Научная статья на тему 'Разработка образовательных интегрированных программ в области физической культуры и спорта для учащихся школ-интернатов спортивного профиля и специализированных спортивных классов'

Разработка образовательных интегрированных программ в области физической культуры и спорта для учащихся школ-интернатов спортивного профиля и специализированных спортивных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1373
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА / INTEGRATED EDUCATIONAL PROGRAM / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ / BOARDING SPORTS SCHOOLS / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ATHLETIC TRAINING / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карнаухов Гарри Захарович, Григорьева Ирина Игоревна, Черноног Дмитрий Николаевич

Современный российский и зарубежный опыт подготовки высококвалифицированных спортсменов и спортивного резерва сборных команд страны говорит о необходимости интеграции работы образовательных организаций и организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Возможность получить экcклюзивное образование может быть достигнуто за счет развития системы школ-интернатов спортивного профиля. В статье представлены принципы работы школ-интернатов спортивного профиля, а также особенности разработки интегрированных программ и учебных планов, обеспечивающих подготовку спортивного резерва без отрыва от образовательного процесса. Школы-интернаты спортивного профиля, реализующие интегрированные программы, могут регулировать показатели образовательного процесса, включать в себя цели и задачи других предметных областей и увеличивать объемы предметных дисциплин «Естественно-научные предметы» и «Филология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карнаухов Гарри Захарович, Григорьева Ирина Игоревна, Черноног Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTEGRATED EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS FOR PUPILS OF BOARDING SPORTS SCHOOLS AND SPECIALIZED SPORTS CLASSES

Modern Russian and foreign experience of training elite athletes and sports reserve national team shows the need for integration of the work of educational institutions and organizations engaged in athletic training. Getting exclusive education can be achieved through the development of a system of boarding schools of athletic profile. The article presents the principles of operation of boarding schools of sports profile, and also features the development of integrated programs and curricula for training of sports reserve without interrupting the educational process. Boarding schools of sports profile implement integrated programs that can adjust the performance of the educational process, to include the goals and objectives of other subject areas and to increase the volume of subject disciplines, such as "scientific subjects" and "Philology".

Текст научной работы на тему «Разработка образовательных интегрированных программ в области физической культуры и спорта для учащихся школ-интернатов спортивного профиля и специализированных спортивных классов»

УДК 377

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СПОРТИВНЫХ КЛАССОВ

Г.З. Карнаухов1, И.И. Григорьева2, Д.Н. Черноног3

1 Государственное училище (техникум) олимпийского резерва, г. Самара 443068, г. Самара, ул. Мичурина, 118А

E-mail: doctor.gz@mail.ru

2 Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры 191040, г. Санкт-Петербург, Литовский пр., 56, литера Е

E-mail: info@spbniifk.ru

3 ООО ЦСК «Локомотив»

111250, г. Москва, ул. Красноказарменная, 3, стр. 8 E-mail: aorgsport@mail.ru

Современный российский и зарубежный опыт подготовки высококвалифицированных спортсменов и спортивного резерва сборных команд страны говорит о необходимости интеграции работы образовательных организаций и организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Возможность получить эксклюзивное образование может быть достигнуто за счет развития системы школ-интернатов спортивного профиля. В статье представлены принципы работы школ-интернатов спортивного профиля, а также особенности разработки интегрированных программ и учебных планов, обеспечивающих подготовку спортивного резерва без отрыва от образовательного процесса. Школы-интернаты спортивного профиля, реализующие интегрированные программы, могут регулировать показатели образовательного процесса, включать в себя цели и задачи других предметных областей и увеличивать объемы предметных дисциплин «Естественно-научные предметы» и «Филология».

Ключевые слова: образовательная интегрированная программа, школа-интернат спортивного профиля, спортивная подготовка, инклюзивное образование.

Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной деятельности в области физической культуры и спорта. Происходящие системные изменения как в сфере образования, так и в сфере физической культуры и спорта предоставляют новые возможности в развитии отраслей, но и ставят новые задачи, прежде всего по вопросам, имеющим отношение и к образованию, и к физической культуре и спорту, а точнее, спортивной подготовке [1].

Мы уже сейчас имеем возможность задействовать в различных сочетаниях ресурсы как учреждений спорта, так и образовательных организаций, а именно:

- общеобразовательных организаций и организаций высшего профессионального образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта (как правило, в форме занятий по физической культуре, школьных и студенческих клубов, спортивных мероприятий);

- спортивных школ, осуществляющих на основе единой многолетней системы тренировочного процесса последовательную реализацию дополнительных общераз-

Гарри Захарович Карнаухов, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе.

Ирина Игоревна Григорьева, аспирант Федерального государственного бюджетного учреждения «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры». Дмитрий Николаевич Черноног, исполнительный директор ООО ЦСК «Локомотив».

вивающих, дополнительных предпрофессиональных программ и программ спортивной подготовки;

- профессиональных образовательных организаций (прежде всего училищ олимпийского резерва), осуществляющих параллельно как образовательный процесс, так и реализацию программ спортивной подготовки;

- центров спортивной подготовки, спортивных клубов и иных физкультурно-спортивных организаций, реализующих только программы спортивной подготовки и имеющих возможность работать с образовательными организациями на условиях кластерного взаимодействия (сетевой формы реализации образовательных программ) [2].

Современный российский и зарубежный опыт подготовки высококвалифицированных спортсменов и спортивного резерва сборных команд страны говорит о необходимости интеграции работы образовательных организаций и организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Возможность получить эксклюзивное образование может быть достигнуто за счет развития системы школ-интернатов спортивного профиля (ШИСП) и общеобразовательных организаций, имеющих специализированные спортивные классы [3].

Данный тип организаций призван обучать детей, проявивших способности к занятиям физической культурой и спортом, формируя у них устойчивый, профессиональный интерес и потребность в дальнейшей подготовке к занятиям спортом высших достижений всероссийского и международного уровня.

В рамках действующих нормативно-правовых актов ШИСП и спортивные классы могут реализовывать следующие программы:

- образовательную программу начального, основного общего, среднего общего образования;

- программу содержания и воспитания, включающую в себя воспитание, обеспечение проживанием, питанием;

- дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта (общеразвивающие и предпрофессиональные).

Но для создания оптимальных условий для выполнения данных программ, согласования общего объема нагрузок обучающихся и повышения эффективности подготовки спортивного резерва без вреда физическому и психическому здоровью детей более целесообразно использовать интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта [6].

Интегрированные образовательные учебные программы - это образовательные программы, разработанные на основе объединения соответствующих содержательных аспектов образовательных учебных программ.

Цели ШИСП и спортивных классов в реализации интегрированных программ в области физической культуры и спорта. Основными целями ШИСП и спортивных классов и реализуемых в рамках их деятельности интегрированных образовательных программ в области физической культуры и спорта должны являться:

- реализация образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования, интегрированных с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта;

- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ основного общего и среднего общего образования;

- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, непрерывного образования и самореализации обучающихся;

- формирование у обучающихся ценностного отношения к собственному здоровью и уровню физической подготовленности;

- обеспечение условий для роста спортивных результатов обучающихся, воспитанников;

- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ и программ спортивной подготовки;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Задачи ШИСП и спортивных классов в реализации интегрированных программ в области физической культуры и спорта. Достижение заявленных целей в ходе реализации образовательной интегрированной программы возможно путем решения следующих задач:

- обеспечение содержания образования, ориентированного на экономический и социальный прогресс общества, укрепление и совершенствование правового государства;

- проведение и рациональное совмещение на высоком профессиональном уровне образовательного, воспитательного и тренировочного процессов, способствующее обеспечению гармоничного развития здоровой личности, воспитанию человека гуманного, защищенного, уверенного в своем завтрашнем дне;

- создание условий для обеспечения физического и психического здоровья обучающихся;

- обеспечение творческого развития способностей, раскрытия и применения личностных качеств обучающихся;

- воспитание высоких моральных качеств, патриотизма, чувства ответственности, дисциплинированности и трудолюбия;

- создание оптимальных условий для формирования адекватных современному уровню знаний, умений и навыков обучающихся;

- формирование у обучающихся потребности в адекватных современному уровню знаний, умений, навыков и мотивации к физическому совершенствованию и здоровому образу жизни;

- удовлетворение потребности обучающихся, воспитанников в занятиях физической культурой и спортом;

- специализированная подготовка перспективных спортсменов в целях достижения ими высоких стабильных результатов;

- внедрение в учебный и тренировочный процесс новых педагогических технологий.

Формирование учебных планов интегрированных программ в области физической культуры и спорта. Интегрированная образовательная программа включает в себя предметные области и предметы образовательных программ и предметные области предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта (см. рисунок).

В основе формирования учебного плана интегрированных образовательных программ в области физической культуры и спорта лежат федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного общего и среднего общего образования с предлагаемой базовой (обязательной) частью предметных областей и частью, формируемой участниками образовательного процесса, и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта, интегрируемые как в базовую (обязательную) и формируемую часть учебного плана, так и во внеурочную деятельность обучаемых [4].

Интеграция образовательной и предпрофессиональной программ

На основе анализа предусматриваемого отношения объемов обучения по предметным областям к общему объему учебного плана при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта с учетом этапов спортивной подготовки были подготовлены проекты учебных планов интегрированных образовательных программ в области физической культуры и спорта по основным девяти видам спорта [5].

Примерный учебный план (на примере интеграции образования и подготовки по группе видов спорта «игровые виды спорта») представлен в таблице.

Примерный объем учебной нагрузки по различным предметным областям образовательной интегрированной программы для группы видов спорта

«игровые виды спорта»

Предметная область Количество часов в неделю

Базовая (обязательная) часть V VI VII VIII IX

Филология 11 12 9 8 9

Математика и информатика 5 5 6 6 6

Общественно--научные предметы 4 4 5 5 6

Естественно-научные предметы 1 1 4 6 6

Искусство 2 2 2 1 -

Технология 2 2 1 1 -

Физическая культура (общая и 3 3 3 3 3

спец. физ. подготовка) и основы 1 1 1

безопасности жизнедеятельности*

Всего 28 29 31 31 31

Часть, формируемая ТЭ-углуб. ТЭ-углуб. ТЭ-углуб. ЭССМ ЭССМ

участниками специализ. специализ. специализ. 1-й год 2-й год

образовательного процесса 1-й год 18 час/нед. 2-й год 18 час/нед. 3-й год 24/нед.

ТМФК 2 2 2 1 1

Общая и специальная физическая 2 2 2 4 4

подготовка

Максимально допустимая урочная 32 33 35 36 36

недельная нагрузка

Внеурочная деятельность 11 час/нед. 11 час/нед. 11 час/нед. 16 час/нед. 16 час/нед.

Окончание таблицы

Предметная область Количество часов в неделю

Базовая (обязательная) часть V VI VII VIII IX

Избранный вид спорта 8 8 8 10 10

Развитие творческого мышления 3 3 3 4 4

ТМФК 1 1

Самостоятельная работа 1 1

Общая нагрузка по интегрирован- 43 44 46 52 52

ной программе (вместе с внеурочной и самостоятельной)

*Примечание: предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя предметные области «Общая и специальная физическая подготовка».

В процессе реализации учебного плана необходимо предусмотреть:

- организацию возможности посещений обучающимися официальных спортивных соревнований, в том числе межрегиональных, общероссийских и международных, проводимых на территории Российской Федерации;

- организацию совместных мероприятий с другими образовательными и физ-культурно -спортивными организациями;

- построение содержания программы с учетом индивидуального развития детей, а также национальных и культурных особенностей субъекта Российской Федерации.

Реализация программ начального, общего и полного среднего образования совместно с предпрофессиональными программами в области физической культуры и спорта в рамках интегрированной образовательной программы позволяет оптимизировать учебную нагрузку по соответствующим предметным областям. Школа-интернат спортивного профиля, реализующая данный тип программы, может регулировать количественные (объем, часы) и качественные (содержание учебных дисциплин и видов подготовки) показатели образовательного процесса.

Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» может включать в себя цели и задачи других предметных областей. В частности, для спортивных единоборств в рамках учебных дисциплин могут раскрываться вопросы теории и методики физической культуры и спорта, осуществляться подготовка с применением подвижных игр и других видов спорта.

С целью подготовки обучающихся к дальнейшей профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта (получение среднего профессионального или высшего педагогического физкультурного образования) в интегрированной программе могут быть увеличены объемы предметных дисциплин «Естественнонаучные предметы» и «Филология».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

3. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».

4. Антонов Д.П., Братков К.И., Гурин Я.В., Черноног Д.Н. Разработка комплекса мер по повышению эффективности организации спортивной деятельности школ-интернатов спортивного профиля // Мат-лы II Всеросс. науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы формирования системы подготовки спортивного резерва», Минспорт России, ФГБУ «ФЦПСР», 23.11.2012. - С. 41-42.

5. Гурин Я.В., Черноног Д.Н., Братков К.И., Антонов Д.П. Анализ законодательной базы, регламентирующей деятельность школ-интернатов спортивного профиля // Мат-лы II Всеросс. науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы формирования системы подготовки спортивного резерва», Минспорт России, ФГБУ «ФЦПСР», 23.11.2012. - С. 44-45.

6. Карнаухов Г.З. Комплексная система учебно-спортивной и профессиональной подготовки подрастающего поколения. - М.: СПОРТНА, 2002. - 287 с.

Поступила в редакцию 09.04.2015; в окончательном варианте 09.04.2015

UDC 377

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DEVELOPMENT OF INTEGRATED EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS FOR PUPILS OF BOARDING SPORTS SCHOOLS AND SPECIALIZED SPORTS CLASSES

H.Z. Karnaukhov1, I.I. Grigorieva2, D.N. Chernonog3

1 State College (College) Olympic reserve Samara 118А, Michurina st., Samara, 443068

E-mail: doctor.gz@mail.ru

2 Saint-Petersburg research Institute of physical culture 56, Litera "Е", Ligovsky pr., Saint-Petersburg, 191040 E-mail: info@spbniifk.ru

3 CSK Lokomotiv

3, building 8, Krasnokazarmennaya st., Moscow, 111250 E-mail: aorgsport@mail.ru

Modern Russian and foreign experience of training elite athletes and sports reserve national team shows the need for integration of the work of educational institutions and organizations engaged in athletic training. Getting exclusive education can be achieved through the development of a system of boarding schools of athletic profile. The article presents the principles of operation of boarding schools of sports profile, and also features the development of integrated programs and curricula for training of sports reserve without interrupting the educational process. Boarding schools of sports profile implement integrated programs that can adjust the performance of the educational process, to include the goals and objectives of other subject areas and to increase the volume of subject disciplines, such as "scientific subjects" and "Philology".

Keywords: integrated educational program, boarding sports schools, athletic training, inclusive education

Original article submitted 09.04.2015; revision submitted 09.04.2015

Harry Z. Karnaukhov, doctor of pedagogical Sciences, Professor, Deputy Director on scientific work Federal state budgetary educational institution of secondary vocational State College (College) Olympic reserve Samara.

Irina I. Grigorieva, postgraduate Federal state budget institution Saint-Petersburg research Institute of physical culture.

Dmitri N. Chernonog, chief executive, CSK Lokomotiv.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.