Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ВУЗЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СПОРТИВНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев В.Б., Петров С.И., Медведева Е.Н., Закревская Н.Г.

Цель исследования - выявить возможности вуза физической культуры осуществления деятельности по подготовке спортивного резерва. Методика и организация исследования. В ходе работы были проанализированы федеральные стандарты спортивной подготовки, реализуемые в соответствии с ФГОС программы, выявлена обусловленность подготовки спортивного резерва кадровыми, методическими, материально-техническими ресурсами. Проведен опрос преподавателей НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Результаты исследования и выводы. Как показали результаты исследования, в вузах физической культуры есть все возможности для подготовки спортивного резерва. При этом данный вид деятельности влечет за собой ряд изменений в образовательном процессе. Система образования в спортивных вузах должна обеспечивать подготовку как спортсменов высокого класса, так и квалифицированных тренеров. В настоящее время все более востребованной становится модель интеграции подготовки спортивного резерва в образовательный процесс вузов физической культуры, где нормативное обеспечение системы подготовки осуществляется на основе ФССП по виду спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьев В.Б., Петров С.И., Медведева Е.Н., Закревская Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF A SPORTS RESERVE IN HIGHER EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Objective of the study was to identify the possibilities of a higher education institution of physical culture to carry out activities for the preparation of a sports reserve. Methods and structure of the study. In the course of the work, the federal standards of sports training, implemented in accordance with the Federal State Educational Standards of the program, were analyzed, the conditionality of the training of the sports reserve with personnel, methodological, material and technical resources was revealed. A survey of teachers of the Lesgaft NSU was conducted. Results and conclusions. As the results of the study showed, the universities of physical culture have all the opportunities for training a sports reserve. At the same time, this type of activity entails a number of changes in the educational process. The education system in sports universities should provide training for both high-class athletes and qualified coaches. At present, the model of integrating the training of a sports reserve into the educational process of higher educational institutions of physical culture is becoming more and more in demand, where the normative support of the training system is carried out on the basis of the Federal Standard of Sports Training by sport.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 09.11.2022 г.

Информация для связи с автором: s.petrov@lesgaft.spb.ru

Кандидат педагогических наук, доцент В.Б. Соловьев1 Кандидат психологических наук, доцент С.И. Петров1 Доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Медведева1 Доктор педагогических наук, профессор Н.Г. Закревская1 1Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

PREPARATION OF A SPORTS RESERVE IN HIGHER EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

PhD, Associate Professor S.I. Petrov1 Dr. Hab., Professor E.N. Medvedeva1 Dr. Hab., Professor N.G. Zakrevskaya1

PhD, Associate Professor V.B. Solovyov1 1Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - выявить возможности вуза физической культуры осуществления деятельности по подготовке спортивного резерва. Методика и организация исследования. В ходе работы были проанализированы федеральные стандарты спортивной подготовки, реализуемые в соответствии с ФГОС программы, выявлена обусловленность подготовки спортивного резерва кадровыми, методическими, материально-техническими ресурсами. Проведен опрос преподавателей НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Результаты исследования и выводы. Как показали результаты исследования, в вузах физической культуры есть все возможности для подготовки спортивного резерва. При этом данный вид деятельности влечет за собой ряд изменений в образовательном процессе. Система образования в спортивных вузах должна обеспечивать подготовку как спортсменов высокого класса, так и квалифицированных тренеров. В настоящее время все более востребованной становится модель интеграции подготовки спортивного резерва в образовательный процесс вузов физической культуры, где нормативное обеспечение системы подготовки осуществляется на основе ФССП по виду спорта.

Ключевые слова: спортивная подготовка, вузы физической культуры, спортивная квалификация, методическое обеспечение спортивной подготовки, спортивный резерв.

Abstract

Objective of the study was to identify the possibilities of a higher education institution of physical culture to carry out activities for the preparation of a sports reserve.

Methods and structure of the study. In the course of the work, the federal standards of sports training, implemented in accordance with the Federal State Educational Standards of the program, were analyzed, the conditionality of the training of the sports reserve with personnel, methodological, material and technical resources was revealed. A survey of teachers of the Lesgaft NSU was conducted. Results and conclusions. As the results of the study showed, the universities of physical culture have all the opportunities for training a sports reserve. At the same time, this type of activity entails a number of changes in the educational process. The education system in sports universities should provide training for both high-class athletes and qualified coaches. At present, the model of integrating the training of a sports reserve into the educational process of higher educational institutions of physical culture is becoming more and more in demand, where the normative support of the training system is carried out on the basis of the Federal Standard of Sports Training by sport.

Keywords: sports training, higher education institutions of physical culture, sports qualification, methodological support of sports training, sports reserve.

Введение. На основании ч. 2 раздела IV «Концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 года» [1], в целях развития студенческого спорта образовательные организации высшего образования могут реализовывать на основании добровольной аккредитации, дающей право осуществлять деятельность по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки, программы спортивной подготовки в специально созданном структурном подразделении на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства. Таким образом, согласно ч. 2 раздела IV [1], установлен механизм межотраслевого взаимодействия, при котором организация, осуществляющая спортивную подготовку, независимо от ведомственной принадлежности, типа и организационно-правовой формы имеет возможность участвовать в подготовке спортивного

резерва посредством реализации программ спортивной подготовки.

Цель исследования - выявить возможности вуза физической культуры осуществления деятельности по подготовке спортивного резерва.

Методика и организация исследования. В ходе работы были проанализированы федеральные стандарты спортивной подготовки, реализуемые в соответствии с ФГОС программы, выявлена обусловленность подготовки спортивного резерва кадровыми, методическими, материально-техническими ресурсами. Проведен опрос преподавателей НГУ им. П. Ф. Лес-гафта.

Результаты исследования и их обсуждение. По данным опроса установлено, что в вузах физической культуры есть все возможности для подготовки спортивного резер-

□ и

"(О

и '1Л

£ а

■а с

го

^

о ш

■С

I-

ва. Подготовка спортивного резерва при реализации образовательных программ в спортивном вузе влечет за собой ряд изменений в образовательном процессе. Система образования в спортивных вузах должна обеспечивать подготовку как спортсменов высокого класса, так и квалифицированных тренеров. В настоящее время становится все более востребованной модель интеграции подготовки спортивного резерва в образовательный процесс вузов физической культуры. Нормативное обеспечение системы подготовки спортивного резерва осуществляется на основе ФССП (Федеральный стандарт спортивной подготовки) [2] по виду спорта.

Установлено, что в большинстве (71,4%) вузов созданы спортивные клубы или центры спортивной подготовки, осуществляющие подготовку спортсменов по одному или нескольким видам спорта. В основном это университеты, обладающие разветвленной структурой факультетов и институтов [3]. Выполненный корреляционный анализ подтвердил данную зависимость (рис. 1).

Наиболее сложная структура характерна для НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, предполагающая функционирование институтов, высших школ тренеров, научно-практических и научно-методических центров, центров мониторинга и независимой оценки качества образования, факультетов, кафедр, спортивного клуба, учебно-тренировочного центра, центра тестирования.

Исходя из анализа корреляций между показателями, зафиксированными в НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, было установлено, что выполнение контрольных цифр приема в вуз, для освоения основной профессиональной образовательной программы по направлению 49.03.01 Физическая культура на спортивно-педагогических кафедрах, в высокой степени предопределено количеством спортсменов, поступивших в вуз из спортивных организаций региона (г=0,96). Это подтвердили следующие данные: между общим количеством поступивших и количеством завершивших обучение из региона существует прямая почти функциональная взаимосвязь (г=0,98). При этом, чем больше поступило спортсменов в вуз из региона, тем успешнее они завершили обучение (г=0,95). Общее количество выпускников и их принадлежность к региону в высокой степени определяет показатели трудоустройства (г=0,97 и г=0,93, соответственно).

То есть, трудоустройство по специальности «тренер по виду спорта» также в большей степени зависит от связей со спортивными организациями региона. Данный факт подтверждают выраженные положительные взаимосвязи общего количества выпускников вуза и отдельно выпускников спортивно-педагогических кафедр из региона вуза с количеством трудоустроенных по специальности

«тренер по виду спорта» в регионе (г=0,86 и г=0,76, соответственно). Кроме этого, установлено, что успешно осуществляемая в вузе спортивная подготовка способствует сохранению профессиональной ориентации. Так, количество выпускников, повысивших свою спортивную квалификацию в процессе тренировки на базе вуза, в значительной степени определяло общее количество выпускников (г=0,62) и количество выпускников из региона (г=0,54), успешно освоивших программу профессиональной подготовки по направлению 49.03.01. Однако повышение спортивной квалификации не всегда определяло трудоустройство по специальности (г=0,24-0,29). При этом следует отметить, что выпускникам, повысившим свою спортивную квалификацию в вузе, легче трудоустроиться по специальности «тренер по виду спорта» (г=0,34), чем тренирующимся на базе других спортивных организаций (г=0,15).

В процессе корреляционного анализа установлено, что уровень квалификации тренера-преподавателя вуза определяет возможность подготовки спортивных сборных команд по виду спорта различного уровня (г=0,66). Однако это связано, чаще всего, с совмещением профессионально-педагогической деятельности преподавателя в вузе с непосредственной тренерской деятельностью в спортивных организациях региона (г=0,81). Наличие тренерской категории, материально-технического обеспечения и организационных условий спортивной подготовки обуславливает успешность подготовки высококвалифицированных спортсменов (г=0,73-0,85).

Таким образом, интеграция образовательной, научной и физкультурно-спортивной деятельности в высшем образовании в области физической культуры и спорта способствует процессу спортивной подготовки и осуществляется на основе системных связей между регламентирующими их документами, представленными на рис. 2.

Содержание основных профессиональных образовательных программ направленных на подготовку кадров для сферы физической культуры и спорта, прежде всего, учитывает Федеральные государственные стандарты спортивной подготовки, которые должны быть разработаны специалистами конкретной спортивной дисциплины и основываться на научной доказательной базе. Только такой документ может быть результативно реализован в организациях, осуществляющих подготовку спортивного резерва. Профессиональный стандарт тренера по виду спорта учитывает ФССП и все те научные знания, которые положены в основу его разработки. ФГОС и ФГТ регламентируют проектирование основных профессиональных образовательных программ, учитывая требования Федеральных государственных стандартов спортивной подготовки и профессиональные стандарты, предъявляемые к спортивным и научным кадрам, обеспечивающим разработку документов и реализацию профессиональной деятельности в каждом последующем цикле.

Рис. 1. Взаимосвязь компонентов структуры вузов физической культуры России, с количеством профилируемых в них видов спорта

Рис. 2. Логическая схема взаимосвязи документов, регламентирующих образовательную, научную и спортивную деятельность в сферы физической культуры и спорта

http://www.teoriya.ru

№1 • 2023 Январь | Yaпuar

Выводы. Реализуемые образовательные программы в вузах физической культуры соответствуют требованиям документов, регламентирующих образовательную, научную и физ-культурно-спортивную деятельность в области физической культуры и спорта, что подтверждает возможность осуществления деятельности по подготовке спортивного резерва в образовательных учреждениях данного направления.

Литература

1. Медведева Е. Н. К проблеме интеграции образовательной, научной и физкультурно-спортивной деятельности в высшем образовании в области физической культуры и спорта / Е. Н. Медведева, Н. Г. За-кревская, В. Б. Соловьев и др. // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 7. - С. 104-106. Библиогр.: с. 106 (3 назв.).

2. «Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 года» (вместе с «Планом мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года»): Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2018 N 2245-р (ред. от 29.04.2021). - URL: https://rulaws.ru.

3. Профессиональный стандарт 05.003. Тренер / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2019 года № 191н. http://www.consultant.ru.

References

1. Medvedeva E.N., Zakrevskaya N.G., Solovyov V.B et al. K probleme in-tegratsii obrazovatelnoy, nauchnoy i fizkulturno-sportivnoy deyatelnosti v vysshem obrazovanii v oblasti fizicheskoy kultury i sporta [On the problem of integration of educational, scientific and physical culture and sports activities in higher education in the field of physical culture and sports]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 7. pp. 104-106. Bibliography: p. 106 (3 titles).

2. Ob utverzhdenii Kontseptsii podgotovki sportivnogo rezerva v RF do 2025 goda (vmeste s «Planom meropriyatiy po realizatsii Kontseptsii podgotovki sportivnogo rezerva v Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda») [On Approval of the Concept for the Preparation of a Sports Reserve in the Russian Federation until 2025" (together with the "Action Plan for the Implementation of the Concept for the Preparation of a Sports Reserve in the Russian Federation until 2025")]. Decree of the Government of the Russian Federation of October 17, 2018 N 2245-r (as amended on April 29, 2018) .2021). Available at: https://rulaws.ru.

3. Professionalnyy standart 05.003. Trener. Utverzhden prikazom Ministerstva truda i sotsialnoy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 28 marta 2019 goda № 191n [Professional standard 05.003. Trainer. Approved by the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated March 28, 2019 No. 191n]. Available at: http://www.consultant.ru.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ЗАЩИТА-ПОДГОТОВКА АТАКИ УКЛОНОМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ «МАЯТНИКА»В БОКСЕ ПО СИСТЕМЕ КАС Д'АМАТО

А.О. Звездова1 А.А. Ромашов1

Российский государственный университет правосудия, Москва

УДК/UDC 796.015

Ключевые слова: маятник в боксе, тактическая сущность выбора вправо-влево при раздергиваниях боковым маневром, подготовка «защита-атака» маятником.

Введение. Ведение маневренного боя в боксе является достаточно редким явлением. Одним из таких уникальных боксеров является Майк Тайсон, у которого можно отметить великолепное владение маневром на уклонение вправо и влево, нырками и другими близкими к этому маневрам действия, а также комбинирование с этими действиями для проведения акцентированных ударов.

Цель исследования - выявить технические и тактические особенности применения маятника в боксе по системе Кас Д'Амато, на примере анализа боев Майка Тайсона.

Методика и организация исследования. Проведен анализ боев с участием Майкла Тайсона с применением средств видеоанализа.

Результаты исследования и их обсуждение. В системе Кас Д'Амато присутствует как ведущий маневр непосредственно «маятник» уклон вправо и влево, и наоборот. Сам маятник имеет множество вариантов выполнения, в высокой стойке, средней и низкой, а также с различной глубиной приседания. При этом используются различные передвижения, начиная от шага, подскока, подшага, скачка и, главное, - применение акцентированного удара. Все эти действия создают различные комбинации и часто заканчиваются боковым маневром [1] и завершающим ударом.

Технические характеристики маятника. Уклоны с поворотами, которые начинают выполнять с движений ногами, с поворотом, наклоном туловища, положением рук и все это делается одновременно [2]. Старт маятника в ногах, они начинают сгибаться, потом все остальное, выполняется уклон внутрь, затем спортсмен возвращается в боевую стойку и делает уклон наружу, и так может делать несколько раз. Маятник может выполняться как защита, так и атака. Начинается маятник как защита, а заканчивается ата-

DEFENSE-PREPARATION OF ATTACK WITH A BIAS WHEN PERFORMING THE "PENDULUM" IN BOXING ACCORDING TO THE CUS D'AMATO SYSTEM

A.O. Zvezdova1 A.A. Romashov1

1The Russian State University of Justice, Moscow

Поступила в редакцию 09.11.2022 г.

кующим стартом [1], из которого можно сделать подскок, скачок с боковыми ударами или боковым ударом с места. Поэтому маятник может выполняться последовательными защитами или последовательными ударами, или их смешением. При этом нужно помнить, что маятник в большей степени подходит боксерам ниже своего противника, поэтому его применение высокими боксерами встречается редко.

Тактическая сущность маятника. Сами по себе наклоны вправо и влево являются уходом с линии удара. Работа таза позволяет создать стартовое положение и при разгибе ног усилить выполнение удара. Если спортсмен при выполнении маятника начинает делать ложные движения, угрозы, импульсы, микропаузы и раздергивания [2], это повышает тактические характеристики маятника, и он превращается грозное тактические оружие.

Вывод. Система ведения боя, предложенная Кас Д'Амато, представляет собой контратакующую манеру ведения боя на основе маятника. Сопряженное выполнение различных передвижений при выполнении маятника и проведение боковых ударов после бокового маневра позволяет создавать у противника психическое напряжение и рассеивать его внимание. Это приводит к потере бдительности и пропуску акцентированных ударов, при этом применение бокового маневра добавляет обреченности защитам противника.

Выполнение маятника воспринимается всеми специалистами неоднозначно, существует множество толкований этого технического действия и использования его в бою.

Литература

1. Ромашов А. А. Тактика применения встречной атаки с использованием бокового маневра в боксе / А. А. Ромашов, О. Б. Мал-ков, А. О. Звездова // Теория и практика физической культуры. -2019. - № 2. - С. 84-85.

2. Малков О. Б. Теория тайминга в различных видах единоборств / О. Б. Малков // Физическая культура: воспитание, образование тренировка. - 2022. - № 1. - С. 5-7.

Информация для связи с автором: malkoffoleg@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.