Таким образом, сотрудничество кафедры «педагогика и психология» МГГУ им. М.А. Шолохова с ГБОУ СОШ № 1191 г. Москвы позволит обучать и воспитывать детей в соответствии с требова-
ниями времени, а это в свою очередь позволит обеспечить выпускникам школы перспективную и интересную работу в будущем, конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Статья поступила в редакцию 20.01.14
УДК 371:351.851
Bachurina L.V. PROBLEMS OF FORMATION OF ETNO-HUDOZHESTVENNOY OF COMPETENCE OF TEENAGERS IN THE CONDITIONS OF CULTURAL AND REGIONAL OBAZOVATELNA OF THE ENVIRONMENT.
In this article the author considers process of formation of ethno-art competence of younger generation through personal development of the individual by means of assimilation of ethnocultural traditions, valuable orientations, norms of morals, foundations and behavioural stereotypes. Considering questions of ethno-art education of teenagers, the author of article lifts a problem of need of reflection in teaching and educational process of regional art which accumulates in itself all specifics of representation of local conditions, national psychology, spiritual and esthetic experience according to sociohistorical features of edge.
Key words: ethnos, ethnicity, ethnoculture, region, art, regional art, education, educational environment, cultural and regional educational environment, competence, art perception, ethno-art competence, teenagers.
Л.В. Бачурина, аспирант Челябинского гос. педагогического университета, преп. специальных дисциплин,
БУ «Центр искусств для одаренных детей Севера», член творческого союза художников России, г. Ханты-
Мансийск, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В статье автор рассматривает процесс формирования этно-художественной компетенции подрастающего поколения через личностное развитие индивида посредством усвоения этнокультурных традиций, ценностных ориентаций, норм морали, устоев и поведенческих стереотипов. Рассматривая вопросы этно-художественного воспитания подростков, автор статьи поднимает проблему необходимости отражения в учебно-воспитательном процессе регионального искусства, которое аккумулирует в себе всю специфику представления местных условий, национальной психологии, духовный и эстетический опыт согласно coциaльнo-иcтopичecким особенностям края.
Ключевые слова: этнос, этничность, этнокультура, регион, искусство, региональное искусство, образование, образовательная среда, культурно-региональная образовательная среда, компетентность, художественное восприятие, этно-художественная компетенция, подростки.
Достижения современной педагогической науки позволяют говорить о значительном теоретическом и практическом опыте обучения и воспитания подрастающего поколения посредством использования этно-педагогического потенциала искусства региона. Данное положение выводит в центр исследовательского интереса целой плеяды ученых вопросы формирования этно-художественной компетенции подростков в условиях культурно-региональной образовательной среды.
В контексте данной статьи автор склонен понимать этно-художественную компетенцию подрастающего поколения как личностное развитие индивида посредством усвоения этнокультурных традиций, ценностных ориентаций, норм морали, устоев и поведенческих стереотипов. Анализ научных работ А.Б. Афанасьева, Т.В. Поштаре-вой, Л.А. Щербачевой и других работ, посвященных данной проблеме, показал, что ряд аспектов системы становления этно-художественной компетенции в образовательной среде на материале культуры региона нуждается в дополнительном освещении и уточнении [1; 9; 12].
Для решения данной задачи, прежде всего, выделим сущность и интерпретируем такие понятия как: «искусство» и «регион».
В связи с многозначностью токований категории «искусство» в современной науке, обратимся к работам А.С. Хворос-това, чьи научные изыскания позволяют рассмотреть его как специфическую форму общественного сознания и деятельности человека посредством отражения в художественных образах реальной действительности. Дополним данное высказывание, тем положением, что по своей сути искусство представляет собой один из ведущих способов эстетического освоения окружающего мира, где процесс становления искусства отражает процесса становления личности человека [2; 11].
Обратим внимание, что учение о воспитательном потенциале искусства развивалось на протяжении всей эволюции человеческого общества, где взгляд на этно-художественный компонент культуры c позиций обучения и воспитания был характерен для многих авторитетных педагогов. В частности А.Я. Коменс-кий, развивая идеи воспитания подрастающего поколения средствами искусства, указывал на необходимость приобщения к национальной культуре с самого раннего возраста, что позволяет рассматривать этно-художественное воспитание на национальной основе как действенное средство формирования духовности растущей личности [3; 5].
В свою очередь И.Г. Гердер, признавая равноценность культуры различных эпох, акцентировал внимание на национальной самобытности искусства. Развивая данную идею A.B. Дистервег выдвинул в качестве одного из ведущих принципов обучения и воспитания подрастающего поколения - принцип культуросообразности, включая в его содержание необходимость становления личности человека в соответствии c требованиями передовой культуры и науки [4; 3].
Представленная историческая ретроспектива развития исследуемого вопроса, позволяет сделать вывод о нравственно-воспитательной силе искусства, создающей базу для формирования способности личности познавать и осваивать окружающий мир. Данное положение актуализирует роль народной педагогике в развитии теории эстетического воспитания и образования подростков. Так, по мнению Г.Н. Волкова, педагогика национального развития - это, прежде всего, педагогика этнического самовоспитания, формирующая личность с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства [5; 2].
Акцент на значимость этнокультуры в развитии личности свойственен и педагогической системе К.Д. Ушинского, взял за основу тот факт, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой [6; 10].
Б.Т. Лихачев развивает данную идею, выдвигая положение о том, что вопросы этно-художественного воспитания подростков должны рассматриваться посредством изучения национального характера и национальной культуры «малой родины». Данное заключение соответствует результатам педагогической теории и школьной практики, которые наглядно свидетельствуют, что подрастающее поколение целесообразно знакомить не с искусством «вообще», а с наиболее близким и доступным конкретным его проявлением, где педагогическая деятельность в условиях конкретного региона немыслима без опоры на специфические формы обучения и воспитания детей как представителей определенной национально-культурной среды [7; 6].
Развивая данную идею автор статьи отмечает, что культура региона аккумулирует в себе всю специфику представления местных условий, национальной психологии, своеобразие искусства, духовный и эстетический опыт согласно социально-историческим особенностям края. Другими словами региональное искусство является выражением глубинных представлений народа о мире и человеке, выступает как мощный гуманизирующий фактор в нравственно-эстетическом воспитании и самовоспитании, где изучение художественных произведений региональной направленности создает возможность преодоления личной ограниченности в восприятии человеческого опыта, в познании истины, добра и красоты.
С целью более глубокого представления культурно-региональной среды осуществим интерпретацию категории «регион». Обратим внимание, что В.В. Зыковым выделено пять базовых подходов к его определению, рассмотрев которые, автор статьи выдвигает следующее положение: регион - это административно-территориальное объединение, обладающее спецификой экономической и социальной структуры своего представления. Особенностью региона является и иное духовное отношение к окружающему пространству, на основе чего происходит формирование регионального сообщества как духовной общности людей, состоящей из обособляющихся социальных групп и социальных субъектов [8; 4].
Необходимо отметить, что по своему сущностному содержанию культура региона представляет собой совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик, которые могут быть раскрыты через следующие составляющие:
• система средств по воспитанию и обучению подрастающего поколения на основе этнокультурных традиций, морали, поведенческих норм и прочего;
• система художественно-образного отражения ценностных ориентаций современного общества с точки зрения значимости их этнокультурной составляющей;
• богатство эмоционально-нравственного содержания, соответствующее специфике детского художественного восприятия;
• разнообразие представления жанров, видов и форм этнокультурного материала, обеспечивающих реализацию многоаспектного подхода к решению поставленных педагогических задача.
Данные позиции позволяют говорить об этнопедагогическом потенциале региональной культуры, рассмотрение которого должно быть осуществлено в контексте его использования в процессе формирования этно-художественной компетенции подростков. При этом можно утверждать, что актуализация этнопедагогического потенциала регионального искусства происходит посредством формирования культурно-региональной образовательной среды, сложность определения которой обусловлена многосторонностью ее исследований в различных общественных науках.
Материалы современных исследований и реальная педагогическая практика дают автору основания полагать, что культурно-региональная образовательная среда должна быть определена через соединение элементов структуры этно-художественной образовательной среды в единое целое, в числе которых этническая среда, художественная среда, образовательная среда, культурная среда - с необходимостью анализа каждой из них. Опираясь на определения среды разработанные различными авторами, дадим следующее заключение: среда представляет собой исторически сложившиеся окружающие природные, социально-экономические и социально-бытовые условия, в которых протекает жизнедеятельность человека.
Обратим внимание, что среда, выступая как необходимое условие развития личности, представляется нам важнейшим сред-
ством педагогического процесса, где руководящим принципом педагога должен быть принцип очеловечивания среды вокруг ребенка в том смысле, что пребывание подростка в такой среде будет воздействием на развитие личности в целом и совершенствовать ее отдельные черты и качества. Таким образом, определяя образовательную среду с учетом культурно-регионального компонента, дадим характеристику ее базовым уровням:
1. Общечеловеческий, который не ограничен географическими, историческими или национальными границами. Для школьника данный уровень соотнесен с привычными ему нравственными нормами жизни, в которой идеалы добра, справедливости, миролюбия, взаимопомощи и любви должны стать главными ценностями.
2. Национально-региональный уровень представлен в пределах определенной территории, для которой характерно доминирование этнокультуры коренного народа или многонациональная культура. Обратим внимание, что данный уровень кроме нравственных характеристик общечеловеческого уровня включает территориально-экологические, регионально-культурные художественные ценности;
3. Местный уровень включает в себя ближайшее окружение подростка, куда традиционно относят школу, семью, микросоциум. При этом местный уровень характеризуется специфическим отражением в жизни подрастающего поколения общечеловеческих и этнических норм, что определяется полнотой этнокультурных запросов образовательного учреждения, в котором ребенок проходит обучение.
Следует отметить, что представленные автором уровни рассмотрения среды не консервативны по своей сути и не строго очерчены локально, так как выступают они в органичном единстве. Вместе с тем, сама природа детской среды требует к себе повышенного внимания современных исследователей, так как в ней совмещены природные свойства каждого ребенка с учетом психофизиологических и коммуникативных особенностей возраста.
Основываясь на вышеизложенном, особое значение приобретает определение механизма действия среды на школьника. Опираясь на научные изыскания В.Г. Максимова, диссертант рассматривает его в единстве трех аспектов:
1. Актуализация, обуславливающая значимость воспитательного и обучающего потенциала среды, возможности его использования в практической работе педагога.
2. Персонализация позволяет представлять образовательную среду как сознательно созданные для школьника условия, в которых происходит осмысление всего что создано человечеством, и, в котором в дальнейшем будут пробуждаться эти же чувства и мысли подрастающего поколения.
3. Персонификация среды изначально ориентирует на предложение в рамках учебной деятельности свободной культурной творческой деятельности в тех пределах, которые определены индивидуальностью при активизации всех сущностных сил личности [9; 7].
Таким образом, говоря о культурно-региональной образовательной среде, необходимо отметить, что именно культура выступает тем системообразующим механизмом, который определяет поле деятельности ребенка. При этом, исходя из значимости культуры региона в контексте образовательной среды подрастающего поколения, были разработаны различные подходы к ее рассмотрению и классификации, в числе которых антропологический подход к культуре глубоко проработанный в научных работах М. Мида.
Ученым был исследован детский фольклор различных этнических общностей, в том числе и тех, которые сегодня далеки от цивилизации, что позволило им сохранить этническую самобытность. Основываясь на своих научных исследованиях, М. Мид выделяет следующие типы культур:
> постфигуративная (научиться всему от предшественников);
> конфигуративная (научиться друг у друга);
> префигуративная (взрослым научиться также у своих детей) [10; 8].
Процесс приобщения подростков к искусству региона в структуре культурно-региональной образовательной среды целесообразно рассматривать на следующих уровнях:
1. На микроуровне школьник проживает духовно-нравственные ценности своего микросоциума, а именно семьи, в результате чего подросток приобщается к этнокультуре посредством
освоения определенных форм художественно-творческой деятельности.
2. Мезоуровень связан с постижением искусства различных этнических обществ, характерного для определенного региона, в процессе чего происходит выявление единства представления социокультурных устремлений этнических групп и происходит постижение разнообразия средств художественно-эстетической выразительности.
3. Макроуровень обеспечивает постижение детьми общечеловеческих ценностей посредством осознания ценности регионального искусства.
Рассмотренные вышеизложенные позиции различных ученых на систему формирования этно-художественной компетенции подростков в условиях культурно-региональной образовательной среды позволяют диссертанту выделить следующие ее функции:
• философско-культурологическую функцию, предполагающую формирование этнического самосознания личности, системы ценностных установок и ориентаций подрастающего поколения;
• этико-гуманистическую функцию, предполагающую учет идеи поликультурности современного социума и этики межна-
Библиографический список
ционального общения с позиций гуманизма в содержании образовательных стандартов и способах учебной и воспитательной деятельности, а также культурный опыт человечества в его конкретных этнических формах;
• гуманитарно-гносеологическую функцию, направленную на формированием стойкого активного познавательного интересах подрастающего поколения к ценностям родной этнокуль-туры;
• воспитательно-рефлексивную функцию, нацеленную на становление и развитие духовно-нравственных качества личности учащихся;
• личностно-развивающую функцию, направленную на развитие интереса ребенка к самому себе, формирование системы этнокультурных потребностей, интересов и установок, направленных на осознание подростка себя как личности, субъекта этноса, гражданина российского государства, гражданина мира.
Представленные положения позволяют автору рассматривать культурно-региональную образовательную среду как вocпитaтeльнo-oбpaзoвaтeльнoe пространство этно-культуры, эмoциoнaльнo-нpaвcтвeннoe воздействие которой является стимулом к формированию этно-худо-жественной компетенции подрастающего поколения.
1. Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Проблемы педагогики и психологии. - 2009. - № 3.
2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика чувашей. - Чебоксары, 1997.
3. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977.
4. Зыков, В.В. Социальный институт профессионального образования и регион: монография: в 2 ч. - Тюмень, 2001.
5. Коменский, Я.А. Избр. пед. соч.: в 2 т. - М., 1982. - Т.1.
6. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М., 1985.
7. Максимов, В.Г. Профессионально-творческая направленность личности учителя: теория и практика воспитания. - М., 1996.
8. Мид, М. Культура и мир детства. - М., 1988.
9. Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Владикавказ, 2009.
10. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М., 1945.
11. Хворостов, A.C. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1983.
12. Щербачева, Л.А. Формирование этнокультурной компетентности подростков на материале искусства Уральского региона: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006.
Bibliography
1. Afanasjeva, A.B. Ehtnokuljturnoe obrazovanie: suthnostj, struktura soderzhaniya, problemih sovershenstvovaniya // Problemih pedagogiki i psikhologii. - 2009. - № 3.
2. Volkov, G.N. Ehtnopedagogika chuvasheyj. - Cheboksarih, 1997.
3. Gerder, I.G. Idei k filosofii istorii chelovechestva. - M., 1977.
4. Zihkov, V.V. Socialjnihyj institut professionaljnogo obrazovaniya i region: monografiya: v 2 ch. - Tyumenj, 2001.
5. Komenskiyj, Ya.A. Izbr. ped. soch.: v 2 t. - M., 1982. - T.1.
6. Likhachev, B.T. Teoriya ehsteticheskogo vospitaniya shkoljnikov. - M., 1985.
7. Maksimov, V.G. Professionaljno-tvorcheskaya napravlennostj lichnosti uchitelya: teoriya i praktika vospitaniya. - M., 1996.
8. Mid, M. Kuljtura i mir detstva. - M., 1988.
9. Poshtareva, T.V. Formirovanie ehtnokuljturnoyj kompetentnosti uchathikhsya v poliehtnicheskoyj obrazovateljnoyj srede: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Vladikavkaz, 2009.
10. Ushinskiyj, K.D. Izbrannihe pedagogicheskie sochineniya. - M., 1945.
11. Khvorostov, A.C. Edinstvo trudovogo i ehsteticheskogo vospitaniya shkoljnikov v processe zanyatiyj dekorativno-prikladnihm iskusstvom: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 1983.
12. Therbacheva, L.A. Formirovanie ehtnokuljturnoyj kompetentnosti podrostkov na materiale iskusstva Uraljskogo regiona: dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2006.
Статья поступила в редакцию 21.01.14
УДК 378. 02: 372. 8
LeifaA.V., Pshenichnikova E.V. MODELING OF PEDAGOGICAL PROCESS OF FORMATION PROFESSIONALISM OF THE BACHELOR OF THE TECHNOLOGIST. In work approach to process of vocational training of the bachelor of the technologist in higher education institution, as to the first level of formation of professionalism of future technologist of light industry is considered; definition of the concept «formation of professionalism of the bachelor of the technologist in higher education institution» is given; the author's model of formation of professionalism of the bachelor of the technologist reveals, the main components of formation of professionalism of the bachelor of the technologist in higher education institution and criterion of their formation are defined.
Key words: professionalism formation, competence-based approach, pedagogical conditions, the professional and reflexive training environment, creative inclusiveness, components and criteria of formation of professionalism.
А.В. Лейфа, д-р пед. наук, проф., проректор по научной работе Амурского гос. университета, г. Благовещенск, E-mail: [email protected]; Е.В. Пшеничникова, ст. преп. каф. «Конструирования и технологии одежды» Амурского гос. университета, г. Благовещенск, E-mail: [email protected]