Научная статья на тему 'Взаимодействие вуза и школы в современных условиях'

Взаимодействие вуза и школы в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
646
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MAINTENANCE (OR SUPPORT) / ОБРАЗОВАНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / РАЗВИТИЕ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ШКОЛА / EDUCATION / COOPERATION / DEVELOPMENT / SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербаков Ю. И.

В статье уделяется внимание необходимости тесного сотрудничества образовательных организаций общего образования и научных подразделений вузов, создание научного школьного центра «Успешное развитие для всех».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN THE UNIVERSITY AND SCHOOLS IN MODERN CONDITIONS

In Article the attention is paid to close cooperation of the educational organizations of the general education and scientific departments of higher education institutions, opening the scientific school center «Successful Development for All».

Текст научной работы на тему «Взаимодействие вуза и школы в современных условиях»

сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы решения вопросов воспитательных практик. При этом важно наличие ряда признаков, характеризующих воспитательную практику как целостный процесс: наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи; социальная и личная значимость, которая вносит вклад в развитие общества и личности; наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для взаимодействия; наличие субъективных (личностных качеств) предпосылок для сотворчества; новизна и оригинальность процесса или результата.

Остаются перспективными исследования педагогических возможностей воспитательных практик и их соотнесенности с культурными практиками в современной отечественной школе, практиками (прецедентами) современного свободного воспитания (в семье, школе, внешкольных учреждениях и детских сообществах). При этом ключом к пониманию содержания и форм свободного воспитания служат открытые, свободные культурные практики ребенка (Н.Б. Крылова).

Воспитательные практики студента приобретают характер сложных жизненных практик, которые обеспечивают психологическое, нравственное, интеллектуальное приращение в ребенке, эффект которого не всегда удается обнаружить, а также самоизменение студента. Необходимо учитывать, что в любой жизненной ситуации находится мыслящий, чувствующий, действующий ребенок и подросток, который изначально должен быть открыт этому влиянию, заинтересованно принимать или не принимать его. Это - свойство «неоднозначности» воспитания, а есть еще и свойство «отдаленности» его эффекта.

Следующее важное обстоятельство, которое необходимо учитывать, - «скрытое» воспитание, «скрытое образование» в целом. Его еще можно назвать по аналогии с фоновым знанием - фоновое воспитание. Это - незаметные для окружающих процессы интуитивного, подсознательного принятия (или непринятия) тех нравственных норм, которые составляют неявное со-

Библиографический список

держание воспитания. При развитой системе воспитательных практик ребенку необходимо не столько воспитание, сколько педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом), событием. Воспитание строится не от задач взрослого, а от жизнедеятельности ребенка, а ребенок - полноправный субъект деятельности, взаимодействия и общения. Содержание воспитательной практики студента определяется не через задания, проверки и оценки, а через собственные культурные практики воспитанника.

Воспитательная практика как вид самостоятельной деятельности, поведения, складывающегося индивидуального жизненного опыта приобретает исследовательский, коммуникативный, художественный, организационный, образовательный, проектный характер. Студент осуществляет «пробу сил» в соответствии с собственными мотивами и индивидуальной программой познавательной и творческой деятельности в стенах вуза, образовательно-развивающей деятельности в школе, практической проектной деятельности вне школы. Для школьника воспитательная практика студента - это ситуативное, самостоятельное, инициируемое взрослыми или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группа, командах, сообществах и общественных структурах - со взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

В этой логике воспитательная деятельность выступает как проектирование собственных изменений будущего педагога, то есть становление самого себя в пространстве взаимодействия с воспитанником.

Таким образом, в условиях воспитательных практик осуществляется становление специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного, компетентного, ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному личностному росту, социальной и профессиональной мобильности, ответственного в решении проблем личности и общества на нравственных началах.

1. Новое воспитание в новой школе / под общ. ред. Н.Е. Щурковой. - М., 2012.

2. Крылова, Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения // Школьные технологии. - 2008. - № 3.

3. Сергеев, Н.К. Подготовка учителя к личностно ориентированной педагогической деятельности (новые аспекты непрерывного педагогического образования) // Личностно ориентированное образование: феномен, концепции, технологии: монография. - Волгоград, 2000.

4. Бондаревская, Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. - 2010. - № 3.

5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.

6. Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация: монография / составит. и науч. ред. проф. В.И. Попова. - Оренбург, 2013.

7. Лузина, Л.М. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. - М., 2001.

8. Попова, В.И. Культурно-просветительский потенциал подготовки бакалавра и магистра // Духовно-нравственное воспитание уч-ся при обучении русскому языку: слово - история - искусство: коллективная монография / отв. ред. д-р пед. наук, проф. А.Д. Дейкина. -М.; Ярославль, 2013.

Bibliography

1. Novoe vospitanie v novoyj shkole / pod obth. red. N.E. Thurkovoyj. - M., 2012.

2. Krihlova, N.B. Individualizaciya rebenka v obrazovanii: problemih i resheniya // Shkoljnihe tekhnologii. - 2008. - № 3.

3. Sergeev, N.K. Podgotovka uchitelya k lichnostno orientirovannoyj pedagogicheskoyj deyateljnosti (novihe aspektih neprerihvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya) // Lichnostno orientirovannoe obrazovanie: fenomen, koncepcii, tekhnologii: monografiya. - Volgograd, 2000.

4. Bondarevskaya, E.V. Antikrizisnaya napravlennostj sovremennogo vospitaniya // Pedagogika. - 2010. - № 3.

5. Federaljnaya celevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 godih.

6. Gumanitarno-pedagogicheskie tekhnologii sovremennogo obrazovaniya: konceptualjnihe podkhodih, razrabotka i aprobaciya: monografiya / sostavit. i nauch. red. prof. V.I. Popova. - Orenburg, 2013.

7. Luzina, L.M. Obthaya strategiya vospitaniya v obrazovateljnoyj sisteme Rossii. - M., 2001.

8. Popova, V.I. Kuljturno-prosvetiteljskiyj potencial podgotovki bakalavra i magistra // Dukhovno-nravstvennoe vospitanie uch-sya pri obuchenii russkomu yazihku: slovo - istoriya - iskusstvo: kollektivnaya monografiya / otv. red. d-r ped. nauk, prof. A.D. Deyjkina. - M.; Yaroslavlj, 2013.

Статья поступила в редакцию 18.01.14

УДК 37.07

Sherbakov U.I. INTERACTION BETWEEN THE UNIVERSITY AND SCHOOLS IN MODERN CONDITIONS. In

Article the attention is paid to close cooperation of the educational organizations of the general education and scientific departments of higher education institutions, opening the scientific school center «Successful Development for All». Key words: Education, cooperation, development, maintenance (or support), school.

Ю.И. Щербаков, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии Московского гос. гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, г. Москва, Е-mail: drpmgopu@bk.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье уделяется внимание необходимости тесного сотрудничества образовательных организаций общего образования и научных подразделений вузов, создание научного школьного центра «Успешное развитие для всех». Ключевые слова: образование, сотрудничество, развитие, сопровождение, школа.

В настоящее время достаточно активно происходят изменения как в структуре управления, так и в содержании системы образования Российской Федерации. Это обусловлено различными обстоятельствами, в том числе и научными подходами к психолого-педагогическим технологиям в деятельности образовательных организаций.

В разных регионах России проводятся исследования, начинают работу экспериментальные площадки, преследующие цель приблизить образование, обучение и воспитание к требованиям, предъявляемым государством, обществом с учётом научного прогресса, инновационных технологий, компетентностного подхода.

В образовательной системе Московского региона происходят позитивные преобразования и в структуре образовательных учреждений, и в содержании их деятельности. Особое внимание в работе данных образовательных организаций уделяется поиску наиболее оптимальных и эффективных путей, обучения и воспитания детей в соответствии с требованиями времени, государственных образовательных стандартов.

Немаловажное значение в этой работе имеет тесное сотрудничество образовательных организаций общего образования и научных подразделений ВУЗов. Ярким примером такого содружества является деятельность ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А. Шолохова и ГБОУ СОШ № 1191 г. Москвы. По инициативе кафедры педагогики и психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, между одним из ведущих вузов и средней общеобразовательной школой был подписан договор о сотрудничестве, целью которого является совершенствование коммуникаций в сфере образования и науки, развитие и продвижение новых форм взаимоотношений между образовательными организациями высшего и общего звена, обеспечение преемственности, непрерывности образования.

Актуальность подобного сотрудничества не вызывает сомнения, так как взаимодействие сторон позволяет создать условия для выполнения требований государственных образовательных стандартов специальностей и федеральных государственных образовательных стандартов направлений подготовки, для конкурентоспособности выпускников на рынке образовательных услуг. Результатом такого взаимодействия, по замыслу организаторов, должно стать создание научного школьного центра «Успешное развитие для всех». Целью центра является психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса в образовательном комплексе, что позволит выявить проблемы, связанные с образованием, наметить пути их решения, а в конечном итоге - повысить уровень качества знаний обучающихся в данном образовательном учреждении.

Как показывает практика, ресурсов образовательного учреждения не всегда оказывается достаточно для формирования личности, готовой адаптироваться к в высокотехнологичному, конкурентному миру. Не вызывает сомнений и тот факт, что вне образовательной системы невозможно решать проблемы подготовки человека к жизни, развития у него качеств, необходимых в условиях научно-технических, социально-экономических, индивидуально-личностных реалий постиндустриального мира. Так же общеизвестно, что среднее образование - это ступенька в системе непрерывного образования подготовки, необходимых обществу работников высокой квалификации. Поэтому системное взаимодействие с высшей школой и тесное сотрудничество с научным центром психолого-педагогического сопровождения «Успешное развитие для всех» становится важной составляющей в образовательном процессе.

Центром психолого-педагогического сопровождения предполагается оказание консультативной и методической помощи всем участникам образовательных отношений: обучающихся и их родителей; разработка научных, методических материалов по вопросам в сфере образования, педагогическим работникам на всех уровнях общего образования: дошкольное отделение, начальной, основной и старшей школы.

Немаловажным является тот факт, что в план-график взаимодействия МГГУ им. М.А. Шолохова и центра психолого-педагогического сопровождения ГБОУ СОШ № 1191, составленного в соответствии с договором, включены мероприятия по организации работы как с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, так и той организация исследований по взаимодействию с семьями обучающих. Кроме того, в рамках повышения квалификации педагогических работников школы предусмотрены научные исследования в рамках государственного федерального стандарта высшего образования.

В плане мероприятий отражены основные проблемы, связанные с инклюзивным образованием, а именно, предполагается проведение семинаров, круглых столов, научных конференций и других мероприятий по актуальным научным проблемам: «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребёнка как в норме, так и с особенностями ... физического развития с использованием интегративных инновационных технологий», «Взаимодействие педагогов с детьми с учётом возрастных особенностей и имеющих трудности в обучении», «Синдром эмоционального выгорания педагогов в процессе их профессиональной деятельности и методы его предупреждения» и др.

Практическая значимость данных мероприятий заключается в проведении индивидуальных консультаций по научным направлениям (преемственность в образовании, инклюзивное образование, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся), а так же в разработке проекта коррекционных образовательных программ на всех уровнях общего образования: дошкольного, начального, основного и старшего уровня.

Отдельного внимания заслуживает и тот факт, что теоретические научные исследования студентов-выпускников, аспирантов и магистрантов кафедры «педагогика и психология» МГГУ им. М.А. Шолохова подтверждаются практикой. В рамках сотрудничества ВУЗа и Школы предусмотрена организация и проведение практики студентов (педагогических специальностей/направлений) во исполнение закона РФ «Об образовании» и Федерального государственного образовательного стандарта ВПО. Таким образом, теоретическое и практическое ознакомление студентов с различными направлениями учебно-воспитательной работы, в том числе с особенностями профилактической и коррек-ционной работы с детьми с особенностями психологического и физического развития, с ограниченными возможностями здоровья является обязательной профессиональной подготовкой.

Организация взаимодействия школы и ВУЗа через создание научного школьного центра психолого-педагогического сопровождения - непростая задача. Она требует больших кадровых и организационных ресурсов, готовности педагогических коллективов образовательных организаций к плотному постоянному взаимодействию по научному, . сопровождению образовательной и инновационной деятельности для обеспечения успешного развития каждого.

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях активных, творчески и неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи.

Деятельность научного школьного центра психолого-педагогического сопровождения в этой ситуации неоценима. Квалифицированные специалисты способны не только оказать помощь ребенку, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью, обеспечивая ему, его семье и педагогам поддержку и содействие в проблемных ситуациях, но и провести комплексную диагностику возможностей и способностей ребёнка, разработать программы преодоления трудностей в обучении, школьной неуспешности и дезадаптации, а также создать условия личностного становления ребенка в целом.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является неотъемлемым элементом гуманизации системы образования России в условиях ее модернизации. В ближайшие годы такое сотрудничество, без всяких сомнений, будет активно развиваться.

Таким образом, сотрудничество кафедры «педагогика и психология» МГГУ им. М.А. Шолохова с ГБОУ СОШ № 1191 г. Москвы позволит обучать и воспитывать детей в соответствии с требова-

ниями времени, а это в свою очередь позволит обеспечить выпускникам школы перспективную и интересную работу в будущем, конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Статья поступила в редакцию 20.01.14

УДК 371:351.851

Bachurina L.V. PROBLEMS OF FORMATION OF ETNO-HUDOZHESTVENNOY OF COMPETENCE OF TEENAGERS IN THE CONDITIONS OF CULTURAL AND REGIONAL OBAZOVATELNA OF THE ENVIRONMENT.

In this article the author considers process of formation of ethno-art competence of younger generation through personal development of the individual by means of assimilation of ethnocultural traditions, valuable orientations, norms of morals, foundations and behavioural stereotypes. Considering questions of ethno-art education of teenagers, the author of article lifts a problem of need of reflection in teaching and educational process of regional art which accumulates in itself all specifics of representation of local conditions, national psychology, spiritual and esthetic experience according to sociohistorical features of edge.

Key words: ethnos, ethnicity, ethnoculture, region, art, regional art, education, educational environment, cultural and regional educational environment, competence, art perception, ethno-art competence, teenagers.

Л.В. Бачурина, аспирант Челябинского гос. педагогического университета, преп. специальных дисциплин,

БУ «Центр искусств для одаренных детей Севера», член творческого союза художников России, г. Ханты-

Мансийск, E-mail: bacha.1960@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье автор рассматривает процесс формирования этно-художественной компетенции подрастающего поколения через личностное развитие индивида посредством усвоения этнокультурных традиций, ценностных ориентаций, норм морали, устоев и поведенческих стереотипов. Рассматривая вопросы этно-художественного воспитания подростков, автор статьи поднимает проблему необходимости отражения в учебно-воспитательном процессе регионального искусства, которое аккумулирует в себе всю специфику представления местных условий, национальной психологии, духовный и эстетический опыт согласно coциaльнo-иcтopичecким особенностям края.

Ключевые слова: этнос, этничность, этнокультура, регион, искусство, региональное искусство, образование, образовательная среда, культурно-региональная образовательная среда, компетентность, художественное восприятие, этно-художественная компетенция, подростки.

Достижения современной педагогической науки позволяют говорить о значительном теоретическом и практическом опыте обучения и воспитания подрастающего поколения посредством использования этно-педагогического потенциала искусства региона. Данное положение выводит в центр исследовательского интереса целой плеяды ученых вопросы формирования этно-художественной компетенции подростков в условиях культурно-региональной образовательной среды.

В контексте данной статьи автор склонен понимать этно-художественную компетенцию подрастающего поколения как личностное развитие индивида посредством усвоения этнокультурных традиций, ценностных ориентаций, норм морали, устоев и поведенческих стереотипов. Анализ научных работ А.Б. Афанасьева, Т.В. Поштаре-вой, Л.А. Щербачевой и других работ, посвященных данной проблеме, показал, что ряд аспектов системы становления этно-художественной компетенции в образовательной среде на материале культуры региона нуждается в дополнительном освещении и уточнении [1; 9; 12].

Для решения данной задачи, прежде всего, выделим сущность и интерпретируем такие понятия как: «искусство» и «регион».

В связи с многозначностью токований категории «искусство» в современной науке, обратимся к работам А.С. Хворос-това, чьи научные изыскания позволяют рассмотреть его как специфическую форму общественного сознания и деятельности человека посредством отражения в художественных образах реальной действительности. Дополним данное высказывание, тем положением, что по своей сути искусство представляет собой один из ведущих способов эстетического освоения окружающего мира, где процесс становления искусства отражает процесса становления личности человека [2; 11].

Обратим внимание, что учение о воспитательном потенциале искусства развивалось на протяжении всей эволюции человеческого общества, где взгляд на этно-художественный компонент культуры c позиций обучения и воспитания был характерен для многих авторитетных педагогов. В частности А.Я. Коменс-кий, развивая идеи воспитания подрастающего поколения средствами искусства, указывал на необходимость приобщения к национальной культуре с самого раннего возраста, что позволяет рассматривать этно-художественное воспитание на национальной основе как действенное средство формирования духовности растущей личности [3; 5].

В свою очередь И.Г. Гердер, признавая равноценность культуры различных эпох, акцентировал внимание на национальной самобытности искусства. Развивая данную идею A.B. Дистервег выдвинул в качестве одного из ведущих принципов обучения и воспитания подрастающего поколения - принцип культуросообразности, включая в его содержание необходимость становления личности человека в соответствии c требованиями передовой культуры и науки [4; 3].

Представленная историческая ретроспектива развития исследуемого вопроса, позволяет сделать вывод о нравственно-воспитательной силе искусства, создающей базу для формирования способности личности познавать и осваивать окружающий мир. Данное положение актуализирует роль народной педагогике в развитии теории эстетического воспитания и образования подростков. Так, по мнению Г.Н. Волкова, педагогика национального развития - это, прежде всего, педагогика этнического самовоспитания, формирующая личность с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства [5; 2].

Акцент на значимость этнокультуры в развитии личности свойственен и педагогической системе К.Д. Ушинского, взял за основу тот факт, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой [6; 10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.