Раздел 1 ПЕДАГОГИКА
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор каф. психологии и педагогики Московского института государственного управления и права (г. Москва)
УДК 371
Shcherbakov Yu.I. A DEPARTMENT AS A STRUCURAL COMPONENT OF A SCHOOL: A NEW EDUCATIONAL CLUSTER. The article proves the necessity to improve the methodological and pedagogical approaches in educational activities for the preparation of future teachers by means of strengthening the practical orientation of the training in undergraduate programs of the specialty of "Psychological and pedagogical education". According to the author, one of the models that addresses issues of continuity of theory and practice in the educational development of students, is the creation of an educational cluster such as "School-University". The paper examines the experience of a department of Moscow State University n.a. M.A. Sholokhov.
Key words: educational cluster, bachelor's degree, interaction, networking of educational institutions.
Ю.И. Щербаков, д-р пед. наук, проф., зав. каф. МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва,
E-mail: shcherbakov1937@gmail. com
КАФЕДРА НА БАЗЕ ШКОЛЫ - НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР
В статье обосновывается необходимость совершенствования методологических и педагогических подходов в образовательной деятельности по подготовке будущих педагогов средствами усиления практической направленности подготовки в программах бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». По мнению автора, одной из моделей, позволяющих решать вопросы преемственности теории и практики в образовательной деятельности по развитию обучающихся, является создание образовательного кластера «Школа-Вуз». Рассматривается опыт работы базовой кафедры МГГУ им. М.А. Шолохова.
Ключевые слова: образовательный кластер, бакалавриат, взаимодействие, сетевое взаимодействие образовательных организаций.
В настоящее время происходят активные изменения как в структуре управления и в содержании системы образования Российской Федерации. Это обусловлено различными обстоятельствами, в том числе и научными подходами к психолого-педагогическим технологиям в деятельности образовательных организаций.
В разных регионах России проводятся исследования, начинают работу экспериментальные площадки, преследующие цель приблизить образование, обучение и воспитание к требованиям, предъявляемым государством, обществом с учётом научного прогресса, инновационных технологий, образовательных программ на всех уровнях высшего и общего образования, на всех его уровнях: дошкольном, начальном, основном и в старшей школе.
Федеральный госуцарсгвен-ьй образовательный ста-дфг высшего образования греqпогаraег наличие у выпускнисв высших учебных заведений теоретических знаний, владение навыками профессионального мастерства и системой принципов линностн:нориеипизованного взаимодействия. Программы прикладного бакалавриата должны обеспечить получение прикладных квалификаций и удовлетворение потребности рынка труда в кадрах, обладакщих профессиональными навыками и готовых приступить к профессиональной деятельности сразу после окончания вуза.
Еудущий педагог образовательной организации должен уметь анализировать методическую литературу, проводить на-учlн>иxnедсватегьaкук) работу! грамотно, интересно и рационально организовать воспитательно-образовательную работу
с детьми. В этой связи особое значение имеет практика в образовательных организациях, в ходе которой будущие педагоги применяют полученные научные знания на практике, понимая, принимая или отвергая различные теории и подходы и, что самое важное, осознают как выстраивать свой путь в профессии.
Совершенствование методологических и педагогических подходов в образовательной деятельности по подготовке будущих педагогов средствами усиления практической направленности подготовки в программах бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель), а также на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего и общего образования, в том числе по программам магистратур.
Повышение качества образовательного процесса, формирования профессиональных компетенций у студентов и магистрантов, обучающихся по направлениям подготовки психолого-педагогическое образование профиль «Психология и педагогика дошкольного образования» (бакалавриат), «Педагогика дошкольного образования», «Управление в образовании» (магистратура), что позволяет создать условия для выполнения требований по направлениям подготовки в государственных образовательных стандартах для конкурентоспособности выпускников на рынке образовательных услуг.
Одной из моделей, позволяющих решать вопросы преемственности теории и практики в образовательной деятельности по развитию обучающихся, является создание образовательного кластера «Школа-Вуз», который реализован как базовая кафедра психолого-педагогического развития ГЕОУ ВПО МГГУ
им. М.А. Шолохова в ГБОУ Школа № 1191 г. Москвы (директор Васильева С.И., заслуженный учитель РФ). На подготовительном этапе в оде многочисленных дискуссий и встреч сотрудников кафедры и педагогических работников Школы было определена необходимость созданий координационного центра, каковым стал Школьный научный центр «Успешное развитие для всех» (научный руководитель Щербаков Ю.И., д-р пед. наук, проф., заведующий каф. МГГУ им. М.А. Шолохова, руководитель Меркель Е.В., методист по научной работе ГБОУ Школа № 1191). Создание базовой кафедры позволяет обеспечить тесное взаимодействие ученых и практиков с целью обеспечения успешной образовательной деятельности по развитию обучающихся и студентов, психолого-педагогическому сопровождению, а также их профессиональному самоопределению. В тоже время базовая кафедра - это возможность научного подхода к организации образовательной деятельности в Школе, которая включает большой контингент участников образовательных отношений: обучающихся, их родителей, педагогических работников. Благодаря такой форме взаимодействия педагоги Школы могут обратиться к ученым по актуальным проблемам и обеспечить научные подходы при выстраивании индивидуальной траектории развития большого количества школьников. Ученые кафедры - активные участники семинаров, практикумов, тренингов с педагогическими работниками Школы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка как в норме, так и с особенностями психического и физического развития, с использованием интегративных инновационных технологий» (Болотова Н.П., канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии МГГУ им. М.А. Шолохова. Интересно и творчески прошел семинар-практикум «Взаимодействие педагогов с детьми с учетом возрастных особенностей и имеющих трудности в обучении», (Корниенко Е.Е., старший преподаватель педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова. А 22 апреля 2014 года в Школьном научном центре прошла встреча представителей кафедры педагогики и психологии, магистрантов ГБОУ ВПО МГГУ им. М..А. Шолохова с администрацией и педагогическими работниками Школы № 1191, в которой участвовали представителей кафедры педагогики и психологии Щербаков Ю.И., д-р пед. наук, проф., Аттаева Л.И., канд. пед. наук, доцент, Величкина В.М., д-р пед. наук, проф., Болотова Н.П., канд. психол. наук, доцент, Козилова Л.В., канд. пед. наук, доцент, Коротков И.В., канд. пед. наук, доцент, Макарова А.Н., канд. пси-хол. наук, доцент, Пылаева В.С., канд. пед. наук, доцент, Сергеева М.В., ст. преп. В дискуссии активное участие приняла Балясникова Л.В., канд. психол. наук.
Одно из направлений взаимодействия - участие педагогических работников Школы в научно-практических конференциях, проводимых МГГУ им. М.А. Шолохова, так, Меркель Е.В. участвовала в межвузовской научно-практической конференции «Реформы российского образования и перспективы инновационных образовательных технологий» (29.04.2014 г.) и других, на которых были представлены результаты совместных научно-практических исследований в области педагогических технологий, технологии формирования гражданско-правовой культуры школьников.
Проведение совместных научных исследований под руководством сотрудников базовой кафедры МГГУ им. М.А. Шолохова в Школе с целью анализа и представления проектов решения проблем психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности с обучающимися является важным механизмом построения научно-обоснованной программы развития и образовательной программы, что позволяет обеспечить успешное развитие всех участников образовательных отношений, что предусматривают образовательные стандарты.
В следующем учебном году Планом-графиком предусмотрены семинары-практикумы, тренинги по актуальным вопросам образовательной деятельности как со студентами, так и с педагогическими работниками, совместные круглые столы по обеспечению преемственности. Важной формой сотрудничества являются индивидуальные и групповые консультации сотрудников кафедры во главе с проф. Щербаковым Ю.И., проводимые для школьников, их родителей, педагогов, позволяющий обеспечить научный подход к образованию и воспитанию.
Особое место в работе занимает повышение квалификации педагогических работников Школы. Группа педагогов, руко-
водителей структурных подразделений Школы № 1191 обучаются на кафедре психолого-педагогического сопровождения по программе «Менеджмент в образовании», в последующем группа педагогов планирует обучаться по программе «Управление в образовании», что позволит продолжить работу по повышению квалификации, а в дальнейшем, через 2-3 года, возможно формирование еще одного направления работы базовой кафедры - проведение на регулярной основе программ повышения квалификации педагогических работников и других категорий с выдачей сертификатов и свидетельств государственного образца по актуальным направлениям психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности с обучающимися. При этом базовая кафедра может взять на себя разработку учебных курсов, подготовку программ и учебных пособий, предоставить опытных экспертов-преподавателей для чтения лекций и проведения занятий. ГБОУ Школа №1191 готова предоставить для проведения занятий помещения и оборудование в соответствии с Договором.
Нами запланированы семинары-практикумы по вопросам реализации ФГОС дошкольного и основного общего образования, изучение инновационных методов и приемов образовательной деятельности, педагогические исследования, позволяющие обеспечить успешное развитие каждого.
Представители кафедры являются также членами жюри Школьного фестиваля «Образовательных идей и успехов», на котором обучающиеся, начиная от дошкольников до старшей школы, и педагоги представляют общественности свои достижения и находки, совместно участвуя в исследованиях и их описании.
Участие ученых в Днях открытых дверей в Школе позволяет обучающимся и их родителям более подробно, что называется «из первых уст» узнать о направлениях подготовки на кафедре и в МГГУ им. М.А. Шолохова, узнать о различных структурах организации студенческой жизни. В тоже время обучающиеся и педагоги Школы № 1191 являются также активными участниками Дней открытых дверей в Университете, что позволяет погрузиться в научные проблемы, организовать общение со студентами, преподавателями и способствует профессиональному самоопределению.
В течение всего учебного года студенты, ученые, обучающиеся школы проводят исследования, участвуют в экспериментальной и инновационной деятельности, результаты которой представляют на совместной научно-практической конференции с участием представителей кафедры психолого-педагогического сопровождения и Школьного научного центра, социальных партнеров Школы.
Результатом работы базовой кафедры МГГУ им. М.А. Шолохова, по замыслу организаторов, должно стать:
- создание разработка и апробация модели организации педагогической практики и научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлениям подготовки психолого-педагогического образования (бакалавриата и магистратуры), усиление практической направленности подготовки, повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда;
- психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса в образовательной организации, что позволит выявить проблемы, связанные с образованием, наметить пути их решения, а в конечном итоге - повысить уровень качества знаний обучающихся; повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций, взаимодействующих с кафедрой на основе договоров с выдачей сертификатов, удостоверений и иных документов;
- возможность проведения констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы студентов, повышение качества проведения научного исследования;
- творческое развитие личности студента, реализация его интересов (реализация программ внеурочной деятельности и дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ) сопровождение его деятельности в соответствии с современными требованиями к воспитательно-образовательному процессу в образовательной организации, в том числе, в системе дополнительного образования;
- обеспечение оптимизации процесса взаимодействия ученых и педагогов-практиков по созданию комфортной психолого-педагогической среды развития; участие в разработке Основной образовательной программы общего образования и Программы стратегии развития Школы путем научных исследований
и описания основных направлений образовательной деятель- ми образовательных отношений: обучающихся, их родителей, ности Школы, Школьного научного центра со всеми участника- педагогических работников и иных категорий.
Статья поступила в редакцию 21.08.14
УДК 37.02
Shcherbakov Yu.I. PSYCHO-PEDAGOGICAL BASES OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE IN THE MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS. The article proves the importance of extracurricular activities for the formation of ecological culture of younger pupils in modern educational institutions. The work identifies important issues to create a single educational process aimed at the development of conscious attitude of children to nature: the lack of time allocated in the curriculum to study the surrounding world, the competence of a teacher in the organization of educational process on formation of ecological culture of younger students. The author proposes a solution to the problem through the organization of extracurricular activities.
Key words: junior schoolchildren, ecological culture, extracurricular work, competence of a teacher.
Ю.И. Щербаков, д-р пед. наук, проф., зав. каф. МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва,
E-mail: shcherbakov1937@gmail. com
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В статье обосновывается значимость внеклассной работы для формирования экологической культуры младших школьников в современных образовательных организациях. Выявляются важные проблемы по созданию единого педагогического процесса направленного на формирование осознанного отношения детей к природе: дефицит времени, отводимый в учебном плане на изучение окружающего мира, компетентность педагога при организации образовательно-воспитательного процесса по формированию экологической культуры младших школьников. Автор предлагает решение проблемы через организацию систему внеклассной работы, обладающую целым рядом преимуществ.
Ключевые слова: младший школьник, экологическая культура, внеклассная работа, компетентность педагога.
В настоящее время в современном мире важно не просто жить, уделяя внимание возможным экологическим проблемам, но также иметь высокую экологическую культуру, которая рассматривает проблему защиты окружающей среды как одну из высших ценностей.
В связи с этим, становится понятным, что формирование и развитие экологической культуры должно начинаться с детства и проходить на протяжении всей жизни и этот вопрос уже давно перерос из педагогической проблемы в проблему, от решения которой зависит выживание человечества [1-3].
В области образования и воспитания личности главным критерием становится создание всесторонне развитой личности, которая должна жить в гармонии с окружающим миром и самим собой, действовать в рамках экологической необходимости. Осознание человеком неотъемлемости от окружающего мира, единства с природой, ответственностью за существование жизни планеты является уровнем экологической культуры [4].
Процесс формирования экологической культуры связан с приобретением и наращиванием знаний, опыта, передачей их из поколения в поколение в виде нравственных императивов. Однако эмоциональное отношение, умение воспринимать и взаимодействовать с природным миром - это итог воспитания, в процессе которого происходят изменения в сознании человека представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости.
В следствии это современная школа требует качественного изменения системы образования, что связано с внедрением новых моделей, способствующих развитию экологической культуры начиная с младших школьников; применением альтернативных методик её развития в соответствии с современной парадигмой экологического образования и воспитания [5].
Нужно отметить, что система внеклассной работы обладает целым рядом преимуществ: меньшая формализованность мероприятий; исследовательская направленность деятельности в отличие от классно-урочной системы, где большинство заданий носят репродуктивный характер; строгое следование интересам воспитанников, предоставление им современной информации, не связанной жесткой программой (стандартом); дове-
рительность в отношениях детей и взрослых; мотивация детей на саморефлексию в общении с природой; возможностью привлечения широкого спектра профильных учреждений из системы дополнительного образования. Постановка развития экологической культуры в таких условиях позволяет значительно расширять знания, развивать направленность экологической деятельности, является созидательной и социально-значимой.
Важной проблемой по созданию единого педагогического процесса направленного на формирование осознанного отношения детей к природе является дефицит времени, отводимый в учебном плане на изучение окружающего мира, что успешно может решаться в значительной мере в системе внеклассной работы.
Однако, было бы опрометчиво полагать, что младший школьный возраст однозначно предрасположен к усвоению лишь позитивных влияний экологического характера. Общая сензи-тивная обостренность может быть притуплена и даже приглушена в зависимости от целого ряда негативных явлений общественной и индивидуальной жизни: урбанизация, отдаляющая человека от естественной среды обитания; информатизация, приводящая к отсутствию у человека, тем более ребенка, возможности сконцентрироваться на собственных чувствах, переживаниях, ощущениях, сформировать свое мнение и т.д.
Представляя собой совокупность различных видов деятельности и обладая широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка, внеклассная работа содействует разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей, которые не всегда удается выявить на уроке: включению в различные виды деятельности, что позволяет существенно обогатить личный опыт ребенка, его знания о разнообразии социальной жизни, привить необходимые практические умения и навыки. Возможность проявить себя в различных видах деятельности создает благоприятные условия для самореализации ребенка, повышения его самооценки, уверенности в себе, то есть положительного восприятия самого себя.
Таким образом, внеклассная воспитательная работа обеспечивает необходимые условия для социализации личности ребенка, в том числе для повышения уровня его экологической культуры.