под конструктивной социализацией исследователи стали понимать преобразование личностью себя и окружающего мира [3].
В ходе исследования мы осуществляли поиск ответа на вопрос: почему в реальности, несмотря на глубокие психофизиологические изменения, трудности возраста и жизненные ситуации: у одних подростков происходит дезадаптированность, а у других нет. Мы основывались на положениях Г.М. Андреевой, расширившей представления о роли личности в процессе социализации как субъекте социализации [4]. Для нашего исследования существенное значение имел перенос акцента в социализации Н.Ф. Головановой, с усвоения социальных норм на осознанный выбор ценностей и своего стиля жизни [5], что существенно в понимании целостности личности и ее активной конструктивной роли во взаимодействии с окружающими при осуществлении профилактики гендерной дезадаптированности подростков.
Профилактика гендерной дезадаптированности подростков на основе целостного подхода «...переводит восприятие человека в сферу его внутренней активности, деятельности, субъек-тности - в сферу Бытия» [6, с. 21], обусловливает возрастание независимости личности от возникающих жизненных ситуаций, «меньшую восприимчивость» к внешним факторам, большую ориентированность на свой внутренний мир. Профилактическая работа, обладающая характеристикой целостности, более эффективно способствует развитию адаптированности, «вытесняющей» у подростков ситуативные примитивные, вредные для личностного развития ориентиры, более значимыми ценностями, ведущими к полноценному и целостному развитию личности, «воспитанию новой личности с высокими интенциями открытости и адаптивности к различным гендерным культурам, приоритетами миролюбия и эгалитаризма во всех сферах жизни, способной к индивидуальному жизненному выбору в динамично развивающемся современном обществе» [7], препятствующими дезадаптированности, гендерной дезадаптированности посредством педагогической поддержки системы взаимоотношений: с самим собой и окружающими его людьми (взрослыми и сверстниками обоего пола).
В ходе исследования, проведенного научно-исследовательским Центром гендерных исследований (ЦГИ) ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» при личном участии автора статьи как сотрудника ЦГИ в результате экспериментальной работы в МОУ «Центр допол-
Библиографический список
нительного образования детей «Славянка», МОУ СОШ № 84, № 35 г. Волгограда, было выявлено, что педагогическая профилактика препятствует развитию гендерной дезадаптированнос-ти. У подростков не закрепляются гендерные стереотипы, приветствующие в мужчине только гнев, агрессию, а предлагаются активные формы обучения, самовыражения, в которых обида, разочарование, страх, печаль, волнение переживаются безопасно, без давления и порицания окружающих, осуществляемые в игре, театрализации и др. Подростки не теряют часть самих себя, не «приносят в жертву» почитаемому в обществе культу традиционной («гегемонной») маскулинности (мужественности), а сохраняют и развивают целостность своей личности.
Для практического изучения гендерной позиции как способа профилактики гендерной дезадаптированности подростка мы используем диагностические методики: сочинение «Мое отношение к мужественности (маскулинности) и женственности (фе-мининности)», незаконченные предложения: «Разные, но равные» это.....», тест WZT (Wartegg Zeichentest) - проективная
методика исследования личности Э. Вартегга. Обработка результатов основывается на полученных показателях.
Педагогическая профилактика осуществляется в условиях дополнительного образования в ходе занятий творческих кружков и спортивных секций, наполненных гендерным содержанием. Мы не ограничиваем как мальчиков, так и девочек традиционно считавшимися «женскими» и «мужскими» видами деятельности, спорта и творчества (кулинария, пение, драма, танцы и фотография, борьба, компьютерные технологии и др.), в ходе которых взрослеющий человек осмысливает собственное поведение и стремится к самореализации, учится защищаться от негативных социальных влияний и справляться с внутрилично-стными конфликтами. Для этого мы применяем различные механизмы профилактики гендерной дезадапатированности подростков: блокирование, воздействие на среду, нейтрализация, ограничение и др., применение которых является уместным, своевременным и соответствует реальной ситуации гендерной дезадаптированности как вида девиации и глубины проявления, что дает основание считать педагогическую профилактику ген-дерной дезадаптированности подростков на основе целостного подхода перспективной для дальнейшего изучения и реализации в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
1. Лоуэн. А. Удовольствие: творческий подход к жизни / пер. с англ. - М., 2011.
2. Ильин, В.С. Проблемы теории педагогических систем с позиций целостного подхода // Известия ВГПУ. - 2007. - № 1 (19). - Сер. «Педагогические науки».
3. Столярчук, Л.И. Гендерный подход к педагогическому образованию в вузе // Известия ВГПУ. - 2011. - № 8(62). - Сер. «Педагогические науки».
4. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М., 1980.
5. Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое // Педагогика. - 1998. - № 5.
6. Борытко, Н.М. Гуманитарно-целостный подход в педагогическом исследовании // Известия ВГПУ. - 2011. - № 8 (62). - Сер. «Педагогические науки».
7. Гендерное образование: учеб. пособ. / под ред. Л.И. Столярчук. - Краснодар, 2011. Bibliography
1. Louehn. A. Udovoljstvie: tvorcheskiyj podkhod k zhizni / per. s angl. - M., 2011.
2. Iljin, V.S. Problemih teorii pedagogicheskikh sistem s poziciyj celostnogo podkhoda // Izvestiya VGPU. - 2007. - № 1 (19). - Ser. «Pedagogicheskie nauki».
3. Stolyarchuk, L.I. Gendernihyj podkhod k pedagogicheskomu obrazovaniyu v vuze // Izvestiya VGPU. - 2011. - № 8(62). - Ser. «Pedagogicheskie nauki».
4. Andreeva, G.M. Socialjnaya psikhologiya. - M., 1980.
5. Golovanova, N.F. Socializaciya shkoljnikov kak yavlenie pedagogicheskoe // Pedagogika. - 1998. - № 5.
6. Borihtko, N.M. Gumanitarno-celostnihyj podkhod v pedagogicheskom issledovanii // Izvestiya VGPU. - 2011. - № 8 (62). - Ser. «Pedagogicheskie nauki».
7. Gendernoe obrazovanie: ucheb. posob. / pod red. L.I. Stolyarchuk. - Krasnodar, 2011.
Статья поступила в редакцию 02.08.14
УДК 371
Balyasnikova L.V., Vasilieva S.I. LITERARY WORKSHOPS AS A FORM OF CREATING CONDITIONS FOR PERSONAL GROWTH OF PUPILS IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION. The paper analyzes a problem of development of subject (individual) growth of pupils by upbringing means in a school in the context of a Federal State Educational Standard. The article demonstrates the experience of a social partnership of a school, a higher educational institution, representatives of culture, art, public institutions the name of which is a school scientific centre of "Successful development for everybody".
Key words: education, subject experience, creative work, cooperation, development, school.
Л.В. Балясникова, канд. психол. наук, методист гос. бюджетного образовательного учреждения «Центр педагогического мастерства», г. Москва, E-mail: [email protected]; С.И. Васильева, заслуженный учитель РФ, директор гос. бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1191», г. Москва, E-mail: [email protected]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ МАСТЕРСКИЕ КАК ФОРМА СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ
ДЛЯ СУБЪЕКТНОГО РОСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В статье анализируется проблема развития субъектности обучающихся средствами воспитательной работы в контексте реализации ФГОС ООО, авторами описаны первые шаги взаимодействия школы, ВУЗа, представителей культуры, искусства, общественных организаций в рамках социального партнерства научного школьного центра «Успешное развитие для всех».
Ключевые слова: образование, воспитание, субъектный опыт, творчество, сотрудничество, развитие, школа.
Проблема субъектного опыта обучающихся, самостоятельности современного ребенка, его включенности в социально-значимую деятельность в контексте подготовки к адаптации и взаимодействию с изменяющимися условиями жизни для достижения общественного прогресса и личного успеха сегодня рассматривается как одна из приоритетных задач образования. Федеральные государственные стандарты общего образования предполагают «обеспечение: формирования российской гражданской идентичности обучающихся; <...> доступности получения качественного основного общего образования; <...> духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья; условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности» [1].
Личностно значимая деятельность это всегда то, что согласуется с внутренними интересами личности, что ее формирует, что делает целостной, полной в реализации имеющихся способностей. Организация условий для такой деятельности обучающихся и есть сегодняшняя задача современной школы. О необходимости специально созданных условий индивидуализации и рефлексивного потенциала размышлял Сократ еще в IV веке до н.э. Развивая мысль о самоусовершенствовании личности и развитии ее способностей, он разработал специальный метод обучения - эврестическую беседу. Уже тогда Сократ указывал на роль специально созданных условий для развития душевных сил ученика с учетом его склонностей и способностей.
Сегодня в школе есть большое количество кружков и секций дополнительного образования, однако, погружение в профессиональную среду, общение с выдающимися представителями профессии, внешняя оценка и реагирование на собственное творчество дают ребенку эмоциональный заряд, вовлечение в творческий процесс, повышение мотивации, что конечно отражается на общей активности, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Создание условий для такого развития в образовательном учреждении сегодня возможно при организации социального партнерства между представителями науки, культуры, искусства. В ГБОУ Школа №1191 Москвы результатом стратегического партнерства кластерного типа между школой и ФГбОу ВПО МГГУ им. М.А. Шолохова стало создание Школьного научного центра (ШНЦ) «Успешное развитие для всех» (научный руководитель Щербаков Ю.И., д-р пед. наук, проф.), функционирующего по 5 основным программам «Я - гражданин земли российской», «Дети, литература, театр и музыка», «Дети и ИКТ», «Дети и музеи», «Дети, спорт и здоровье» и базовой кафедры психолого-педагогического образования (БК ППО). «Актуальность подобного сотрудничества не вызывает сомнения, так как взаимодействие сторон позволяет создать условия для выполнения требований государственных образовательных стандартов специальностей и федеральных государственных образовательных стандартов направлений подготовки, для конкурентоспособности выпускников на рынке образовательных услуг» [2]. Задача Школьного научного центра и базовой кафедры психолого-педагогического образования на сегодняшний день - это интеграция научных подходов, современных психолого-педагогических технологий с практическими приемами деятельности педагогов и системой воспитательной работы в Школе, научно-методическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности
школьников, сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, совместные научные исследования проблем в образовательной деятельности Школы и поиски эффективных путей их решения.
Понимая необходимость развития способностей ребенка через получение субъектного опыта, сотрудники ШНЦ «Успешное развитие для всех» и БК ППО разработали новую форму активизации творческого потенциала и субъектной активности обучающихся через программу «Дети, литература, театр и музыка» с учетом проблем и потребностей участников образовательного процесса.
Понятие «субъектный опыт» означает опыт жизнедеятельности, приобретенный ребенком до школы и в период школьного обучения в конкретных условиях семьи, окружающей среды, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей Субъектный опыт называют особенным, личным, индивидуальным, жизненным т.п.
По мнению В.И. Слободчикова, субъективность - это та категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека [3]. Автор отмечает, что субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностными свойствами этого процесса является способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий [3].
Для создания условий развивающей личностно-ориентиро-ванной среды по направлению «Дети, литература, театр и музыка» руководителем школьного научного центра «Успешное развитие для всех» Меркель Е.В., канд. пед. наук, методистом по научной работе в Школе было организовано сотрудничество с Московским отделением Петровской академией наук и искусств, представителями Московской городской организации Союза писателей России, ГБОУ ЦО № 1679. Директор В.Н. Про-свиркин, канд. пед. наук, ООО Центр развития человека «Успешный человек будущего», рук. Емельянова Е.В., канд. пед. наук. Творческой группой педагогов, писателей и поэтов под руководством заместителя директора по воспитательной работе Хавановой Т.Е. разработаны, организованы и проведены 2 литературные мастерские по темам: «Нравственный выбор молодого человека» и «Моя Россия».
Формат литературной мастерской предполагает взаимодействие школьников с мастером (поэтом, писателем). Для этой цели, в рамках взаимодействия, были приглашены представители Московского отделения Петровской академии наук и искусств и Московской городской организации Союза писателей России. Мастерские проходили в интерактивной форме, где каждый ученик мог попробовать себя в роли писателя или поэта. 1-ая литературная мастерская проводилась на примере рассказа Розы Шорниковой «Время собирать камни», с приемом дописывания неоконченного произведения и обоснования собственной позиции. Администрацию школы и сотрудников ШНЦ «Успешное развитие для всех», БК ППО интересовал вопрос о том, какие представления у сегодняшнего подрастающего поколения о нравственном выборе, а также, какие изменения происходят в личностном плане учеников, если подготовить специально организованную среду для обсуждения вопросов нравственности.
Таблица 1
Результаты опроса участников литературной «Нравственный выбор молодого человека» мастерской до и после проведения
Вопросы / время проведения Задумываешься ли ты, какой ты делаешь выбор в поступках Помогал ли ты делать нравственный выбор (поступок) своему другу, близкому человеку Как ты считаешь, важна ли нравственная позиция современному школьнику
До литературной мастерской «Да»- 14% «Не знаю» - 28% «Нет» - 58% «Да»- 14% «Не знаю» - 28% «Нет» - 58% «Да» - 14% «Не знаю» - 38% «Нет» - 48%
После проведения литературной мастерской «Да» - 64% «Не знаю» - 28% «Нет» - 8% «Да» - 42% «Не знаю» - 40% «Нет» - 18% «Да» - 58% «Не знаю» - 38% «Нет» - 4%
Таблица 2
Результаты опроса участников литературной мастерской «Моя Россия» до и после проведения
Вопросы / время проведения Задумываешься ли ты, что для тебя Россия Можешь ли ты что-нибудь сделать для России Хочешь ли ты что-нибудь сделать полезного для России
До литературной мастерской «Да»- 14% «Не знаю» - 28% «Нет» - 58% «Да»- 4% «Не знаю» - 56% «Нет» - 40% «Да» - 24% «Не знаю» - 76% «Нет» - 0%
После проведения литературной мастерской «Да» - 64% «Не знаю» - 28% «Нет» - 8% «Да» - 56% «Не знаю» - 46% «Нет» - 8% «Да» - 78% «Не знаю» - 22% «Нет» - 0%
2-ая литературная мастерская проходила в формате обсуждения фрагментов произведений собственного сочинения учеников разных школ по теме «Моя Россия», с высказыванием своего отношения как гражданина России. Что бы помочь подросткам выражать свое мнение и отношение к обсуждаемой теме, использовались рефлексивные вопросы, которые касались не только эмоционального отношения к тому или иному произведению, персонажу, но и собственных наблюдений, средств выражения чувств к Родине, к семье, к близким.
Для сравнения уровня осознанности данной темы и влияния атмосферы литературной мастерской на понимании своей роли как гражданина России, мы провели опрос до и после проведения мастерских.
Анализируя данные пороса, мы видим, как изменяется позиция участников мастерской по отношению к себе, к своему внутреннему выбору, к позиции гражданина в сторону идентификации, осознанности. Учитывая особенности ведущей деятельности школьников в данном возрасте и активное использование информационных ресурсов в повседневной жизни, для расширения открытости обсуждения, обе литературные мастерские проходили с применением технологии веб-трансляции на платформе www.preemstvennost.ru. Такая форма позволила принимать участие не только детям и педагогам из других образовательных учреждений, из других регионов, но и детям, находящимся дома по какой-либо причине. Формат межрегионального
Библиографический список
общения дает возможность ученикам выйти за рамки своего «Я», посмотреть на себя глазами своих сверсников из других 48 регионов Российской Федерации.
Сегодняшние социально-экономические преобразования в обществе выявили потребность в людях активных, творчески и системно-мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Опыт проведения литературных мастерских, показал значимость для современного подростка, юноши проблемы нравственных ценностей, уважения себя и других, отношения к миру.
Таким образом, погружаясь в атмосферу творчества с представителями культуры, искусства у детей, склонных к писательской и поэтической деятельности, появилась возможность поделиться своим творчеством и послушать произведения не только мастеров слова, но и таких же, как они учеников; а у детей, которые пока не пробовали себя в этом направлении появилась возможность побывать в сообществе любителей литературного творчества, выразить свое отношение к позиции того или иного автора, попробовать собственные силы в написании рассказа или стихотворения. Все это, безусловно, помогает ученикам в формировании субъектной активности, обретения смыслов, ценностей и внутренних ориентиров, что позволяет создать условия для выполнения требований государственных образовательных стандартов.
1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Э/р]. - Р/д: Ь|Нр://минобрнауки.рф/ %D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1 %82%D1 %8B/938
2. Щербаков, Ю.И. Взаимодействие вуза и школы в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1(44).
3. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. по-соб. для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 1995.
Bibliography
1. Federaljnihe gosudarstvennihe obrazovateljnihe standartih obthego obrazovaniya [Eh/r]. - R/d: http://minobrnauki.rf/ %D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1 %82%D1 %8B/938
2. Therbakov, Yu.I. Vzaimodeyjstvie vuza i shkolih v sovremennihkh usloviyakh // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - № 1(44).
3. Slobodchikov, V.I. Osnovih psikhologicheskoyj antropologii. Psikhologiya cheloveka: Vvedenie v psikhologiyu subjhektivnosti: ucheb. posob. dlya vuzov / V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev. - M., 1995.
Статья поступила в редакцию 10.09.14