УДК 343.8 ББК 67.409.17 П12
Аннотация: в статье анализируются цели, задачи деятельности следственного изолятора, обосновывается необходимость и предлагается классификация функций следственного изолятора.
Ключевые слова: следственный изолятор, цели, задачи, функции следственного изолятора.
ПЕТР
АЛЕКСАНДРОВИЧ ПАВЛОВ*
СИСТЕМА ФУНКЦИИ СЛЕДСТВЕННОГО ИЗОЛЯТОРА
* Преподаватель кафедры организации оперативно-розыскной деятельности (Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].
P.A. PAVLOV*
THE SYSTEM OF FUNCTIONS OF DETENTION CENTERS
Annotation: in the article the author analyses the goals and tasks of pre-trial detention centers, explains the necessity and offers classification of functions of pre-trial detention centers.
Key words: pre-trial detention center, goals, tasks, functions of a pre-trial detention center.
В настоящее время в сферу исполнения меры уголовно-процессуального пресечения в виде заключения под стражу, а значит, и деятельности следственных изоляторов (СИЗО), вовлечено большое количество людей. Управлению организации деятельности тюрем и следственных изоляторов ФСИН России подведомственны 230 СИЗО и 108 помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора. В СИЗО содержится более 110 тыс. подозреваемых, обвиняемых и осужденных, более 40 тыс. человек проходят службу или работают в данных учреждениях1.
Правовую основу деятельности следственного изолятора составляют: Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», нормативные правовые акты Российской Федерации, конституция или устав, а также иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты Минюста России, Федеральной службы исполнения наказаний, территориального органа уголовно-исполнительной системы (УИС) и Положение о следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых
со
CD
I «
1
а> §
CD §
§
I
Q)
5
ГО
6
I
Q)
и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу2.
Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Минюста России (утв. приказом Минюста России от 25 января 1999 г. № 20, далее - Положение) уточняет, что «следственные изоляторы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осужденных) в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию3.
В следственный изолятор для участия в следственных действиях, судебном разбирательстве и передачи конвою для отправки к месту назначения принимаются подозреваемые и обвиняемые, поступающие, как правило, с территории субъекта Российской Федерации по мотивированному постановлению (определению) следователя, лица, производящего дознание, санкционированного прокурором, прокурора или по мотивированному определению суда (судьи), а также следующие транзитом в другие подразделения УИС.
Основными задачами следственного изолятора, определенными Положением, являются:
- создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия или суда, а осужденным к лишению свободы и смертной казни - уклониться от отбывания наказания;
- осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;
- обеспечение правопорядка и законности в следственном изоляторе, безопасности подозреваемых и обвиняемых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории;
- обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых;
- организация жизнедеятельности следственного изолятора, а также развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной сферы.
Следственный изолятор для выполнения стоящих перед ним задач осуществляет ряд функций.
«Функция» - широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и других науках. Функции любой деятельности (с позиций правоприменения и социального управления) характеризуют ту или иную
активность взаимодействия субъекта и объекта. Для эффективного, целостного управления они должны образовать единый комплекс, характеризующий всю полноту, весь спектр взаимодействия субъекта и объекта. Функции занимают одно из центральных мест в деятельности следственного изолятора как довольно сложной системы.
Функция представляет собой обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности. В социально-экономических системах понятие «функция» также широко применяется к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам деятельности. Функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании4.
Раздел 3 Положения определяет функции следственного изолятора. Данный перечень является весьма исчерпывающим, так как содержит 32 (!) пункта, которые в представленном виде не классифицированы, очевидно, в целях удобства и простоты правоприменения на практике. Тем не менее в названии раздела говорится о том, что данный перечень - лишь основные функции и подразумевается наличие второстепенных, дополнительных, обеспечивающих и т. п. Считаем необходимым в целях научной разработки проблемных аспектов деятельности следственных изоляторов привести указанное многообразие его функций в определенную систему.
Анализ предписанных законом и иными нормативными актами целей, задач СИЗО, а также средств их достижения позволяет (не принимая во внимание иные, на наш взгляд, избыточные, классификации) все функции СИЗО разделить по содержанию (основание для классификации) на основные, то есть непосредственно направленные на достижение первоочередных целей СИЗО, и обеспечивающие, призванные создать условия для выполнения основных.
В свою очередь, основные функции можно сгруппировать на функции, направленные: на обеспечение изоляции; обеспечение участия подозреваемых и обвиняемых в уголовном судопроизводстве; обеспечение правопорядка и безопасности лиц, содержащихся под стражей, и персонала учреждения; оказание содействия в раскрытии и расследовании преступлений. Обеспечивающие функции можно разделить по следующим направлениям: материально-техническое, кадровое и иное обеспечение для осуществления основных функций следственного изолятора; обеспечение
исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в отношении лиц, оставленных в СИЗО для хозяйственного обслуживания; обеспечение воспитательного и профилактического воздействия на лиц, содержащихся под стражей; обеспечение взаимодействия структурных подразделений следственного изолятора с органами государственной власти и местным самоуправлением по вопросам обеспечения деятельности следственного изолятора.
Содержание конкретных задач, входящих в указанные группы, вытекает из норм законодательных и иных источников, регламентирующих деятельность следственных изоляторов. Например, для обеспечения изоляции подозреваемых и обвиняемых администрация СИЗО использует комплекс средств правового, организационного, технического и иного обеспечения: инженерно-технические, в том числе фортификацион-
ные, сооружения; осуществление круглосуточной охраны; использование инженерно-технических средств охраны и надзора; организация режима и надзора; взаимодействие (внешнее и внутреннее) структурных подразделений СИЗО, в том числе с органами государственной власти и местного самоуправления и другими субъектами обеспечения правопорядка, осуществление оперативно-розыскной деятельности и другие.
Вполне очевидно, что данная классификация также является в известной (для гуманитарных, в том числе юридических наук) степени условной и напрямую на правоприменение влияния не оказывает и имеет ценность, на наш взгляд, преимущественно для научной разработки проблем функционирования рассматриваемых учреждений, для применения более системного, научно обоснованного подхода к оптимизации их деятельности.
Список использованной литературы
1 По состоянию на 01.03.2014. URL: //http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika.
2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 29. Ст. 2759.
3 См.: Российская газета. 1999. 18 марта.
4 См.: Бирман Л. А. Общий менеджмент. М., 2009. С. 127.
Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 28 марта 2014 г. № 3.