Научная статья на тему 'Правовые основы организации взаимодействия воспитательных и оперативных отделов следственных изоляторов ФСИН России'

Правовые основы организации взаимодействия воспитательных и оперативных отделов следственных изоляторов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
573
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ярцев А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы организации взаимодействия воспитательных и оперативных отделов следственных изоляторов ФСИН России»

A.I. YARTSEV

LEGAL GROUNDS FOR THE INTERACTION OF EDUCATIONAL AND OPERATIONS DEPARTMENTS IN PRE-TRIAL DETENTION CENTERS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

А.И. ЯРЦЕВ

(Академия ФСИН России)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ОПЕРАТИВНЫХ ОТДЕЛОВ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ ФСИН РОССИИ

В настоящее время правовую основу содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Европейские пенитенциарные правила и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты.

Анализ Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» показывает, что в нем отсутствуют нормы, регулирующие вопросы организации внутреннего и внешнего взаимодействия подразделений СИЗО. Только ст. 51 «Прокурорский надзор» косвенно свидетельствует о необходимости внешнего взаимодействия. Вопросы внутреннего взаимодействия отделов и служб следственных изоляторов в нем не регулируются.

Рассматривая организацию взаимодействия воспитательных и оперативных отделов следственных изоляторов по обеспечению изоляции и предотвращению правонарушений в местах содержания под стражей как одно из основных

направлений деятельности, надо отметить, что законодатель в нормативных актах, регулирующих деятельность уголовно-исполнительной системы, не дает определения взаимодействия. Об организации взаимодействия нет прямого указания в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов и других ведомственных нормативных правовых актах. Организация взаимодействия структурных подразделений по предотвращению правонарушений в следственных изоляторах предполагает его нормативно-правовое регулирование.

Правовые нормы, регулирующие процесс взаимодействия отделов и служб следственных изоляторов, на наш взгляд, следует объединить в несколько групп:

1) устанавливающие общие организационные основы для взаимодействия отделов и служб следственных изоляторов;

2) указывающие конкретных субъектов взаимодействия, определяющие их полномочия, формы и методы совместной деятельности;

3) регулирующие порядок взаимодействия по обеспечению правопорядка между отделами и службами конкретного следственного изолятора.

Нормы первой группы не устанавливают непосредственно определенных правил поведения при взаимодействии и носят декларативный характер. Они конкретизируются в других правовых актах. Нормы такого характера должны

содержаться в законах «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Нормы второй группы должны детализировать и конкретизировать правовые акты первой группы. К ним относятся приказы министра юстиции РФ, директора ФСИН России, которые продолжают регулировать деятельность следственных изоляторов. К третьей группе относятся акты, принимаемые начальниками, их заместителями и руководителями отделов и служб.

Понятие «обеспечение правопорядка» является многогранным и емким, включающим в себя несколько направлений деятельности отделов следственных изоляторов. Одним из основных средств обеспечения правопорядка в следственных изоляторах выступает режим.

Обеспечение режима возлагается на воспитательные и оперативные отделы. Оперативный отдел осуществляет на территории следственных изоляторов оперативно-розыскную деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, персонала следственных изоляторов и иных лиц; выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие готовящихся и совершаемых в следственных изоляторах преступлений и нарушений установленного порядка содержания под стражей; розыск в установленном порядке подозреваемых, обвиняемых и осужденных, совершивших побег из следственных изоляторов и других мест содержания под стражей. Однако в ст. 34 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» недостаточно полно регламентируется оперативно-розыскная деятельность в следственных изоляторах, а лишь отмечается, что «в местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений проводятся оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном законом».

Помимо взаимодействия воспитательных и оперативных отделов следственных изоляторов по обеспечению установленного порядка содержания под стражей, в Законе должен быть закреплен порядок организации взаимодействия при реализации воспитательного воздействия на подозреваемых, обвиняемых и осужденных. На наш взгляд, отдельная статья должна регулировать воспитательную работу с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, поскольку этот вид деятельности способствует формиро-

ванию уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышению образовательного и культурного уровня. Воспитательная работа осуществляется в форме нравственного, правового, трудового, физического и иного воспитания, а это означает необходимость участия в воспитательном процессе всех структурных подразделений. Организация воспитательной работы предусматривает изучение личности, что невозможно без участия воспитателей, инструкторов, начальников отрядов, психологов, оперативных работников, социальных работников, сотрудников отдела безопасности, медперсонала, учителей, работников учебно-производственных мастерских, то есть конечный результат, на который направлены воспитательные меры, складывается из того, насколько тесно будут взаимодействовать сотрудники всех служб при проведении воспитательной работы с заключенными под стражу.

Среди ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы деятельности следственных изоляторов, можно выделить следующие: Положение о следственном изоляторе УИС Минюста России: Приказ Минюста России от 25 января 1999 г. № 20; Об утверждении Норм вещевого довольствия осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах: Приказ Минюста России от 9 июня 2005 г. № 85; Об утверждении Инструкции о работе отделов (групп) специального учета следственных изоляторов и тюрем ФСИН России: Приказ Минюста России от 23 июня 2005 г. № 94дсп; Об утверждении Норм питания и материальнобытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время: Приказ Минюста России от 2 августа 2005 г. № 125; Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 14 октября 2005 г. № 189; Об утверждении Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в СИЗО и тюрьмах УИС: Приказ Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 204дсп; Об утверждении Инструкции об организации и осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях и территориальных органах уголовноисполнительной системы: Приказ Минюста Рос-

Уголовно-исполнительное право

2008.№ 1

□□□□□□□□ □□□□□□.

сии от 31 января 2006 г. № 16; Об утверждении Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовноисполнительной системы (Приказ Минюста России от 15 февраля 2006 г. № 21-дсп); Об утверждении Инструкции по планированию и подготовке сил и средств уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: Приказ Минюста России от 4 апреля 2005 г. № 29дсп; Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 20 ноября 2006 г. № 333.

В указанных нормативных правовых актах раскрываются отдельные направления деятельности следственных изоляторов применительно к деятельности конкретных структурных подразделений, однако вопросы их взаимодействия не отражены. Каждый из указанных нормативных правовых актов регулирует деятельность конкретного структурного подразделения, следовательно, их изучают и руководствуются ими в своей работе лишь сотрудники этих отделов и служб, что приводит к замкнутости, разобщенности и изолированности.

Одним из средств обеспечения установленного порядка содержания под стражей в следственных изоляторах является надзор. Прямое назначение надзора в следственных изоляторах -обеспечение правопорядка.

Анализируя Инструкцию об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в СИЗО и тюрьмах УИС, в которой устанавливаются обязанности по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, можно отметить, что в ней не раскрывается содержание взаимодействия и не устанавливаются его формы, направления, методы, механизм его осуществления.

В Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, регламентируется порядок организации и проведения мероприятий отделами по профилактике замышляемых и подготавливаемых правонарушений со стороны подозреваемых, обвиняемых и осужденных, но тоже отсутствует содержание взаимодействия.

Взаимодействие воспитательных и оперативных отделов следственных изоляторов должно быть организовано с момента прибытия подозреваемого, обвиняемого и осужденного в следственный изолятор, их приема и распределения

по камерам. Воспитательная работа предполагает участие в ней начальника учреждения, заместителя начальника учреждения по воспитательной работе, начальника отдела по воспитательной работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, начальника отряда, воспитателя, инструктора по воспитательной работе, медицинских, оперативных, учебно-производственных и технических работников, а также психологов и иных представителей администрации1.

От проведения эффективной воспитательной работы и разностороннего анализа поведения подозреваемых, обвиняемых и осужденных зависит состояние правопорядка.

В организации воспитательной работы начальник следственного изолятора осуществляет общее руководство деятельностью воспитателей, их взаимодействием с другими отделами и службами.

Эффективность правового регулирования вопросов организации взаимодействия отделов по обеспечению правопорядка зависит прежде всего от того, насколько четко и подробно положения нормативных правовых актов будут доведены до сведения конкретных исполнителей структурных подразделений, а также отдельных должностных лиц. Это достигается путем закрепления указанных вопросов в положениях о структурных подразделениях следственных изоляторов и должностных инструкциях сотрудников.

Обязанность по организации взаимодействия при обеспечении правопорядка должна возлагаться на все отделы и службы, которые в пределах своей компетенции и на объектах работы обязаны его осуществлять.

В процессе исследования правовых основ регулирования организации взаимодействия отделов следственных изоляторов по обеспечению правопорядка выявлено, что:

а) в существующих нормативных правовых актах, регулирующих деятельность следственных изоляторов ФСИН России, отсутствует определение понятия «взаимодействие», несмотря на его широкое применение;

б) вопросы организации взаимодействия не регулируются в законах и ведомственных актах. Имеющиеся отдельные нормы носят узконаправленный характер, затрагивая лишь отдельные аспекты взаимодействия в рамках осуществления одного вида деятельности. В большинстве своем они имеют декларативный характер, дублируются в различных положениях, наставлениях, инструкциях, перенося обязанности по организации взаимодействия на то структурное подразделение, в чьи прямые обязанности

входит осуществление данного вида деятельности. Отсутствует нормативное закрепление принципов, механизма, форм, методов осуществления взаимодействия в следственных изоляторах. Обязанности по организации взаимодействия для структурных подразделений и отдельных должностных лиц не определены;

в) вопросы, касающиеся информационного, материального, технического, финансового и иного обеспечения взаимодействия, в нормативных правовых актах не отражены. Отсутствует разграничение полномочий, прав, обязанностей, ответственности между отделами следственных изоляторов.

Указанные недостатки, на наш взгляд, свидетельствуют о необходимости упорядочения нормативного регулирования организации взаимодействия путем издания отдельного положения, регламентирующего данные вопросы, а также разработки для каждой категории работников следственных изоляторов должностных инструкций, в которые вошли бы положения, устанавливающие права, обязанности и ответственность конкретного исполнителя за организацию взаимодействия.

1 См.: Зайцев Г.П., Минько Э.В., Артамонова Н.В. Управление трудовым коллективом Свердловск, 1989. С. 88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.