Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации'

Финансовое обеспечение системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
604
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / ФИНАНСИРОВАНИЕ СПОРТА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / SPORTS TRAINING / SPORTS RESERVE / FINANCING OF SPORTS / PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Енченко Ирина Валерьевна

Анализируется современное состояние финансирования системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации, анализ финансового обеспечения реализации федерального проекта «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва», а также финансирования подготовки спортивного резерва в рамках программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial Support of the Sports Reserve Training System in the Russian Federation

The author analyzes the current state of financing the training system for the sports reserve in the Russian Federation, analyzes the financial support for the implementation of the federal project «Creating conditions for physical culture and sports, mass sports for all categories and groups of the population, including increasing the level of the population’s availability of sports facilities and training sports reserve (Sport is the norm of life), as well as financing the preparation of sports reserve in the framework of the program» Development of physical culture s and sports in the Russian Federation. The article explores the funding of the sports reserve training system from 2015 to 2017.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации»

СПОРТИВНОЕ ПРАВО И ЭКОНОМИКА СПОРТА

SPORTS LAW AND ECONOMICS OF SPORTS

УДК 796.034.2 ББК 75.4(2Рос)

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И. В. Енченко

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия

Анализируется современное состояние финансирования системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации, анализ финансового обеспечения реализации федерального проекта «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва», а также финансирования подготовки спортивного резерва в рамках программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации».

Ключевые слова: спортивная подготовка, спортивный резерв, финансирование спорта, физическая культура и спорт.

Вопросы развития физической культуры и спорта на сегодняшний день занимают важное место в государственной политике Российской Федерации и рассматриваются на самом высоком уровне. Данная тенденция объясняется тесной связью между уровнем физической подготовленности граждан и экономическими показателями страны. Несомненно, здоровая и физически крепкая нация способна принести ощутимую пользу в развитии страны во всех отраслях экономики. В последние годы существует тенденция пересечения спорта и политики. Зачастую борьба за высшие спортивные награды идёт не столько на спортивной, сколько на политической арене. Многие спортсмены не имеют возможности представлять нашу страну на международных соревнованиях. В то же время наша страна всегда славилась сильнейшими спортсменами как в зимних, так и в летних видах спорта и, несомненно, вопросы подготовки сильного спортивного резерва в настоящее время очень актуальны.

Анализ финансирования подготовки спортивного резерва целесообразно начинать с исследования показателей, представленных Министерством

спорта Российской Федерации в ежегодном статистическом отчёте по форме 5-ФК. Проанализируем некоторые показатели за период с 2015 по 2017 г. На сегодняшний день, по данным Министерства спорта Российской Федерации, в стране насчитывается 5 020 организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва.

На рис. 1 представлены данные по количеству физкультурно-спортивных организаций, осуществлявших подготовку спортивного резерва с 2015 по 2017 г. [1-3].

Отметим, что число физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, сократилось на 64. Так если в 2015 г. этот показатель был равен 5 084, то в 2017 г. он составил 5 020. Сократилось и число детско-юношеских спортивных школ. В 2015 г. их было 3 668, в 2017 г. — уже 2 866. Данный факт можно объяснить их переходом в организации «нового типа» — спортивные школы, которых по итогам 2017 г. насчитывается уже 693. Специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва сократились с 981 в 2015 г. до 403 в 2017 г. Однако с 2016 г. начали функци-

Иные организации Центры олимпийской подготовки ДЮСШ Спортивные школы Спортивные школы олимпийского резерва Специализированные ДЮСШОР Училища олимпийского резерва Региональные центры спортивной подготовки

197 10

2015 ■ 2016 ■ 2017

Рис. 1. Количество физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих в Россииподготовкуспортивного резерва с 2015по2017г

онировать такие организации, как спортивные школы олимпийского резерва. В 2016 г. их число составляло 238, в 2017 г. значительно выросло и составило 635. Снизилось и число центров спортивной подготовки. В 2015 г. их было 182, в 2017 г. стало 109. Это можно объяснить региональными тенденциями по укрупнению данного типа спортивных организаций.

Рассмотрим такой показатель, как заработная плата работниоов тоганизаций,оанимающихся подготовкой спортивного резерва (рис. 2) [1—3].

Анализируя данные рис. 2, можно сказать, что в 2017 г. наблюдолтт рост зооаботнот плб-ты. Общий объём заработной платы в 2015 г. составил 82 387 а38,Ятыс.а., я оооба. — 85 325 675,1 тыс. р.,в2017 а,— 93 332 2Т7,1 тыс.р.

Важнейшей статьёй расходов при подготовке спортивногорезррва выступаыоя расходы на уча-

стие в соревнованиях и тренировочных сборах. На рисунке 3 представлены данные по расходам на участие в соревнованиях и тренировочных сборах в различных организациях за 2015-2017 годы [1;2; 3].

Как и по предыдущему показателю можно отметить максимальные объёмы финансирования в 2017 году. В 2015 году на участие в соревновани-бо и тоооираооыных сбярах раот выделено 8 212 В^тыряс рублеа—р 2016 овду — П 364 и68,5 тысяч рублей, в 2017 году — 9 221 458,2 тысяч рублей.

Ещё одним важным направлением финансиро-вония годгозооки спарт2внв20 р—азрва являются расходы на материально-техническое обеспечение, в 80м чиcл8эяопtоювла,, опортиввдеоборудование и инвыптарь.

На рис. 4 представлена информация по данному пт казааарю[1-2].

35201301,2

I

2015 2016 2017

Рис. 2. Данные позаработнойплатеработниковорганизаций, занимающихсяподготовкой спортивного

резерва 2015-2017 г., тыс. р.

В 2015 г. общий объём финансирования составил 9 314 005,6 тыс. р., в 2016 г. сократился до 6 682 674,8 тыс. р., в 2017 г. снова возрос — до 9 470 348,6 тыс. р.

Рассмотрим показатели по финансовому обеспечению содержания спортивных сооружений с 2015 по 2017 г. (рис. 5) [1-3].

Финансирование содержания спортивных сооружений составило в 2015 г. — 15 993 832,5 тыс. р., в 2016 г. показатель увеличился до 18 320 796,8 тыс. р., в 2017 г. — до 18 737 659,3 тыс. р. Самые высокие показатели объёмов финансирования за весь анализируемый период можно наблюдать в детско-юношеских спортивных школах. Минимальные же объёмы финансирования приходятся на училища олимпийского резерва

в 2015 г. и на центры олимпийской подготовки в 2016 и 2017 гг.

На рис. 6 представлены данные по объёмам средств, поступивших от реализации платных услуг [1-3].

Анализируя данные рис. 6, можно сказать, что максимальные поступления средств от реализации платных услуг наблюдаются в 2017 г. — 78 243 064 тыс. р. В 2015 г. этот показатель был равен 32 430 675 тыс. р., в 2016 г. — 25 124 141 тыс. р.

На рис. 7 представлены сводные данные по всем расходам на организации, осуществляющие подготовку спортивного резерва [1-3].

Всего на содержание организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, в 2015 г. было потрачено 128 698 690,2 тыс. р., в 2016 г. —

1927071,3

1862964,5 В 2981О2,9 H 2771032,1

1020334

1962088,6

346433,3 3212933,3

172937,5 678706,9 , 83634,7 526106,

4

^ ' / /

^ ^ ,

2015 2016 2017

Рис. 3. Данные по расходам на участиев соревнованиях и тренировочных сборах в различных организа-

цияхза 2015-2017 г.

99238,1

991154,8 526591,2

ц ц 949653,5^. част е

553188,5

554077

51063,1 1117221,9

404091,1

2015 2016 2017

Рис. 4. Расходы на материально-техническое обеспечение в 2015-2017 г.

2015

2016 ■ 2017

I I I I

Рис. 5. Финансирование по содержаниюспортивныхсооружений с2015 по 2017 г., тыс. р.

4118007,4 7186156,1

972627,4

460418,59 611809,33

И I rjl 907477 ■ »¡¡¡"

321559,7 504299,2

8407569

1172063,1

803292,5 / ' в

3786707,6

■ 2017

-590330,9 Н 6699906 5254774,6 2016

35012,7 669990,6

5848226,8 И2015

^

Рис. 6. Средства,поступившие отреализацииплатныхуслугза2015-2017годы, тыс. р.

— .... I

■ 7485046 11264794,3

15343739,2 Н 12496571,9 |

■ 534419,6 1758024,2

11264794,3 11752507,4

I I

12496571,9 11644435,7

I

1758024,2

5853389 6151677,5 7393895,8

44293650,7 ■ 27303167,9 ■ 14664947,9

I _

14732254,1 34334062,6

_ I

6558121,6 19099121,2

I

5305639,4 44974593

I I

Рис. 7. Сводные данные по всем расходам на организации, осуществляющиеподготовку спортивногорезерва 2015-2017г., тыс. р.

2015

2016 2017

132 097 400,3 тыс. р., в 2017 г. — 145 621 587,7 тыс. р. Таким образом, можно сказать, что максимальные объёмы финансирования по всем статьям расходов на содержание организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, наблюдались в 2017 г.

В настоящее время в Российской Федерации реализуется государственная программа «Развитие физической культуры и спорта». Одной из подпрограмм является «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва». Финансирование данной подпрограммы осуществляется из федерального бюджета. Проведём анализ динамики финансирования данной подпрограммы. В целом на подпрограмму «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва» за 2017 г. из федерального бюджета было выделено 28 061 621,3 тыс. р. Финансирование основного мероприятия подпрограммы «Развитие системы подготовкиспортив-ного резерва» предстатлено на тис. 8[4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы видим, что наиТтдее высодте оТъёвы Нннан-сирования наблюдаются в 2017 г. — 1 561 796,6 тыс. р.

Финансирование основного мероприятия «Проведение спортивных мероприятий, обеспечение подготовки спортсменов высокого класса, материально-нехничнскае обтссечение .гортиенох сборных команд Росси йской Федерации» представлено на рис. 9 [4].

Самые высокие объёмы финансирования данного мероприятия можно наблюдать в 2016 г.— 18 471 236,7 тыс. р. Объёмы финансирования 2017 г. ниже на 1 161 461 тыс. р. Наименьшие объёмы финансирования, как мы видим, запланированы на 2019 г.

Говоря о подготовке спортивного резерва, нельзя не рассмотреть такой документ, как федеральный проект «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва (Спорт — норма жизни)», реализуемый с 1 января 2019 г. в рамках национального проекта «Демография». Федеральный проект предполагает решение такой задачи, как «создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, ттем чиепв потышение уровня обеспеченное™ несвлсеия объектоти тпорта и подготовка агооеивногостетиве». Дпя решения данной задачи предусмотрены конкретные действия, запланированные на период с 2019 по 2024 г. Рассмотрим финансовое обеспечение мероприятий, направленных на подготовку спортивного резерва.

На рнс. СО оседставоены дантые по финансированию поставки новогооборудования и инвентаря в спортивные школыолим пийского резерва [5].

2016

2017

2018 2019 (план)

I

т

I

12380

70,7

Т

1464 14373

561 796,6

224,4 63,4

0

Рис. Т. Финтнтировгние основного мероприятие «Развитие системы подготовки спортивного резерва» с2016 по 2019 г., тыс. р.

Рис. 9. Финансирование основного мероприятия «Проведение спортивных мероприятий, обеспечение подготовки спортсменов высокого класса, материально-техническое обеспечение спортивных сборных командРоссийскойФедерации» с2016 по2019 г.,тыс.р.

Общий объём финансирования по данному мероприятию составляет 12 449,2 млн р., в том числе из федерального бюджета — 11 986,1 млн р., из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации—463,1 млн р. Максимальный объём финансирования приходится на 2024 г. — 2 223,5 млн р., минимальный на 2020 г.— 1 725,7 млн р.

Данные по финансированию поставки нового спортивного оборудования в организации спортивной подготовки, строительство крытых катков, региональных центров в рамках подпрограммы «Развитие хоккея в Российской Федерации» государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» представлены на рис. 11 [5].

Общий объём финансирования данного мероприятия составляет 24 085,3 млн р. Из федерального бюджета — 22 881,1, из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — 1 204,3 млн р.

В 2020 г., в соответствии с паспортом федерального проекта, планируется поставить новое спортивное оборудование и инвентарь в 20 организаций, построить 5 крытых катков, начать строительство 2 региональных центров. В связи с этим именно в 2020 г. запланировано выделить максимальное финансирование по данному мероприятию.

Данные по плановому финансированию с 2019 по 2024 г. таких мероприятий, как поставка искусственных покрытий для футбольных полей, строительство футбольных манежей в рамках подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации» государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» представлены на рис. 12 [5].

По данному мероприятию объём финансирования запланирован в размере 16 476,8 млн р., из федерального бюджета 15 653 млн р., из консо-

2024

2023

2022

2021

2020

2019

-1-1-1-1-

0 500 1000 1500 2000 2500

Рис. 10. Финансирование поставки нового оборудования и инвентаря вспортивные школыолимпийского резорва, млнр.

2024

2023

2022

2021

2020

2019

0

802,1

802,1

37

02,1

2767,4

5532

,6

1000

2000

3000

4000

5000

6000

6478

7000

Рис. 11. Фонансирование поставкиновогоопортивиого обородования в организации спортивной подготовки, строительствокрытыхкатков, рогиональныхцонтров, млн р.

лидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — 823,8 млн р. В 2022 г. планируется строительство 16 футбольных манежей, и именно на этот период приходится максимальный объём финансирования — 5 058,4 млн р. Минимальный объём финансирования запланирован на 2024 г. — 552,9 млн р.

В рамках федерального проекта планируется строительство детского федерального центра в Калининграде. На рис. 13 представлены данные по финансированию данного мероприятия [5].

На строительство детского федерального центра в Калининграде предполагается выделить из федерального бюджета 10 000 млн р. Можно отметить, что с 2022 по 2024 г., когда предполагается строительство и введение в эксплуатацию центра, планируются примерно равные объёмы финансирования.

Важнейшим показателем финансирования подготовки спортивного резерва является объём фи-

нансирования, выделяемый на переподготовку тренерского состава.

Так, в рамках федерального проекта предполагается переподготовка тренеров по хоккею и футболу. Данная задача входит в подпрограммы «Развитие хоккея в Российской Федерации» и «Развитие футбола в Российской Федерации» государственной программы «Развитие физической культуры и спорта».

На ри. 14 представлена информация по данному показателю [5].

Переподготовка тренерского штаба по футболу и хоккею предполагает объём финансирования в размере 600,0 млн р. Данное мероприятие планируется реализовывать в течение 3 лет — с 2020 по 2022 г. Самый большой объём финансирования приходится на 2022 г — 230 млн р.

На рис. 15 мы видим суммарный объём финансирования по федеральному проекту «Создание для всех категорий и групп населения условий для

2022 5058,4

2021 3095,8

2020 4240

2019 2021,1

- I =[----

0 1000 2000 3000 4000 5000 6000

Рис. 12. Финансирование поставки нового спортивного оборудования в организации спортивнойподготовки,строительствакрытыхкатков ирегиональных центров, млн р.

2024 2023 2022 2021 2020 2019

н 2000

320 155

2509 2508 2508

0 500 1000 1500 2000 2500 3000

Рис.13. Финансирование строительства детскогофедерального центра в Калининграде, млн р.

2022 2021 2020

111 II

-

- 1 1 1

H-1-1-1-

0 50 100 150 200 250

Рис. 14. Финансирование переподготовки тренеров по футболу и хоккею, млн р.

J_ i

443,7

гг

_664,2

Г"

1008,2

__994,7

1_ 1 4636,6

I

,-■- ■ ^ 5075,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Всего ■ Из федерального бюджета ■ из консолидированных бюджетов

Рис. 15. Общий объём финансирования проекта «Спорт — норма жизни», млн р.

занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва («Спорт — норма жизни») [5].

Всего предполагается выделить на проект 150 021,4 млн р. Из федерального бюджета — 137 198,3 млн р., из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — 12 823,1 млн р. Максимальные объёмы финансирования запланированы на 2019 г. — 34 145,2 млн р.

Подводя итог проведённому анализу финансирования подготовки спортивного резерва в Российской Федерации, можно с уверенностью сказать, что в последние годы проводится значительная работа по развитию физической культуры и спорта в целом и по поддержке спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва в частности. На сегодняшний день в Российской Федерации, как на государственном, так и на муниципальном уровне, функционирует большое количество программ, направленных на качественную подготовку спортивного резерва.

Стоит отметить, что финансирование подготовки спортивного резерва осуществляется по целому ряду направлений, в том числе большая работа идёт по развитию детско-юношеского спорта, что, несомненно, особенно важно для будущего российского спорта.

Список литературы

1. Сводный отчёт 5-ФК за 2015 год / Офиц. сайт Министерства спорта РФ. — URL: https://www. minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/1452/

2. Сводный отчёт 5-ФК за 2016 год / Офиц. сайт Министерства спорта РФ. — URL: https://www. minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/1452/

3. Сводный отчёт 5-ФК за 2017 год / Офиц. сайт Министерства спорта РФ. — URL: https://www. minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/1452/

4. Отчёт о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2017 год от 1 марта 2018 года / Министерство спорта РФ. — URL: https://www. minsport.gov.ru/2018/0tchetGP_FK2017.pdf

5. Паспорт федерального проекта «Спорт — норма жизни» / Министерство труда и социальной защиты РФ. — URL: https://rosmintrud.ru/ministry/ programms/demography/5

Статья поступила в редакцию 24 февраля 2019 года

Для цитирования: Енченко, И. В. Финансовое обеспечение системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации / И. В. Енченко // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 1. — С. 130-138.

Сведения об авторе

Енченко Ирина Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики спорта, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, Россия. ir.gerasina2010@yandex.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2019, vol. 4, no. 1, pp. 130-138.

Financial Support of the Sports Reserve Training System in the Russian Federation Enchenko I.V.

Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Russia. ir.gerasina2010@yandex. ru

The author analyzes the current state of financing the training system for the sports reserve in the Russian Federation, analyzes the financial support for the implementation of the federal project «Creating conditions for physical culture and sports, mass sports for all categories and groups of the population, including increasing the level of the population's availability of sports facilities and training sports reserve (Sport is the norm of life), as well as financing the preparation of sports reserve in the framework of the program» Development of physical culture s and sports in the Russian Federation. The article explores the funding of the sports reserve training system from 2015 to 2017.

Keywords: sports training, sports reserve, financing of sports, physical culture and sport.

References

1. Svodnyy otchyot 5-FK za 2015 god [Summary report 5-Physical Culture for 2015]. Ofitsialnyiy sayt Min-isterstva sporta Rossiyskoy Federatsii [Official website of the Ministry of sports of the Russian Federation]. Available at: https://www.minsport.gov.ru/sport/podgo-tovka/82/1452/ (In Russ.).

2. Svodnyy otchyot 5-FK za 2016 god [Summary report 5-Physical Culture for 2016]. Ofitsialnyiy sayt Min-isterstva sporta Rossiyskoy Federatsii [Official website of the Ministry of sports of the Russian Federation]. Available at: https://www.minsport.gov.ru/sport/podgo-tovka/82/1452/ (In Russ.).

3. Svodnyy otchyot 5-FK za 2017 god [Summary report 5-Physical Culture for 2017]. Ofitsialnyiy sayt Min-isterstva sporta Rossiyskoy Federatsii [Official website

of the Ministry of sports of the Russian Federation]. Available at: https://www.minsport.gov.ru/sport/podgo-tovka/82/1452/ (In Russ.).

4. Otchyot o hode realizatsii gosudarstvennoy pro-grammyi Rossiyskoy Federatsii «Razvitiye fizicheskoy kulturyi i sporta» za 2017 god ot 1 marta 2018 goda [Report on the implementation of the state program of the Russian Federation "Development of physical culture and sports" for 2017 from March 1, 2018]. Ministerstvo sporta Rossiyskoy Federatsii [Ministry of sports of the Russian Federation]. Available at: https://www.minsport. gov.ru/2018/0tchetGP_FK2017.pdf (In Russ.).

5. Pasportfederalnogo proekta «Sport — norma zhiz-ni» [Passport of the Federal project «Sport-norm of life»]. Ministerstvo truda i sotsialnoy zaschityi [Ministry of labor and social protection]. Available at: https://rosmin-trud.ru/ministry/programms/demography/5 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.