Научная статья на тему 'Аспекты стратегического развития Дальневосточной государственной академии физической культуры'

Аспекты стратегического развития Дальневосточной государственной академии физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ВУЗ / ДВГАФК / ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вдовина Валентина Владимировна, Галицын Сергей Викторович, Ткаченко Павел Анатольевич, Чилигин Дмитрий Владимирович

Статья посвящена особенностям стратегического развития Дальневосточной государственной академии физической культуры, Проанализированы следующие аспекты стратегические аспекты высших учебных заведений: модернизация учебного процесса на основе современных образовательных программ и технологий; совершенствование профориентационной работы; модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности; оптимизация образовательно-воспитательной работы; улучшение показателей социально-экономического развития; укрепление и развитие международных связей; физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа; развитие спорта высших достижений. В ходе реализации стратегических аспектов в развитие вуза, планируется: повышение качества образования, подготовка квалифицированного работника по физической культуре и спорту, адаптивной физической культуре, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма, конкурентного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вдовина Валентина Владимировна, Галицын Сергей Викторович, Ткаченко Павел Анатольевич, Чилигин Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of strategic development of the Far Eastern State Academy of Physical Culture

The article is devoted to the peculiarities of the strategic development of the Far Eastern State Academy of Physical Culture. The following aspects are analyzed in the strategic aspects of higher educational institutions: the modernization of the educational process on the basis of the modern educational programs and technologies; improvement of career guidance work; modernization of the research process and innovation; optimization of educational work; improvement of socio-economic development indicators; strengthening and development of international relations; physical culture and sports and mass work; development of sport of higher achievements. In the course of implementation of the strategic aspects in the development of the university, it is planned: the improving of quality of education, training a qualified worker in physical culture and sports, adaptive physical culture, recreation and sports tourism, competitive in the labor market, competent, responsible, permanent professional growth, social and professional mobility.

Текст научной работы на тему «Аспекты стратегического развития Дальневосточной государственной академии физической культуры»

программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71621568/ (дата обращения: 01.01.2018).

REFERENCES

1. Ageevets, A.V. (2017), Tactic of survival of separate categories of government employees in crisis situations: an educational and methodical grant (the edition second added), St. Petersburg.

2. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Kuznetsov, P.K., Naza-renko, E.A., Puchkova, M.V. and Perelman, M.B. (2017), "Relevant directions of training to technologies of ensuring personal security of separate categories of public servants", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 154. No. 12, pp. 14-22.

3. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B. and Puchkova M.V. (2017), "Competence-based orientation of realization of two physical culture and sport disciplines within new federal state educational standards of the higher education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 9-14.

4. The order of GOSKOMVUZ of the Russian Federation from 7/26/1994 N 777 "About the organization of process of physical training in higher educational institutions", available at: http://old.lawru.info/legal2/se17/pravo17166/index.htm.

5. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 4/5/2017 No. 301 "About the statement of the Order of the organization and implementation of educational activities for educational programs of the higher education - to programs of a bachelor degree, programs of a specialist program, programs of a magistracy", available at: http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71621568/.

Контактная информация: ageevets59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.03.2018

УДК 796.078

АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Валентина Владимировна Вдовина, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Викторович Галицын, доктор педагогических наук, профессор, Павел Анатольевич Ткаченко, кандидат педагогических наук, доцент,

Дмитрий Владимирович Чилигин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),

Хабаровск

Аннотация

Статья посвящена особенностям стратегического развития Дальневосточной государственной академии физической культуры, Проанализированы следующие аспекты стратегические аспекты высших учебных заведений: модернизация учебного процесса на основе современных образовательных программ и технологий; совершенствование профориентационной работы; модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности; оптимизация образовательно-воспитательной работы; улучшение показателей социально-экономического развития; укрепление и развитие международных связей; физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа; развитие спорта высших достижений. В ходе реализации стратегических аспектов в развитие вуза, планируется: повышение качества образования, подготовка квалифицированного работника по физической культуре и спорту, адаптивной физической культуре, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма, конкурентного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Ключевые слова: стратегия развития, вуз, ДВГАФК, Дальневосточная государственная академия физической культуры, образование.

ASPECTS OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE FAR EASTERN STATE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE

Valentina Vladimirovna Vdovina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Viktorovich Galitsyn, the doctor of pedagogical sciences, professor, Pavel Anatolevich Tkachenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Vladimirovich Chiligin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk

Annotation

The article is devoted to the peculiarities of the strategic development of the Far Eastern State Academy of Physical Culture. The following aspects are analyzed in the strategic aspects of higher educational institutions: the modernization of the educational process on the basis of the modern educational programs and technologies; improvement of career guidance work; modernization of the research process and innovation; optimization of educational work; improvement of socio-economic development indicators; strengthening and development of international relations; physical culture and sports and mass work; development of sport of higher achievements. In the course of implementation of the strategic aspects in the development of the university, it is planned: the improving of quality of education, training a qualified worker in physical culture and sports, adaptive physical culture, recreation and sports tourism, competitive in the labor market, competent, responsible, permanent professional growth, social and professional mobility.

Keywords: development strategy, higher educational institution, DVGAFK, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Education.

Миссия ДВГАФК заключается в социально-экономическом развитии Дальневосточного Федерального округа РФ, через подготовку и переподготовку, профессиональных работников в отрасли физическая культура и спорт, готовых к совершенствованию и продвижению в профессиональной деятельности, имеющих высокий уровень социальной ответственности и пропагандирующих оздоровление нации, повышение уровня мастерства спортсменов, а также привлечение населения к систематическим занятиям физической культуры и здоровому образу жизни.

Комплексная программа развития Дальневосточной государственной академии физической культуры на 2021-2025 годы (далее Программа) будет направлена на развитие академии как образовательно-научно-спортивного центра в системе высшего образования Российской Федерации.

Стратегической целью Программы будет являться формирование академии, способной оказать существенное влияние на инновационное развитие Дальневосточного федерального округа, повышение национальной безопасности и конкурентоспособности на глобальных рынках знаний и спортивных технологий.

Цели Программы:

1. Обеспечение развития физической культуры, спорта и туризма в ДФО через подготовку высококвалифицированных кадров и научно-методическое обеспечение сферы.

2. Подготовка высокопрофессиональных специалистов, готовых к успешному и заинтересованному осуществлению избранного вида деятельности в сфере физической культуры и спорта, имеющих высокий уровень культуры и социальной ответственности, активно участвующих в оздоровлении нации, повышении мастерства спортсменов, приобщении населения к здоровому образу жизни.

Задачи Программы:

- содействие реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта;

- обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование;

- создание внутривузовской нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие вуза в интересах личности и коллектива вуза;

- мониторинг потребности в физкультурных кадрах в ДФО (с учетом социально-экономических условий механизмов трудоустройства выпускников);

- качественное проведение профориентационной работы;

- приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;

- проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;

- разработка комплекса мер по социальной поддержке профессорско-преподавательского состава, работников вуза и всех категорий обучающихся;

- развитие физической культуры и спорта высших достижений;

- развитие полноправного партнерства ДВГАФК с зарубежными вузами стран АТР;

- создание известности ДВГАФК и его образовательным услугам;

- развитие материально-технической базы, энергосберегающих технологий. Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы.

1. Модернизация учебного процесса на основе современных образовательных программ и технологий:

- доля студентов, принятых на условиях целевого приема на первый курс, %;

- численность лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), поступивших на обучение, чел.;

- доля студентов, продолживших обучение по программам магистратуры, %;

- доля бакалавров, получивших диплом с отличием, %;

- доля магистрантов, получивших диплом с отличием, %;

- доля иностранных студентов в общей численности студентов, %;

- доля трудоустроившихся по окончании обучения в соответствии с присвоенной квалификацией, %;

Показатели учебно-методической работы:

- количество образовательных программ бакалавриата, шт.;

- количество образовательных программ магистратуры, шт.;

- количество образовательных программ аспирантуры, шт.;

- количество образовательных программ ДПО, шт.;

- доля учебных рабочих программ дисциплин, обеспеченных фондами оценочных средств, %;

- количество подготовленных и изданных учебников, учебных пособий, шт.;

- количество подготовленных методических разработок, шт.;

- количество подготовленных электронных учебных пособий, шт.;

- количество подготовленных методических рекомендаций и материалов для самостоятельной работы, шт.;

- количество разработанных и внедренных тестовых заданий, шт.;

- количество программ практик, шт.

2. Совершенствование профориентационной работы:

- количество проведенных мероприятий, шт.;

- конкурс в вуз (чел/1 место), чел.;

- доля выпускников СПО, поступивших на обучение, %;

- численность МСМК, МС, КМС, поступивших на 1 курс, чел.;

- доля жителей Хабаровского края, поступивших в вуз от общей численности поступивших, %;

- численность лиц сельской местности, поступивших на обучение, чел.;

- численность лиц коренных национальностей Севера и Приамурья, поступивших на обучение, чел.;

- доля студентов, поступивших на первый курс, имеющих спортивное звание по виду спорта, %;

- объем финансовых средств, выделенных на профориентационную работу, тыс.

руб.

3. Модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности:

- доля обучающихся в аспирантуре от общего числа студентов, %;

- доля защитившихся в срок аспирантов, %;

- объем выполненных вузом НИР, тыс. руб.;

- объем финансирования НИР на единицу III 1С. тыс. руб.;

- количество учебников, пособий, монографий, шт.;

- количество патентов, шт.;

- количество опубликованных студентами научных статей, шт.;

- количество участников студенческих конференций, чел.;

- количество проведенных НИР в соответствии с гос. заданием, шт.;

- количество договорных и грантовых НИР, шт.;

- количество студентов, привлеченных к НИР, чел.;

- количество научных публикаций в рецензированных российских журналах, шт.;

- количество научных публикаций в рецензируемых зарубежных журналах, шт.

- количество научно-исследовательских лабораторий, шт.;

4. Оптимизация образовательно-воспитательной работы:

- количество мероприятий (численность участников) по направленности, шт./чел.:

- культурно-массовой;

- патриотической;

- духовно-нравственной;

- художественно-эстетической;

- трудовой;

- профессионально-ориентированной;

- межнациональной и интернациональной;

- экологической;

- антикоррупционной;

- антинаркотической.

- объем финансовых средств, выделенных на образовательно-воспитательную работу, тыс. руб.

5. Улучшение показателей социально-экономического развития:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.1. Индикаторы развития кадрового потенциала.

- среднесписочная численность работников, чел. (III 1С АУП, УВП, АХП);

- доля работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников, %;

- средний возраст работников, чел. (III 1С АУП, УВП, АХП);

- доля преподавателей с учёными степенями и / или учёными званиями (всего), %;

- доля преподавателей с учёными степенями и / или учёными званиями (по программам бакалавриата), %;

- доля преподавателей с учёными степенями и / или учёными званиями (по программам магистратуры), %;

- численность преподавателей, прошедших повышение квалификации/переподготовку (ППС, АУП, УВП, АХП), чел.;

- наличие коллективного договора;

- наличие «эффективного контракта»;

- наличие профсоюзной организации;

5.2. Экономические индикаторы.

- доля внебюджетных доходов, %;

- коэффициент платной деятельности, ед.;

- отношение среднемесячной заработной платы ППС к среднемесячной заработной плате в субъекте РФ, %;

- среднемесячная зарплата работников, тыс. руб.;

- расходы на развитие МТБ академии, тыс. руб.;

- расходы на развитие инфраструктуры объектов спорта, тыс. руб.;

- темпы роста зарплаты сотрудников за текущий год к предыдущему году, %;

- удельный вес расходов, направленных на содержание имущественного комплекса, %

5.3. Социальные индикаторы.

- доля стимулирующих надбавок в рамках общего фонда зарплаты, %.

- выплаты социального характера на 1 работника, руб.;

- выплаты на санаторно-курортное лечение в расчете на 1 работника, руб.;

- расходы на повышение квалификации и переподготовку, тыс. руб.;

- доля рабочих мест, аттестованных по условиям охраны труда, %;

- трудопотери по временной нетрудоспособности, %;

- обеспеченность иногородних студентов общежитием (% от общего числа студентов, не проживающих постоянно в г. Хабаровске);

- обеспеченность семейных студентов местами в общежитии (% от количества семейных студентов, не проживающих постоянно в г. Хабаровске).

6. Укрепление и развитие международных связей:

- численность обучающихся иностранных граждан (бакалавров, магистрантов, аспирантов, докторантов, стажеров), чел.;

- численность студентов, прошедших практику за рубежом, чел.;

- численность иностранных специалистов и преподавателей, привлеченных к учебному процессу, чел.;

- численность преподавателей вуза, командированных для работы и стажировки в зарубежные вузы, чел.;

- численность III 1С. принявших участие в международных конференциях за рубежом, чел.;

- количество договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами, шт.;

- количество международных конференций, организованных и проведенных вузом, шт.;

- количество международных спортивных товарищеских встреч, проведенных: за рубежом, в вузе, шт.;

- количество научных исследований, проводимых в рамках международного сотрудничества, шт.;

- объем финансовых средств, выделенных на международную деятельность, тыс. руб.

7. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа:

- численность тренеров-преподавателей из числа штатных работников, чел.;

- численность штатных работников «отдела спорта», чел.;

- численность систематически занимающихся физической культурой и оздоровительными упражнениями, чел.;

- численность студентов-инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и оздоровительными упражнениями, чел.;

- численность студентов, сдавших нормы ВФСК «ГТО», чел.;

- численность работников, сдавших нормы ВФСК «ГТО», чел.;

- количество спортивно-массовых мероприятий с участием студентов, ППС и работников вуза, шт.;

- количество присвоенных массовых разрядов (Ш-КМС);

- количество видов спорта, развивающихся в академии, шт.;

- количество видов спорта, которыми занимаются студенты-инвалиды, шт.;

- численность занимающихся видами спорта, чел.;

- численность подготовленных судей (международной категории, Российской Федерации, 1 категории, по спорту), чел.;

- численность Заслуженных тренеров России, чел.;

- численность Заслуженных работников физической культуры РФ, чел.;

- присвоение государственных почетных званий и наград, чел/шт.;

- присвоение почетных званий и наград субъекта РФ, чел/шт.;

- объем финансовых средств, выделенных на развитие физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу, тыс. руб.

8. Развитие спорта высших достижений (СВД):

- численность спортсменов, подготовленных в вузе (ЗМС, МСМК, МС), чел.;

- численность спортсменов-инвалидов, подготовленных в вузе (ЗМС, МСМК, МС),

чел.;

- количество сборов, проведенных за счет средств вуза, шт.;

- количество КНГ, обеспечивающих подготовку спортсменов, шт.;

- численность тренеров, участвующих в подготовке спортсменов (ЗТ СССР, ЗТ РФ),

чел.;

- количество восстановительных центров для спортсменов, шт.;

- количество восстановительных центров для спортсменов-инвалидов, шт.;

- доля студентов, занимающихся СВД от общей численности студентов вуза, %;

- доля студентов-инвалидов, занимающихся СВД от общей численности студентов

вуза, %;

- численность ЗМС, МСМК, МСРФ, КМС, чел. (из них инвалидов);

- объем финансовых средств, выделенных на развитие спорта высших достижений, тыс. руб.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Повышение качества образования, подготовка квалифицированного работника по физической культуре и спорту, адаптивной физической культуре, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма, конкурентного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по направлению подготовки на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.

За период реализация Программы материально-техническая база образовательной, научной и спортивной деятельности, содержание и технологии образования, квалификация профессорско-преподавательского состава будут выведены на качественно новый уровень. Контактная информация: pavel.tkachenko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.03.2018

УДК 796.81

РАЗЛИЧИЯ АРСЕНАЛОВ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ ВЫСОКОГО КЛАССА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА

Наталья Витальевна Воробьева, аспирантка, заслуженный мастер спорта Олимпийская чемпионка, Александр Александрович Карелин, доктор педагогических наук, профессор, трехкратный Олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта, Борис Иванович Тараканов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлен анализ различий арсеналов технико-тактических действий борцов разного пола, участвовавших в Играх XXXI Олимпиады (2016) в Рио-Де-Жанейро. Установлено, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.