Научная статья на тему 'Анализ реализации спортивной подготовки в Российской Федерации'

Анализ реализации спортивной подготовки в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
248
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ / ТРЕНЕРСКИЕ КАДРЫ / SPORTS TRAINING / SPORTS RESERVE / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / SPORTS SCHOOLS / COACHING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Енченко Ирина Валерьевна

Проведен анализ ключевых показателей реализации спортивной подготовки в Российской Федерации: количество и виды организаций, реализующих программы спортивной подготовки, контингент занимающихся на различных уровнях спортивной подготовки, обеспеченность тренерскими кадрами; финансовое обеспечение программ спортивной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE IMPLEMENTA TION OF SPORTS TRAINING IN THE RUSSIANFEDERA TION

The analysis of key indicators of the implementation of sports training in the Russian Federation: the number and types of organizations implementing sports training programs; contingent engaged in various levels of sports training; provision of coaching staff; financial support for sports training programs.

Текст научной работы на тему «Анализ реализации спортивной подготовки в Российской Федерации»

УДК 796.034.6

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И.В. Енченко

Проведен анализ ключевых показателей реализации спортивной подготовки в Российской Федерации: количество и виды организаций, реализующих программы спортивной подготовки, контингент занимающихся на различных уровнях спортивной подготовки, обеспеченность тренерскими кадрами; финансовое обеспечение программ спортивной подготовки.

Ключевые слова: спортивная подготовка, спортивный резерв, физическая культура и спорт, спортивные школы, тренерские кадры.

На сегодняшний день вопросы спортивной подготовки являются крайне актуальными. В первую очередь, это связанно с высокой заинтересованностью сферой физической культуры и спорта на всех уровнях государственной власти. В нашей стране активно реализуются программы развития физической культуры и спорта как на уровне спорта высших достижений, так и на уровне массового спорта. Несомненно, важнейшей задачей государства является воспитание сильного, физически крепкого, здорового населения. Для достижения данной задачи необходимо развивать систему спортивной подготовки в стране, в частности, за счет развития детско-юношеского спорта. Наша страна по праву считается спортивной державой, славящейся своими традициями по воспитанию спортсменов высочайшего класса, способных достойно сражаться на мировой спортивной арене. На данный момент создано и утверждено 95 федеральных стандартов, регламентирующих организацию спортивной подготовки в учреждениях, занимающихся подготовкой в сфере физической культуры и спорта. Наибольшее количество стандартов (54) относится к летним и зимним олимпийским видам спорта, 4 стандарта - к адаптивным видам спортивной культуры, 37 стандартов регламентируют неолимпийские виды спорта [1].

Основой для проведения анализа выступают отчеты Министерства спорта России по форме 5-ФК, дающие возможность определить вектор развития государственной политики в области физической культуры и спорта в целом и в вопросах спортивной подготовки в частности. На сегодняшний день в нашей стране функционирует 5020 спортивных организаций, занимающихся подготовкой спортивного резерва, в том числе 2866 детско-юношеских спортивных школ, 693 спортивные школы, 635 спортивных школ олимпийского резерва, 403 специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, 55 училищ олимпийского резерва, 109 региональных центров спортивной подготовки,

36 центров олимпийской подготовки, 223 иных организаций, реализующих программы спортивной подготовки. Для сравнения в 2016 г. общее число организаций, осуществляющих спортивную подготовку, было равно 5036, а в 2015 г. - 5084. Произошло уменьшение количества детско-юношеских спортивных школ, в 2015 г. данный показатель был равен 3668, в 2016 г. -3373, а также уменьшилось число специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, в 2015 г. их было 981, в 2016 г. -741. Однако с 2016 г. появился новый тип организаций - спортивные школы, и часть вышеназванных учреждений стали спортивными школами [2-4].

На рис. 1 представлены данные по объемам финансирования, затраченными на организации, осуществляющие спортивную подготовку с 2015 по 2017 гг.

"44,

174,59

5,3

05,63'

55

,722,865.30

19,

199,12

.40

6,5

1.20

58,12

34,334,06

.60

2.60

14,732,25

14,

64,947.90

27,303,16

44,

4.10

93,65

.90

6,1

0.70

5,8

93,89

51,67' .50

53,389

58,02

.00

4,419.

11, >44,43

.20

12,496,571.90

15,34

60

5.70

3,739.20

11 '52,50

11

7,4

7.40

64,79

85,046

4.30

.00

□ 2017

□ 2016 □ 2015

.¿Г

Рис. 1. Сводные данные по расходам на содержание организаций, осуществляющих спортивную подготовку за период 2015-2017 гг., тыс. руб. [2-4]

На рис. 1 видно, что максимальные объемы финансирования на содержание организаций, осуществляющих спортивную подготовку, приходятся на 2017 г. - 145621587,7 тыс. руб. В 2016 г. было выделено 132097400,3 тыс. руб., в 2015 г. - 128698690,2 тыс. руб.

Общее число занимающихся по программам спортивной подготовки в 2016 г. составило 3269341 чел., в 2017 г. данный показатель увеличился и составил 3290626 чел. Рассмотрим распределение контингента занимающихся по видам спорта. Олимпийскими видами спорта в 2016 г. занималось 2739200 чел., в 2017 г. - 2751930 чел.,

7,

53

неолимпийскими видами спорта в 2016 г. - 523992 чел., в 2017 г. -532384 чел., национальными видами спорта в 2016 г. - 3523 чел., в 2017 г.

- 4647 чел., прикладными видами спорта в 2016 году - 2626 чел., в 2017 г.

- 1665 чел. Таким образом, мы видим, что практически по всем видам спорта в 2017 г. наблюдается увеличение показателей, исключение составляют только прикладные виды спорта. Анализируя контингент занимающихся, важно рассмотреть этапы их спортивной подготовки. На спортивно-оздоровительном этапе в 2016 г. занималось 738526 чел., в 2017 г. - 758862 чел., на этапе начальной подготовки в 2016 г. -1514315 чел., в 2017 г. - 1504616 чел., на тренировочном этапе в 2016 г. 942791 чел., в 2017 г. - 953873 чел., на этапе совершенствования спортивного мастерства в 2016 г. - 55574 чел., в 2017 г. - 55258 чел., на этапе высшего спортивного мастерства в 2016 г. - 18135 чел., в 2017 г. -18017 чел. Число занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе увеличилось на 3 %, на тренировочном - на 1 %. При этом немного сократилось число занимающихся на этапе начальной подготовки - 1 % и на этапах совершенствования и высшего спортивного мастерства - 0,5 и 0,7 % соответственно. В 2017 г. на 7 % увеличилось число занимающихся в возрасте до 5 лет, на 0,5 % - в возрасте от 6 до 15 лет, на 0,4 % - в возрасте от 16 до 21 года и на 6,4 % увеличилось число лиц старше 30 лет. В то же время на 0,4 % снизилось число лиц от 22 до 30 лет [2-4].

На рис. 2 представлены данные по распределению заработной платы кадрового состава организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

■ 2015 И2016 И2017 ^

Рис. 2. Данные по заработной плате кадрового состава организаций, осуществляющих спортивную подготовку за период 2015-2017 гг. [2-4]

В 2017 г. мы можем наблюдать рост заработной платы кадрового состава спортивных школ, спортивных школ олимпийского резерва, центров олимпийской подготовки, училищ олимпийского резерва и иных организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Однако наблюдается снижение заработной платы в таких организациях, как детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, центры спортивной подготовки. Отметим, что число тренеров за 2016-2017 гг. немного сократилось, примерно, на 0,6 %. Однако произошло увеличение доли штатных тренеров, имеющих профильное образование в сфере физической культуры и спорта.

Важным показателем является распределение расходов на участие в соревновательных мероприятиях и тренировочных сборах. В 2015 г. расходы всех организаций, осуществляющих спортивную подготовку по данной статье, составили 8212824 тыс. руб., в 2016 г. - 8364869 тыс. руб., в 2017 г. - 9221458 тыс. руб. При этом значительно увеличились объемы финансирования по данной статье в таких организациях, как спортивные школы - 172937,5 тыс. руб. в 2016 г. и 716964,9 тыс. руб. в 2017 г., спортивные школы олимпийского резерва - 678706,9 тыс. руб. в 2016 г. и 1862965 тыс. руб. в 2017 г., центры олимпийской подготовки -83634,7 тыс. руб. в 2016 г. и 228891,6 тыс. руб. в 2017 г. [2-4].

Еще одним важным показателем является распределение расходов на материально-техническое обеспечение спортивной подготовки, сюда включены расходы, связанные с экипировкой, спортивным оборудованием, инвентарем. В 2015 г. объем расходов по данному показателю был равен 9314005,6 руб., в 2016 г. - 6682674,8 руб., в 2017 г. - 9470349 руб. Максимальные объемы расходов приходятся на спортивные школы, спортивные школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, центры олимпийской и спортивной подготовки. В 2016 г. наблюдаем значительное снижение распределения расходов по данному показателю, однако в 2017 г. показатель снова вырос [2-4].

Вопросы спортивной подготовки рассматриваются в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» в подпрограмме 2 «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва». Так, в отчете о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2017 год от 1 марта 2018 года говорится о следующих результатах по данному направлению: доля организаций, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в общем количестве организаций в сфере физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья - 76,4 %

(плановое значение - 80 %); доля занимающихся на этапе высшего спортивного мастерства в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в общем количестве занимающихся на этапе спортивного совершенствования в организациях, осуществляющих спортивную подготовку - 33,6 % (плановое значение - 23,5 %) [5].

Подводя итог, можно сделать ряд выводов. Несмотря на общее уменьшение числа организаций, реализующих программы спортивной подготовки на 64 единицы, мы можем говорить о положительной динамике роста таких организаций, как спортивные школы и спортивные школы олимпийского резерва. Произошло общее увеличение числа занимающихся по всем видам спорта в различных возрастных категориях. Серьезным шагом стало появление новых видов спортивных организаций, возможность реализовывать программы спортивной подготовки в подразделениях различных организаций, в том числе неявляющихся физкультурно-спортивными, а также постепенный переход на нормативно-подушевое финансирование. Кроме того, с 1 января 2019 года в нашей стране реализуется федеральный проект «Спорт норма жизни», также активно поддерживающий развитие программ спортивной подготовки. В заключение можно сказать, что спортивная организация в системе спортивной подготовки является доминирующей структурой, которая позволяет повышать уровень результатов спортсменов на всех этапах подготовки. Несомненно, необходимо и в дальнейшем вести работу по развитию системы спортивной подготовки в нашей стране, повышать степень взаимодействия между спортивными организациями различных уровней. Именно четко построенная система взаимодействия спортивных организаций будет способствовать формированию высокого уровня спортивных результатов.

Список литературы

1. Нормативные и правовые акты // Федеральный центр подготовки спортивного резерва [Электронный ресурс]. URL: http://fcpsr.ru/ dokumenty/normativnye-i-pravovye-akty.html (дата обращения: 23.02.2019).

2. Сводный отчет 5-ФК за 2015 год // Министерство спорта РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka /82/1452/ (дата обращения 20.02.2019).

3. Сводный отчет 5-ФК за 2016 год // Министерство спорта РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/ 82/1452/ (дата обращения 20.02.2019).

4. Сводный отчет 5-ФК за 2017 год // Министерство спорта РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka /82/1452/ (дата обращения 20.02.2019).

5. Отчет о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2017 год от 1 марта 2018 года // Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/2018/ OtchetGP FK2017.pdf (дата обращения: 24.02.2019).

Енченко Ирина Валерьевна, канд. экон. наук, доц., ir.gerasina2010@yandex.ru, Россия, Санкт-Петербург, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта

ANALYSIS OF THE IMPLEMENTA TION OF SPORTS TRAINING IN THE RUSSIANFEDERA TION

I. V. Enchenko

The analysis of key indicators of the implementation of sports training in the Russian Federation: the number and types of organizations implementing sports training programs; contingent engaged in various levels of sports training; provision of coaching staff; financial support for sports training programs.

Key words: sports training, sports reserve, physical culture and sports, sports schools, coaching staff.

Enchenko Irina Valer'evna, candidate of economic sciences, associate professor, ir.gerasina2010@yandex.ru, Russia, St. Petersburg, National State University of Physical Culture, Sport and Health named after P.F. Lesgaft

Reference

1. Normativnye i pravovye akty // Federal'nyj centr podgotovki sportivnogo rezerva [Elektronnyj resurs]. URL: http://fcpsr.ru/dokumenty/normativnye-i-pravovye-akty.html (data obrashcheniya: 23.02.2019).

2. Svodnyj otchet 5-FK za 2015 god // Ministerstvo sporta RF [Elektronnyj resurs]. URL: https: // www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/1452/ (data obrashcheniya 20.02.2019).

3. Svodnyj otchet 5-FK za 2016 god // Ministerstvo sporta RF [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/1452/ (data obrashcheniya 20.02.2019).

4. Svodnyj otchet 5-FK za 2017 god // Ministerstvo sporta RF [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/1452/ (data obrashcheniya 20.02.2019).

5. Otchet o hode realizacii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta» za 2017 god ot 1 marta 2018 goda // Ministerstvo sporta Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.minsport.gov.ru/2018/ QtchetGP_FK2017.pdf (data obrashcheniya: 24.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.