К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, НАУЧНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
УДК/UDC 796.071
Поступила в редакцию 25.02.2022 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Медведева1
Доктор педагогических наук, доцент Н.Г. Закревская1
Кандидат педагогических наук, доцент В.Б. Соловьев1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Я. Михайлова1
Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
TO THE PROBLEM OF INTEGRATION OF EDUCATIONAL, SCIENTIFIC AND SPORTS ACTIVITY IN HIGHER EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT
Dr. Hab., Professor E.N. Medvedeva1
Dr. Hab., Associate Professor N.G. Zakrevskaya1
PhD, Associate Professor V.B. Solovyov1
PhD, Associate Professor E.Ya. Mikhailova1
1 National State University of Physical Culture, Sport and Health named after P.F. Lesgaft, St. Petersburg
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Аннотация
Цель исследования - получение объективных данных, позволяющих разработать научно-обоснованные предложения по нормативному, организационному, методическому обеспечению процесса интеграции образовательной, научной и физкультурно-спортивной деятельности в высшем образовании в области физической культуры и спорта. Методика и организация исследования. Для решения задач применялся комплекс методов, позволяющих всесторонне и комплексно изучить проблему интеграции: теоретический анализ и обобщение специальной литературы; ретроспективный анализ программных и нормативных документов [1-3], ретроспективный анализ направленности диссертационных исследований в области физической культуры и спорта; опрос; экспертная оценка; тестирование; моделирование; констатирующий эксперимент; методы математической статистики.
Результаты исследования и выводы. В процессе анализа научной литературы было установлено, что реализация интеграции образования, науки и физкультурно-спортивной деятельности предполагает: коррекцию профессиональной и спортивной подготовки; совершенствование оценки видов образовательной деятельности; создание кадровых, организационных, материально-технических и финансовых условий; обоснование нормативных документов, регламентирующих реализацию данного процесса и т.д. Получены статистические данные по реализации основных профессиональных образовательных программ подготовки, по организационному, методическому обеспечению образовательного процесса, по научно-методическому сопровождению спортивных сборных команд различного уровня. Установлено, что на данный момент в системе высшего образования в области физической культуры и спорта существуют интеграционные процессы, а показатели, характеризующие эффективность образовательной, научной и физкультурно-спортивной деятельности, взаимосвязаны.
Ключевые слова: интеграция образовательной, научной и физкультурно-спортивной деятельности, подготовка спортивного резерва, учебно-методическое сопровождение, научно-методическое сопровождение.
Abstract
Objective of the study was to obtain objective data that allow developing evidence-based proposals for the normative, organizational, methodological support of the process of integrating educational, scientific and physical culture and sports activities in higher education in the field of physical culture and sports. Methods and structure of the study. To solve the problems, a set of methods was used to comprehensively and comprehensively study the problem of integration: theoretical analysis and generalization of special literature; retrospective analysis of program and regulatory documents [1-3], retrospective analysis of the direction of dissertation research in the field of physical culture and sports; poll; expert review; testing; modeling; ascertaining experiment; methods of mathematical statistics.
Results and conclusions. In the process of analyzing the scientific literature, it was found that the implementation of the integration of education, science and physical culture and sports activities involves: correction of professional and sports training; improving the assessment of types of educational activities; creation of personnel, organizational, logistical and financial conditions; substantiation of normative documents regulating the implementation of this process, etc. Statistical data were obtained on the implementation of the main professional educational training programs, on the organizational, methodological support of the educational process, on the scientific and methodological support of sports teams of various levels. It has been established that at the moment there are integration processes in the system of higher education in the field of physical culture and sports, and the indicators characterizing the effectiveness of educational, scientific and physical culture and sports activities are interconnected.
Keywords: Integration of educational, scientific and physical culture and sports activities, training of a sports reserve, educational and methodological support, scientific and methodological support.
Введение. Особенностью высшего образования в области физической культуры и спорта является возмож-
ность осуществления подготовки спортивного резерва и проверки на практике эффективности интеграции об-
разовательнои, научной и спортивном деятельности. В связи с этим проявляется острая необходимость в получении объективных данных, позволяющих разработать научно-обоснованные предложения по нормативному, организационному, методическому обеспечению процесса интеграции, как условия формирования государственного заказа на спортивную подготовку в вузе. Исходя из проблематики объектом исследования являлся процесс интеграции образовательной, научной и физкультурно-спор-тивной деятельности в образовательных организациях, подведомственных Минспорту России, предметом - содержание нормативного, организационного, методического обеспечения интеграции образовательной, научной и физкультурно-спортивной деятельности в данных образовательных организациях.
Результаты исследования и их обсуждение. Была проанализирована деятельность 14 вузов в области физической культуры и спорта. По данным опроса установлено, что в вузах физической культуры реализуются основные профессиональные образовательные программы подготовки спортивных педагогов по 75 видам спорта. При этом охват спортивных специализаций в зависимости от статуса и местоположения вуза различен (от 8 до 58).
В общем количестве обучающихся очной формы обучения доля студентов бакалавриата, имеющих спортивные разряды, составила 80 %. Почти половина (47,3 %) из них - спортсмены высокой квалификации (от КМС до ЗМС). Однако исходя из анализа общей структуры контингента среди студентов большую часть составляют спортсмены, имеющие потенциал дальнейшего совершенствования в избранном виде спорта. Наиболее приоритетными видами спорта, по которым осуществляется подготовка в вузах, являются: легкая атлетика, единоборства (бокс, борьба, дзюдо, тхэквондо), плавание, спортивные виды гимнастики (спортивная гимнастика, художественная гимнастика, спортивная аэробика, акробатика),
танцевальный спорт, спортивные игры (футбол, баскетбол, хоккей, волейбол, гандбол, теннис), лыжные гонки.
Учитывая, что кадровые ресурсы любого высшего учебного учреждения и, в частности, в области физической культуры и спорта, определяют возможность применения новаций и интеграции образовательной, научной и физкультурно-спортивной деятельности, был осуществлен анализ профессорско-преподавательского состава вузов физической культуры России и его структуры с учетом спортивной квалификации. Установлено, что более половины педагогов имеет высокую спортивную квалификацию - КМС и выше (55,7 0%). При этом научная квалификация профессорско-преподавательского состава всех высших учебных заведений, несмотря на соответствие предъявляемым требованиям, имела значительную разницу: от 60,10% до 84,1 %.
Анализ разнообразия научных публикаций профессорско-преподавательского состава вузов физической культуры с учетом направленности физкультурно-спортивной деятельности свидетельствовал, что его определяет количество реализуемых в вузе видов спорта. Так, центральные вузы лидировали по данной характеристике публикационной активности, а это, в свою очередь, отражалось на степени участия в научно-методическом сопровождении спортивных сборных команд различного уровня. При этом немаловажное значе-
30 25 20 15 10 5 0
24
15 1( 13
10 7 9 9
4 4 45 з5 ,5 Я ' 5| 5 п Л З5
/У с/а*
у ж
ж J-
* ^ s
ж
□ НПШ ■ направления исследований
Рис. 1. Количественная характеристика научно-педагогических школ в вузах физической культуры России (количество)
Обобщенные критерии интеграции образовательной, научной и физкультурно-спортивной деятельности в высшем образовании в области физической культуры и спорта
Вид интеграции
Критерии
Наличие и соответствие ОПОП и ПСП по виду спорта различных уровней образования требованиям ФГОС, ПС, ФССП; Преемственность ОПОП уровней образования и реализация программ различных этапов спортивной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФССП по виду спорта;
Наличие публикаций обучающихся и ППС по проблемам избранного вида спорта в научных изданиях различного уровня рецензируемости;
Наличие образовательных, научных и спортивных достижений обучающихся на всех реализуемых уровнях образования; Наличие исполнителей НИР и НИОКР по проблематике в области физической культуры и спорта из числа обучающихся
Наличие ОПОП по направлениям подготовки 49.00.00 по различным спортивным специализациям; Научные исследования в студенческом научном объединении по тематическому плану НИР с привлечением ППС различных кафедр и представителей НПШ вуза;
Межпредметный подход и применение инновационных технологий различных областей наук в процессе выполнения курсовых и квалификационных работ;
Научные исследования в области физической культуры и спорта с привлечением различных образовательных, спортивных и научных структурных подразделений;
Участие кафедр вуза в научно-методическом сопровождении подготовки сборных команд по видам спорта
го
Соответствие локальных документов вуза, регламентирующих планирование, организацию и реализацию образовательной, научной, спортивной деятельности, соответствующих единым требованиям ФГОС, ФГТ, ПС, ФССП, ВАК, приказов Министерства науки и высшего образования РФ и т.д.
Взаимосвязь и соответствие учебно-методического, кадрового, материально-технического и научно-методического обеспечения образования, научной и физкультурно-спортивной деятельности требованиям ФГОС, ФГТ, ПС «Тренер», ФССП по видам спорта;
Соответствие научной работы обучающихся тематике и плану НИР вуза, требованиям нормативных документов ФГОС, ФГТ и ВАК;
Соответствие образовательной, научно-исследовательской, физкультурно-спортивной инфраструктуры и материально-технической базы вуза ФГОС, ФГТ, ФССП и этапам подготовки в избранном виде спорта
№7 • 2022 Июль | Juli
http://www.teoriya.ru
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с га
О (U .с Н
. научные специальности ДС
□ 0-2 И 2-4 а 4-6
Рис. 2. Количество направлений подготовки аспирантов и диссертационных советов в вузах физической культуры
Рис. 3. Обобщенная структура вуза, реализующая интеграцию образовательной, научной и физкультурно-спортивной деятельности
ние имела деятельность научно-педагогических школ вузов физической культуры. Выявлено, что их количество прямо пропорционально разнообразию выполняемых научных исследований по проблемам физической культуры и спорта (рис. 1).
В данном аспекте показательна публикационная активность, направленная на научно-методическое обеспечение спортивной подготовки. Всего вузами физической культуры опубликовано в РИНЦ более 40 000 публикаций; более 1200 статей в журналах, индексируемых в Web of Science или Scopus; более 8000 статей, опубликованных в журналах по перечню ВАК.
Также был проведен анализ количества реализуемых направлений подготовки научно-педагогических кадров и наличие диссертационных советов. На данный момент в отрасли физическая культура и спорт только половина вузов имеет диссертационные советы по соответствующим им научным специальностям (рис. 2).
Анализ динамики количества защищенных диссертационных работ по научной специальности 13.00.04 - «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» свидетельствовал, что общая тенденция на снижение показателей в России не изменила в целом доли научного вклада вузов физической культуры. Так, 56 % диссертационных работ защищается в вузах физической культуры, что подтверждает роль научно-педагогических школ вузов и наличие благоприятных условий для проведения исследований.
По итогам анализа всех вышеперечисленных показателей интеграционной деятельности была разработана структура интеграции образовательной, научной и физкультурно-спор-
тивной деятельности, представляющей собой целостное образование, базовой основой которого являются единые нормативные документы (рис. 3).
В процессе исследования были сначала выделены и систематизированы критерии каждого отдельного вида деятельности с учетом направленности интеграции (вертикальной, горизонтальной и организационной), что позволяло объективно оценивать возможность ее реализации. Сопоставление критериев каждого вида деятельности позволило систематизировать и объединить их по общим признакам в каждой из направленностей интеграции. В результате обобщения были конкретизированы основные критерии интеграции образовательной, научной и физкультурно-спортивной деятельности в высшем образовании в области физической культуры и спорта (см. таблицу).
Выводы. В процессе анализа учебно-методического обеспечения установлено, что все реализуемые образовательные программы в вузах физической культуры соответствуют требованиям документов, регламентирующих образовательную, научную и физкультурно-спортивную деятельность в области физической культуры и спорта, что подтверждает возможность интеграции данных видов деятельности в вузах. Было установлено, что в системе высшего образования в области физической культуры и спорта существуют интеграционные процессы, обусловленные взаимосвязанными показателями, характеризующие эффективность образовательной, научной и физкуль-турно-спортивной деятельности.
Литература
1. «Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 года» (вместе с «Планом мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года»): Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2018 N 2245-р (ред. от 29.04.2021). - URL : https:// rulaws.ru.
2. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021): Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-Ф3 (ред. от 02.07.2021). - URL: https:/www. consultant.ru.
3. Профессиональный стандарт 05.003. Тренер / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2019 года N 191н. http: // www.consultant.ru.
References
1. «Ob utverzhdenii Koncepcii podgotovki sportivnogo rezerva v RF do 2025 goda» (vmeste s «Planom meropriyatij po realizacii Koncepcii podgotovki sportivnogo rezerva v Rossijskoj Federacii do 2025 goda») ["On Approval of the Concept for the Preparation of a Sports Reserve in the Russian Federation until 2025" (together with the "Action Plan for the Implementation of the Concept for the Preparation of a Sports Reserve in the Russian Federation until 2025")]. Decree of the Government of the Russian Federation dated 10.17.2018 No. 2245-r (as amended on 29.04.2021). Available at: https://rulaws.ru.
2. «O fizicheskoy kulture i sporte v Rossiyskoy Federatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2021) ["On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" (as amended and supplemented, entered into force on September 1, 2021)]. Federal Law of December 4, 2007. No. 329-FZ (as amended on July 2, 2021). Available at: https:/www. consultant.ru.
3. Professionalnyy standart 05.003. Trener. Utverzhden prikazom Ministerstva truda i sotsialnoy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 28 marta 2019 goda. N 191n. [Professional standard 05.003. Trainer. Approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of March 28, 2019. No. 191n]. Available at: http: // www.consultant.ru.