Научная статья на тему 'Критерии эффективности спортивной работы в субъекте Российской Федерации'

Критерии эффективности спортивной работы в субъекте Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
724
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ РАБОТА / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОТРАСЛЬ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" / ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ / BRANCH "PHYSICAL CULTURE AND SPORT" / CRITERIA / PHYSICAL EDUCATION / THE REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION / TO TAKE UP PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кудинова Виктория Анатольевна

Разработаны критерии эффективности спортивной работы в субъекте Российской Федерации, которые позволяют выбрать перспективные направления развития физической культуры и спорта в конкретном регионе страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHYSICAL EDUCATION EFFECTIVENESS CRITERIA'S IN THE REGION OF RUSSIAN FEDERATION

The paper points out the criteria of sport work effectiveness in the region of Russian Federation which help to choose the perspective ways of physical education development in the specific region of our country.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности спортивной работы в субъекте Российской Федерации»

ный процесс студенты получают возможность освоения графических и текстовых редакторов, системы управления базами данных, электронных таблиц, интернет-технологий, у них появится навык работы с компьютерными аппаратами.

Для успешного решения поставленных задач необходимо создание специально оборудованной междисциплинарной компьютерной аудитории, в которой будут проводиться все перечисленные выше занятия, в том числе по информатике и педагогической и медицинской статистике. Сосредоточение специализированного компьютерного и медицинского оборудования в одной аудитории позволит получить также значительную экономию средств.

Важным компонентом в образовательном процессе является самоподготовка студентов, а ее современным воплощением оказывается дистанционное обучение в Сети с использованием специально разработанных Интернет - ресурсов и экспертных систем.

Отдельным и перспективным направлением в процессе внедрения новых интернет - технологий в учебный процесс является чтение лекций. На первом этапе это могут быть ежегодные проблемные лекции ведущих специалистов московских и петербургских вузов, имеющих давние контакты с НовГУ. Причем, как нам видится, интернет-коммуникация могла бы объединить сразу как столичную, так и новгородскую лекционные аудитории.

ВЫВОД

Включение учебных материалов и заданий по ИТ в программы преподавания педагогических, психологических и профессиональных дисциплин откроет новые возможности в их преподавании, позволит использовать новейшие компьютерные системы в образовательном процессе, что в конечном итоге будет способствовать повышению результативности обучения будущих педагогов по физической культуре.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Виктория Анатольевна Кудинова, кандидат педагогических наук, доцент ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия»

г. Волгоград

Аннотация

Разработаны критерии эффективности спортивной работы в субъекте Российской Федерации, которые позволяют выбрать перспективные направления развития физической культуры и спорта в конкретном регионе страны.

Ключевые слова: критерии, физкультурно-спортивная работа, субъект Российской Федерации, отрасль «физическая культура и спорт», занимающиеся физической культурой и спортом.

THE PHYSICAL EDUCATION EFFECTIVENESS CRITERIA’S IN THE REGION

OF RUSSIAN FEDERATION

Victoria Anatolevna Kudinova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer The Volgograd state academy of agriculture Volgograd

Abstract

The paper points out the criteria of sport work effectiveness in the region of Russian Federation which help to choose the perspective ways of physical education development in the specific region of our country.

Keywords: criteria, physical education, the region of the Russian federation, branch “physical culture and sport”, to take up physical culture.

По данным статистических наблюдений [2], в Российской Федерации в период 2000-2006 г.г. отмечается стабильный рост числа занимающихся физической культурой и спортом (с 12 803,4 тыс. до 18 550,3 тыс. чел.), количества спортивных сооружений (с 198 304 до 224 987 ед.), численности физкультурных кадров (с 243 642 до 281 117 чел.), объема финансирования (с 15 694,5 до 59 069,6 млн. руб.). Вместе с тем в развитии физической культуры и спорта в стране имеются многие нерешенные проблемы и главная из них - низкая эффективность работы отрасли «физическая культура и спорт» [1, 3]. Мы рассматривали только одно из этих важных направлений - физкультурно-спортивную работу, которая оценивалась по количеству спортсменов, впервые выполнивших в отчетном году очередные нормы ЕВСК.

В Российской Федерации в 2000-2006 годы в среднем ежегодно было подготовлено 207 198,1 спортсменов массовых разрядов, 5 624,7 мастеров спорта, 762,7 МСМК. Следовательно, один человек из 7,48 занимающихся физической культурой и спортом впервые выполняет нормативы очередного из массовых разрядов, один из 2 753,9 спортсменов - нормативы мастера спорта России, один из 20 309,4 занимающихся -нормативы мастера спорта международного класса. Эти соотношения могут рассматриваться как нормативные, поскольку они системно обусловлены и в полной мере отражают сложившуюся к настоящему времени в нашей стране практику физкультурноспортивной работы. Используя прогрессирующие шкалы, установлен приоритет по части подготовки спортсменов высокого класса: группа спортсменов массовых разрядов - 1,0; группа МС - 1,15; группа МСМК - 1,35.

Уравнение множественной регрессии (у = 7,48х1 + 3167,0х2 + 2'741'7,'7х,, где х1 -

п

количество спортсменов, добившихся квалификационного прогресса на уровне массовых разрядов; х2 - количество новых МС; х3 - количество новых МСМК; п - количество занимающихся физической культурой и спортом в регионе) позволяет определить эффективность функционирования системы подготовки спортсменов в том или ином регионе за оцениваемый период времени.

По результатам нашего исследования, в последние годы в Российской Федерации отмечается снижение показателей эффективности физкультурно-спортивной работы: 2000 г. - 3,87 усл. ед., 2002 г. - 3,47 усл. ед., 2004 г. - 3,05 усл. ед., 2006 г. - 2,83

усл. ед. Показатели эффективности данной работы по федеральным округам также существенно снижаются (табл. 1).

Таким образом, интенсивный прирост числа занимающихся физической культурой и спортом (44,9%) в период 2000-2006 годы пока не реализуется в результативности физкультурно-спортивной работы. Относительно невысокий прирост численности физкультурных работников (15,4%) приводит к значительному увеличению количества занимающихся физической культурой и спортом на одного физкультурного работника: 2000 г. - 52,5 чел., 2002 г. - 55,3 чел., 2004 г. - 61,1 чел., 2006 г. - 66,0 чел. Безусловно, увеличение данного показателя оказывает негативное влияние на процесс подготовки спортивного резерва из-за существенного повышения интенсивности нагрузки на физкультурного работника.

В анализируемый период показатели «эквивалент спортивного мастерства» на одного физкультурного работника также имеют тенденцию к снижению: 2000 г. -203,3 усл. ед., 2002 г. - 191,7 усл. ед., 2004 г. - 186,7 усл. ед., 2006 г. - 186,5 усл. ед. Данная закономерность изменения показателей проявилась и в большинстве субъектах Российской Федерации.

Нами также рассматривалась и характеристика «эквивалент спортивного мастерства» на показатель единовременной пропускной способности. Наиболее эффективно в этом направлении работали специалисты Центрального (10,98 усл. ед.) и Южного (10,90 усл. ед.) федеральных округов, а наименее результативно - Сибирского (7,63 усл. ед.).

Таблица 1

Динамика показателей эффективности физкультурно-спортивной работы в субъ-_________________________ектах Российской Федерации__________________________

№ п/п Субъекты Российской Федерации Показатели

Эффективность физкультурноспортивной работы, усл. ед. «Эквивалент спортивного мастерства» на одного спортивного работника, усл. ед. «Эквивалент спортивного мастерства» на показатель единовременной пропускной способности, усл. ед. Затраты на один эквивалент спортивного мастерства, руб.

Годы обследования

2002 2006 2002 2006 2002 2006 2002 2006

1. Северо-Западный 3,74 2,57 188,6 174,8 11,75 9,96 211,8 1004,6

2. Центральный 3,91 3,19 222,5 204,1 11,60 10,98 378,3 1353,2

3. Приволжский 2,78 2,31 187,1 185,5 7,72 7,85 256,6 1117,7

4. Южный 4,13 3,36 198,1 202,1 10,12 10,90 151,6 510,3

5. Уральский 3,63 2,99 186,5 189,6 10,53 10,30 687,5 1824,5

6. Сибирский 3,08 2,71 149,9 153,7 7,38 7,63 314,3 982,5

7. Дальневосточный 3,40 2,75 184,2 156,6 9,81 8,16 289,6 1098,3

Среднероссийские показатели 3,47 2,83 191,7 186,5 9,58 9,38 320,7 1127,7

Для определения взаимосвязи анализируемых переменных нами рассчитано уравнение множественной регрессии: у = 0,0087х1 + 0,247х2 + 0,48, где у - показатель «эквивалент спортивного мастерства» на одного занимающегося физической культурой и спортом, х1 - «эквивалент спортивного мастерства» на одного физкультурного работника, х2 - «эквивалент спортивного мастерства» на показатель единовременной пропускной способности. Значимость первого фактора (х1) составила 21,6%, а второго (х2) - 44,2%, поэтому в настоящее время в субъектах Российской Федерации, в первую очередь, необходимо строить новые и реконструировать старые спортивные сооружения, так как изменение данного фактора в большей мере будет способствовать росту численности занимающихся физической культурой и спортом.

Наши подсчеты показали, что на один «эквивалент спортивного мастерства» в Российской Федерации в 2006 году расходовалось в среднем 1127,7 рублей. Введенный нами показатель («эквивалент спортивного мастерства») в полной мере можно считать критерием эффективности работы по подготовке разрядников и высококвалифицированных спортсменов, но в настоящее время, к сожалению, объемы финансирования физической культуры и спорта на региональном уровне определяются без учета эффективности данной работы. Федеральному агентству по физической культуре и спорту необходимо обратить самое пристальное внимание на себестоимость подготовки спортивного резерва, чтобы существенно повысить рентабельность спортивной деятельности в Российской Федерации и, соответственно, улучшить показатели физкультурно-спортивного мастерства занимающихся.

Результаты нашего исследования убедительно доказывают важность использования критериев качества физкультурно-спортивной работы, которые, к сожалению, не находят должного внимания в процессе управления отраслью «физическая культура и спорт».

ВЫВОДЫ

В последние годы в Российской Федерации заметно снижается эффективность физкультурно-спортивной работы в субъектах Российской Федерации, несмотря на рост основных показателей развития физической культуры. Необходимо включить

характеристики эффективности развития физической культуры и спорта в формы федерального статистического наблюдения для объективной оценки реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

ЛИТЕРАТУРА

1. Гостев, Г.Р. Физическая культура в субъектах Российской Федерации : монография / Г.Р. Гостев, А.В. Лотоненко, П.П. Струк. - М. : Теория и практика физической культуры, 2004. - 360 с.

2. Информация о развитии физической культуры и спорта в Российской федерации // Сборник официальных документов и материалов. № 6. - М. : Советский спорт, 2007. - С. 43-46.

3. Фетисов, В. А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах / В. А.Фетисов. - М. : Советский спорт, 2005. - 80 с.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫХ И ДОПУСТИМЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК, РАЗВИВАЮЩИХ СКОРОСТНЫЕ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА ФУТБОЛИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Геннадий Сергеевич Лалаков, доктор педагогических наук, профессор,

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

(СибГУФК), г. Омск

Аннотация

В статье рассматривается возможность планирования различных по характеру воздействий, тренировочных средств и целесообразного их дозирования с учетом возрастных особенностей развития двигательных качеств и квалификации футболистов.

Ключевые слова: тренировочная нагрузка, физические качества, процессы восстановления, квалифицированные футболисты.

THE DETERMINATION OF ADVISABLE AND POSSIBLE TRAINING LOADS,

DEVELOPING SPEED AND SPEED-STRENGTH QUALITIES OF HIGH QUALIFICATION FOOTBALL PLAYERS

Gennady Sergeevich Lalakov, doctor of pedagogical sciences, professor,

Siberian state university of physical culture and sports,

Omsk

Abstract

There is discussed the possibility of planning the training methods, differentiated on the character of their influence, and the their dosage advisability with the regard for age peculiarities of moving qualities' development and qualification of football players.

Keywords: training loading, physical qualities, reconstructions' process, higher qualified football-players.

Рассматривая проблему рационализации и нормирования тренировочных нагрузок, следует исходить из того, что она невозможна без комплексного изучения различных сторон тренировочного процесса. Примером может послужить изучение закономерностей воспитания физических качеств в процессе формирования движений у спортсменов. Такие исследования проводились ранее в легкой атлетике, лыжном спорте, фигурном катании, спортивной гимнастике [1, 2, 4].

Успешность тренировочного процесса во многом зависит от своевременности применения различных средств тренировочного воздействия и целесообразной их дозировки [5, 6]. При определении норм двигательной активности необходима строгое дифференцирование в соответствии с возрастом. Учет возрастных особенностей раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.