УДК 343.819:343.827
ЛЮДМИЛА ВАЛЕРЬЕВНА МАЗАЛЕВА,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права (Владимирский юридический институт ФСИН России),
e-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ
Реферат: на основе анализа дисциплинарных нарушений в следственных изоляторах делается вывод о том, что к таковым следует относить противоправные деяния (действия или бездействие), совершаемые подозреваемыми, обвиняемыми или осужденными, которые приводят к негативным последствиям для уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных правоотношений и влекут за собой юридическую ответственность по нормам уголовно-исполнительного законодательства. Отмечается, что действующее уголовно-исполнительное законодательство не предусматривает дифференцирования нарушений режима отбывания наказания. Исключение составляют злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы и нарушения режима содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Вместе с тем эффективность дисциплинарной практики зависит от наличия четкой системы классификации нарушений режима отбывания наказания и содержания под стражей, поскольку отсутствие нормативного закрепления вида взыскания за дисциплинарный проступок может повлечь за собой необоснованное искажение и субъективное отношение сотрудников администрации в каждом конкретном случае.
Ключевые слова: дисциплинарный проступок, дисциплинарная ответственность, меры дисциплинарной ответственности, следственный изолятор.
Совершая дисциплинарный проступок или, как их принято называть в юридической литературе, нарушения режима содержания под стражей или отбывания наказания, подозреваемые, обвиняемые или осужденные игнорируют интересы исполнительной власти в СИЗО, тем самым вносят элемент дезорганизации в процесс исполнения меры пресечения или отбывания наказания.
Противоправность правонарушения в СИЗО -это направленность деяний против установленного порядка содержания под стражей, отбывания наказания и правовых предписаний в рамках уголовного, уголовно-исполнительного и административного законодательства.
По нашему мнению, следует выделить три вида негативных последствий, которые могут возникать, как результат совершенного правонарушения в СИЗО: незначительные, опасные и особо опасные.
К незначительным последствиям следует отнести вред, который не оказывает существенного отрицательного влияния на функционирование СИЗО, а также на подозреваемых, обвиняемых и осужденных, представителей администрации и иных граждан, находящихся на территории:
- несоблюдение личной гигиены;
- плохая заправка спального места;
- сон в не установленное распорядком дня время;
- плохая уборка камерного помещения или по-
© Мазалева Л. В., 2016
мещения отряда, использование самодельных электроприборов и т. д.; во всех указанных составах наносимый вред является небольшим и восстанавливаемым.
К опасным последствиям следует относить вред, оказывающий отрицательное воздействие на процесс исполнения меры пресечения в виде содержания под стражей, но при этом восстанавливаемым:
- попытки доставки (из ИВС, суда), изготовление и хранение запрещенных предметов, в случае их своевременного изъятия;
- выбрасывание чего-либо из окон камер режимных корпусов;
- подход вплотную к смотровому отверстию в двери камеры, а также закрывание его;
- ведение переговоров, осуществление передачи каких-либо предметов лицам, содержащимся в других камерах, перестукивание или переписывание с ними;
- поднятие каких-либо предметов при сопровождении по коридорам режимного корпуса; нажатие на средство тревожной сигнализации и др.
К особо опасным последствиям относится вред, который оказывает отрицательное воздействие на других лиц, содержащихся в СИЗО, и влечет за собой изменение (осложнение) оперативной обстановки. Это трудновосстановимый или невосстановимый вред:
- злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы;
- разведение открытого огня в камере (поджог постельных принадлежностей);
- причинение вреда имуществу, находящемуся в камере;
- изготовление и употребление алкогольных напитков, употребление наркотических, психотропных и других запрещенных к употреблению веществ и т. д.
В зависимости от объекта, на который направлено нарушение режима, его последствия могут быть:
- материальные - нанесение вреда имущественного характера, например, поломка (уничтожение) камерного инвентаря;
- моральные - нанесение вреда личного характера, а именно оскорбление сотрудников мест содержания под стражей и иных лиц, притеснение или оскорбление подозреваемых, обвиняемых или осужденных;
- физические - нанесение телесных повреждений, то есть причинение вреда здоровью лица, содержащегося в СИЗО, либо представителю администрации, убийства, которые влекут за собой ответственность в рамках уголовного права.
На основании изложенных доводов можно выделить четыре признака, характеризующих нарушения режима в СИЗО:
1) действие, волевое и целенаправленное (бездействие);
2) противоправность (нарушение нормы права);
3) виновность (психическое отношение субъекта, осознание последствий);
4) наступление вредных последствий.
Юридический состав нарушения режима - это
система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности. В юридический состав входят:
1) субъект нарушения режима (дееспособное физическое лицо, совершившее противоправное деяние);
2) объект нарушения режима (это то, на что посягает правонарушение; родовым объектом выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе содержания под стражей или отбывания наказания, видовым - жизнь и здоровье лиц, в отношении которых применяется мера пресечения в виде содержания под стражей или отбывающих наказание в виде лишения свободы, персонала СИЗО, иных лиц, имущества как учреждения, так и подозреваемых, обвиняемых и осужденных и т. п.);
3) субъективная сторона нарушения режима (совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение подозреваемого, обвиняемого или осужденного к совершенному противоправному деянию и его последствиям, главной категорией в данном случае выступает вина, под
которой понимают психическое отношение лица к совершенному им правонарушению в период содержания под стражей или отбывания наказания) [1, с. 314];
4) объективная сторона состава нарушения режима - это внешний акт общественно опасного посягательства на охраняемый правом объект. Это акт волевого поведения, который выражается в причинении вреда объекту или создании угрозы причинения ему вреда. Объективная сторона состава правонарушения складывается из противоправного деяния, способа его совершения, вредных последствий, причинной связи, времени, места, обстановки совершения правонарушения [2, с. 15-18].
Объектом нарушения режима является установленный в СИЗО порядок содержания под стражей или отбывания наказания. Данный вид правонарушения посягает не на весь правопорядок, а касается только установленных уголовно-исполнительным законодательством правил поведения подозреваемых, обвиняемых и осужденных. В связи с этим необходимо отметить, что при совершении данного вида правонарушений в СИЗО нарушается особый, только им присущий порядок поведения, это подчеркивает особенность данного вида правонарушения и соответственное отнесение его к сфере уголовно-исполнительных правоотношений. Большинство проступков подозреваемых, обвиняемых и осужденных будут являться противоправными лишь в период содержания под стражей или отбывания наказания.
Нарушение режима выражается не только в невыполнении или ненадлежащем выполнении лицами, содержащимися в СИЗО, своих обязанностей, но и в совершении противоправных действий. Исходя из этого можно констатировать, что субъектами нарушения режима являются подозреваемые, обвиняемые и осужденные, содержащиеся в СИЗО.
Кроме того, любое совершенное правонарушение влечет за собой юридическую ответственность. Практика деятельности учреждений УИС показывает, что наиболее распространенным видом юридической ответственности в СИЗО является дисциплинарная ответственность подозреваемых, обвиняемых и осужденных, выраженная в применении к ним мер взыскания, определенных уголовно-исполнительным законодательством [3, с. 10].
Меры дисциплинарной ответственности лиц, заключенных под стражу, закреплены в ст. 38, 39, 40 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Правила поведения подозреваемых и обвиняемых закреплены в приложение № 1 приказа Минюста России от 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (ПВР СИЗО УИС).
Статья 40 указанного Закона содержит перечень нарушений режима содержания под стражей, за совершение которых по решению начальника СИЗО налагается самое строгое дисциплинарное наказание в виде водворение в карцер:
- притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых;
- нападение на сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц;
- неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за оскорбление их;
- неоднократное нарушение правил изоляции;
- хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, психотропных веществ;
- хранение, изготовление и использование других предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;
- участие в азартных играх;
- мелкое хулиганство.
Наказание в виде водворения в карцер применяется также к подозреваемым и обвиняемым, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания, в виде выговора или водворения в карцер.
Необходимо отметить, что перечень правонарушений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Однако ряд закрепленных положений требует дополнений с целью их конкретизации. Так, формулировка «нападение на сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц» подразумевает уголовную ответственность лица на основании ст. 318 УК РФ. В связи с этим мы считаем, что необходимо исключить данный вид правонарушений из указанного перечня.
Следующий состав правонарушений, который нуждается в уточнении: «неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за оскорбление их». Статья 319 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Мы предлагаем изложить рассматриваемое положение в следующей редакции: «Неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц при выполнении ими своих служебных обязанностей на режимной территории, исключающее признаки состава преступления».
Другим составом правонарушения, который требует корректировки, является «хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, психотропных веществ».
Во-первых, в нормативных правовых актах отсутствует определение «алкогольные напитки». В Федеральном законе от 22 ноября 1995 г.
№ 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» закреплено понятие «алкогольная продукция» - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Однако лицам, содержащимся в СИЗО, запрещено получать, приобретать, изготавливать и употреблять не только алкогольные напитки, но и другие жидкости с содержанием спирта (например, одеколон, духи, брагу). В связи с этим, по нашему мнению, наиболее точно и полно будет отражать состав правонарушения термин «спиртосодержащая жидкость». Мы считаем необходимым заменить слова «алкогольные напитки» на словосочетание «спиртосодержащие жидкости».
Во-вторых, в состав правонарушения, за совершение которого применяется дисциплинарное наказание, включено хранение и изготовление психотропных веществ. Однако в соответствии со ст. 228 УК РФ за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предусмотрена уголовная ответственность.
Предлагаем изложить рассматриваемое положение в следующей редакции: «. хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, а также употребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов».
Кроме того, для обеспечения действенности и жизнеспособности уголовно-исполнительного законодательства необходимо учесть особенности субкультурных отношений среди лиц, содержащихся в местах содержания под стражей и работы, по предупреждению правонарушений.
В сложившейся практике деятельности мест содержания под стражей в этом вопросе нарушением установленного порядка отбывания наказания является неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации исправительного учреждения (ст. 11 УИК РФ). В повседневной практике ИУ - это невыполнение положений, закрепленных в пп. 14, 15 приказа Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (ПВР ИУ). Меры дисциплинарной ответственности осужденных, оставленных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслу-
живанию исправительного учреждения, закреплены в ст. 115 УИК РФ.
Таким образом, к нарушениям режима в СИЗО следует отнести противоправное деяние (действия или бездействие), совершаемое подозреваемыми, обвиняемыми или осужденными, которое приводит к негативным последствиям для уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных правоотношений и влечет за собой юридическую ответственность по нормам уголовно-исполнительного законодательства.
Необходимо отметить, что действующее уголовно-исполнительное законодательство не предусматривает дифференцирования нарушений режима отбывания наказания. Исключение составляют злостные нару-
шения установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы (ст. 116 УИК РФ) и нарушения режима содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (ст. 40 ПВР СИЗО УИС).
Эффективность дисциплинарной практики зависит от наличия четкой системы классификации нарушений режима отбывания наказания и содержания под стражей, так как отсутствие нормативного закрепления вида взыскания за дисциплинарный проступок может повлечь за собой необоснованное искажение и субъективное отношение сотрудников администрации в каждом конкретном случае.
Список литературы
1. Сорокин М. В., Сорокина О. Е. Юридические аргументы при исполнении уголовных наказаний // Юридическая аргументация: теория, практика, техника. Н. Новгород, 2013. № 7. Ч. 1. С. 314.
2. Сорокин М. В. Организационно-правовые меры профилактики правонарушений в тюрьмах и следственных изоляторах России : учеб. пособие. Владимир, 2013. С. 15-18.
3. Усеев Р. З. Водворение, перевод и условия содержания осужденных в штрафных изоляторах и помещениях камерного типа исправительных колоний : учеб.-метод. пособие. Самара, 2012. С. 10.
LYUDMILA VALERYEVNA MAZALEVA,
phd in law, senior lecturer of the department of penal law
(VLI of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
SPECIFICS OF ATTRACTION TO THE DISCIPLINARY RESPONSIBILITY OF THE PERSONS WHICH ARE CONTAINED IN PRE-TRIAL DETENTION CENTERS
Abstract: on the basis of the analysis of disciplinary violations in pre-trial detention centers, the author comes to a conclusion that it is necessary to refer illegal acts (actions or inaction) made by suspects, defendants or convicts who lead to negative consequences for penal and criminal procedure legal relationship to those and involve legal responsibility according to the standards of the penal legislation.
It is noted that the existing penal legislation doesn't provide differentiation of violations of the mode of serving sentence. The exception is made by malicious violations of an established order of serving sentence by prisoners and violations of detention regime by suspects and persons accused of committing crimes. At the same time, efficiency of disciplinary practice depends on existence of accurate system of classification of violations of the mode of serving sentence and detention because the lack of standard fixing of a type of punishment for a minor offense can cause unreasonable distortion and the subjective attitude of staff in each case.
Key words: minor offense, disciplinary responsibility, measures of a disciplinary responsibility, pre-trial detention center.
References
1. Sorokin M. V., Sorokina O. E. Juridicheskie argumenty pri ispolnenii ugolovnyh nakazanij [Legal arguments at execution of criminal penalties]. Juridicheskaja argumentacija: teorija, praktika, tehnika [Legal argument: theory, practice, equipment]. N. Novgorod, 2013, no. 7, part 1.
2. Sorokin M. V. Organizacionno-pravovye mery profilaktiki pravonarushenij v tjur'mah i sledstvennyh izol-jatorah Rossii [Organizational and legal measures of prevention of offenses in prisons and pre-trial detention centers of Russia]. Vladimir, 2013.
3. Useev R. Z. Vodvorenie, perevod i uslovija soderzhanija osuzhdennyh v shtrafnyh izoljatorah i pomesh-henijah kamernogo tipa ispravitel'nyh kolonij [A settlement, the translation and conditions of detention of prisoners in penal insulators and rooms of chamber type of corrective labor colonies]. Samara, 2012.
© Mazaleva L. V., 2016