Научная статья на тему 'Оценка профессиональной деятельности тренера при реализации федеральных стандартов спортивной подготовки'

Оценка профессиональной деятельности тренера при реализации федеральных стандартов спортивной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
431
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / ОТРАСЛЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / МОНИТОРИНГ / STRUCTURE / INDUSTRY / COMPETENCE / PROFESSIONALISM / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чесноков Николай Николаевич, Морозов Антон Павлович, Таланцев Павел Андреевич

Предложены критерии оценки профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта, выявляющие эффективность деятельности тренерского состава на всех этапах подготовки спортивного резерва, а также эффективность деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Выявлены задачи внутреннего систематического контроля за ходом выполнения государственного задания и требования к уровню подготовленности специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чесноков Николай Николаевич, Морозов Антон Павлович, Таланцев Павел Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF A COACH DURING THE IMPLEMENTA TION OF THE FEDERAL STANDARDS OF SPORTS TRAINING

Criteria for evaluating the professional activity of a specialist in the field ofphysical culture and sports are proposed, identifying the effectiveness of the coaching staff at all stages of training for the sports reserve, as well as the effectiveness of the activities of organizations involved in sports training. The tasks of internal systematic control over the course of fulfillment of the state task and the requirements for the level of preparedness of specialists are revealed.

Текст научной работы на тему «Оценка профессиональной деятельности тренера при реализации федеральных стандартов спортивной подготовки»

УДК 796.011:378.225

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Н.Н. Чесноков, А.П. Морозов, П.А. Таланцев

Предложены критерии оценки профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта, выявляющие эффективность деятельности тренерского состава на всех этапах подготовки спортивного резерва, а также эффективность деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Выявлены задачи внутреннего систематического контроля за ходом выполнения государственного задания и требования к уровню подготовленности специалистов.

Ключевые слова: структура, отрасль, компетентность, профессионализм, мониторинг.

Оценка профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта является одним из основных элементов, обеспечивающих эффективную подготовку спортивного резерва, поскольку специфика деятельности тренера подразумевает решение значительного спектра задач, связанного не только с основной деятельностью, что требует высокого уровня профессиональных компетенций.

Реализация федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта предполагает наличие у тренерского состава необходимых для продуктивной профессиональной деятельности знаний в области выполнения требований к планированию и проведению тренировочных занятий с учетом пола, возраста, индивидуальных особенностей спортсменов, организацию и проведение спортивного отбора, осуществление методической и научной деятельности.

Кроме того, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации №584 от 27 июня 2016 г. [2], с 2020 года деятельность специалистов в области физической культуры и спорта во всех типах организаций, осуществляющих спортивную подготовку, будет реализовываться только согласно требованиям профессиональных стандартов, регламентирующих выполнение трудовых функций в зависимости от уровня образования, опыта работы. Утвержденные в 2014 году приказом Министерства спорта Российской Федерации методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, также содержат подробные требования к проведению аттестации тренеров и инструкторов -методистов [4].

В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в Российской Федерации по каждому виду спорта (за исключением военно -прикладных, служебно-прикладных видов спорта, а также национальных видов спорта, развитие которых не осуществляется соответствующей общероссийской спортивной федерацией), внесенному во Всероссийский реестр видов спорта, устанавливаются федеральные стандарты спортивной подготовки, обязательные при разработке и реализации программ спортивной подготовки [6].

Указанные в данных нормативных документах требования к уровню знаний, опыту специалиста становятся определяющими при проведении аттестации тренерского состава и проверки деятельности спортивной организации.

Вместе с тем, существенной проблемой в настоящее время является отсутствие у многих тренеров мотивации к совершенствованию своих профессиональных знаний, что не только регламентируется рядом нормативно-правовых документов [1-3], но, прежде всего, является условием, обеспечивающим высокий уровень подготовки спортсменов.

При подходе к выбору критериев оценки профессиональной деятельности необходимо учитывать множество факторов, чтобы обеспечить объективность и максимальную эффективность процесса оценки, а также немаловажно учитывать трудовые и временные затраты на проведение оценки профессиональной деятельности специалистов.

Анализ выполненной работы и критерии к работнику утверждены соответствующими нормативно-правовыми документами [1-8], а также локальными актами и требованиями. В свою очередь, в организациях, осуществляющих спортивную подготовку необходимо осуществлять внутренний контроль [4], включающий в себя анализ и оценку собственно организации, обеспечения, проведения, содержания и эффективности тренировочного процесса, которые рекомендуется осуществлять как до начала тренировочных занятий и в процессе их проведения, так и после завершения тренировочных занятий.

Среди основных задач внутреннего контроля необходимо выделить:

• установление соответствия содержания тренировочных занятий этапу подготовки спортсменов, планам подготовки, программе спортивной подготовки по виду спорта;

• содействие методически правильному планированию тренировочных занятий с целью формирования спортивного мастерства спортсменов;

• своевременное предупреждение неблагоприятных воздействий на организм и психологию спортсменов, связанных с нарушениями методических и санитарно-гигиенических правил организации, обеспечения и осуществления тренировочного процесса;

• оценка уровня методической подготовленности тренерского состава организаций, а также профессиональной компетенции медицинского персонала;

• оценка уровня спортивной подготовленности спортсменов и их физического развития;

• выявление, обобщение и распространение передового опыта организации, обеспечения и ведения спортивной подготовки в организациях, осуществляющих спортивную подготовку.

При оценке профессиональной деятельности собственно специалиста (тренера) рекомендуется руководствоваться следующими критериями, установленными Министерством спорта Российской Федерации [1, 3]:

• комплектование групп (отделений) организации, осуществляющей спортивную подготовку согласно требованиям федерального стандарта спортивной подготовки на данном этапе; оценка количественного и качественного состава спортсменов;

• посещаемость спортсменами тренировочных занятий в соответствии с расписанием, утвержденным директором организации, осуществляющей спортивную подготовку;

• соблюдение закрепления тренеров, тренеров-преподавателей за группами спортсменов и установленной им тренировочной нагрузки;

• выполнение спортсменами требований программ спортивной подготовки, качество знаний, навыков и умений по избранной спортивной специализации (выполнение контрольно-переводных нормативов), плановых заданий и планируемого спортивного результата;

• уровень физической подготовленности спортсменов;

• содержание и эффективность тренировочных занятий;

• соответствие документации, разрабатываемой тренером, тренером-преподавателем на тренировочное занятие или на цикл тренировочных занятий, и утвержденных планов подготовки по реализации в организации соответствующей программы;

• соответствие методических принципов и приемов, реализуемых и применяемых тренерами, тренерами-преподавателями в ходе тренировочных занятий, современным методикам и технологиям;

• соблюдение правил техники безопасности и охраны труда, санитарно-гигиенических требований при подготовке и проведении тренировочного процесса, а также мер по профилактике и предотвращению спортивного травматизма; наличие и качество медицинского обеспечения спортивной подготовки;

• содержание и результаты спортивной подготовки;

• качество проведения антидопинговых мероприятий.

Данные критерии представляют собой ту необходимую основу, на которой должна базироваться оценка деятельности тренерского состава на всех этапах работы и эффективности деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку [5, 8].

Выводы:

1. Качество спортивной подготовки, включающее в себя не только повышение спортивных результатов, но и сохранение контингента, снижение травматизма на занятиях, эффективное спортивное долголетие, напрямую связано с квалификацией тренерского состава. Постоянное совершенствование профессиональных компетенций путем прохождения курсов повышения квалификации, семинаров и мастер-классов, осуществление полноценной методической работы является непременным условием дальнейшего прогрессирования как самого тренера, так и его воспитанников.

2. Происходящие в настоящее время изменения, касающиеся нормативно-правовой и программно-методической базы, обеспечивают повышение уровня подготовки специалистов отрасли, проведению целого комплекса мероприятий по развитию области физической культуры и спорта в России.

3. Разработка методических рекомендаций по оценке деятельности основных субъектов спортивной подготовки позволяет обеспечивать надлежащий уровень контроля за их соответствием, установленным законодательством в области физической культуры и спорта критериям.

Список литературы

1. Письмо министерства спорта России от 12.05.2014 № ВМ-04-10-2554 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71813824/ (дата обращения: 10.12.2018).

2. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственным внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» [Электронный ресурс]. URL:www. garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71331038/ (дата обращения: 12.12.2018).

3. Приказ Министерства спорта РФ от 24 октября 2012 г. N 325 «О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https ://www. garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70147632/ (дата обращения: 10.12.2018).

4. Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70340506 / (дата обращения: 10.12.2018).

5. Приказ Минтруда России от 07.04.2014 № 193н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер» [Электронный ресурс]. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/05.003.pdf, (дата обращения: 10.12.2018).

6. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 05.12.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 73038/ (дата обращения: 10.12.2018).

7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями 2017 года» [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 10.12.2018).

8. Чесноков Н.Н., Никитушкин В.Г. Профессиональное образование в области физической культуры и спорта: учебник. М.: Физическая культура, 2011. 560 с.

Чесноков Николай Николаевич, д-р пед. наук, проф., зам. генерального директора, nnch01@mail.ru, Россия, Москва, Физкультурно-спортивное общество «Юность Москвы» Москомспорта»,

Морозов Антон Павлович, канд. пед. наук, начальник науч.-метод. отдела, nnch01@mail.ru, Россия, Москва, Физкультурно-спортивное общество «Юность Москвы» Москомспорта»,

Таланцев Павел Андреевич, главный специалист, nnch01@mail. ru, Россия, Москва, Федеральный центр подготовки спортивного резерва

ASSESSMENT OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF A COACH DURING THE IMPLEMENTA TION OF THE FEDERAL STANDARDS OF SPORTS TRAINING

N.N. Chesnokov, A.P. Morozov, P.A. Talancev

Criteria for evaluating the professional activity of a specialist in the field ofphysical culture and sports are proposed, identifying the effectiveness of the coaching staff at all stages of training for the sports reserve, as well as the effectiveness of the activities of organizations involved in sports training. The tasks of internal systematic control over the course of fulfillment of the state task and the requirements for the level of preparedness of specialists are revealed.

Key words: structure, industry, competence, professionalism, monitoring.

Chesnokov Nikolai Nikolaevich, doctor of pedagogical sciences, professor, deputy general director, nnch01@,mail. ru, Russia, Moscow, Physical Culture and Sports Society "Youth of Moscow"Moscomsport,

Morozov Anton Pavlovich, candidate of pedagogical sciences, head of Scientific and methodical Department, nnch01@,mail. ru, Russia, Moscow, Physical Culture and Sports Society "Youth of Moscow"Moscomsport,

Talancev Pavel Andreevich, chief specialist, nnch01@,mail. ru, Russia, Moscow, Federal Center for Sports Reserve Training

Reference

1. Pis'mo ministerstva sporta Rossii ot 12.05.2014 № VM-04-10-2554 «Ob utverzhdenii Metodicheskih rekomendacij po organizacii sportivnoj podgotovki v Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71813824/ (data obrashcheniya: 10.12.2018).

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27 iyunya 2016 g. №584 «Ob osobennostyah primeneniya professional'nyh standartov v chasti trebovanij, obyazatel'nyh dlya primeneniya gosudarstvennym vnebyudzhetnymi fondami Rossijskoj Federacii, gosudarstvennymi ili municipal'nymi uchrezhdeniyami, gosudarstvennymi ili municipal'nymi unitarnymi predpriyatiyami, a takzhe gosudarstvennymi korporaciyami, gosudarstvennymi kompaniyami i hozyajstvennymi obshchestvami, bolee pyatidesyati procentov akcij (dolej) v ustavnom kapitale kotoryh nahoditsya v gosudarstvennoj sobstvennosti ili municipal'noj sobstvennosti» [Elektronnyj resurs]. URL: www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71331038/ (data obrashcheniya: 12.12.2018).

3. Prikaz Ministerstva sporta RF ot 24 oktyabrya 2012 g. N 325 «O metodicheskih rekomendaciyah po organizacii sportivnoj podgotovki v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70147632/ (data obrashcheniya: 10.12.2018).

4. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 1 iyulya 2013 g. № 499 «Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osushchestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po dopolnitel'nym professional'nym programmam» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. garant.ru/ products/ipo/prime/doc/ 70340506 / (data obrashcheniya: 10.12.2018).

5. Prikaz Mintruda Rossii ot 07.04.2014 № 193n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Trener» [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/ 05.003.pdf, (data obrashcheniya: 10.12.2018).

6. Federal'nyj zakon «O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii» ot 04.12.2007 № 329-FZ (red. ot 05.12.2017) [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_73038/ (data obrashcheniya: 10.12.2018).

7. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» s izmeneniyami 2017 goda» [Elektronnyj resurs]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (data obrashcheniya: 10.12.2018).

8. Chesnokov N.N., Nikitushkin V.G. Professional'noe obrazovanie v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta: uchebnik. M.: Fizicheskaya kul'tura, 2011. 560 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.