Научная статья на тему 'Научное Содружество вуза и школьного образовательного комплекса'

Научное Содружество вуза и школьного образовательного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗА И ШКОЛЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ / COOPERATION BETWEEN UNIVERSITY AND SCHOOLS / PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF A CHILD AT SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербаков Юрий Иванович

В статье уделяется внимание необходимости тесного сотрудничества образовательных организаций общего образования и научных подразделений вузов. Представлена деятельность научного школьного центра «Успешное развитие для всех».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN UNIVERSITY AND SCHOOLS IN MODERN CONDITIONS

In the article the attention is paid to the close cooperation of the educational organizations of the general education and scientific departments of higher education institutions. The author describes the activity of the scientific school center “Successful Development for All”.

Текст научной работы на тему «Научное Содружество вуза и школьного образовательного комплекса»

Ю.И. Щербаков

научное содружество вуза и школьного образовательного комплекса

в статье уделяется внимание необходимости тесного сотрудничества образовательных организаций общего образования и научных подразделений вузов. представлена деятельность научного школьного центра «Успешное развитие для всех».

Ключевые слова: сотрудничество вуза и школы, психолого-педагогическое сопровождение ребенка в школе.

В настоящее время достаточно активно в разных регионах России проводятся исследования, начинают работу экспериментальные площадки, преследующие цель приблизить образование, обучение и воспитание к требованиям, предъявляемым государством, обществом с учетом научного прогресса, инновационных технологий, компетентностного подхода.

В образовательной системе Московского региона происходят позитивные преобразования как в структуре образовательных учреждений, так и в содержании их деятельности. Особое внимание в работе данных образовательных организаций уделяется поиску наиболее оптимальных и эффективных путей обучения и воспитания.

Немаловажное значение в этой работе имеет тесное сотрудничество образовательных организаций общего образования и научных подразделений вузов. Ярким примером такого содружества является деятельность ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А. Шолохова и ГБОУ СОШ № 1191 г. Москвы. По инициативе кафедры педагогики и психологии МГГУ им. М.А. Шолохова между одним из ведущих вузов и средней общеобразовательной школой был подписан договор о сотрудничестве, целью которого является совершенствование коммуникаций в сфере образования и науки, развитие и продвижение новых форм взаимоотношений между образовательными организациями высшего и общего звена, обеспечение преемственности, непрерывности образования.

Актуальность подобного сотрудничества не вызывает сомнения, т.к. взаимодействие сторон позволяет создать условия для выполнения требований государственных образовательных стандартов специальностей и федеральных государственных образовательных стандартов направлений подготовки, для конкурентоспособности выпускников на рынке образова-

педагогика и психология

история образования и педагогической мысли

тельных услуг. Результатом такого взаимодействия, по замыслу организаторов, должно стать создание научного школьного центра «Успешное развитие для всех», целью которого является психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса в образовательном комплексе, что позволит выявить проблемы, связанные с образованием, наметить пути их решения, а в конечном итоге - повысить уровень качества знаний обучающихся в данном образовательном учреждении.

Как показывает практика, ресурсов образовательного учреждения не всегда оказывается достаточно для формирования личности, готовой адаптироваться к высокотехнологичному, конкурентному миру. Не вызывает сомнений и тот факт, что вне образовательной системы невозможно решать проблемы подготовки человека к жизни, развития у него качеств, необходимых в условиях научно-технических, социально-экономических, индивидуально-личностных реалий постиндустриального мира. Также общеизвестно, что среднее образование - это ступенька в системе непрерывного образования, подготовки необходимых обществу работников высокой квалификации. Поэтому системное взаимодействие с высшей школой и тесное сотрудничество с научным центром психоло-го-педагогического сопровождения «Успешное развитие для всех» становится важной составляющей образовательного процесса.

Центром психолого-педагогического сопровождения предполагается оказание консультативной и методической помощи всем участникам образовательных отношений: обучающихся и их родителей; разработка научных, методических материалов по вопросам в сфере образования, педагогическим работникам на всех уровнях общего образования: дошкольное отделение, начальной, основной и старшей школы.

Немаловажным является тот факт, что в план-график взаимодействия МГГУ им. М.А. Шолохова и центра психолого-педагогического сопровождения ГБОУ СОШ № 1191 включены мероприятия по организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, организация исследований по взаимодействию с семьями школьников. кроме того, в рамках повышения квалификации педагогических работников школы предусмотрены научные исследования в рамках Федерального государственного стандарта высшего образования.

В плане мероприятий отражены основные проблемы, связанные с инклюзивным образованием, предполагается проведение семинаров, круглых столов, научных конференций и т.д. по актуальным научным проблемам. Практическая значимость данных мероприятий заключается в проведении индивидуальных консультаций по научным направлениям (преемственность в образовании, инклюзивное образование, психолого-

педагогическое сопровождение обучающихся), а также в разработке проекта коррекционных образовательных программ на всех уровнях общего образования: дошкольного, начального, основного и старшего уровня.

Отдельного внимания заслуживает и тот факт, что теоретические научные исследования студентов-выпускников, аспирантов и магистрантов кафедры педагогики и психологии МГГУ им. М.А. Шолохова подтверждаются практикой. В рамках сотрудничества вуза и школы предусмотрена организация и проведение практики студентов (педагогических специальностей / направлений). Таким образом, теоретическое и практическое ознакомление студентов с различными направлениями учебновоспитательной работы, в том числе с особенностями профилактической и коррекционной работы с детьми с особенностями психологического и физического развития, с ограниченными возможностями здоровья входит в обязательную профессиональную подготовку.

Организация взаимодействия школы и вуза через создание научного школьного центра психолого-педагогического сопровождения - непростая задача. Она требует больших кадровых и организационных ресурсов, готовности педагогических коллективов образовательных организаций к плотному постоянному взаимодействию по научному, методическому сопровождению образовательной и инновационной деятельности для обеспечения успешного развития каждого.

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях активных, творчески и неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Деятельность научного школьного центра психолого-педагогического сопровождения в этой ситуации неоценима. квалифицированные специалисты способны не только оказать помощь ребенку, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью, обеспечивая ему, его семье и педагогам поддержку и содействие в проблемных ситуациях, но и провести комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, разработать программы преодоления трудностей в обучении, школьной неуспешности и дезадаптации, а также создать условия личностного становления ребенка в целом.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является неотъемлемым элементом гуманизации системы образования России в условиях ее модернизации. В ближайшие годы такое сотрудничество, без всяких сомнений, будет активно развиваться.

Таким образом, сотрудничество кафедры педагогики и психологии МГГУ им. М.А.Шолохова с ГБОУ СОШ № 1191 г. Москвы позволит обучать и воспитывать детей в соответствии с требованиями времени.

педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.