуз уже имеют спортивные звания.
Ключевые слова: студент, вуз физической культуры, спортивная квалификация, половой диморфизм.
Для цитирования: Тихонова И.В., Близнюк А.А., Пигида К.С., Схаляхо Ю.М. Эффективность спортивной подготовки студентов в процессе обучения в вузе физической культуры // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 1. - С. 47-52.
For citation: Tikhonova I., Bliznyuk A., Pigida C., Skhalyakho Y. Efficiency of sports preparation of students in the educational process of the physical education university. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 1, pp. 47-52 (in Russian).
Введение. В настоящее время процесс подготовки будущего специалиста в области физической культуры и спорта, становления его как профессионала предполагает формирование системы профессиональных знаний, комплекса умений и владений, которые направлены на реализацию задач конкретной профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура». Однако реализация данного стандарта требует уточнений и дополнений организационно-методического характера. В связи с вышеизложенным возникает необходимость дальнейшего совершенствования современного процесса подготовки специалистов по физической культуре и спорту в системе высшего образования [1, с.К-5; 2, с. 14; 7, с. 71-74].
Конечной цекьюучебяого процесса в вузеявляется формирование личности специалиста в области физической культуры и спортк, который должен обладать соответствующей базой образователкной подготовки и уров нем споотивного мастерства, в адвнстве обеспечивающих активную жизненную позицию и конкурентоспособность [6, с. 65].
На современном этапе развития общества созданы все необходимые предпосылки для решения проблемы совершенствования подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Особое место среди проанализированных научных работ занимают исследования, посвященные разработке модели специалиста в области физической культуры и спорта, повышающей эффективность управления тренировочным процессом студента [3, с. 13-17; 4, с. 3-5; 5].
Задачей исследования явилось установление динамики роста спортивной квалификации студентов в процессе их обучения в вузе физической культуры.
В настоящее время контингент обучающихся факультета спорта в Кубанском государственном уни-еерситете резической культуры. спорта и туризма составляет 911 человек (568 (62%) - мужчины и 343 (38%) - женщины).
Для оценки количественных и качественных показателей исследовался коняингент обачающихся с первого по четвертый нурс очной формы обучонвя кафедры теории и методиеи спортивн ых единоборств, тяжелой атлетики и стрелкового спорта.
Анализ контингента обучающихся данной кафедры
Конрингенр обучающихся I - IV курсов (п=226)
Спортивная квалификация Половой диморфизм
Г Л
Четвертый курс (п=67)
МСМК (п=6)
Рисунок. Структура контингента обучающихся на кафедре теории и методики спортивных единоборств, тяжелой атлетики и
стрелкового спорта ФГБОУ ВО КГУФКСТ
Таблица 1
Характеристика спортивной квалификации обучающихся кафедры теории и методики спортивных единоборств, тяжелой атлетики и стрелкового спорта
№ Разряд, спортивное звание Всего Мужчины Женщин
человек % человек % человек %
1 Массовые разряды 97 43 72 74,2 25 25,8
2 КМС 100 44,2 70 70 30 30
3 МС 22 9,7 18 81,8 4 18,2
4 МСМК 6 2,7 4 66,7 2 33,3
5 ЗМС 1 0,4 1 100 - -
Итого 226 100 165 73 61 27
Таблица 2
Ретроспективный анализ контингента обучающихся кафедры теории и методики спортивных единоборств, тяжелой атлетики и стрелкового спорта
Год набора Массовые разряды КМС МС МСМК ЗМС
чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %
2015 18 18,5 24 24 4 18,2 3 50 - -
2016 15 15,5 23 23 5 22,7 1 16,7 1 100
2017 29 29,9 30 30 5 22,7 1 16,7 - -
2018 35 36,1 23 23 8 36,4 1 16,7 - -
Итого 97 100 100 100 22 100 6 100 1 100
с учетом спортивной квалификации и полового диморфизма показал, что общий контингент обучающихся составляет 226 человек, при этом наибольшее количество наблюдается на первом курсе - 67 человек (29,6%) и на втором - 66 (29,2%), наименьшее - на третьем 44 человека (19,5%) и на четвертом - 49 (21,7%) (рисунок).
Проведя анализ спортивной квалификации обучающихся данной кафедры, было обнаружено относительно большое количество обучающихся, имеющих спортивные звания - 58% (129 человек), а остальные - 42% (97 человек) имеют массовые разряды (таблица 1).
Среди спортсменов высокого класса имеются: «заслуженный мастер спорта России» (ЗМС) -1 человек (0,04%), «мастер спорта международного класса России» (МСМК) - 6 человек (2,7%), «мастер спорта России» (МС) - 22 человека (9,7%). При этом у женщин звание МСМК получили 2 человека и МС - 4 человека. Большинство обучающихся имеют разряд КМС - 100 человек (44,2%) и массовые разряды - 43% (97 человек). Таким образом, этот контингент составляет достаточно большой массив для повышения своего спортивного мастерства.
Характеристика контингента по половому признаку, несмотря на стремительный рост представительства женщин в видах спортивных единоборств, показывает
преимущество мужского контингента. Так, количество мужчин составляет 165 человек (73%), а женщин - 61 человек (27%). Эта особенность обусловлена спецификой представленных видов спорта, в которых четко просматривается влияние полового диморфизма.
Отслеживая динамику спортивного мастерства обучающихся на кафедре теории и методики спортивных единоборств, тяжелой атлетики и стрелкового спорта по годам, наблюдается его рост (таблица 2). Исключение составляют обучающиеся, имеющие спортивное звание «мастер спорта России». Так, численность обучающихся первого курса (набор 2018 г.), имеющих звание «мастер спорта России», - 8 человек, на втором и третьем - по 5 человек, на четвертом - 4 человека.
Возможно, это связано с так называемым явлением «омоложения» спортсменов в видах спортивных единоборств. Их технико-тактическая подготовленность постоянно совершенствуется, достигая, а иногда и превышая принятые ранее модельные показатели. Как следствие, единоборец в более раннем возрасте выполняет норматив «мастера спорта России». Студентов, имеющих спортивное звание «заслуженный мастер спорта России», в контингенте данной кафедры только один - призер Олимпийских игр (Бразилия, 2016) по греко-римской борьбе Сергей Семенов.
Таблица 3
Характеристика обучающихся кафедры теории и методики спортивных единоборств, тяжелой атлетики
и стрелкового спорта с учетом полового диморфизма
Разряды, спортивное звание I курс II курс III курс IV курс
м ж м ж м ж м ж
Массовые разряды кол-во 22 13 23 6 12 3 22 13
% 62,9 37,1 79,3 20,7 80 20 62,9 37,1
КМС кол-во 15 8 20 10 16 7 19 5
% 65,2 34,8 66,7 33,3 69,6 30,4 79,2 20,8
МС кол-во 6 2 3 2 5 - 4 -
% 75 25 60 40 100 - 100 -
МСМК кол-во - 1 1 - 1 - 2 1
% - 100 100 - 100 - 66,7 33,3
ЗМС кол-во - - - - 1 - - -
% - - - - 100 - - -
Анализируя полученные статистические данные контингента кафедры теории и методики спортивных единоборств, тяжелой атлетики и стрелкового спорта с учетом полового диморфизма, можно наблюдать определенную зависимость между курсом обучения и уровнем спортивной квалификации, а также между полом обучающихся и уровнем их спортивного мастерства (таблица 3).
На первом и втором курсе отмечается практически одинаковая ситуация: количество обучающихся на первом курсе, имеющих массовые разряды и КМС, составляет 62,9% и 65,2%; на втором - 79,3% и 66,7% соответственно. Такая же тенденция наблюдается и у женщин. Так, на четвертом курсе обучается девушка, которая имеет звание «мастер спорта международного класса России». Стоит отметить, что независимо от курса обучения и спортивной квалификации исследуемых соотношение между мужчинами и женщинами определяется как 1:2.
Таким образом, в ходе исследования была определена эффективность спортивной подготовки обучающихся в вузе физической культуры с положительной динамикой роста показателей спортивной квалификации у женщин и мужчин, занимающихся спортивными единоборствами и обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», направленности «Спортивная тренировка в избранном виде спорта».
Заключение. Контингент обучающихся на кафедре теории и методики спортивных единоборств, тяжелой атлетики и стрелкового ФГБОУ ВО КГУФКСТ 226 человек, что составляет 25% от общего контингента факультета спорта. Преимущество по численности принадлежит мужчинам - 165 (73%) студентов, женщин - 61
(27%) студентка. В данном случае соотношение составляет 1:3.
Характеристика спортивной квалификации свидетельствует о наличии у большинства обучающихся массовых спортивных разрядов и разряда КМС. Однако многолетний анализ позволил выявить:
- увеличение количества обучающихся, имеющих спортивные звания на момент поступления в вуз;
- рост спортивной квалификации в процессе обучения в вузе.
Аспект полового диморфизма четко прослеживается в следующем:
- увеличение количества женщин, поступающих на первый курс;
- наличие у женщин спортивных званий «мастер спорта России» и «мастер спорта международного класса России»;
- контингент женщин, имеющих КМС, МС и МСМК, соотносится с контингентом мужчин как 1:2, но при соотношении численности всего исследуемого контингента как 1:3;
- наблюдается отсутствие женщин, имеющих звание ЗМС.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Вакурин А.Н. Модернизация подготовки педагога физической культуры и спорта (на материале курса педагогического физкультурно-спортивного совершенствования ): автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Вакурин. - Томск, 2003. - 18 с.
2. Лубышева Л.И. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту (авторский проект) / Л.И. Лубышева, В.А. Магин // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №12. - С. 13-16.
3. Магин В.А. Модель системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №4. - С. 13-17.
4. Мельчакова Г.Г. Особенности организации учебно-воспитательного процесса подготовки спортсменов в спортивном вузе (на примере института спортивных единоборств): автореферат дис. ... канд. пед. наук. / Г.Г. Мельчакова. - Красноярск, 2005. - 24 с.
5. Рогожин В.М., Елагина В.С. Современная модель подготовки специалистов / В.М. Рогожин, В.С. Елагина // Современные проблемы науки и образования. [Элек-
тронный ресурс] - 2017. - №6. Режим доступа: http:// science-education. ru/ru/article/view?id=27136. Дата обращения 26.01.2019.
6. Санникова С.В. Компетентностная модель специалиста в системе профессиональной подготовки // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. - Выпуск 15. - С. 65-69.
7. Столяров П.В. Совершенствование подготовки специалиста физической культуры и спорта (на материале курса спортивного совершенствования) // Вестник Томского педагогического университета. - 2008. - № 3 (77). - С. 71-74.
EFFICIENCY OF SPORTS PREPARATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY
I. Tikhonova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Theory and Methodology of Gymnastics Department,
A. Bliznyuk, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Theory and Methodology of Martial Arts, Weightlifting and Shooting Sports Department,
K. Pigida, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Theory and Methodology of Swimming Department,
Y. Skhalyakho, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Theory and Methodology of Martial Arts, Weightlifting and Shooting Sports Department, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: [email protected], [email protected], [email protected].
In this article the characteristic of the contingent of students of the physical education university has been given. The peculiarities of this contingent include sports qualification in the aspect of sexual dimorphism.
During the study, the analysis of the number of students at the Theory and Methodology of Martial Arts, Weightlifting and Shooting Sports Department of the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar (KSUPEST) with the above features has been conducted. The task of the study was to establish the dynamics of the growth of sports qualifications of students in the process of their study at the physical education university. To assess the quantitative and qualitative indicators of the contingent the following aspects have been used: sports qualification accounting - mass categories, «Candidate Master of Sports» (CMS) category, «Master of Sports of Russia» (MS) sport title, «Master of Sports of International Class of Russia» (MSIC) and «Merited Master of Sports of Russia» (MMS), their distribution by gender and years of study at the university.
As a result of the analysis of sports qualifications, it was revealed that the majority of the students had mass categories and CMS (87,2%), and the rest of the 14,4% have sports titles. It is noted that the higher the level of sportsmanship, the fewer people had it.
The characteristic of the contingent by gender, despite the rapid growth of women's representation in the types of martial arts, shows the advantage of the male contingent.
The analysis of the dynamics of sportsmanship of students of the physical education university indicates its growth. By entering a university, students continue to do sports and participate in competitions, thereby enhancing their sports skills. It has been revealed that the number of first year students, who already have sports titles when they enter the university, annually grows.
Keywords: student, physical education university, sports qualification, sexual dimorphism.
References:
1. Vakurin A.N. Modernization of training of the teacher of physical culture and sport (on material of a course of pedagogical sports improvement. Extended abstract of candidate's thesis. Tomsk, 2003, 18 p. (in Russian)
2. Lubysheva L.I., Magin V.A. Concept of modernization of process of vocational training of experts in physical culture and sport (author's project). Teoriya i praktika fizicheskoj kultury [Theory and practice of physical culture], 2003, no 12, pp. 13-16 (in Russian).
3. MaginV.A. Model of the system of vocational training of experts in physical culture and sport on the basis of innovative technologies. Teoriya i praktika fizicheskoj kultury [Theory and practice of physical culture], 2006, no 4, pp. 13-17 (in Russian).
4. Melchakova G.G. Features of the organization of teaching and educational process of training of athletes in sports higher education institution (on the example of institute of combat sports) Extended abstract of candidate's thesis. Krasnoyarsk, 2005, 24 p. (in Russian).
5. Rogozhin V.M., Yelagina V.S. Modern model of training of specialists. Sovremenny'e problemy' nauki i obra-zovaniya [Modern problems of science and education], 2017, vol. 6. Available at: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=27136. (Accessed 26.01.2019) (in Russian)
6. Sannikova S.V. Competence-based model of the expert in the system of vocational training. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obra-zovanie. Pedagogicheskie nauki [The Messenger of the Southern Ural State University. Series: Education. Pedagogical sciences], 2012, vol. 15, pp. 65-69 (in Russian).
7. Stolyarov P.V. Improvement of training of the expert of physical culture and sport (on material of a course of sports improvement). Vestnik tomskogo pedagogichesk-ogo universiteta [The Messenger of the Tomsk pedagogical university], 2008, vol. 3 (77), pp.71-74 (in Russian).
Поступила / Received 15.01.2019
Принята в печать / Accepted 06.03.2019