Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ШАХМАТНОМУ ВСЕОБУЧУ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ШАХМАТНОМУ ВСЕОБУЧУ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕХНИКИ КОУЧИНГА / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШАХМАТНЫЙ ВСЕОБУЧ / АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иконникова Ольга Николаевна, Певицына Лариса Михайловна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Изучение имеющихся профессиональных дефицитов у педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу в процессе повышения квалификации демонстрирует их неготовность к реализации содержания образования, соответствующего современным установкам. В данной связи актуализируется проблема создания условий, способствующих развитию профессиональной компетентности педагогов в контексте принятых нормативных документов и современной парадигмы образования, которые предполагают создание единой, непрерывной и вариативной системы адресного научно-методического сопровождения педагогов в региональном образовательном пространстве. Целью статьи является репрезентация уникального регионального опыта по реализации системы научно-методического сопровождения педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу в Ростовской области. Методология (материалы и методы). Научно-методическое сопровождение педагогов рассматривается авторами как система, направленная на преодоление профессиональных затруднений и личностных проблем педагога, на совершенствование его профессиональной компетентности, которое реализуется в несколько этапов: диагностический, поисково-договорный, деятельностный, рефлексивный с применением современных образовательных методов и технологий. Результаты. Имеющая научно-теоретический и законодательно-нормативный фундамент, выстроенная и реализуемая система научно-методического сопровождения педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу в Ростовской области демонстрирует целостный, непрерывный и комплексный подходы в осуществлении данной деятельности, которая приводит к положительной динамике развития профессиональных компетенций педагогов региона, повышая качество общего и дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности . Заключение Предложенный к рассмотрению региональный опыт разработанной системы научно-методического сопровождения педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу ориентирован не только на профессиональный рост педагогов, но и на социальное партнерство, межведомственную интеграцию, государственно-общественное взаимодействие. Актуальным является имплементация и диссеминация данной практики в другие регионы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иконникова Ольга Николаевна, Певицына Лариса Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS AND CHESS TEACHERS IN THE ROSTOV REGION

The research problem and the rationale for its relevance. The study of the existing professional deficits of physical education and chess general education teachers in the process of professional development demonstrates their unpreparedness to implement the content of education that corresponds to modern settings. In this connection the problem of creating conditions contributing to the development of teachers' professional competence in the context of the adopted normative documents and modern educational paradigm, which involve the creation of a unified, continuous and varied system of targeted scientific and methodological support of teachers in the regional educational space is actualized. The goal of the article is to represent the unique regional experience in the implementation of the system of scientific and methodological support of physical education teachers and chess teachers in the Rostov region. Methodology. Scientific and methodological support of teachers is defined by the authors as a scientifically based, specially organized interaction of the subjects of support, aimed at overcoming professional difficulties and personal problems of the teacher and improving his / her professional competence, which is implemented in several stages: diagnostic, search-contractual, active, reflexive with the help of modern educational methods and technologies. Results. Having a scientific-theoretical and legislative-normative foundation, the ongoing system of scientific and methodological support of physical education teachers and chess teachers in the Rostov region demonstrates a holistic, continuous and integrated approach to its implementation, which leads to a positive dynamics of the development of professional competencies of teachers in the region, while solving the problem of improving the quality of general and additional physical culture and sports education. Conclusion. The proposed regional experience of the developed system of scientific and methodological support of physical education teachers and chess teachers is focused not only on the professional growth of teachers, but also on social partnership, interdepartmental integration, state-public interaction. The implementation and dissemination of this practice to other regions of the Russian Federation is also relevant.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ШАХМАТНОМУ ВСЕОБУЧУ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК: 372.8+378.091.398

Научно-методическое сопровождение педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу в Ростовской области

О. Н. Иконникова

https://orcid.org/0000-0001-5075-9988 [email protected]

Л. М. Певицына

https://orcid.org/0000-0003-0872-8269 [email protected]

Scientific and methodological support of physical education teachers and chess teachers in the Rostov region

O. N. Ikonnikova L. M. Pevitsyna

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Изучение имеющихся профессиональных дефицитов у педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу в процессе повышения квалификации демонстрирует их неготовность к реализации содержания образования, соответствующего современным установкам. В данной связи актуализируется проблема создания условий, способствующих развитию профессиональной компетентности педагогов в контексте принятых нормативных документов и современной парадигмы образования, которые предполагают создание единой, непрерывной и вариативной системы адресного научно-методического сопровождения педагогов в региональном образовательном пространстве.

Целью статьи является репрезентация уникального регионального опыта по реализации системы научно-методического сопровождения педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу в Ростовской области.

Методология (материалы и методы). Научно-методическое сопровождение педагогов рассматривается авторами как система, направленная на преодоление профессиональных затруднений и личностных проблем педа-

гога, на совершенствование его профессиональной компетентности, которое реализуется в несколько этапов: диагностический, поисково-договорный, деятельностный, рефлексивный с применением современных образовательных методов и технологий.

Результаты. Имеющая научно-теоретический и законодательно-нормативный фундамент, выстроенная и реализуемая система научно-методического сопровождения педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу в Ростовской области демонстрирует целостный, непрерывный и комплексный подходы в осуществлении данной деятельности, которая приводит к положительной динамике развития профессиональных компетенций педагогов региона, повышая качество общего и дополнительного образования физкуль-турно-спортивной направленности.

Заключение

Предложенный к рассмотрению региональный опыт разработанной системы научно-методического сопровождения педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу ориентирован не только на профессиональный рост педагогов, но и на социальное партнерство, межведомственную интеграцию, государственно-общественное взаимодействие.

Актуальным является имплементация и диссе-минация данной практики в другие регионы Российской Федерации.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The study of the existing professional deficits of physical education and chess general education teachers in the process of professional development demonstrates their unpreparedness to implement the content of education that corresponds to modern settings. In this connection the problem of creating conditions contributing to the development of teachers' professional competence in the context of the adopted normative documents and modern educational paradigm, which involve the creation of a unified, continuous and varied system of targeted scientific and methodological support of teachers in the regional educational space is actualized.

The goal of the article is to represent the unique regional experience in the implementation of the system of scientific and methodological support of physical education teachers and chess teachers in the Rostov region.

Methodology. Scientific and methodological support of teachers is defined by the authors as a scientifically based, specially organized interaction of the subjects of support, aimed at overcoming professional difficulties and personal problems of the teacher and improving his / her professional competence, which is implemented in several stages: diagnostic, search-contractual, active, reflexive with the help of modern educational methods and technologies.

Results. Having a scientific-theoretical and legislative-normative foundation, the ongoing system of scientific and methodological support of physical education teachers and chess teachers in the Rostov region demonstrates a holistic, continuous and integrated approach to its implementation, which leads to a positive dynamics of the development of professional competencies of teachers in the region, while solving the problem of improving the quality of general and additional physical culture and sports education.

Conclusion. The proposed regional experience of the developed system of scientific and methodological support of physical education teachers and chess teachers is focused not only on the professional growth of teachers, but also on social partnership, interdepartmental integration, state-

public interaction. The implementation and dissemination of this practice to other regions of the Russian Federation is also relevant.

Ключевые слова: качество образования, национальная система профессионального роста педагогов, повышение квалификации, научно-методическое сопровождение, профессиональная компетентность, техники коучинга, физ-культурно-спортивное воспитание, шахматный всеобуч, ассоциация учителей, региональный опыт.

Keywords: quality of education, national system of teachers' professional growth, professional development, scientific and methodological support, professional competence, coaching techniques, physical culture and sports education, chess-in-schools project, teachers association, regional experience.

Введение

Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» предусматривает «вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования»1.

Решение данной задачи напрямую связано с функционированием системы дополнительного профессионального образования, повышением квалификации педагогов, внедрением единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогов2.

В Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров подчеркивается, что «поддержка педагога, способного решать задачи национальной образовательной политики, становится возможной только в ситуации построения единой и непрерыв-

1 Указ о национальных целях развития России до 2030 года // Сайт Президента России. URL:http:// kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 10.04.2021).

2 Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2021 года № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста» // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ». URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/732 84005/ (дата обращения: 11.04.2021).

ной вариативной системы адресного научно-методического сопровождения учителя»3.

Одновременно одним из ключевых направлений реализации Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» является развитие дополнительного профессионального образования педагогических работников физкультурно-спортивного направления с учетом их личных запросов в части формирования новых компетенций и индивидуальных траекторий их профессионального развития4.

Кроме того, 12 марта 2021 года Министерством спорта Российской Федерации была утверждена Программа развития вида спорта «Шахматы» в Российской Федерации, одной из важных задач которой, наравне с «увеличением доли учащихся и студентов, занимающихся шахматами, посредством вовлечения во всероссийский проект «Шахматы в школах», является кадровое обеспечение шахматного образования, а именно «укрепление системы подготовки и повышения квалификации управленческих, педагогических, научных и др. кадров необходимых для развития шахмат», «совершенствование программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки»5. В связи с реализацией шахматного всеобуча в Ростовской области, введения шахмат в систему образовании в других регионах Российской Федерации, а также в странах, входящих в Европейский Союз и Международную шахматную федерацию, актуальным становится имплементация региональ-

3 Распоряжение Минпросвещения России от 6 августа 2020 г. № Р-76 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников» // Сайт ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО. URL: https://ripkro.ru/upload/parse/cnppmpr/379norm2.pdf.

4 Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена Коллегией Минпросвещения России 29.12.2018) // Вестник образования России. 2019. № 8. С. 53-65.

5 Программа развития вида спорта «Шахматы» в Российской Федерации (утверждена приказом Министерства спорта Российской Федерации от

12.03.2021 № 157) // Сайт Федерации шахмат России. URL: https://ruchess.ru/downloads/2021/program_ 2021_2024.pdf (дата обращения: 30.03.2021).

ной системы научно-методического сопровождения педагогов, организующих шахматный всеобуч в образовательных организациях, разработанная в Ростовской области.

Вместе с тем нами определен ряд проблем в региональном образовании. Среди которых неготовность педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу к реализации содержания образования, соответствующего современным установкам; недооценка педагогами роли системы повышения квалификации в их профессиональном развитии; недостаточность применения в практике непрерывного повышения квалификации современных, активных, личностно ориентированных и развивающих технологий обучения и др. Все вышеперечисленное предопределило необходимость разработки и реализации программ и технологий научно-методического сопровождения педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу в процессе непрерывного повышения квалификации в Ростовской области.

Целью статьи является репрезентация уникального регионального опыта по реализации системы научно-методического сопровождения педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу в Ростовской области.

Обзор литературы

Анализ литературных источников демонстрирует разнообразие понятий: «методическое сопровождение»6 [1]; «научно-методическое сопровождение» [1; 2; 3], «информационно-методическое сопровождение» [4], «организационно-методическое сопровождение» [5]. При этом сопровождение является самостоятельной сферой педагогической деятельности, порожденной гуманизацией образования, связанной с переориентацией субъект-объектного характера взаимоотношений на субъект-субъектный. Е. В. Пономарева рассматривая категорию сопровождения с разных авторских позиций, под-

6 Распоряжение Минпросвещения России от 4 февраля 2021 г. № Р-33 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» // Сайт ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО. URL: https://ripkro.ru/upload/parse/cnppmpr/ 379norm1.pdf (дата обращения: 12.04.2021).

черкивает, что методологической основой педагогического сопровождения выступают:

- гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерса;

- теория педагогической поддержки О. С. Газ-мана;

- личностно ориентированный подход Ш. А. Амонашвили, В. В. Серикова, Е. В. Бон-даревской, И. С. Якиманской [6].

В современной психолого-педагогической науке сопровождение рассматривается как особый вид взаимодействия субъектов с целью создания и поддержания наиболее благоприятных условий, способствующих принятию оптимального выбора и решения в различных жизненных ситуациях [7]. Сопровождение предстает как особый гуманистически ориентированный педагогический процесс оказания помощи в саморазвитии и осуществлении самодеятельности [8]. Педагогическое сопровождение выделяется в самостоятельный вид педагогического процесса, предусматривающий особый педагогический смысл, существенно отличающийся от обучения, воспитания и образования [9].

Идеи и возможности сопровождения ребенка [10] становятся востребованными для учителя в системе непрерывного профессионального образования.

А. В. Романенко на основе категориального анализа определяет, что «научно-методическое сопровождение деятельности учителя - это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности» [2].

О. Е. Галицких и О. В. Давлятшина научно-методическое сопровождение определяют как научно обоснованное, специально организованное взаимодействие субъектов, приводящее к преодолению профессиональных затруднений и личностных проблем педагога, направленное «на осмысление профессионального опыта педагога, актуализацию саморазвития, профессиональный успех, личностное преобразование» [1]. Это наиболее близкое для нас определение мы считаем необходимым дополнить - и на совершенствование его профессиональной компетентности.

Одновременно мы рассматриваем профессиональную компетентность педагога по физиче-

ской культуре и по шахматному всеобучу как «системную характеристику его личности, представляющую целостность личностных, профессионально-деятельностных качеств и потенциалов, позволяющих обеспечивать эффективное разрешение возникающих профессиональных задач, а также инициировать актуализацию и преобразование личности ученика» [11]. В научно-методическом сопровождении, так же как и в осуществлении педагогической поддержки учителей по физической культуре [12] и педагогов и по шахматному всеобучу, мы опираемся на принципы технологии педагогической поддержки О. С. Газмана.

В организационном (технологическом) смысле научно-методическое сопровождение педагогов, как и «педагогическая поддержка, может быть представлена этапами деятельности педагога в целях помощи ученикам при решении проблем: диагностический, поисковый, договорной, деятельностный, рефлексивный» [13].

К. В. Адушкина и О. В. Лозгачёва в системе психолого-педагогического сопровождения выделяют схожие этапы: аналитический; диагностический, проективный, деятельностный и рефлексивный [14]. При этом психолого-педагогическое сопровождение, что важно, начинается с аналитической деятельности.

В. Г. Решетников в организационно-методическом сопровождении педагогов определяет следующую последовательность действий:

- диагностика проблемы;

- поиск методов для ее решения, их обсуждение и выбор наиболее целесообразных;

- оказание помощи на этапе реализации [5].

Обзор литературы демонстрирует наличие

источников, связанных с научно-методическим сопровождением педагогов в общетеоретическом плане. Однако, проведя анализ научно-методической и учебно-методической литературы по проблеме научно-методического сопровождения педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу, следует констатировать отсутствие таковых, в том числе в международной базе данных Chess and Science «Шахматы и наука» на платформе chess-science.com, что обусловливает актуальность нашей работы. Относительно опыта регионов Российской Федерации следует упомянуть Курганскую область, в которой система научно-методического сопровождения педагогов по

шахматному всеобучу заслуживает внимания и отражена в одной из публикаций [3].

Методология (материалы и методы)

В системе научно-методического сопровождения педагогов применяются такие способы и средства, как поддержка, помощь, опека, диалог, консалтинг, сотрудничество, со-творчество, со-управление, наставничество и фасилитация [1], так и современные технологии обучения, в том числе информационно-коммуникационные, дистанционное обучение, игра, диалог, фокус-группы, тьюторство, командообразование [5]. А также модерация и тьюторство - образовательные технологии, основанные на специально организованном взаимодействии модератора (тьютора) и педагога (педагогических коллективов), направленном на создание условий, способствующих возникновению и нормальному протеканию инновационных процессов в образовательных системах [4].

Научно-методическое сопровождение педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу реализуется нами в несколько этапов: диагностический, поисково-договорный, дея-тельностный, рефлексивный. На первом, диагностическом этапе происходит изучение исходного уровня осведомленности, профессиональных знаний, имеющихся затруднений (дефицитов) и достижений, индивидуальных особенностей и ожиданий учителей от процесса повышения квалификации.

При этом слушателями осуществляется процесс самоисследования. Среди методов используются: опрос, анкетирование (интерактивное), наблюдение, индивидуальные беседы со слушателем, а также с его коллегами и руководителями.

Так, по результатам входного анкетирования (в т. ч. интерактивного) более 600 учителей физической культуры за шесть последних учебных лет:

- повышение уровня своей профессиональной компетентности считают целью курсов 88% опрошенных;

- ожидания у педагогов от курсов состоят в овладении современными технологиями, методами обучения и воспитания у 78% респондентов;

- наиболее предпочтительными в процессе повышения квалификации считают для себя практические методы обучения 53% учителей;

- испытывают затруднения в применении современных педагогических технологий - 55%

опрошенных и около 87% - в знании нормативно-правовых и законодательных основ образования;

- 27% испытывают затруднения в разработке адаптивных образовательных программ и столько же в организации учебной деятельности с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья;

- 25% затрудняются в процессе подготовки к выступлениям на конференциях, семинарах, круглых столах;

- получают, в основном, информацию об инновационных подходах в образовании: из интернета - 75% и на курсах повышения квалификации - 82% педагогов.

Поисково-договорный этап предусматривает совместное со слушателями обсуждение имеющихся профессиональных затруднений (дефицитов) и выявление причин их возникновения. Происходит поиск и обсуждение путей решения и преодоления проблем в предстоящем процессе повышения квалификации. Вместе с тем слушателям предоставляется возможность выбрать и предложить тематику занятий (из вариативной части) и формы организации занятий, а иногда, и кандидатуры приглашенных преподавателей и специалистов. Некоторые из учителей проявляют желание поучаствовать в проведении практических занятий по обмену педагогическим опытом. Также слушателям предоставляется возможность выбора (из утвержденных) форм и методов итоговой аттестации по окончанию освоения программы повышения квалификации.

Для деятельностного этапа, организуемого нами повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Физическая культура» (автор предметного модуля -доцент кафедры методики воспитательной работы Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (далее - РИПК и ППРО), кандидат педагогических наук Л. М. Певицына), характерно использование различных форм и методов обучения. Это проведение лекционных, семинарских и практико-ориентированных занятий по изучению и обсуждению законодательных, концептуальных и программных материалов системы образования и сферы физкультурно-спортивного воспитания. А также применение активных методов

учебной работы слушателей, среди которых обсуждение и поиск путей решения актуальных профессиональных задач в рамках семинарских занятий и встреч с участием методистов ведущих российских издательств «Просвещение» и «Российский учебник». Проведение практических занятий по экспертизе и анализу содержания рабочих программ урочной и внеурочной деятельности, содержания уроков и видеоуроков, проводимых ведущими учителями области и страны. Процесс освоения разработки педагогических проектов (рабочих программ, учебных планов, конспектов (технологических карт) уроков, внеурочных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий и др.). Обязательными являются выездные прак-тико-методические занятия, проводимые в базовых общеобразовательных и спортивных школах (региональных инновационных площадках), являющихся одновременно муниципальными методическими ресурсными центрами (ММРЦ) с посещением открытых учебных занятий, мастер-классов, воспитательных, оздоровительных и соревновательных мероприятий, проводимых ведущими педагогами и методистами. Деятельностный этап научно-методического сопровождения педагогов по шахматному всеобучу сопровождается технологией коучинга. К преимуществам технологии коучинга можно отнести следующие:

- диалогический характер общения с педагогами в формате четырех вопросов планирования и реализации цели;

- определение и вербализация педагогами «степени удовлетворенности» своими компетенциями по шкале 1-10;

- моделирование совместно с педагогами плана овладения компетенциями и визуализация плана достижения цели с последующей рефлексией.

На наш взгляд, технология коучинга помогает представить исследуемые компетенции педагогов в измеряемой динамике в контексте непрерывного образования, а также служат релевантным диагностическим инструментарием.

Так, техники коучинга «Колесо баланса», «Шкалирование 1-10», «Линия времени» применяются в системе курсов повышения квалификации педагогов, организующих шахматный всеобуч, по программе «Методика обучения игре в шахматы в условиях реализации ФГОС»

(автор - доцент кафедры педагогики РИПК и ППРО, кандидат филологических наук О. Н. Иконникова). Названные техники коучин-га используются в качестве входной диагностики на первом занятии курсов; построения целей, содержания и плана овладения необходимыми компетенциями педагогами для реализации программы шахматного всеобуча в процессе курсов и в процессе самообразования; построения индивидуального образовательного маршрута слушателей для овладения необходимыми компетенциями в реализации непрерывного образования; рефлексии/саморефлексии слушателей в итоговой диагностике по окончанию курсов.

На первом занятии курсов повышения квалификации по программе «Методика обучения шахматной игре» слушатели рисуют «Колесо баланса» с секторами (рис. 1). Сектора «Колеса баланса» соответствует тем профессиональным компетенциям, которыми должен овладеть педагог: «Правила Шахмат ФИДЕ», «История шахмат», основы теории об основных стадиях шахматной партии: «Дебют», «Миттельшпиль», «Эндшпиль», и «Шахматная педагогика» [15]. Техника коучинга «Шкалирование» делит каждый сектор «Колеса баланса» на 10 частей -пунктов, отражающих степень готовности педагогов для реализации программ внеурочной деятельности по шахматному всеобучу. Роль измерителя выполняют радиусы колеса, в котором центр круга - 1, длины радиуса во внешнем круге - 10. Слушатель курсов осуществляет самодиагностику своей компетентности по показателям каждого сектора.

Таким образом, техники коучинга «Колесо баланса» и «Шкалирование 1-10» позволяют слушателям курсов репрезентировать наглядную целостную динамичную модель своих профессиональных компетенций, определить на входной диагностике на первом занятии курсов «степень удовлетворенности», т. е. исходный уровень готовности реализовывать программы внеурочной деятельности по шахматному всеобучу, спроецировать модель конечного результата достижения/приближения к 10 по шкале 1-10 «Колеса баланса» по каждому сектору, а также спроецировать план роста профессионального мастерства для продвижения к цели в соответствии заявленными требованиями как в ходе курсов повышения квалификации, так и в ходе непрерывного самообразования.

Рис. 1. Колесо баланса

Применение техник коучинга позволяет увидеть и куратору курсов, и самим слушателям те компетенции, которыми нужно овладеть педагогам шахматного всеобуча в процессе курсов повышения квалификации, а также в ходе самообразования.

Для этого совместно с педагогами разрабатывается «Поддерживающая среда», т. е. те ресурсы, которые могут помочь в достижении цели. Техника «Линия времени» также используется для проецирования временных отрезков достижения максимальных результатов, планирования собственных сроков достижения цели, визуализации плана достижения конечной цели.

Таким образом, использование техник ко-учинга «Колесо баланса», «Шкалирования 1-10», «Линии времени и Поддерживающей среды» позволяет педагогу совместно с куратором (наставником/тьютором/коучем) проектировать свой собственный индивидуальный образовательный маршрут непрерывного образования. По окончании курсов динамичное «Колесо баланса» применяется как инструмент рефлексии/саморефлексии педагогами и как метод итоговой диагностики куратором курсов для осуществления дальнейшего научно-методического сопровождения педагогов. Среди применяемых методов и техник научно-

методического сопровождения педагогов также следует выделить метод мозгового штурма, кластер, бортовой журнал, лист ожидания.

Научно-методическое сопровождение педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу продолжается и после курсов повышения квалификации посредством участия педагогов в работе творческих групп и сетевых региональных методических сообществ как интерактивных площадок самообразования педагогов. Они открывают перед педагогами такие возможности, как трансляция и обмен практическим опытом, получение консультаций, рекомендаций по вопросам реализации программ по физической культуре и шахматному всеобучу. Происходит наглядная трансляция индивидуальных достижений педагогов, публикуются полезные для практики методические материалы, рабочие программы, презентации, видеозаписи уроков и др. Осуществляется адресная методическая помощь посредством создания банка открытых бесплатных электронных ресурсов, связанных с физкультурно-спортивным направлением и шахматным всеобучем - цифровой методической копилки. Продолжается организация мероприятий (семинаров, открытых уроков, мастер-классов, педагогических мастерских) по трансляции передовых практик ведущими педагогами по физической культуре

и шахматному всеобучу области, которые являются победителями и лауреатами региональных и всероссийских профессиональных конкурсов и смотров. Так, в 2020 году был организован и проведен I Региональный заочный конкурс учебно-методических разработок урока физической культуры «Мой лучший урок», в котором принял участие 91 педагог из 29 муниципальных образований Ростовской области и один - из города Южно-Сахалинска (вне конкурса). При этом большая часть экспертной работы была выполнена членами Ассоциации учителей физической культуры Ростовской области (АУФК РО). Решение о ее создании было принято по инициативе педагогов области на I Региональной научно-практической конференции «Инновационные стратегии и практики в общем физкультурном образовании» в марте 2019 года, а в марте 2020 года получила государственный статус некоммерческой общественной организации. Председателем Ассоциации коллегиально была избрана кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики воспитательной работы РИПК и ППРО Л. М. Певицына. Кроме того, в 2020 году был проведен Конкурс на лучшую образовательную организацию, реализующую шахматный всеобуч в 2019/20 учебном году, который определил лучшие опорные школы по организации шахматного всеобуча в Ростовской области. Осуществляется научно-методическое сопровождение учителей физической культуры школ, имеющих статус областных инновационных площадок по проблемам обновления содержания физкультурно-спортивного воспитания (МБОУ «Школа № 106» г. Ростова-на-Дону и МБОУ Ленинская СОШ Весёловского района)1. Также МБОУ «Школа № 40 им. Восьмой Воздушной Армии» г. Ростова-на-Дону является экспериментальной площадкой по теме научного исследования: «Влияние шахматного всеобуча на когнитивно-личностное развитие младших школьников».

Регулярно педагогам по физической культуре и шахматному всеобучу оказывается адрес-

1 Приказ Минобразования Ростовской области от 11.12.2020 № 1028 «Об областных инновационных площадках» //Сайт ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО. URL: https://www. ripkro.ru/upload/parse/cmoo/218pri kaz.pdf (дата обращения: 10.04.2021).

ная методическая помощь в подготовке к участию в профессиональных конкурсах, консультации по прохождению аттестации на квалификационную категорию. Постоянно организуются и проводятся семинары, вебинары, мастер-классы, августовские конференции, а также межрегиональные и региональные научно-практические конференции по тематике физического воспитания и оздоровления обучающихся (2018 и 2019 гг.). Обеспечивается участие педагогов области во всероссийских и региональных конференциях, форумах и конгрессах в офлайн- и онлайн-режимах. Педагоги Ростовской области активно участвуют в конкурсах регионального и всероссийского уровней, их конкурсные работы отмечаются как эффективные педагогические практики в т. ч. связанные с реализацией этнокультурного (казачьего) компонента содержания образования по физической культуре2.

Осуществляется привлечение педагогов и оказывается помощь в подготовке статей, методических материалов, педагогических проектов для участия в мероприятиях и конференциях регионального и всероссийского уровней, а также с целью опубликования в научно-методическом журнале Ростовского ИПК и ППРО «Практические советы учителю» и «Региональная школа управления», посвященные региональному опыту реализации программ по физическому воспитанию и шахматному всеобучу.

Важная роль в научно-методическом сопровождении педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу принадлежит выстраиванию системы социального партнерства с образовательными и некоммерческими организациями, региональными Министерствами образования и спорта. Так, в научно-методическом сопровождении педагогов в реализации программ внеурочной деятельности по шахматному всеобучу активную роль играет действующая комиссия по шахматному всеобучу Федерации шахмат Ростовской области (председа-

2 Певицына Л. М. Методические рекомендации по совершенствованию содержания образования по физической культуре в общеобразовательных учреждениях Ростовской области со статусом «казачье». URL: https://disk.yandex.ru/i/7jT3fRKonXXhyQ (дата обращения: 10.04.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тель комиссии - кандидат филологических наук, Национальный инструктор ФИДЕ О. Н. Иконникова). Она организует и проводит судейские семинары, круглые столы, занятия по теории шахмат для учителей шахматного всеобуча. Региональные и муниципальные федерации шахмат Ростовской области организуют и проводят совместно с педагогами школьные шахматные турниры. Рефлексивно-аналитическая деятельность является обязательной и постоянно действующей на протяжении всего процесса научно-методического сопровождения педагогов. Она организуется и в период обучения педагогов на курсах и в период реализации других форм и методов непрерывного повышения квалификации. Мы работаем над созданием таких условий, чтобы педагоги как можно чаще задавали себе осмысленные вопросы «про себя», «про свою профессиональную деятельность» и постоянно искали на них ответы, анализируя свои действия, соотнося достигнутый результат с поставленной целью. Мы стремимся помочь педагогу увидеть те изменения, которые происходят в нем самом, в его отношениях к происходящему и в конкретных результатах развития его профессиональной компетентности.

Результаты и их описание. Система научно-методического сопровождения педагогов шахматного всеобуча в процессе курсовой подготовки слушателей, описанная выше, демонстрирует качественные и количественные результаты. Так, в рамках проведения в течение шести учебных годов итогового опроса по методу незаконченных предложений 80% из более чем 600 опрошенных педагогов по физической культуре заканчивали предложение «На курсах я научился(лась)...» следующими мнениями:

- «применять новые знания, подходы в практике учебной деятельности, в работе и общении с коллегами, родителями, детьми»;

- «методам мотивирования обучающихся, создавать проблемную учебную ситуацию»;

- «составлять технологическую карту урока, слушать и понимать учеников»;

- «разрабатывать содержание урока по алгоритму развивающей проблемно-поисковой технологии обучения»;

- «строить урок, согласно требованиям ФГОС»;

- «строить общение с учащимися»;

- «четко формулировать цель и задачи урока, создавать проблемную учебную ситуацию, мотивировать учащихся».

При этом проводимое в 2020/21 учебном году интерактивное итоговое анонимное анкетирование 76 слушателей-педагогов по физической культуре, прошедших обучение с применением дистанционных образовательных технологий, показали, что:

- у 97% оправдались ожидания от курсов;

- 46% отметили как «очень высокий уровень» практической направленности учебного материала и 53% - «высокий»;

- 70% считают отличным и 30% хорошим уровень информационного, технологического, кадрового и учебно-методического обеспечения курсов;

- 100% слушателей удовлетворены качеством учебного материала;

- 85% - считают, что повысился уровень их нормативно-правовых компетенций;

- 80% - методических;

- 60% - психолого-педагогических;

- 55% - проектировочных и 55% здоровье-формирующих компетенций;

- 100% слушателей удовлетворены содержанием и качеством учебного материала, а также технологиями и методами дистанционного обучения.

Диагностический инструментарий коучин-говых техник, применяемых в курсовой подготовке педагогов шахматного всеобуча с 2016 года по настоящее время, также демонстрирует значительный рост профессиональной компетентности педагогов шахматного всеобуча, а именно:

- при стартовом исходном уровне 1-2 по шкале 1-10 (слушатели с отсутствием предметных знания в области теории шахматной игры и методики преподавания), по итогам выходной диагностики по шкале 1-10 педагоги определяли себя на уровне 5-6;

- при исходном уровне 3-4 по шкале 1-10 (слушатели с минимальными знаниями по теории шахматной игры и методики преподавания), по итогам выходной диагностики определяли себя на уровне 8-9.

Вышеприведенная положительная динамика роста профессиональных компетенций педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу по итогам курсов повышения квалифи-

кации актуализируется их дальнейшим научно-методическим сопровождением после обучения в свете концепции непрерывного образования. Немаловажную роль здесь также имеет изданное программное и учебно-методическое сопровождение программ повышения квалификации по физической культуре и шахматному всеобучу3, что также способствует повышению качества реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и научно-методического сопровождения педагогов.

Обсуждение. Представленная модель научно-методического сопровождения педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу является научно-обоснованной и апробированной в Ростовской области, имеет теоретическую и практическую значимость. Полагаем, актуальным становится имплементация и диссеминация данной системы научно-методического сопровождения педагогов по физической культур в другие регионы Российской Федерации. Следует отметить, что в свете принятой в 2021 году Программы развития вида спорта «Шахматы» в Российской Федерации и в целях интеграции в единое целое региональных систем шахматного образования и

3 Певицына Л. М. Проектирование содержания общего образования в сфере физической культуры в условиях введения ФГОС : учебное пособие / авт.-сост. Л. М. Певицына. Ростов н/Д. : Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013. 120 с.;

Иконникова О. Н. Теоретические и практические основы шахматной игры. 3-е изд. перераб. и доп. Ростов н/Д. : Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. 112 с.;

Иконникова О. Н. Рабочая тетрадь к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Методика обучения игре в шахматы в условиях реализации ФГОС». Ростов н/Д. : Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. 48 с.;

Иконникова О. Н., Певицына Л. М. Методические рекомендации к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Методика обучения игре в шахматы в условиях реализации ФГОС». Ростов н/Д. : Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. 88 с.;

Певицына Л. М. Рабочая программа профильного модуля «Теория и методика образовательной деятельности по физической культуре» / авт. -сост. Л. М. Певицына. Ростов н/Д. : Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК И ППРО, 2017. 80 с.

шахматного всеобуча актуально создание региональных ресурсных шахматных центров на базе региональных вузов. Создание ресурсных шахматных центров будет способствовать интенсификации реализации представленной здесь модели научно-методического сопровождения педагогов шахматного всеобуча. Дальнейшее совершенствование профессиональной компетентности и мастерства педагогов физ-культурно-спортивного профиля находится в прямой зависимости от успешности и уровня интенсивности развития системы научно-методического сопровождения. При этом необходимым, на наш взгляд, является не только приложение дополнительных усилий государственных и муниципальных структур в сфере управления образования региона, но дальнейшее развитие и расширение деятельности профессионального сообщества - Ассоциации учителей физической культуры Ростовской области (АУФК РО). И в этой связи - создание более тесного государственно-общественного типа взаимодействия в сфере развития региональной системы научно-методического сопровождения данной категории педагогов. Вместе с тем остаются актуальными усилия по привлечению как можно большего количества активных, неравнодушных педагогов региона, готовых объединять вокруг себя коллег и вести за собой по пути решения проблем повышения качества физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения.

Заключение

Представленная апробированная система научно-методического сопровождения педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу может быть применена в других регионах Российской Федерации, так как:

- имеет научные основы;

- является апробированной в Ростовской области;

- демонстрирует положительную динамику роста профессиональных компетенций педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу;

- реализуется в несколько этапов: диагностический, поисково-договорный, деятельност-ный, рефлексивный;

- применяются современные методы и технологии;

- разработано и издано учебно-методическое сопровождение программ повышения ква-

лификации по физической культуре и шахматному всеобучу, методические рекомендации по внедрению проекта «Шахматный всеобуч» в систему начального общего образования Ростовской области»;

- имеет комплексный характер, предполагающий создание системы социального партнерства, профессионального объединения педагогов и межведомственной интеграции.

Библиографический список:

1. Галицких, Е. О. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы / Е. О. Галицких, О. В. Дав-лятшина. - Текст : электронный // Педагогический ИМИДЖ. - 2016. - № 3 (32). - С. 16-27. -URL: https://j ournal.iro3 8.ru/files/galitskih32.pdf (дата обращения: 09.04.2021).

2. Романенко, А. В. Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности образовательного учреждения в условиях модернизации образования / А. В. Романенко. - Текст : непосредственный // Методист : научно-методический журнал. - 2014. - № 2. - С. 14-19.

3. Шатных, А. В. Система научно-методического сопровождения шахматного образования в Курганской области в завершающем году второй пятилетки преподавания шахмат в начальной школе / А. В. Шатных. - Текст : непосредственный // Интеллектуал Зауралья (шахматное образование) - 2019 : сборник материалов для участников IX областного фестиваля по шахматам «Папа + Мама + Школа + Я = Шахматная семья». 10 декабря 2019 г. / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». - Курган. -2019. - С. 23-28.

4. Сачкова, Л. А. Технология информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования / Л. А. Сачкова. - Текст : электронный // Известия ВГПУ. - 2011. -№ 4 (58). - С. 67-71. - URL: http://izvestia.vspu. ru/files/publics/58/67-71.pdf (дата обращения: 09.04.2021).

5. Решетников, В. Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования / В. Г. Решетников. -

Текст : электронный // Омский научный вестник. Психологические и педагогические науки. - 2013. - № 5 (122). - С.174-177. - URL. file:///C:/Users/cls7/Desktop/VK/organizatsionno-metodicheskoe-soprovozhdenie-i-metodicheskaya-podderzhka-deyatelnosti-pedagogov-v-usloviyah-modernizatsii-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 28.12.2020).

6. Пономарева, Е. В. Сопровождение образовательного процесса как педагогическая проблема / Е. В. Пономарева. - Текст : непосредственный // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). - 2019. - № 4 (61). - С. 42-44.

7. Бережных, Е. А. Педагогическое сопровождение как особая форма взаимодействия в реальной практике обучения в вузе / Е. А. Бережных, С. Г. Григорьева, И. И. Поташова. -Текст : электронный // Педагогика и психология образования. - 2018. - № 4. - С.83-89. -URL: http://pp-obr.ru/wp-content/uploads/2019/ 01/2018-4-83.pdf (дата обращения: 10.04.2021).

8. Левина, Л. М. Проектирование педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов / Л. М. Левина. - Текст : электронный // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2015. - № 1 (37). -С. 228-234. - URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik_soc/ 18115942_2015__1(37)_unico de/0228-0234.pdf (дата обращения: 08.04.2021).

9. Ускова, С. А. Сопровождение как базовая категория современной педагогики: теоретическое обоснование / С. А. Ускова. - Текст : электронный // Человек и образование. - 2013. -№ 2. - С. 84-88. - URL: http://obrazovanie21. narod.ru/Files/2013-2_084-088.pdf (дата обращения: 10.04.2021).

10. Пономарева, Л. И. Соотношение парадигм сопровождения и поддержки в педагогической теории и практике / Л. И. Пономарева. -Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 10. -С. 171-174.

11. Певицына, Л. М. Развитие методической компетенции учителя физической культуры в процессе повышения квалификации / Л. М. Певицына. - Текст : непосредственный // Современные технологии в физическом воспитании и спорте : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (23-24 ноября 2018 г.) / под ред. А. Ю. Фролова.- Тула : ТППО, 2018. - 478 с.

12. Певицына, Л. М. Педагогическая поддержка учителей физической культуры в процессе непрерывного повышения квалификации / Л. М. Певицына. - Текст : непосредственный // Миссия университетского педагогического образования в XXI веке : материалы Международной научно-практической конференции и I Научно-педагогических чтений памяти академика РАО Е. В. Бондаревской «Гуманитарная методология и практика современного образования» (Ростов-на-Дону, 26-28 мая 2019 г.); Южный федеральный университет. -Ростов-на-Дону ; Таганрог : Изд-во Южного федерального университета, 2019. - 558 с.

13. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульне-вич. - Ростов-на-Дону : Учитель, 1999. -560 с. - Текст : непосредственный.

14. Адушкина, К. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования / К. В. Адушкина, О. В. Лозгачёва ; Урал. гос. пед. ун-т. - Электрон. дан. - Екатеринбург, 2017. - 163 с. - URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/ uspu/7498/1/uch00209.pdf (дата обращения: 11.04.2021). - Текст : электронный.

15. Иконникова, О. Н. Использование техник коучинга в системе курсов повышения квалификации педагогов, реализующих программу «Шахматный всеобуч» / О. Н. Иконникова. -Текст : непосредственный // Региональная школа управления : научно-методический журнал. - 2018. - № 3. - С. 18-25.

References:

1. Galitskikh, E. O., Davlyatshina, O. V. Scientific and methodological support of teachers in modern conditions of school development [Nauch-no-metodicheskoe soprovozhdenie pedagogov v sovremennyh uslovijah razvitija shkoly], Pedagogical IMAGE, 2016, No. 3 (32), pp. 16-27. Available at: https://journal.iro38.ru/files/galitskih32.pdf (accessed date: 04/09/2021).

2. Romanenko A. V. Scientific and methodological support of educational activities of an educational institution in context of modernizing education [Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'noj dejatel'nosti obrazovatel'nogo uchrezhdenija v uslovijah modernizacii obrazovan-ija], Methodist. Scientific and methodological journal, 2014, No. 2, pp. 14-19.

3. Shatnykh, A. V. The system of scientific and methodological support of chess education in the Kurgan region in the final year of the second five-year plan for teaching chess in primary school [Sistema nauchno-metodicheskogo soprovozhdeni-ja shah-matnogo obrazovanija v Kurganskoj oblas-ti v zavershajushhem godu vtoroj pjatiletki prepo-davanija shahmat v nachal'noj shkole], Intellectual Zaural'ya (chess education) - 2019: a collection of materials for participants of the IX regional chess festival "Papa + Mama + School + I = Chess family". 12/10/2019. State Autonomous Educational Institution of Additional Professional Education "Institute for the Development of Education and Social Technologies", Kurgan, 2019, pp. 23-28.

4. Sachkova, L. A. Technology of information and methodological support for innovative activities of teachers in the municipal education system [Tehnologija informacionno-metodicheskogo so-provozhdenija innovacionnoj dejatel'nosti pedagogov v municipal'noj sisteme obrazovanija], Bulletin of VSPU, 2011, No. 4 (58), pp. 67-71. Available at: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/58/67-71.pdf (accessed date: 04/09/2021).

5. Reshetnikov, V. G. Organizational and methodological support and methodological support of teachers' activities in context of education modernization [Organizacionno-metodicheskoe soprovozhdenie i metodicheskaja podderzhka dejatel'nosti pedagogov v uslovijah modernizacii obrazovanija], Omsk Scientific Bulletin. Psychological and pedagogical sciences, 2013, No. 5 (122), pp. 174-177. Available at: file:///C:/Users/cls7/Desk top/VK/organizatsionno-metodicheskoe-soprovozh denie-i-metodicheskaya-podderzhka-deyatelnosti-pedagogov-v-usloviyah-modernizatsii-obrazovani ya.pdf (accessed date: 12/28/2020).

6. Ponomareva, E. V. Accompaniment of the educational process as a pedagogical problem [Soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa kak pedagogicheskaja problema], Eurasian Union of Scientists (ESU), 2019, No. 4 (61), pp. 42-44.

7. Berezhnykh, E. A., Grigorieva, S. G., Pot-ashova, I. I. Pedagogical cooperation as a special form of interaction in the real practice of teaching in higher education [Pedagogicheskoe soprovo-zhdenie kak osobaja forma vzaimodejstvija v real'noj praktike obuchenija v vuze], Pedagogy and Psychology of education, 2018, No. 4, pp. 83-89. Available at: http://pp-obr.ru/wp-content/uploads/ 2019/01/2018-4-83.pdf (accessed date: 04/10/2021).

8. Levina, L. M. Projecting pedagogical support of students independent work [Proektirovanie peda-gogicheskogo soprovozhdenija samostojatel'noj raboty studentov], Bulletin of N. I. Lobachevsky Nizhny Novgorod State University. Series: Social Sciences, 2015, No. 1 (37), pp. 228-234. Available at: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik_soc/ 18115942_2015_-_1(3 7)_unicode/0228-0234. pdf (accessed date: 04/08/2021).

9. Uskova, S. A. Accompaniment as a basic category of modern pedagogy: theoretical justification [Soprovozhdenie kak bazovaja kategorija sovremennoj pedagogiki: teoreticheskoe obosno-vanie], 2013, No. 2, pp. 84-88. Available at: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2013-2_084-088.pdf (accessed date: 04/10/2021).

10. Ponomareva, L. I. Correlation of paradigms of maintenance and support in pedagogical theory and practice [Sootnoshenie paradigm soprovozhdenija i podderzhki v pedagogicheskoj te-orii i praktike], Pedagogical education in Russia, 2014, No. 10, pp. 171-174.

11. Pevitzyna, L. M. Educational technologies for the development of the physical education teachers 'design competencies [Obrazovatel'nye tehnologii razvitija u uchitelej fizicheskoj kul'tury proektirovochnyh kompetencii], Scientific support of improving teachers' qualification of the personnel, 2016, No. 2 (27), pp. 68-74.

12. Pevitsyna, L. M. Pedagogical support of physical culture teachers in the process of continuous professional development [Pedagogicheskaja podderzhka uchitelej fizicheskoj kul'tury v processe nepreryvnogo povyshenija kvalifikacii], Mis-

sion of university pedagogical education in the XXI century: materials of the International Scientific and Practical Conference and the First Scientific and Pedagogical readings in memory of Academician of the Russian Academy of Sciences E. V. Bondarevskaya "Humanitarian methodology and practice of modern education" (Rostov-on-Don, May 26-28, 2019); Southern Federal University. Rostov-on-Don; Taganrog: Southern Federal University Press, 2019. 558 p.

13. Bondarevskaya, E. V., Kulnevich, S. V. Pedagogy: personality in humanistic theories and systems of education [Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teorijah i sistemah vospitanija], Textbook manual for students of secondary and higher educational institutions, students of the RIITQ and DATC, 1999. 560 p.

14. Adushkina, K. V., Lozgacheva, O. V. Psychological and pedagogical support of subjects of education [Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie subjektov obrazovanija], Ural State Pedagogical University. Electronic resource, Ekaterinburg, 2017, 163 p. Available at: http:// elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7498/1/uch00209.pdf (accessed date: 04/11/2021).

15. Ikonnikova, O. N. The use of coaching techniques in the system of advanced training courses for teachers implementing the program "Chess General education" [Ispol'zovanie tehnik kouchinga v sisteme kursov povyshenija kvalifikacii pedagogov, realizujushhih programmu "Shahmatnyj vseobuch"], Scientific and Methodological Journal 'Regional School of Management', 2018, No. 3, pp. 18-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.