Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕНТРЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / УЧИЛИЩА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА / ДЕТСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN A FIELD OF SPORTS / INTEGRATED EDUCATIONAL PROGRAMS / SCIENTIFIC / METHODOLOGICAL AND BIOMEDICAL SUPPORT OF SPORTS TRAINING / EDUCATIONAL PROGRAMS OF BASIC GENERAL AND SECONDARY GENERAL EDUCATION / SPORTS TRAINING CENTERS / SCHOOLS OF OLYMPIC RESERVE / CHILDREN'S SPORTS SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Синючкова Елена Владимировна, Курашвили Владимир Алексеевич, Подливаев Борис Анатольевич, Арансон Максим Всеволодович

В настоящее время в образовательных учреждениях спортивной направленности всех уровней внедряются интегрированные образовательные программы. Анализ научной литературы по проблемам интеграции в образовании показал, что в образовательных программах основного общего и среднего общего образования в учреждениях спортивной подготовки практически отсутствуют базовые представления о научно-методических и медикобиологических аспектах спортивной подготовки. Разработана анкета и проведен экспертный опрос, в котором участвовали руководители, тренеры и преподаватели учреждений спортивной подготовки. Анализу подвергнуты 655 анкет из 67региональных центров спортивной подготовки (ЦСП) - 36,8% от числа всех центров; из 29 училищ олимпийского резерва (УОР) - 51,7% и 535 из 980 СДЮСШОР - 51,5%. Результаты проведенного экспертного опроса позволили обобщить существующую практику в субъектах РФ по вопросам реализации порядка организации медико-биологического обеспечения (далее - МБО) спортивной подготовки, а также разработать методические рекомендации по включению программ МБО в интегрированные программы основного общего и среднего общего образования в области физической культуры и спорта. Это в свою очередь позволит разработать интегрированные образовательные программы с включением в них основ научно-методической и медико-биологической тематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Синючкова Елена Владимировна, Курашвили Владимир Алексеевич, Подливаев Борис Анатольевич, Арансон Максим Всеволодович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF INFORMATION NEEDS OF SPECIALISTS IN THE FORMATION OF INTEGRATED EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

At present, in sporting educational institutions at all levels, integrated educational programs are being introduced. An analysis of the scientific literature on the problems of integration in education showed that in the educational programs of basic general and secondary general education in sports training institutions contained no information about the scientific, methodological and biomedical aspects of sports training. A questionnaire was developed and an expert survey was conducted, in which the heads, coaches and teachers of sports training institutions participated. 655 questionnaires from 67 regional centers for sports training (CST) were analyzed - 36.8% of the total number of centers; 51.7% out of 29 schools of the Olympic reserve (SOR) and 535 out of 980 SDUSSHOR - 51.5%. The results of the expert survey made it possible to generalize the existing practice in the subjects of the Russian Federation on the implementation of the procedure for organizing medical and biological support (hereinafter - MBS) for sports training, as well as to develop methodological recommendations for including MBS programs in integrated programs of basic general and secondary general education in the field of physical education and sports. This, in turn, will allow the development of integrated educational programs with the inclusion of the foundations of scientific, methodological and biomedical topics.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Е.В. СИНЮЧКОВА, В.А. КУРАШВИЛИ, Б.А. ПОДЛИВАЕВ, ФЦПСР, г. Москва; М.В. АРАНСОН, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

В настоящее время в образовательных учреждениях спортивной направленности всех уровней внедряются интегрированные образовательные программы. Анализ научной литературы по проблемам интеграции в образовании показал, что в образовательных программах основного общего и среднего общего образования в учреждениях спортивной подготовки практически отсутствуют базовые представления о научно-методических и медико-биологических аспектах спортивной подготовки. Разработана анкета и проведен экспертный опрос, в котором участвовали руководители, тренеры и преподаватели учреждений спортивной подготовки. Анализу подвергнуты 655 анкет из 67региональных центров спортивной подготовки (ЦСП) - 36,8% от числа всех центров; из 29 училищ олимпийского резерва (УОР) - 51,7% и 535 из 980 СДЮСШОР - 51,5%. Результаты проведенного экспертного опроса позволили обобщить существующую практику в субъектах РФ по вопросам реализации порядка организации медико-биологического обеспечения (далее - МБО) спортивной подготовки, а также разработать методические рекомендации по включению программ МБО в интегрированные программы основного общего и среднего общего образования в области физической культуры и спорта. Это в свою очередь позволит разработать интегрированные образовательные программы с включением в них основ научно-методической и медико-биологической тематики.

Ключевые слова: образовательные учреждения спортивной направленности, интегрированные образовательные программы, научно-методическое и медико-биологическое обеспечение спортивной подготовки, образовательные программы основного общего и среднего общего образования, центры спортивной подготовки, училища

олимпийского резерва, детские спортивные школы.

RESEARCH OF INFORMATION NEEDS OF SPECIALISTS IN THE FORMATION OF INTEGRATED EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

E.V. SINYUCHKOVA, V.A. KURASHVILI, B.A. PODLIVAEV, FCTSR, Moscow; ARANSON M.V., FSBIFSC VNIIFK

Abstract

At present, in sporting educational institutions at all levels, integrated educational programs are being introduced. An analysis of the scientific literature on the problems of integration in education showed that in the educational programs of basic general and secondary general education in sports training institutions contained no information about the scientific, methodological and biomedical aspects of sports training. A questionnaire was developed and an expert survey was conducted, in which the heads, coaches and teachers of sports training institutions participated. 655 questionnaires from 67 regional centers for sports training (CST) were analyzed - 36.8% of the total number of centers; 51.7% out of 29 schools of the Olympic reserve (SOR) and 535 out of 980 SDUSSHOR - 51.5%. The results of the expert survey made it possible to generalize the existing practice in the subjects of the Russian Federation on the implementation of the procedure for organizing medical and biological support

(hereinafter - MBS) for sports training, as well as to develop methodological recommendations for including MBS programs

<&

®HU BHklMOK

Информационное обеспечение физической культуры и спорта

in integrated programs of basic general and secondary general education in the field of physical education and sports. This, in turn, will allow the development of integrated educational programs with the inclusion of the foundations of scientific,

methodological and biomedical topics.

Keywords: educational institutions in a field of sports, integrated educational programs, scientific, methodological and biomedical support of sports training, educational programs of basic general and secondary general education, sports training centers, schools of Olympic reserve, children's sports schools.

Введение

В настоящее время организации спортивной направленности получили возможность разрабатывать и внедрять интегрированные образовательные программы, обеспечивающие оптимальное сочетание запросов обучающихся и требований к профессиональной деятельности [1, 2].

В данном случае под интеграцией программ понимается продумано выстроенный процесс обучения и воспитания, который наряду с образовательными программами основного общего и среднего общего образования и дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта (ФКиС) давал бы слушателям базовые представления о научно-методических и медико-биологических аспектах спортивной подготовки [3, 4].

Имеются в виду разработки в сфере фармакологии и спортивного питания, знание о структуре и физиологических механизмах функциональной готовности спортсмена, функциональной диагностики и оперативности управления процессом адаптации, качества спортивного отбора, ориентации и специализации спортсменов, спортивного инвентаря и оборудования, моделирование и проектирование как продуктивные формы применения спортивно-педагогических инноваций, позволяющих разрабатывать и создавать системы подготовки от микро- до мегауровней на основе интегративного комплекса новейших научных данных и современных информационных систем [5].

В основу проведения исследования была положена гипотеза о том, что наиболее адекватным способом получения информации о потребностях спортивных специалистов, работающих в системе подготовки спортивного резерва, является экспертный опрос. Под экспертным опросом понимается компетентное участие специалистов (экспертов) в анализе и решении рассматриваемой проблемы [6, 7].

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

• теоретические: анализ социологической, психологической, педагогической и методической литературы, историко-логический анализ этапов развития интегра-тивного подхода к решению педагогических проблем; анализ нормативно-правового обеспечения учебного процесса в организациях спортивной направленности основного общего и среднего общего образования, ФГОС ООО и ФГОС СОО, федеральных стандартов спортивной подготовки, федеральных государственных стандартов, учебно-программного обеспечения;

• эмпирические: экспертный опрос, собеседование, изучение и обобщение педагогического опыта работни-

ков сфер образования и физической культуры и спорта; анализ образовательных программ, используемых участниками образовательного и тренировочного процесса.

В рамках научного исследования во взаимодействии со специалистами в области образования, ФКиС, медицины, социологии и в соответствии с Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 г. и плана мероприятий по ее реализации, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.05.2018 № 288н «Об утверждении Порядка организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации» была разработана анкета для проведения экспертного опроса специалистов учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере образования, ФКиС, медицины, социологии [8, 9, 10].

Результаты исследования

Результаты проведенного экспертного опроса позволили обобщить существующую практику в субъектах РФ, в т.ч. по вопросам реализации порядка организации медико-биологического обеспечения спортивной подготовки, а также разработать методические рекомендации по созданию программ МБО [11, 12].

Всего было получено и обработано 655 анкет из 67 региональных центров спортивной подготовки (ЦСП) -36,8% от числа всех центров; из 29 училищ олимпийского резерва (УОР) - 51,7% и 535 из 980 СДЮСШОР - 51,5% (рис. 1).

IS

х

о ш

I-

о ф

т 3

о

1200 1000

ЦСТ

УОР

СДЮСШОР

Рис. 1. Распределение заполненных и присланных анкет от учреждений спортивной подготовки

Анкета содержала 19 вопросов, касающихся проведения медико-биологического обеспечения подготовки спортивного резерва (учреждения и специалисты, участвующие в МБО; возрастной состав групп, проходящих спортивную подготовку; объемы и кратность проводимых исследований; используемые аппаратура и методы; предложения и замечания и т.п.). От учреждений спортивной подготовки из всех субъектов РФ было получено 297 комментариев и предложений.

В своих ответах респонденты считают целесообразным разработать интегрированные образовательные программы для каждого вида спорта с учетом его специфики. Так, например, ГАУ РМ «СШОР по зимним видам спорта» (Республика Марий Эл) просит рассмотреть возможность проведения семинаров по организации МБО на базе общероссийских федераций (по видам спорта) с руководителями (специалистами) комплексных научных групп для регионов, развивающих базовые виды спорта. Также эта организация предлагает предусмотреть адресную поддержку из федерального бюджета регионов, развивающих базовые виды спорта, для организации МБО.

Например, в сложно-координационных видах спорта возникает противоречие, связанное с несовпадением официального и фактического возраста начала занятий спортом. Как известно, наиболее ранний прием в спортивную школу формально может происходить только с 7 лет. Статистика подтверждает преобладание этой возрастной группы - 95%. Но, например, в фигурном катании, этот возраст не совпадает с фактическим началом занятий юных спортсменов, т.к. на внебюджетной основе дети начинают заниматься с 3 лет - иначе будет поздно. Та же ситуация в художественной гимнастике. Самая юная группа - до 5 лет - составляет всего 2%. Очевидно, что без понимания сложных процессов, происходящих в детском организме, невозможно выстроить эффективную интегрированную образовательную программу.

Кроме того, КГАУ СШОР по ЗВС (Камчатский край, ДФО) указывает, что необходимо внедрять новые технологии спортивной подготовки, использовать достижения науки в области спортивной медицины и психологии, психофизиологии, соревнований и элементов спорта в учебно-тренировочном процессе. Необходим также мониторинг психофизиологических показателей на основе электрокардиографии, пульсометрии, гемодинамики, антропометрии, электроэнцефалографии и биохимических показателей в зависимости от этапа тренировки, что позволит своевременно выявить нарушения адаптации к физическим нагрузкам.

Также КГБУ «ЦСП по адаптивным видам спорта КК» из того же региона подчеркивает, что комплексные обследования различных сторон подготовленности и соревновательной деятельности позволяют оценивать оптимальность распределения основных параметров тренировочной нагрузки на каждом этапе спортивной подготовки и проводить анализ эффективности программ подготовки спортсменов.

Специалисты МБУ «СШ "Теннис"» (Удмуртия, ПФО) считает, что, начиная с тренировочного этапа, спортивная подготовка учащихся должна проходить в сопровождении психолога. Спортсменам необходимы регулярные консультации психолога при подготовке к крупным турнирам. Кроме того, необходимо 2 раза в год проводить биохимический контроль состояния резервных возможностей спортсменов.

Ряд респондентов отметили, что достижения спортсменов, планирующих свои наилучшие спортивные результаты в оптимальном возрастном периоде, как правило, являются высокими и стабильными. Многочисленные примеры свидетельствуют о непродолжительной спортивной карьере детей, подростков, юношей и девушек,

совершивших быстрый «взлет» к относительно высоким спортивным результатам в раннем возрасте на основе преждевременной углубленной специализации.

Известно, что на успешность выступления спортсмена влияет целый ряд физиологических факторов: антропометрические данные, биологический возраст, показатели функционального теста на работоспособность и т.д. Однако функционально-структурные образования, системно отражающие тип состояния спортсменов, демонстрируют разную информативность одних и тех же показателей. Так, спортивный результат лишь в редких случаях малых по численности групп однородной типологии выступает их формирующей характеристикой.

Самыми востребованными специалистами в учреждениях спортивной подготовки являются врач спортивной медицины (61%) и врач лечебной физкультуры (21%). Далее идут педагог (10%), спортивный физиолог (6%), врач-диетолог (2%). Отмечается потребность и в других специалистах - среди ответов респондентов были массажист, специалист по информационным технологиям, травматолог, кинезиолог, медсестра, специалист по методическому обеспечению спортивной подготовки, специалист по научно-методическому сопровождению, тренер, оператор видеосъемки, аналитик, биохимик, педиатр, реабилитолог.

Необходимо особенно отметить, что целый ряд учреждений считает целесообразным: сформировать на федеральном уровне банк данных технологий, методик, рекомендаций по научно-методическому обеспечению спортивной подготовки с учетом вида спорта и этапа ее подготовки; развивать систему обмена информацией, проведения семинаров, конференций, круглых столов по основным вопросам образования и спортивной подготовки, используя принцип обратной связи.

Интегрированные образовательные программы в области ФКиС должны включать информацию о том, с помощью каких способов и средств можно осуществлять комплексный контроль здоровья организма юного спортсмена на различных уровнях его подготовки. Получаемые при динамических медицинских осмотрах данные отражают индивидуальные особенности реагирования организма юниора на физическую нагрузку в различные периоды тренировочного процесса, что позволяет формировать и корректировать тренировочной процесс, оказывать современную фармакологическую коррекцию процессов утомления и восстановления организма.

Для повышения эффективности восстановительных мероприятий многие респонденты рекомендуют комплексное применение различных восстановительных средств. В системе восстановления спортсменов в ряде анкет выделяют педагогические, гигиенические, медико-биологические и психологические средства.

Знания индивидуальных психофизиологических особенностей каждого спортсмена, полученные в результате динамического медицинского наблюдения за ним в процессе его подготовки, при своевременной фармакологической поддержке позволяют достигнуть существенного улучшения спортивных результатов юниора.

Система психологического контроля должна включать совокупность параметров, средств, методов, алгоритмов и мероприятий по оценке индивидуально-типоло-

гических особенностей личности спортсмена, его общих и специальных психомоторных способностей, психических состояний в экстремальных (стрессовых) условиях соревнований, социально-психологических характеристик спортивных коллективов.

Для правильного построения и коррекции тренировочного процесса необходимо иметь достаточно полную информацию о динамике происходящих в процессе тренировки изменений функционального состояния и физической подготовленности спортсменов. Физическая активность оказывает влияние на все системы организма, но несоответствие нагрузок возможностям организма спортсмена может привести к срыву процессов адаптации, развитию донозологических состояний и патологических процессов.

Эффективный контроль функционального состояния организма спортсменов на тренировках и соревнованиях может обеспечиваться с помощью мониторинга и компьютерных технологий анализа состояния организма спортсмена с возможностью дистанционного контроля физиологических параметров.

Некоторые участники опроса отметили важность доработки федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта и включение отдельного раздела по организации НМО и МБО.

Анализ анкет показал, что необходима модернизация всей системы образования в сфере ФКиС. Необходимо совершенствовать новые технологии спортивной подготовки, использовать достижения науки в области спортивной медицины и психологии, психофизиологии, соревнований и элементов спорта в учебно-тренировочном процессе. В этой связи в спортивный процесс должны активно и оперативно внедряться результаты научных работ по совершенствованию тренировочных процессов, а также необходимо ставить вопрос об эффективном управлении научно-методическим потенциалом и имеющимися научными достижениями с учетом региона, географии, менталитета участников спортивной деятельности [11].

Показано, что оптимизация подготовки спортсмена в спорте высших достижений требует интеграции знаний из различных предметных областей. Вместе с тем

модернизация спортивных технологий с неизбежностью приводит к необходимости существенного расширения используемых методов. Подчеркивается, что обработка значительных массивов получаемых данных становится недоступной в рамках традиционных эмпирических исследовательских технологий. Выход может быть найден в создании виртуальных информационных моделей деятельности спортсмена, а со временем - в создании моделей искусственного интеллекта [12].

Рассмотрение традиционных и новых способов коммуникации в спортивной информатике и документалистике подтверждает, что в основу дальнейшего развития спортивной информатики будут положены т.н. «пост-краудсорсинговые» технологии, использующие технологии экспертных и семантических сетей. Уже разрабатываются модели компетенций, которые смогут описывать интеллектуальный уровень научных и экспертных сообществ с помощью современных коммуникационных технологий и стандартов (онлайн-форумы, онлайн-конфе-ренции, онлайн-семинары/вебинары) путем привлечения к процессу обучения ведущих мировых экспертов с использованием и адаптацией опыта крупнейших спортивных событий [13]. Аналогичные программы также внедрялись в области спортивного питания [14], причем их результативность доказывается повышением уровня знаний специалистов.

Стало более очевидным, что только при использовании интегрированных образовательных программ возможно реализовать принцип системного подхода к оценке деятельности (в том числе и спортивной), глубже понять все многообразие взаимосвязанных и взаимообусловленных морфологических и психологических процессов, происходящих при адаптационных перестройках организма к сложным и часто экстремальным условиям спортивной деятельности.

Результаты проведенного нами анкетирования предполагается использовать в работе Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр подготовки спортивного резерва» и Министерства спорта Российской Федерации при формировании методических рекомендаций и информационно-аналитических материалов для системы подготовки спортивного резерва.

Литература

1. Латыпов, И.К. Профильные спортивные классы как условие реализации интегрированных образовательных программ в области физической культуры и спорта / Сборник: Научно-педагогические школы в сфере физической культуры и спорта // Материалы Международного научно-практического конгресса, посвященного 100-летию ГЦОЛИФК. - 2018. - С. 213-216.

2. Карнаухов, Г.З., Григорьева, И.И., Черноног, Д.Н. Разработка образовательных интегрированных программ в области физической культуры и спорта для учащихся школ-интернатов спортивного профиля и специализированных спортивных классов / Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 1 (25). - С. 108-113.

3. Титова, НА., Лапин, А.Ю., Синючкова, Е.В., Курашви-ли, В.А. Физиологические особенности подготовки юных велосипедистов / Сборник: Роль экспериментальной и ин-

новационной деятельности в развитии системы подготовки спортивного резерва // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - С. 342-346.

4. Подливаев, Б.А., Лапин, А.Ю., Лидов, П.И., Тарасе-вич, Г.А., Шилина, И.А. Организация комплексного контроля в системе подготовки спортивного резерва / Сборник: Совершенствование системы подготовки кадров по единоборствам // Материалы кафедральной научно-практической конференции. - 2017. - С. 9-23.

5. Курашвили, В.А., Подливаев, Б.А., Синючкова, Е.В., Тарасевич, Г.А. Проблемы формирования КНГ в системе научно-методического и медико-биологического обеспечения подготовки спортивного резерва в субъектах Российской Федерации / Всероссийская научно-практическая конференция «Роль экспериментальной и инновационной деятельности в развитии системы подготовки спортивного резерва». - Омск, 2019. - С. 98.

С*)

6. Бакланова, М.С. Экспертный опрос и его характеристика. Понятийный аппарат научного исследования: сборник научных статей / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. В.А. Дегтерев, Д.А. Лапушкина. - Электрон. дан. - Екатеринбург: [б. и.], 2018. - Вып. 3. - http://elar.uspu.ru/ Ы18&еаш/шри/11692/1/8к034.ра1

7. Смехнова, Г.П. «Основы прикладной социологии». -М.: Вузовский учебник. - 2008. - 240 стр.

8. Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года и плана мероприятий по ее реализации. - Нйр:/^айс^оуегптеп^ш/те^а/ е^^МШ7^АУ1Ехх0Ь7ту0Хх^ш68Р154.ра1

9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.05.2018 № 288н «Об утверждении Порядка организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации». - Https://www.garant.ru/products/ipo/priшe/ аос/71885318/

10. Курашвили, В.А., Кофман, Л.Б., Радчич, И.Ю., Шус-тин, Б.Н. Смена парадигмы в спортивной науке // Итоговый сборник Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Комплексное

сопровождение подготовки высококвалифицированных спортсменов». - Москва, 30 мая 2013 г. / Министерство спорта Российской Федерации; ФНЦ физической культуры и спорта. - М.: ООО «Скайпринт», 2013. - С. 57-67.

11. Курашвили, В.А., Подливаев, Б.А., Синючкова, Е.В., Тарасевич, ГА. Проблемы формирования КНГ в системе научно-методического и медико-биологического обеспечения подготовки спортивного резерва в субъектах Российской Федерации / Сборник «Роль экспериментальной и инновационной деятельности в развитии системы подготовки спортивного резерва» // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - С. 200-205.

12. Арансон, М.В., Кофман, Л.Б., Курашвили, В.А. Информатика в современной спортивной науке // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 2. - С. 3-7.

13. Радчич, И.Ю., Кофман, Л.Б., Курашвили, В.А. Цели и задачи информационно-аналитической деятельности в сфере спортивной науки // Вестник спортивной науки. -2013. -№ 5. -С. 31-35.

14. Португалов, С.Н., Арансон, М.В. Образовательные программы по спортивному питанию // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 4. - С. 90-92.

References

1. Latypov, I.K. (2018), Specialized sports classes as a condition for the implementation of integrated educational programs in the field of physical education and sports, In: Scientific and pedagogical schools in the field of physical culture and sports. Materials of the International Scientific and Practical Congress dedicated to the 100th anniversary of SCOLIFC, pp. 213-216.

2. Karnaukhov, G.Z., Grigoryeva, I.I. and Chernonog, D.N. (2015), Development of educational integrated programs in the field of physical education and sports for students of boarding schools for sports and specialized sports classes. Vestnik Samarskogo Gosudarstvennogo Technicheskogo Uni-versiteta. Seriya: Psychologicheskie i Pedagogicheskie nauki, no 1 (25), pp. 108-113.

3. Titova, N.A., Lapin, A.Yu., Sinyuchkova, E.V. and Kurashvili, V.A. (2019), Physiological characteristics of the training of young cyclists, In the collection: The role of experimental and innovative activity in the development of the sports reserve training system Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, pp. 342-346.

4. Podlivaev, B.A., Lapin, A.Yu., Lidov, P.I., Tarase-vich, G.A. and Shilina, I.A. (2017), Organization of integrated control in the training system of a sports reserve, In the collection: Improving the training system for martial arts materials of the Department of the scientific-practical conference, pp. 9-23.

5. Kurashvili, V.A., Podlivaev, B.A., Sinyuchkova, E.V. and Tarasevich, G.A. (2019), Problems of the formation of AMG in the system of scientific, methodological and biomedical support for the preparation of a sports reserve in the constituent entities of the Russian Federation, In: All-Russian Scientific and Practical Conference "The Role of Experimental and Innovative Activities in the Development of a Sports Reserve Training System", Omsk, p. 98.

6. Baklanova, M.S. (2018), Expert survey and its characteristics. The conceptual apparatus of scientific research: a collection of scientific articles, Ural. State Ped Un-t; Ed. V.A. Degterev, D.A. Lapushkina. [Online] Yekaterinburg, Issue. 3, URL: Http: //elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11692/ 1/sk034.pdf

7. Smekhnova, G.P. (2008), Fundamentals of Applied Sociology, Moscow: High school textbook, 240 p.

8. Government of Russian Federation (2015), The concept of training a sports reserve in the Russian Federation until 2025 and an action plan for its implementation, [Online] URL: http://static.government.ru/media/files/QNlNOzIXgAY-fExx0bzmyGXxlQm6SFf54.pdf

9. Ministry of Health of the Russian Federation (2018), Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated May 30, 2018 No. 288n "On approval of the Procedure for organizing medical and biological support for athletes of sports teams of the Russian Federation", [Online] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71885318/

10. Kurashvili, V.A., Kofman, L.B, Radchich, I.Yu. and Shustin, B.N. (2013), A paradigm shift in sports science, In: The final collection of the All-Russian scientific-practical conference with international participation "Comprehensive support for the training of elite athletes", Moscow, May 30, 2013. Ministry of Sports of the Russian Federation; Federal Scientific Center for Physical Culture and Sports, Moscow: Skyprint LLC, pp. 57-67.

11. Kurashvili, V.A., Podlivaev, B.A., Sinyuchkova, E.V. and Tarasevich, G.A. (2019), Problems of the formation of AMG in the system of scientific, methodological and biomedical support for the preparation of a sports reserve in the constituent entities of the Russian Federation, In: The role of experimental and innovative activity in the development of a sports reserve training system. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. pp. 200205.

12. Aranson, M.V., Kofman, L.B. and Kurashvili, V.A. (2013), Informatics in modern sports science, Vestnik sport-ivnoy nauki, no. 2, pp. 3-7.

13. Radchich, I.Yu., Kofman, L.B., Kurashvil, V.A. (2013), The goals and objectives of information and analytical activities in the field of sports science, Vestnik sportivnoy nauki, no. 5, pp. 31-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Portugalov, S.N. and Aranson, M.V. (2008), Educational programs in sports nutrition, Vestnik sportivnoy nauki, no. 4, pp. 90-92.

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.