Ю.И. Щербаков
научное содружество вуза и школьного образовательного комплекса
в статье уделяется внимание необходимости тесного сотрудничества образовательных организаций общего образования и научных подразделений вузов. представлена деятельность научного школьного центра «Успешное развитие для всех».
Ключевые слова: сотрудничество вуза и школы, психолого-педагогическое сопровождение ребенка в школе.
В настоящее время достаточно активно в разных регионах России проводятся исследования, начинают работу экспериментальные площадки, преследующие цель приблизить образование, обучение и воспитание к требованиям, предъявляемым государством, обществом с учетом научного прогресса, инновационных технологий, компетентностного подхода.
В образовательной системе Московского региона происходят позитивные преобразования как в структуре образовательных учреждений, так и в содержании их деятельности. Особое внимание в работе данных образовательных организаций уделяется поиску наиболее оптимальных и эффективных путей обучения и воспитания.
Немаловажное значение в этой работе имеет тесное сотрудничество образовательных организаций общего образования и научных подразделений вузов. Ярким примером такого содружества является деятельность ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А. Шолохова и ГБОУ СОШ № 1191 г. Москвы. По инициативе кафедры педагогики и психологии МГГУ им. М.А. Шолохова между одним из ведущих вузов и средней общеобразовательной школой был подписан договор о сотрудничестве, целью которого является совершенствование коммуникаций в сфере образования и науки, развитие и продвижение новых форм взаимоотношений между образовательными организациями высшего и общего звена, обеспечение преемственности, непрерывности образования.
Актуальность подобного сотрудничества не вызывает сомнения, т.к. взаимодействие сторон позволяет создать условия для выполнения требований государственных образовательных стандартов специальностей и федеральных государственных образовательных стандартов направлений подготовки, для конкурентоспособности выпускников на рынке образова-
педагогика и психология
история образования и педагогической мысли
тельных услуг. Результатом такого взаимодействия, по замыслу организаторов, должно стать создание научного школьного центра «Успешное развитие для всех», целью которого является психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса в образовательном комплексе, что позволит выявить проблемы, связанные с образованием, наметить пути их решения, а в конечном итоге - повысить уровень качества знаний обучающихся в данном образовательном учреждении.
Как показывает практика, ресурсов образовательного учреждения не всегда оказывается достаточно для формирования личности, готовой адаптироваться к высокотехнологичному, конкурентному миру. Не вызывает сомнений и тот факт, что вне образовательной системы невозможно решать проблемы подготовки человека к жизни, развития у него качеств, необходимых в условиях научно-технических, социально-экономических, индивидуально-личностных реалий постиндустриального мира. Также общеизвестно, что среднее образование - это ступенька в системе непрерывного образования, подготовки необходимых обществу работников высокой квалификации. Поэтому системное взаимодействие с высшей школой и тесное сотрудничество с научным центром психоло-го-педагогического сопровождения «Успешное развитие для всех» становится важной составляющей образовательного процесса.
Центром психолого-педагогического сопровождения предполагается оказание консультативной и методической помощи всем участникам образовательных отношений: обучающихся и их родителей; разработка научных, методических материалов по вопросам в сфере образования, педагогическим работникам на всех уровнях общего образования: дошкольное отделение, начальной, основной и старшей школы.
Немаловажным является тот факт, что в план-график взаимодействия МГГУ им. М.А. Шолохова и центра психолого-педагогического сопровождения ГБОУ СОШ № 1191 включены мероприятия по организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, организация исследований по взаимодействию с семьями школьников. кроме того, в рамках повышения квалификации педагогических работников школы предусмотрены научные исследования в рамках Федерального государственного стандарта высшего образования.
В плане мероприятий отражены основные проблемы, связанные с инклюзивным образованием, предполагается проведение семинаров, круглых столов, научных конференций и т.д. по актуальным научным проблемам. Практическая значимость данных мероприятий заключается в проведении индивидуальных консультаций по научным направлениям (преемственность в образовании, инклюзивное образование, психолого-
педагогическое сопровождение обучающихся), а также в разработке проекта коррекционных образовательных программ на всех уровнях общего образования: дошкольного, начального, основного и старшего уровня.
Отдельного внимания заслуживает и тот факт, что теоретические научные исследования студентов-выпускников, аспирантов и магистрантов кафедры педагогики и психологии МГГУ им. М.А. Шолохова подтверждаются практикой. В рамках сотрудничества вуза и школы предусмотрена организация и проведение практики студентов (педагогических специальностей / направлений). Таким образом, теоретическое и практическое ознакомление студентов с различными направлениями учебновоспитательной работы, в том числе с особенностями профилактической и коррекционной работы с детьми с особенностями психологического и физического развития, с ограниченными возможностями здоровья входит в обязательную профессиональную подготовку.
Организация взаимодействия школы и вуза через создание научного школьного центра психолого-педагогического сопровождения - непростая задача. Она требует больших кадровых и организационных ресурсов, готовности педагогических коллективов образовательных организаций к плотному постоянному взаимодействию по научному, методическому сопровождению образовательной и инновационной деятельности для обеспечения успешного развития каждого.
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях активных, творчески и неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Деятельность научного школьного центра психолого-педагогического сопровождения в этой ситуации неоценима. квалифицированные специалисты способны не только оказать помощь ребенку, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью, обеспечивая ему, его семье и педагогам поддержку и содействие в проблемных ситуациях, но и провести комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, разработать программы преодоления трудностей в обучении, школьной неуспешности и дезадаптации, а также создать условия личностного становления ребенка в целом.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является неотъемлемым элементом гуманизации системы образования России в условиях ее модернизации. В ближайшие годы такое сотрудничество, без всяких сомнений, будет активно развиваться.
Таким образом, сотрудничество кафедры педагогики и психологии МГГУ им. М.А.Шолохова с ГБОУ СОШ № 1191 г. Москвы позволит обучать и воспитывать детей в соответствии с требованиями времени.
педагогика и психология