УДК 796.011:378.225
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА
Н.Н. Чесноков, А.П. Морозов, П.А. Таланцев
Разработана современная программа подготовки бакалавров и магистров в профильных высших учебных заведениях, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций в соответствии с действующими нормативными документами и запросом рынка труда.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, профессиональные компетенции, эффективность, трудовая деятельность.
Поиск современных подходов к формированию профессиональных компетенций у будущих специалистов является одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед всей системой высшего образования в области физической культуры и спорта. Перед разработчиками образовательных программ стоит непростая задача - с одной стороны, при составлении образовательных программ необходимо подбирать дисциплины таким образом, чтобы обеспечить равномерное формирование профессиональных компетенций с помощью дисциплин базовой части программы высшего образования, с другой - обеспечить углубленное развитие набора профессиональных компетенций, которые соответствуют профилю подготовки, реализуемого данной программой.
При определении содержания программ подготовки квалифи -цированного специалиста в области физической культуры и спорта, необходимо основываться не только на многолетнем опыте спортивной науки и использовать зарекомендовавшие себя годами средства и методы решения профессиональных задач, но и современные инновационные подходы.
Отсутствие моноподготовки, при существующей многоуровневой системе высшего образования, требует повышенного внимания к содержанию учебно-методических комплексов на всех ступенях, особенно важным представляется для второй и третьей ступени - уровне квалификации магистра и преподавателя-исследователя. Для этого необходимо подробнее остановится на структуре и содержании подготовки будущих специалистов по направлению подготовки 49.04.03 «Спорт», уровень квалификации «Магистр» [1], в связи с тем, что в настоящее время наблюдается переходный период от ФГОС ВО 2016 г., к ФГОС ВО 2017 г. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 19 сентября 2017 г. № 947, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по
направлению подготовки 49.04.03 «Спорт» прием на обучение в соответствии с ФГОС ВО 2016 г. заканчивается 31 декабря 2018 г. [2].
ФГОС ВО 2016 г. предусматривает, что в результате освоения программы магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компе-тенции [3].Основополагающими в трудовой деятельности магистра являются профессиональные компетенции. ФГОС ВО 2016 г. содержит 37 профессиональных компетенций, разделенных на 5 блоков по основным видам деятельности специалиста:
- научно-исследовательская и научно-методическая деятельность: 8 компетенций;
- научно-педагогическая деятельность: 8 компетенций;
- организационно-управленческая деятельность: 5 компетенций;
- тренерская деятельность: 11 компетенций;
- проектная деятельность.
В редакции нового ФГОС ВО указаны универсальные и общепрофессиональные компетенции, а профессиональные компетенции указываются в примерной основной образовательной программе, включенной в реестр примерных основных образовательных программ (далее - ПООП). Профессиональные компетенции могут быть установлены ПООП в качестве обязательных и рекомендуемых, они формируются на основе профессиональных стандартов [4], соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также, при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой вос-требованы выпускники, иных источников [5, 6]. Приложением к ФГОС ВО определен перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры по направлению подготовки 49.04.03 «Спорт». В данный перечень входят профессиональные стандарты «Тренер» и «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» [6, 7].
Согласно ФГОС ВО, при определении профессиональных компетенций, разработчик образовательной программы осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профильной деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО и иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов.
Из каждого выбранного профессионального стандарта организация выделяет одну или несколько обобщённых трудовых функций (далее -ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на
основе установленных профессиональным стандартом для ОТФ уровня квалификации и требований раздела «Требования к образованию и обучению». ОТФ может быть выделена полностью или частично. При анализе трудовых функций, включенных в ОТФ стандарта из них можно выделить компоненты, эффективность реализации которых зависит от уровня квалификации специалиста, критерии к которому определены требованиями профессионального стандарта:
1. Планирование и учет результатов.
2. Осуществление отбора.
3. Непосредственно тренерский компонент.
4. Организационно-управленческий компонент.
Компонент «Планирование и учет результатов» присутствует в 7 из 16 обобщенных трудовых функций и до 6-го уровня квалификации формулируется как трудовая функция «Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса». Начиная с 7-го уровня квалификации, разделяется на 2 трудовые функции «Планирование, организация и координация тренерской работы в спортивной сборной команде» и «Учет и анализ спортивных результатов, достигнутых спортивной сборной командой».
Компонент «Осуществление отбора» присутствует в виде следующих трудовых функций:
• осуществление отбора обучающихся в группы и секции различных этапов подготовки (5-й-6-й уровень);
• осуществление отбора спортсменов в резерв спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (7-й уровень) квалификации или спортивной сборной команды Российской Федерации(8-й уровень);
• отбор перспективных спортсменов, комплектование спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (8-й уровень) квалификации или спортивной сборной команды Российской Федерации (9 уровень).
Тренерский компонент представлен трудовыми функциями, требующими наличие 5-го-6-о уровеня квалификации, и имеющих в своей основе непосредственное выполнений задач по проведению трениро -вочных занятий, развитию физических качеств, формированию навыков соревновательной деятельности, направленных на подготовку спортсменов к высоким результатам и вхождению в составы сборных команд.
Организационно-управленческий компонент, реализуемый трудо -выми функциями 7-го-9-го уровней квалификации, обеспечивает формирование навыков взаимодействия с физкультурно-спортивными организациями, руководства тренерской работой, организацию участия сборных команд в спортивных соревнованиях, руководство подготовкой и переподготовкой тренерских кадров, материально-техническое обеспечение спортивной подготовки, комплексных целевых программ развития вида спорта и ряд других.
Консультационно-методический компонент 7 уровень квалификации подразумевает реализацию следующих трудовых функций -обобщение и распространение передового опыта тренерской деятельности и оказание экспертной и методической помощи по вопросам своей компетенции.
Выводы
1. Область физической культуры и спорта динамично меняется под влиянием социальных, экономических, политических и других факторов, что в свою очередь влияет на смежные отрасли, процессы и социальные системы. Существующий запрос рынка труда постоянно повышает требования к содержанию и качеству подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.
2. Возрастающие требования со стороны рынка труда к системе подготовки специалистов в области спорта, в свою очередь стимулируют повышение уровня качества подготовки магистров в области спорта.
3. Формирование у будущих специалистов необходимого уровня профессиональных компетенций, обеспечивающих высокую эффективность трудовой деятельности, является основополагающим звеном подготовки высшей школы. При разработке образовательных программ необходимо наполнить базовую часть программы дисциплинами, которые наиболее полно будут развивать профессиональные компетенции магистра, в то же время следует учесть, что базовая часть программы должна развивать весь комплекс профессиональных компетенций, а вариативная часть программы определяет направленность (профиль) программы.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.04.03 Спорт (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 1469 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 января 2016 г., регистрационный № 40628), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 апреля 2016 г. № 444 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая 2016 г., регистрационный № 42205) [Электронный ресурс]. URL: http://classinform.ru/fgos/49.04.03-sport.html (дата обращения: 10.12.2017).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.04.03 Спорт (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 сентября 2017 г. № 947 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта высшего образования -магистратура по направлению подготовки 49.04.03 Спорт» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/542608667 (дата обращения: 10.12.2017).
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями 2017 года» [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 10.12.2017).
4. Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70340506/ (дата обращения: 10.12.2017).
5. Приказ Минтруда России от 08.09.2014г. № 630н «Об утверждении профессионального стандарта «Инструктор -методист» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2014 № 34135) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/05.005.pdf (дата обращения: 10.12.2017).
6. Приказ Минтруда России от 07.04.2014 № 193н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2014 № 33035) [Электронный ресурс]. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/05.003.pdf (дата обращения: 10.12.2017).
7. Чесноков Н.Н., Никитушкин В.Г. Профессиональное образование: учебник. М.: Физическая культура, 2011. 510 с.
Чесноков Николай Николаевич, д-р пед. наук, проф., зам. генерального директора, [email protected], Россия, Москва, Физкультурно-спортивное общество «Юность Москвы» Москомспорта,
Морозов Антон Павлович, канд. пед. наук, начальник науч-метод. отдела, [email protected], Россия, Москва, Физкультурно-спортивное общество «Юность Москвы» Москомспорта,
Таланцев Павел Андреевич, главный специалист, nnch01@mail. ru, Россия, Москва, Федеральный центр подготовки спортивного резерва
FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE SPECIALIST IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
N.N. Chesnokov, A.P. Morozov, P.A. Talancev
A modern program of training bachelors and masters in specialized higher education institutions is developed, which ensures the formation of professional competencies in accordance with the current regulatory documents and the labor market request.
Key words: physical culture, sport, professional competence, efficiency, labor
activity.
Chesnokov Nikolai Nikolaevich, doctor of pedagogical sciences, professor, deputy general director, nnch01@,mail. ru, Russia, Moscow, Physical Culture and Sports Society "Youth of Moscow"Moscomsport,
Morozov Anton Pavlovich, candidate of pedagogical sciences, head of Scientific and methodical Department, nnch01@,mail. ru, Russia, Moscow, Physical Culture and Sports Society "Youth of Moscow"Moscomsport,
Talancev Pavel Andreevich, сhief specialist, nnch()1amaiL ru, Russia, Moscow, Head of the Federal Training Center for Sports Reserve
УДК 796.011.3
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА
Н.А. Шарикало
Определены и описаны концептуальные основы развития физических качеств старших дошкольников в условиях дифференцированного подхода, являющимся одним из важнейших способов обучения и способствующим повышению уровня физической подготовленности у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: физическое воспитание, дети старшего дошкольного возраста, физические качества, физическая подготовленность, концепция, дифференцированный подход.
В учреждениях дошкольного образования одним из направлений для совершенствования организации образовательного процесса является -физическое воспитание дошкольника, в котором особое место отводится развитию физических качеств: быстроте, силе, ловкости, гибкости, выносливости и координационным способностям, а также включение в данный процесс инновационных подходов, методик и технологий для развития физических качеств. Одним из таких подходов является -дифференцированный подход как конкретная форма организации обучения при развитии физических качеств.
Рассматривая дифференцированный подход, прежде всего, обратимся к понятию «дифференциация» (от лат. differentia - различие) означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени [5]. «Дифференциация» - это целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам учащихся [3].