и рост знаний будущего специалиста туристского профиля за определенный период времени); рейтинговую (позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения).
Одним из разновидностей программно-методического обеспечения являются электронные образовательные издания и ресурсы.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс актуализирует разработку и использование в курсе «Информационные технологии управления социально-культурной деятельностью» специализированных образовательных электронных изданий и ресурсов.
В настоящее время многие учебные заведения самостоятельно занимаются разработкой собственных электронных ресурсов различного назначения и применяют их в учебном процессе. Созданием подобных продуктов для различных типов учебных заведений занимаются и специализированные организации такие, как, например: «1С», «Кирилл и Мефодий», «Физи-кон», «Медиахауз», «Просвещение-Медиа» и другие. Тем самым образовательные издания и ресурсы получили большое распространение в области индивидуальной подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, при организации различных видов дистанционного и смешанного обучения. В качестве образовательных изданий и ресурсов могут выступать учебники, учебные пособия, методические пособия, курсы лекций, рефераты, сборники задач и упражнений, а также другие источники. Учебные материалы должны отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.
Библиографический список
Образовательные электронные издания и ресурсы может представлять собой совокупность взаимосвязанных унифицированных электронных средств учебного и(или) методического назначения. В качестве компонентов их могут выступать образовательные электронные издания, публикуемые в телекоммуникационных сетях, адаптированные к психолого-возрастным особенностям обучаемых, содержание систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающие творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области, а также предоставляющие в распоряжение педагогов практическую методологию реализации учебного процесса. Электронные издания представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в сети Интернет. В этом случае образовательным электронным изданием является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области.
Нами разработан и апробируется электронный учебно-методический комплекс «География туризма» для специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность», который размещен на сайте портала дистанционного обучения «СКИФ» Донского государственного технического университета (http://skif.donstu.ru) в разделе «Дагестанский государственный педагогический университет».
1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1997. Bibliography
1. Ozhegov, S.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - M., 1997.
Статья поступила в редакцию 22.07.14
УДК 371
Merkel Ye.V., Semikopnaya N.P. THE BASE DEPARTMENT AND THE SCHOOL SCIENTIFIC CENTER - NEW METHODS OF FORMING CIVIL-LEGAL CULTURE OF LEARNERS AND STUDENTS. The article describes the main directions of cooperation in the framework of the strategic partnership of a cluster-like type between the base department of psychology and teacher education of MGGU n.a. M. A. Sholokhov and "The successful development for all", a School Scientific Center of School №1191 in Moscow, to build civil-legal culture of learners and students. Educational activities in this direction help all participants of educational relations - learners, students and teaching staff - to develop successfully, obtain continuing professional education.
Key words: strategic partnership of a cluster-like type, base department, school research center, civil-legal culture of learners and students, successful development of students, and teachers in educational relations.
Е.В. Меркель, почетный работник общего образования РФ, руководитель ШНЦ, методист по научной работе ГБОУ Школа № 1191, г. Москва, E-mail: [email protected]; Н.П. Семикопная, отличник образования, руководитель ВР ГБОУ Школа № 1191, г. Москва, E-mail: [email protected]
БАЗОВАЯ КАФЕДРА И ШКОЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР - НОВЫЕ ФОРМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ
В статье раскрываются основные направления сотрудничества в рамках стратегического партнерства кластерного типа между базовой кафедрой психолого-педагогического образования ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А. Шолохова Школьным научным центром «Успешное развитие для всех» ГБОУ Школа № 1191 г Москва по формированию гражданско- правовой культуры обучающихся и студентов. Образовательная деятельность в этом русле помогает всем участникам образовательных отношений: обучающимся, студентам и педагогическим работникам успешно развиваться, получать непрерывное профессиональное образование.
Ключевые слова: стратегическое партнерство кластерного типа, базовая кафедра, школьный научный центр, гражданско-правовая культура обучающихся и студентов, успешное развитие участников образовательных отношений: обучающихся, студентов, педагогических работников.
Воспитание и обучение детей и молодежи всегда являлось одним из приоритетов образовательной политики Российской Федерации и города Москвы как столичного региона. Гражданское общество и государство всерьез обеспокоены проблемами духовно-нравственного развития подрастающих поколений москвичей, формирования их российской идентичности, преодоления экстремистских настроений в детской среде. Все это актуализирует необходимость осуществления эффективных практических действий в сфере обучения и воспитания, реализации согласованной программы обучения и воспитания во всех столичных округах. Одним из путей решения этой проблемы в нашей школе № 1191 г. Москвы (директор - Васильева С.И., заслуженный учитель РФ) мы видим стратегическое партнерство кластерного типа, которое осуществляется в нашей образовательной организации под научным и психолого-педагогическим сопровождением базовой кафедры психолого-педагогического образования ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А. Шолохова (ректор Нечаев В.Д., д-р пед. наук, проф.) и Школьного научного центра «Успешное развитие для всех», научным руководителем которого является Щербаков Ю.И., д-р пед. наук, проф., а руководителем - Меркель Е.В., методист по научной работе. «Актуальность подобного сотрудничества не вызывает сомнения, так как взаимодействие сторон позволяет создать условия для выполнения требований государственных образовательных стандартов специальностей и федеральных государственных образовательных стандартов направлений подготовки, для конкурентоспособности выпускников на рынке образовательных услуг» [1].
Нами разработана и реализуется программа «Преемственность для успешного развития обучающихся и студентов», включающая подпрограммы «Я - гражданин земли Российской», координаторы Меркель Е.В., Семикопная Н.П., «Дети, литература, театр и музыка», координатор Хаванова Т.Е., «Дети и ИКТ», координатор Яценко О.В., «Дети, спорт и здоровье», координатор Мышкин В.Н., Шендановин Ю.С., «Дети и музеи», координатор Семикопная Н.П. В своей работе мы стараемся прежде всего руководствоваться целями по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников, что позволяет формировать у них стремление добиваться хороших знаний и умений, а это, в свою очередь, способствует обеспечению качества образовательной деятельности в целом. Одной из таких программ является программа «Я - гражданин земли Российской», данный документ разработан в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития личности гражданина России. «Воспитание же гражданственности, столь актуальное сегодня, нуждается в поддержке и целостном, системном педагогическом представлении как относительно сущности, так и процесса» [2].
Участники Школьного научного центра, реализуя программу «Я - гражданин земли Российской», системно подходят к формированию гражданской позиции обучающегося, создают условия для его самопознания и самовоспитания, самореализации и социализации в современном обществе, проводят акции, флэш-мобы, конкурсы проектных работ гражданско-патри-отической направленности, по формированию гражданско-правовой культуры. В рамках реализации программы проведены такие мероприятия:
• Акции «Вахта памяти», «Моя малая Родина», «День Земли», «Акция - Забота», «Акция - ель Победы».
• Вечера: «Мы помним те года», «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы «Родные просторы, родная Земля», «Поэты о России!».
• Спортивные праздники: «Салют, Победа!» - вручение приписных свидетельств допризывной молодёжи, «Салют Олимпиада!»
• Шефство над ветеранами ВОВ 1941-1945 гг..
• ■ Экскурсии по памятным местам городов Москвы и Волоколамска, поездка с ветеранами ВОВ в Ельню «Битва за подступы к Москве».
• Встречи с участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими Российской Армии и офицерами запаса.
• Уроки мужества «Они защищали Москву».
• Игры, диспуты, олимпиады к 70-летию Сталинградской битвы, Блокады Ленинграда, Курской дуги.
Содержание гражданско-патриотического воспитания органически связано с воспитанием нравственным, интеллектуальным и трудовым, с решением всех задач всестороннего развития личности школьника, поэтому проводить эту работу необходимо только комплексно, включая работу над социально значимыми проектами: «Подвиг Зои Космодемьянской», «Героический блокадный Ленинград», «Курская дуга», «70 лет Сталинградской битве», «За нами Москва - отступать некуда».
Работа в Школьном научном центре «Успешное развитие для всех» позволяет педагогическим работникам нашего образовательного комплекса принимать активное участие в заседаниях, встречах, семинарах по инновационным, прорывным, актуальным вопросам образовательной и воспитывающей деятельности. Социальный успех - это осознанная ориентированность человека на непрерывное развитие, на реализацию личного стремления обрести дело своей жизни, отвечающее социальным ожиданиям общества. Нашим педагогическим работникам в образовательном комплексе принадлежит ключевая роль - профессионально и творчески организовывать образовательную деятельность с обучающимися, внедрять инновационные технологии, воспитывать у школьников стремление к новым знаниям.
Стратегическое партнёрство кластерного типа школы с кафедрой психолого-педагогического образования ФГБОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова» под руководством Щербакова Юрия Ивановича, д-ра пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии позволяет реализовывать новые подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Научное и психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности с обучающимися Школы № 1191 и студентами ФГБОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова» помогает моделировать и творить креативную среду школы, в которой Личность воспитывает Личность: человеческую и духовно-нравственную, жизнелюбивую и умную, здоровую и творческую, словом, социализированную, способную не просто адаптироваться в обществе, но быть социально успешной. Нам, педагогическим работникам школы, руководителям разных направлений были профессионально интересны и полезны семинары практической направленности, проведенные сотрудниками кафедры: Бо-
лотовой Натальей Петровной, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии МГГУ им. М.А. Шолохова по теме «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка как в норме, так и с особенностями психического и физического развития, с использованием интегративных инновационных технологий»; семинар по теме «Взаимодействие педагогов с детьми с учетом возрастных особенностей и имеющих трудности в обучении», проведенный Корниенко Еленой Евгеньевной, старший преподаватель педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова; семинар-практикум по теме «Инновационные технологии и духовно-нравственное развитие и воспитание современных подростков», проведенный Барышовым Д.П., канд. техн. наук, доц. каф. педагогики и психологии МГГУ им. М.А. Шолохова. Совместная работа по созданию научно-методических материалов и представления всей деятельности на информационных пространствах кафедры педагогики и психологии http://mggu-sh.ru/ped/kafedra-pedagogiki-i-psikhologii и Школы http://sch1191sz.mskobr.ru/obrazovanie/innovacionnaya_i_e_ ksperimental_naya_deyatel_nost/
Библиографический список
Следует отметить, что именно союз педагогической науки с практикой позволяет эффективно осуществлять процесс формирования гражданско-правовой культуры школьников, способствует обеспечению научного подхода к организации работы в этом направлении с родителями обучающихся, а значит, в целом, способствует формированию гражданского общества, демократического уклада жизни школы, повышению профессиональной и правовой компетентности педагогических работников [3]. Взаимодействие науки и педагогических работников позволяет обеспечить психолого-педагогического сопровождение образовательной и воспитывающей деятельности, помогает обучающимся и студентам в успешной социализации в современном обществе, а педагогическим работникам - развивать профессиональные компетенции и повышать квалификацию, в целом, стратегическое партнерство кластерного типа помогает всем участникам образовательных отношений успешно развиваться, что безусловно формирует их гражданско-правовую культуру и позволяет активно участвовать в формировании гражданского общества.
1. Щербаков, Ю.И. Взаимодействие вуза и школы в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1(44).
2. Князев, А.М. Гражданственность / А.М. Князев, В.С. Сорокин. - М., 2013.
3. Меркель, Е.В. Союз науки и практики в формировании гражданско-правовой культуры обучающихся // Реформы российского образования и перспективы инновационных образовательных технологий: сб. материалов межвузовской научно-практич. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов, педагогов-практиков, студентов (29 апреля2014 года) / под. ред. Л.В. Козиловой. - М., 2014. - Ч. 2.
Bibliography
1. Therbakov, Yu.I. Vzaimodeyjstvie vuza i shkolih v sovremennihkh usloviyakh // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - № 1(44).
2. Knyazev, A.M. Grazhdanstvennostj / A.M. Knyazev, V.S. Sorokin. - M., 2013.
3. Merkelj, E.V. Soyuz nauki i praktiki v formirovanii grazhdansko-pravovoyj kuljturih obuchayuthikhsya // Reformih rossiyjskogo obrazovaniya i perspektivih innovacionnihkh obrazovateljnihkh tekhnologiyj: sb. materialov mezhvuzovskoyj nauchno-praktich. konf. prepodavateleyj, aspirantov, magistrantov, pedagogov-praktikov, studentov (29 aprelya2014 goda) / pod. red. L.V. Kozilovoyj. - M., 2014. - Ch. 2.
Статья поступила в редакцию 21.07.14
УДК 37.02:78
Ovsyannikova O.A. ORGANIZATION OF THE JOINT RESEARCH PROJECT WITH THE STUDENTS MAJORING IN MUSIC EDUCATION WITHIN THE SCHOOL SUBJECT OF ARTS. The paper considers possibilities of professional training of teachers who teach Arts by expanding the professional duties of Music teachers, the acquisition of professional knowledge and skills within a university's and a secondary school's collective research projects. The work describes the practical experience of organization of projects in Arts classes and distinguishes its stages.
Key words: collective research project, subject of Arts, stages of a project, expansion of professional functions of a Music teacher.
О.А. Овсянникова, канд. пед. наук, доц. каф. музыкального образования Тюменского гос. университета,
г. Тюмень, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО»
В работе рассматриваются возможности подготовки профессиональных кадров учителей предмета «Искусство» посредством расширения профессиональных функций учителей музыки, приобретения ими профессиональных знаний и умений в рамках организации в вузе и общеобразовательной школе коллективных исследовательских проектов; описывается практический опыт организации проектов по предмету «Искусство», выделяются их этапы.
Ключевые слова: коллективный исследовательский проект, предмет «Искусство», этапы организации проекта, расширение профессиональных функций учителя музыки.
В современных образовательных условиях исследовательская деятельность школьников приобретает приоритетное значение. В процессе ее осуществления у школьников развивается мышление, речь, коммуникативные способности, повышается самооценка, они приобретают некоторые профессиональные умения и навыки. В примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (Основная школа) указывается на необходимость защиты каждым учащимся итогового исследовательского (индивидуального) проекта. Программа подготовки проекта включает требования по следующим рубрикам:
организация проектной деятельности, содержание и направленность проекта, защита проекта, критерии оценки проектной деятельности [1]. В учебнике для общеобразовательных учреждений «Искусство» (8-9 классы), авторами которого являются Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская, также предусмотрено выполнение обучающимися индивидуальных и групповых проектов, а также мини-проектов [2]. В примерной основной образовательной программе образовательного учреждения указывается, что учащиеся основной школы должны научиться создавать презентации, проводить обработку цифровых звукоза-