Научная статья на тему 'Понятие административно-правового статуса следственного изолятора в правоохранительной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний'

Понятие административно-правового статуса следственного изолятора в правоохранительной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1631
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА / ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО СТАТУСА / СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поникаров Владимир Анатольевич, Габибов Рауф Кайбулахович

В статье исследуются административно-правовой статус следственного изолятора (СИЗО) ФСИН России при осуществлении им правоохранительной деятельности непосредственно в пенитенциарной системе Российской Федерации, правовые отношения, критерии, связанные с классификацией административно-правового статуса следственного изолятора ФСИН России. Определяется основа административно-правового статуса следственного изолятора (цели создания и функционирования; публичные задачи; административные функции, возлагаемые на соответствующие структурные подразделения; права и обязанности администрации следственного изолятора; публично-правовая юридическая ответственность следственного изолятора; правовые гарантии администрации следственного изолятора; место следственного изолятора в системе органов государственного управления, его подведомственность и подчиненность). Научно обосновывается элементный состав (задачи, функции, права, обязанности ответственность, правовые гарантии следственного изолятора в качестве юридического лица) данного статуса в сфере правоохранительной деятельности. Предлагается определение административно-правового статуса следственного изолятора при осуществлении правоохранительной деятельности. Фиксируются понятия административной правоспособности и дееспособности следственного изолятора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поникаров Владимир Анатольевич, Габибов Рауф Кайбулахович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие административно-правового статуса следственного изолятора в правоохранительной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний»

УДК 343 .819 ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ ПОНИКАРОВ,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административного и финансового права

(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]; РАУФ КАЙБУЛАХОВИЧ ГАБИБОВ, начальник ФКУ СИЗО-1 (УФСИН России по Республике Дагестан), e-mail: [email protected]

ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СЛЕДСТВЕННОГО ИЗОЛЯТОРА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Реферат: в статье исследуются административно-правовой статус следственного изолятора (СИЗО) ФСИН России при осуществлении им правоохранительной деятельности непосредственно в пенитенциарной системе Российской Федерации, правовые отношения, критерии, связанные с классификацией административно-правового статуса следственного изолятора ФСИН России. Определяется основа административно-правового статуса следственного изолятора (цели создания и функционирования; публичные задачи; административные функции, возлагаемые на соответствующие структурные подразделения; права и обязанности администрации следственного изолятора; публично-правовая юридическая ответственность следственного изолятора; правовые гарантии администрации следственного изолятора; место следственного изолятора в системе органов государственного управления, его подведомственность и подчиненность). Научно обосновывается элементный состав (задачи, функции, права, обязанности ответственность, правовые гарантии следственного изолятора в качестве юридического лица) данного статуса в сфере правоохранительной деятельности. Предлагается определение административно-правового статуса следственного изолятора при осуществлении правоохранительной деятельности. Фиксируются понятия административной правоспособности и дееспособности следственного изолятора.

Ключевые слова: административно-правовой статус, элементы правового статуса, особенности юридического статуса, следственный изолятор, административная правоспособность, административная дееспособность, уголовно-исполнительная система, правоохранительная деятельность.

В юридической науке нет единства мнений о правовой природе и отраслевой принадлежности норм, регулирующих предварительное заключение под стражу. Некоторые авторы в силу принадлежности следственных изоляторов к уголовно-исполнительной системе нормы права, регулирующие их деятельность, относят к уголовно-исполнительному праву, другие -к уголовно-процессуальному законодательству, третьи - к административному праву, четвертые -к так называемому управленческому праву.

Законодательство о предварительном заключении под стражу носит комплексный характер и относится к межотраслевой правовой общности - пенитенциарному праву как праву лишения свободы.

По нашему мнению, институт заключения под стражу в большей степени относится к административно-правовому институту (режиму), который представляет собой совокупность административно-правовых норм, регламентирующих собственно

правовое положение мест содержания под стражей как юридического лица. Это объясняется тем, что правовой статус СИЗО (с позиции юридического лица) является универсальным, так как кроме уголовно-исполнительных, уголовно-процессуальных отношений в нем содержатся и административно-правовые отношения. Все это говорит о его сложном административно-правовом статусе.

Следственный изолятор ФСИН России представляет собой находящееся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний и обладающее административной правоспособностью и административной дееспособностью специализированное режимное правоохранительное учреждение, создаваемое в целях исполнения требований законодательства в части обеспечения изоляции от общества подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений и осужденных к лишению свободы. Таким образом, особенностью данного статуса СИЗО является административно-универсальное

© Поникаров В. А., Габибов Р. К., 2016

положение СИЗО в правоохранительной деятельности ФСИН России.

Правовую основу деятельности следственных изоляторов составляют: Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Одним из основных законов применительно к деятельности СИЗО является Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Закон юридически самостоятелен, то есть имеет свой, отличный от других отраслей права предмет правового регулирования, которым является правовое регулирование и деятельность специальных органов государства по обеспечению порядка и условий содержания лиц, подвергнутых заключению под стражу в качестве меры пресечения.

Кроме того, указанный Федеральный закон регулирует порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не только в СИЗО УИС, но и в изоляторах временного содержания МВД России и ФСБ России. Данный Закон в определенной мере закрепляет административно-правовой статус следственного изолятора.

Основным подзаконным нормативным правовым актом административной направленности, регламентирующим управленческую, правоохранительную деятельность следственных изоляторов, является приказ Минюста России от 25 января 1999 г. № 20 «Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации». В нем определены основные задачи и функции административной направленности следственных изоляторов, права и обязанности начальника СИЗО, категории лиц, которые могут содержаться в следственном изоляторе. Это Положение относится к административно-правовым актам. Это объясняется тем, что в данном Положении содержатся исключительно административно-правовые нормы, которые и определяют рассматриваемый статус следственного изолятора.

Кроме того, приказ Минюста России от 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» также определяет административно-правовой статус следственного изолятора. Так, анализируемый приказ регламентирует достаточно широкий круг организационных вопросов администрации следственного изолятора. Структура данных Правил определена в ст. 16 Федерального за-

кона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Указанная статья состоит из административно-правовых норм структурно-организационного характера.

По нашему мнению, основу собственно административно-правового статуса следственного изолятора составляют следующие элементы: цели создания и функционирования СИЗО ФСИН России; публичные задачи, выполняемые следственным изолятором; административные функции, возлагаемые на соответствующие структурные подразделения; права администрации следственного изолятора; обязанности следственного изолятора; публично-правовая юридическая ответственность следственного изолятора; правовые гарантии администрации следственного изолятора; место следственного изолятора в системе органов государственного управления, его подведомственность и подчиненность.

Анализируя административно-правовой статус следственного изолятора ФСИН России, нельзя не остановиться на рассмотрении места данного подразделения в системе органов государственного управления в целом и в системе ФСИН России в частности.

Управление деятельностью СИЗО осуществляет центральный аппарат ФСИН России как непосредственно, так и через территориальные органы управления (ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН) субъектов РФ. В его состав входит управление следственных изоляторов центрального подчинения, а также управление организации деятельности тюрем и следственных изоляторов, которое осуществляет непосредственное руководство СИЗО и контролирует их деятельность, изучает и обобщает передовой опыт проведения оперативно-профилактических мероприятий, организации охраны лиц, содержащихся под стражей, и службы надзора за ними.

В структуру территориальных органов входят отделы (отделения, группы) СИЗО и тюрем. Следственный изолятор имеет в своем составе дежурную службу, канцелярию, бухгалтерию, медицинскую часть и отделы: организационно-аналитический, режима, охраны, оперативный, специальный, кадров и работы с личным составом, по воспитательной работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, интендантского и хозяйственного обеспечения.

Администрацию следственного изолятора возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от нее начальником территориального органа управления УИС. Начальнику СИЗО непосредственно подчиняются: дежурная служба, канцелярия, бухгалтерия, организационно-аналитический отдел. Канцелярия осуществляет де-

лопроизводство и документооборот. Бухгалтерия обеспечивает финансовую деятельность следственного изолятора, контролирует наличие и сохранность денежных средств на содержание персонала учреждения и лиц, находящихся в СИЗО, учитывает и хранит деньги и ценные предметы, изъятые у лиц, содержащихся в следственном изоляторе.

В состав руководства администрации, кроме начальника, входят заместители по оперативной работы, охране, режиму, по кадрам и воспитательной работе, тылу, лечебно-профилактической работе. Констатируем, что в целом СИЗО представляет собой административный орган, выполняющий функции административно-управленческой направленности. Следует отметить, что административно-правовой статус следственного изолятора определяется прежде всего административной правосубъектностью. Она состоит из следующих компонентов: административной правоспособности и дееспособности.

Административная правоспособность СИЗО -это способность администрации следственного изолятора иметь права и обязанности в сфере правоохранительной деятельности. Она наступает с момента принятия соответствующих нормативных актов, определяющих статус следственного изолятора, прекращается с момента ликвидации следственного изолятора как юридического лица.

Административная дееспособность СИЗО - это способность администрации следственного изолятора своими действиями осуществлять (реализовывать) права, выполнять обязанности в сфере правоохранительной деятельности, а также нести ответственность в данной области общественных отношений. Данная дееспособность наступает с момента оформления и регистрации в налоговом органе следственного изолятора в качестве юридического лица.

Обозначим характерные признаки, которые выделяют рассматриваемый статус среди других, придают ему качественное своеобразие и определенность, более того, устанавливают сущность и особенности административно-правового статуса следственного изолятора ФСИН России.

1. Имеет обязательное нормативное закрепление как на федеральном, так и ведомственном уровне. Следовательно, такой статус фиксируется законодателем в соответствующих актах и в силу этого приобретает юридический характер.

2. Является правовым устройством, обеспечивающим реализацию полномочий администрации следственного изолятора.

3. Включает в себя многие элементы (публичные цели, задачи, функции, права и обязанности, юридические гарантии, юридическую ответственность), обеспечивающие практическую реализацию юридического статуса СИЗО, а также административно-правовую правоспособность и дееспособность следственного изолятора.

4. Представляет собой разновидность государственно-правового статуса органа исполнительной власти.

Интеграция данных признаков позволила сформулировать определение административно-правового статуса следственного изолятора, под которым следует понимать совокупность административно-правовых элементов (цели, задачи, функции, публичные права и обязанности; гарантии; юридическая ответственность) и компонентов (административная правоспособность и дееспособность), посредством которых практически осуществляются правоохранительные полномочия подразделений следственного изолятора ФСИН России.

VLADIMIR ANATOLYEVICH PONIKAROV,

dsc in law, associate professor, professor of the administrative and financial law department

(Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]; RAUFKAYBULAKHOVICH GABIBOV, chief of the pre-trial detention center № 1 (Department of the FPS of Russia in the Republic of Dagestan),

e-mail: [email protected]

CONCEPT OF ADMINISTRATIVE LEGAL STATUS OF A PRE-TRIAL DETENTION CENTER OF LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY OF FSIN OF RUSSIA

Annotation: object of research - administrative legal status of a pre-trial detention center of FSIN of Russia at implementation of law-enforcement activity by it directly in penal system of the Russian Federation. A sub-

© Ponikarov V. A., Gabibov R. K., 2016

ject - the legal relations, criteria connected by classification of administrative legal status of a pre-trial detention center of FSIN of Russia.

The basis of administrative legal status of a pre-trial detention center (the purpose of creation and functioning is defined; public tasks; the administrative functions assigned to the relevant structural divisions; rights and obligations of administration of a pre-trial detention center; public legal responsibility of a pre-trial detention center; legal guarantees of administration of a pre-trial detention center; a place of a pre-trial detention center in system of state bodies, its jurisdiction and subordination). The element structure (tasks, functions, the rights, duties responsibility, legal guarantees of a pre-trial detention center as the legal entity) this status in the sphere of law-enforcement activity is evidence-based. Author's determination of administrative legal status of a pretrial detention center at implementation of law-enforcement activity is offered. Concepts of administrative legal capacity and capacity of a pre-trial detention center are fixed.

Key words: administrative legal status, elements of legal status, features of the legal status, pre-trial detention center, administrative legal capacity, administrative capacity, penal system, law-enforcement activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.