Научная статья на тему 'Оперативно-розыскные меры по обеспечению изоляции подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, содержащихся в следственных изоляторах'

Оперативно-розыскные меры по обеспечению изоляции подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, содержащихся в следственных изоляторах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
961
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР / ОПЕРАТИВНЫЕ АППАРАТЫ / ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ИЗОЛЯЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ОБВИНЯЕМЫЙ / ЗАКЛЮЧЕННЫЙ ПОД СТРАЖУ / СОТРУДНИК / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / PRE-TRIAL DETENTION CENTER / OPERATIONAL DEVICES / OPERATIONAL SEARCH ACTIONS / ISOLATION / INTERACTION / THE SUSPECT ACCUSED / TAKEN INTO CUSTODY / EMPLOYEE / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павлов Петр Александрович

Анализируются цели, задачи деятельности оперативных подразделений следственного изолятора по обеспечению изоляции лиц, содержащихся под стражей, обосновывается необходимость законодательного закрепления оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий в сфере борьбы и нарушениями режима содержания и обеспечения изоляции подозреваемых и обвиняемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Павлов Петр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERA TIONAL SEARCH MEASURES FOR PROVIDING ISOLA TION OF SUSPECTS AND ACCUSED IN COMMISSION OF CRIME, CONTAINING IN PRE-TRIAL DETENTION CENTERS

In article the purposes, problems of activity of operational divisions of a pre-trial detention center of ensuring isolation of the persons who are held in custody are analyzed need of legislative fixing of the bases of carrying out operational search actions for the sphere of fight and violations of detention regime and ensuring isolation of suspects and accused locates.

Текст научной работы на тему «Оперативно-розыскные меры по обеспечению изоляции подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, содержащихся в следственных изоляторах»

УДК 343.13

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИЗОЛЯЦИИ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ

П.А. Павлов

Анализируются цели, задачи деятельности оперативных подразделений следственного изолятора по обеспечению изоляции лиц, содержащихся под стражей, обосновывается необходимость законодательного закрепления оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий в сфере борьбы и нарушениями режима содержания и обеспечения изоляции подозреваемых и обвиняемых.

Ключевые слова: следственный изолятор, оперативные аппараты, оперативно-розыскные мероприятия, изоляция, взаимодействие, подозреваемый, обвиняемый, заключенный под стражу, сотрудник, правовое регулирование, оперативные аппараты.

В рамках изучения проблем организации обеспечения изоляции подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, нами было проведено исследование современного состояния данной деятельности, ее правого обеспечения, в качестве научного инструментария, в числе прочих, нами были использованы такие методы как анкетирование сотрудников следственных изоляторов, анализ статистических данных, экспертные оценки руководителей соответствующих подразделений, а также учитывалось мнение лиц, имеющих значительный опыт в организации и осуществлении данного вида деятельности. Даже поверхностный анализ полученных данных свидетельствует о том, что следственные изоляторы уголовно -исполнительной системы России в настоящее время не в полной мере выполняют свою основную функцию, ради которой созданы данные учреждения, - обеспечивать надежную изоляцию обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, помещенных в СИЗО в установленном порядке в соответствии с решением суда. Даже исходя из этимологии словосочетания «следственный изолятор», вытекает его предназначение - изолировать (на время проведения следствия) от общества, участников уголовного судопроизводства (в первую очередь потерпевших, свидетелей, сотрудников органов дознания и следствия) соучастников и т.д. с целью исключить для них возможность скрыться, продолжать заниматься преступной деятельностью, воспрепятствовать производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора. М.И. Лысенко утверждает, что понятие «изоляция» закреплено как основное требование режима [2]. Не допускаются переговоры, передача каких-либо предметов и переписка подозреваемых и обвиняемых с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в других камерах [3]. Тем не менее, ни для кого не секрет, что в ряде следственных изоляторов, несмотря на принимаемые меры, в камерах имеются средства мобильной связи, приспособления для межкамерных коммуникаций, другие запрещенные предметы, не соблюдаются

176

требования раздельного содержания различных категорий подозреваемых и обвиняемых, что позволяет последним, в ряде случаев, активно противодействовать уголовному преследованию, согласовывать с соучастниками и иными заинтересованными лицами тактику поведения в ходе следственных действий, оказывать воздействие (пусть даже опосредованно) на участников судопроизводства и даже совершать побеги (в 2013 г. из следственных изоляторов совершено 5 побегов).

Для обеспечения изоляции используется комплекс средств правового, организационного, технического и иного: инженерно -технические, в т.ч. фортификационные, сооружения; осуществление круглосуточной охраны; использование инженерно-технических средств охраны и надзора, организация режима и надзора; взаимодействие (внешнее и внутреннее) структурных подразделений СИЗО, в т.ч. с органами государственной власти и местного самоуправления и другими субъектами обеспечения правопорядка, осуществление оперативно-розыскной деятельности. Сотрудники следственных изоляторов, принявшие участие в проведенном анкетировании указали на приоритетную роль оперативно-розыскных средств обеспечения изоляции подозреваемых и обвиняемых (более 55 % респондентов). В связи с этим в настоящей статье хотелось бы более подробно остановиться на обеспечении изоляции подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в следственном изоляторе, оперативными подразделениями СИЗО.

Правовое регулирование осуществления оперативно -розыскной деятельности оперативными подразделениями следственных изоляторов имеет, преимущественно, ведомственный уровень, что связанно с ограничениями в сфере защиты государственной тайны. Федеральное законодательство устанавливает лишь основополагающие положения, регламентирует основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, посредством которых, согласно статье 1 Федерального закона «Об оперативно -розыскной деятельности» должна осуществляться оперативно-розыскная деятельность. Положения закона по существу являются общими для всех субъектов оперативно-розыскной деятельности и не отражают специфику их деятельности, определяемую их компетенцией, кругом решаемых задач. Положения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», относящиеся к уголовно-исполнительной системе в общем и к СИЗО, в частности, сводятся к следующему: оперативные подразделения ФСИН России в пределах своей компетенции пользуются всеми правами и несут все обязанности, которые предусмотрены данным Законом (ст. 14 и 15). При реализации задач оперативно-розыскной деятельности они вправе проводить все предусмотренные оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6), регламентировать и определять организацию и тактику их проведения; собирать данные, необходимые для принятия предусмотренных Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» решений (ч. 2 ст. 7); заводить дела оперативного учета (ст. 10); привлекать к работе граждан и должностных лиц на началах добровольности, на контрактной и бесконтрактной, возмездной и безвозмездной основе, гласно и конспиративно (ст. 6, 15, 17)[1].

177

Статье 34 в Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении» установлено, что в местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

Из содержания ст.84 УИК РФ, регламентирующей осуществление оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях, следует, что оперативно-розыскные мероприятия оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы проводятся в следственных изоляторах также в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в порядке ст.77 УИК РФ.

Анализ правового регулирования осуществления оперативно -розыскной деятельности в СИЗО, проведенного в ходе исследования проблем обеспечения изоляции подозреваемых и обвиняемых, позволяет сделать вывод о наличии т.н. «пробелов» в законодательном ее законодательном регулировании. Так, оперативно-розыскные мероприятия проводятся только на исчерпывающих основаниях, предусмотренных ст. 6 Федерального закона «Об оперативно -розыскной деятельности», которые сводятся к противодействию преступлениям, т.е. уголовно наказуемым деяниям. Возможность на законных основаниях осуществлять оперативно-розыскные мероприятия для выявления, пресечения и предупреждения нарушений режима содержания (нарушений установленного порядка отбывания наказания) вытекает из содержания ст. 84 УИК РФ, которая, учитывая специфику исправительных учреждений и опасность указанных нарушений для уголовно-исполнительных отношений, дополняет Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», не противореча ему, т.к. оба указанных правовых акта находятся по юридической силе на одном уровне. Тем не менее, как уже отмечалось, положения ст. 84 УИК распространяются только осужденных, оставленных в СИЗО для хозяйственного обслуживания, а также некоторых других категорий лиц (осужденных, ожидающих этапирования, следующие транзитом и т.д.). Применение расширительного толкования данной нормы, как нам представляется, невозможно.

Таким образом, если у заключенного под стражу находится средство мобильной связи либо он активно устанавливает нелегальные каналы связи с другими камерами, а также лицами, находящимися за пределами, совершает иные нарушения режима содержания и правил изоляции, то оперативно -розыскные подразделения не могут применить весь арсенал сил и средств, предусмотренный ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» - проводить оперативно-розыскные мероприятия. В этом случае деятельность оперативных подразделений СИЗО по обеспечению изоляции лиц, содержащихся под стражей, регулируется ведомственными нормативно -правовыми актами, инструкциями, приказами руководителей всех уровней и должностными обязанностями. Следует отметить, что такой «порядок» правового регулирования встречается в деятельности исправительных учреждений и СИЗО не только в указанной сфере.

178

Тем не менее, анализируя указанные ведомственные нормативно -правовые акты, а также практику деятельности оперативных подразделений СИЗО, можно выделить основные направления деятельности оперативных подразделений следственных изоляторов, по обеспечению изоляции лиц содержащихся под стражей.

1. Выявление и изъятие средств мобильной связи, а также пресечение ее использования сотрудниками других отделов и служб следственного изолятора в режимных корпусах;

2. Выявление межкамерных и иных нелегальных связей, а также Выявление и изъятие средств и приспособлений установления таких связей (т.н. «дороги» - система механизмов, предназначенная для передачи небольших по объему (определяется размером кобуры или размером ячейки решеток) пакетов - «грузов» между камерами тюрем и следственных изоляторов; «кони» - нитевая веревка для устройства «дорог» в местах лишения свободы, изготавливается из ниток, полученных путем распускания одежды (вплоть до носков), после их скручивают в виде каната. и т. д.).

3. Выявление и изъятие запрещенных к использованию и хранению предметов, предусмотренных правилами внутреннего распорядка СИЗО;

4. Выявление лиц, вовлеченных в осуществление нелегальной связи: персонал СИЗО (т.н. «ноги» - передача чего-либо через людей, имеющих возможность перемещения по территории тюрьмы (СИЗО) или колонии и/или за их пределы), адвокаты, члены общественных организаций, сотрудник правоохранительных органов, «хозобслуга», жители прилегающих домов и т.д.

5. Осуществляют обмен информацией и иные формы внутреннего и внешнего взаимодействия по вопросам обеспечения изоляции.

Более 75 % респондентов проведенного анкетирования 185 сотрудников следственных изоляторов считают, что оперативные подразделения следственных изоляторов играют ключевую роль в обеспечении изоляции подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Вполне очевидно, что оперативные подразделения, наделенные полномочиями по проведению оперативно-розыскных мероприятий в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, представляют собой фактор, способствующий эффективному обеспечению их изоляции.

С целью совершенствования правового регулирования рассматриваемого вида деятельности предлагаем внести изменения в Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно: вопросы осуществления оперативно-розыскной деятельности в следственных изоляторах вынести в отдельную ст. 34.1 указанного закона. В настоящее время данные положения содержатся в ст. 34 «Охрана подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними», то есть содержание статьи не соответствует ее наименованию. Статью 34.1 «Осуществление оперативно-розыскной деятельности в следственных изоляторах» следует изложить в редакции, учитывающей необходимость законодательного закрепления оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий в сфере борьбы и нарушениями режима содержания и обеспечения изоляции

179

подозреваемых и обвиняемых:

«Статья 34.1. Осуществление оперативно -розыскной деятельности в следственных изоляторах

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в следственных изоляторах осуществляется оперативно -розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности лиц, в них содержащихся, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в следственных изоляторах преступлений и нарушений установленного порядка содержания; розыск в установленном порядке лиц, совершивших побег из следственных изоляторов, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными до прибытия в следственный изолятор.

2. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами следственных изоляторов, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции».

Список литературы

1. Чайковский А.А. Оперативно-розыскная деятельность в следственных изоляторах: теоретический и организационно -тактический аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2012. 23 с.

2. Лысенко М.И. Генезис понятия «изоляция» в науке исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права // Уголовно -исполнительное право. 2013. № 1. С. 54.

3. Буторин Д.Е. Обеспечение требований изоляции в следственных изоляторах // Человек: преступление и наказание. 2010. № 1. С. 120.

Павлов Петр Александрович, преподаватель кафедры организации оперативно-розыскной деятельности, [email protected], Россия, Рязань, Академия ФСИНРоссии.

OPERA TIONAL SEARCH MEASURES FOR PROVIDING ISOLA TION OF SUSPECTS AND ACCUSED IN COMMISSION OF CRIME, CONTAINING IN PRE-TRIAL DETENTION CENTERS

P.A. Pavlov

Summary: in article the purposes, problems of activity of operational divisions of a pre-trial detention center of ensuring isolation of the persons who are held in custody are analyzed need of legislative fixing of the bases of carrying out operational search actions for the sphere of fight and violations of detention regime and ensuring isolation of suspects and accused locates.

Keywords: a pre-trial detention center, operational devices, operational search actions, isolation, interaction, the suspect accused, taken into custody, the employee, legal regulation, operational devices.

Pavlov Petr Aleksandrovich, teacher, [email protected], Academy of the Federal penitentiary service of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.