Научная статья на тему 'Взаимодействие воспитательных и оперативных отделов при организации воспитательной работы с несовершеннолетними в следственных изоляторах ФСИН России'

Взаимодействие воспитательных и оперативных отделов при организации воспитательной работы с несовершеннолетними в следственных изоляторах ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ярцев А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие воспитательных и оперативных отделов при организации воспитательной работы с несовершеннолетними в следственных изоляторах ФСИН России»

A.I. YARTSEV

INTERACTION OF EDUCATIONAL AND OPERATIVE DEPARTMENTS IN EDUCATIONAL ACTIVITY WITH JUVENILE OFFENDERS IN DETENTION CENTERS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ОПЕРАТИВНЫХ ОТДЕЛОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ ФСИН РОССИИ

Мы можем построить современные следственные изоляторы, соответствующие международным стандартам, и оборудовать их по последнему слову техники, но прежде всего следует поменять свое отношение к тем, чьи жизни и здоровье вверены нам государством В учреждениях УИС процветают хамство, самодурство, упоение неограниченной властью. Необходимо понять самим и ежедневно внушать подчиненным, что взаимоотношения между сотрудниками и заключенными должны строиться прежде всего на основе уважения прав и достоинства личности1. Это является неотъемлемой частью культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, содержащимися в следственных изоляторах. Ее эффективность во многом зависит от решения управленческих проблем, в частности проблемы руководства коллективами. Действительно, управлять квалифицированно следственным изолятором, руководить взаимодействием подразделений СИЗО можно только при наличии хорошо организованного, творчески работающего коллектива сотрудников, сплоченного единством взглядов, общностью методическогопод-хода к работе.

Осуществление культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними в следственном изоляторе предполагает организацию деятельности работников подразделений. Это положение фактически выражается в девизе: каждый сотрудник - воспитатель. Для того чтобы это положение организационно закрепить в практике работы следственных изоляторов, на наш взгляд, следует более четко обозначить педагогические функции воспитательных и оператив-

ных отделов во взаимодействии в процессе работы с несовершеннолетними, за-ключенны-ми под стражу. Необходимо законодательно закрепить в абз. 1 ст. 12 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»2 взаимодействие сотрудников, дополнив предложение «... исполняющие обязанности по обеспечению режима содержания под стражей» следующим образом: «...исполняющие обязанности во взаимодействии по обеспечению режима и установленного порядка содержания под стражей», поскольку только при взаимодействии всех сотрудников подразделений может плодотворно функционировать учреждение. Понятие взаимодействия воспита -тельного (гласного) и оперативного (негласного) аппаратов не закреплено в данном Федеральном законе, и обязанности взаимодействующих между собой сотрудниковподразделений в нем также не обозначены. Сотрудники воспитательного и оперативного отделов обязаны обеспечивать жизнедеятельность несовершеннолетних в местах заключения во взаимодействии друг с другом. Однако на практике порой бывает иначе. Прежде всего причиной этому становится молодой возраст и недостаток жизненного опыта сотрудника. Решая обозначенную проблему мы предлагаем дополнить абз. 4 ст. 31 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следующим содержанием: «... с ними проводится индивидуальная и культурно-воспитательная работа при взаимодействии уполномоченных на это служб». Кроме того, абз. 7 ст. 34 указанного Федерального за-

А.И. ЯРЦЕВ

(Академия ФСИН России)

кона считаем целесообразным видоизменить таким образом: «В местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений; соблюдения режима и установленного порядка содержания под стражей, успешного проведения индивидуальной и культурно-воспитательной работы, а также в целях обеспечения соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых проводятся оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном Федеральным законом ”Об оперативно-розыскной деятельности”». Полагаем, что подобная формулировка не только дает понятие раскрытия преступлений в следственных изоляторах, но и определяет степень значимости оперативно-розыскных мероприятий. В настоящее время работа оперативного состава следственных изоляторов направлена на раскрытие и предотвращение преступлений. Однако немаловажно, на наш взгляд, конкретизировать оперативно-розыскную деятельность в указанных учреждениях и учитывать особенности жизнедеятельности.

Если исходить из того, что следственные изоляторы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимыхи осужденных), в отношении которыхв качестве меры пресечения применено заключение под стражу, то культурно-воспитательная работа с несовершеннолетними должна быть включена в перечень функций каждого отдела и службы во взаимодействии с воспитательным аппаратом. Для одних служб она будетосновной, например для воспитательного отдела, а для других - дополнительной (для оперативного отдела).

Сотрудникам перечисленных отделов ежедневно приходится выступать в роли родителей, учителей и воспитателей, принимая на себя огромную ответственность за надлежащее содержание подростков, оказавшихся в изоляции от общества. В качестве основных направлений воспитательной работы с подростками, заключенными под стражу, следует рассматривать их нравственное, трудовое и социально-правовое воспитание.

Необходимоотметить, что указанные направления воспитательной работы с несовершеннолетними тесно взаимосвязаны, а ведущим и определяющим среди них является нравственное воспитание, так как именно оно формирует

правильную жизненную позицию. Сложность подобного воспитания в условиях изоляции обусловлена тем, что подавляющее большинство несовершеннолетних, как правило, не подготовлены к восприятию нравственных воздействий, многие их просто отвергают и уже до поступления в учреждения закрытого типа приобрели достаточно устойчивые аморальные взгляды и убеждения. Для подростков вообще характерно стремление доказать свое превосходство, самореализоваться в своей среде. В заключении эти чувства обостряются. По словам подростков, в следственных изоляторах действуют законы «выживает сильнейший» и «человек человеку волк». Результаты подростковой борьбы за первенство зависят в первую очередь от сотрудников воспитательных и оперативных подразделений, от того, насколько они будут слаженно работать, обмениваясь информацией.

Учитывая тот факт, что в ряде СИЗО превышен установленный лимит наполнения, что является нарушением прав человека в местах содержания под стражей, данная проблема возлагается на всех сотрудниковучреждения, в том числе воспитательных и оперативных подразделений.

Новая целевая программа уголовно-исполнительной системы на период 2007-2016 гг. огромное внимание уделяет вопросам соблюдения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Согласно ей запланировано строительство новых следственных изоляторов (26 СИЗО с нормой на одного человека - 7 м2). В настоящее время в России имеется 222 следственных изолятора. Учитывая большое внимание, уделяемое Правительством РФ и зарубежными странами проблеме функционирования следственных изоляторов России, хотелось бы предложить ввести отдельную учебную дисциплину «Организационно-правовые основы деятельности следственных изоляторов ФСИН России» в высших учебных заведениях юридического профиля. По нашему мнению, данная дисциплина раскроет значимость следственных изоляторов, даст возможность разобраться в специфике деятельности этих учреждений.

Нами подготовлен учебно-методический комплекспо предлагаемой дисциплине, который должен заинтересовать вузы, осуществляющие

подготовку специалистов в области юриспруденции. Знание особенностей деятельности следственных изоляторов окажет неоспоримую помощь будущим работникам этой сферы, в частности в процессе осуществления воспитательной работы с несовершеннолетними, содержащимися в этих учреждениях.

Индивидуальную работу с подрастающим поколением сотрудники воспитательного отдела строят с учетом интересов, особенностей характера, способностей и наклонностей несовершеннолетних Воспитатель должен активно изучать переписку подростков с родственниками, из писем он многое может узнать о своих подопечных. Сотрудник оперативной службы тоже отслеживает корреспонденцию несовершеннолетних, получая для себя необходимую информацию. Сотрудники взаимодействующих подразделений, обмениваясь информацией, составляют представление о несовершеннолетнем, а также используют полученную информацию в дальнейшей воспитательной работе.

Важным условием успешного воспитательного процесса являются нормальные условия быта. У каждого подростка должна быть зубная щетка, зубная паста, мыло, сменная и повседневная одежда по сезону и другие предметы, необходимые для жизнедеятельности в следственном изоляторе. Воспитатель и сотрудник оперативного отдела должны ежедневно совместно посещать каждую камеру, где содержатся правонарушители, контролировать-санитарное состояние помещений, порядок несения дежурства по камере. Во время посеще-

ния камер следует интересоваться условиями содержания под стражей (обеспечением их постельными принадлежностями, предметами коммунально-бытового назначения и канцелярскими принадлежностями, временем проведения прогулок, наличием в камерах игр, газет, книг, регулярностью посещения бани, санчасти и т. д.), отвечать на вопросы подростков. Не следует ограничиваться только опросом подростков, они по разным причинам могут быть не всегда откровенны с воспитателем либо оперуполномоченным Требуется самим проверять наличие положенного им имущества, работу радио, телевизора, холодильника, состояние сантехнического оборудования. Обнаружив нарушения прав несовершеннолетних, какие-либо недостатки или неполадки, следует принять меры к их устранению.

Все эти мероприятия при взаимодействии отделов являются одним из основных направлений соблюдения законных прав несовершеннолетних, заключенных под стражу, а также поддержания установленного порядка содержания под стражей в следственных изоляторах ФСИН России.

1 См.: Семенюк В.И. По порядку в следственных изоляторах судят об УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. № 3. С. 50.

2 См.: О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ (в ред. Федерального закона от 15 апреля 2006 г. № 161-ФЗ) // Рос. газ. 1995. 20 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.