Научная статья на тему 'Организация режима в местах содержания под стражей: формирование категориального аппарата и основные направления деятельности'

Организация режима в местах содержания под стражей: формирование категориального аппарата и основные направления деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2001
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОДЕРЖАНИЕ ПОД СТРАЖЕЙ / СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР / РЕЖИМ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ОБВИНЯЕМЫЙ / CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM / DETENTION / REMAND / MODE / SUSPECT / ACCUSED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонов Игорь Алексеевич, Каширин Роман Михайлович

В статье исследуется понятийный аппарат организации режима в местах содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей, что обусловлено противоречиями нормативного регулирования целей, задач, содержания деятельности сотрудников ФСИН России, обеспечивающих режим в различных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антонов Игорь Алексеевич, Каширин Роман Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of the regime in places of detention: forming of categorical apparatus and the main activities

The article investigates the conceptual organization of the regime in places of detention of suspects and accused persons detained by contradictions of regulatory goals, objectives, content, activities of employees of the Federal penitentiary service of Russia for mode in various institutions of the penal system.

Текст научной работы на тему «Организация режима в местах содержания под стражей: формирование категориального аппарата и основные направления деятельности»

Антонов Игорь Алексеевич

доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])

Каширин Роман Михайлович

кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности Псковского филиала Академии ФСИН России (e-mail: [email protected])

Организация режима в местах содержания под стражей: формирование категориального аппарата и основные направления деятельности

В статье исследуется понятийный аппарат организации режима в местах содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей, что обусловлено противоречиями нормативного регулирования целей, задач, содержания деятельности сотрудников ФСИН России, обеспечивающих режим в различных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, содержание под стражей, следственный изолятор, режим, подозреваемый, обвиняемый.

I.A. Antonov, Doctor of Law, Professor, Head of the Chair of Criminal Procedure of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];

R.M. Kashirin, Master of Law, Senior Lecturer of the Chair of Operational-Investigative Activity of the Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia; e-mail: kupecdmb@ yandex.ru

Organization of the regime in places of detention: forming of categorical apparatus and the main activities

The article investigates the conceptual organization of the regime in places of detention of suspects and accused persons detained by contradictions of regulatory goals, objectives, content, activities of employees of the Federal penitentiary service of Russia for mode in various institutions of the penal system. Key words: criminal-executive system, detention, remand, mode, suspect, accused.

Особенности функционирования следственных изоляторов определяются целями и задачами, стоящими перед ними, а также специфическим контингентом, содержащимся в данных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Естественно вытекающим из этих особенностей условием является то, что среди средств обеспечения нормального функционирования указанных учреждений уголовно-исполнительной системы важное место занимает обеспечение режима. При этом эффективность организации режима в следственных изоляторах, как и в любом ином учреждении, во многом зависит от должного нормативного регулирования возникающих правоотношений, базирующегося на четком понимании существа реализуемых функций, сути деятельности, категориального аппарата деятельности и т.п.

В связи с этим необходимо отметить, что термин «режим» применяется как в повседневной жизни (например, пропускной режим, больничный режим), так и в нормативных правовых документах. В российском законодательстве даются определения различных видов режимов: противопожарный, режим труда и отдыха, общий режим кредитования и т.д.

На основе изучения всего многообразия встречающихся в нормативных документах видов режима можно сделать несколько выводов, определяющих общие признаки режима: во-первых, все виды режима по своей форме представляют собой набор норм, правил, процедур, условий, которые регулируют ту или иную сферу деятельности; во-вторых, эти правила устанавливаются уполномоченными на то государственными либо иными органами в установленном порядке.

284

В целом термин «режим» относится к различным отраслям права. Встречается он и в правовых актах, имеющих непосредственное отношение к деятельности пенитенциарных учреждений [1; 2; 3]. Теоретики уголовно-исполнительного права легко используют его в своих исследованиях.

Непосредственно изучением сущности, определения режима и проблемами его обеспечения занимались такие известные отечественные ученые-пенитенциаристы, как А.И. Зубков, Б.Б. Казак, Ю.Ф. Кваша, А.С. Михлин, А.В. Па-пуашвили, С.В. Познышев, В.И. Селиверстов, Н.А. Стручков, Ю.М. Ткачевский, Б.С. Утевский, И.В. Шмаров и др., которые создали необходимые методологические предпосылки для его дальнейшего исследования [4; 5; 6; 7; 8; 9]. Однако сформулированного, уже устоявшегося научно-теоретического определения режима в следственном изоляторе (режима в местах содержания под стражей) в их работах нет. Именно на это нацелено настоящее исследование с учетом того, что от его формулирования зависит и содержание самой деятельности по обеспечению режима в местах содержания под стражей. Итак, рассмотрим эту правовую категорию в сравнении с понятием «режим в исправительном учреждении в целом.

Режим отбывания наказания в виде лишения свободы является самым первым фундаментальным средством исправления осужденных, т.к. все остальные, причем не менее значимые, средства исправления, такие как воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка, общественное воздействие, базируются на строгом соблюдении режимных требований и жесткой регламентации всей жизни осужденных в исправительном учреждении [10, с. 305-306; 11, с. 230]. Данный тезис находит подтверждение и на законодательном уровне.

В ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) режим определен как установленный порядок исполнения и отбывания наказаний. УИК РФ содержит целую главу (гл. 12), которая целиком посвящена режиму. В ст. 82 этой главы дается более полное определение режима в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных,

различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Данное определение полностью подпадает под указанные выше признаки режима: режим в исправительных учреждениях - это совокупность правил, которые регулируют порядок исполнения и отбывания лишения свободы; правила установлены законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами [12, с. 39-42].

Режим в местах лишения свободы выполняет различные функции. Прежде всего, в рамках режима реализуются те правоограничения и лишения, которые присущи данному виду наказания, т.е., как отмечает О.Г. Перминов, он несет в себе карательную функцию. Реализуя кару, правила режима вынуждают осужденного соблюдать требования закона, не нарушать дисциплину, изменить свое поведение и т.п. В этом проявляется его воспитательная функция. Иной функцией режима является частная превенция, предупреждение, пресечение совершения новых преступлений осужденными [13, с. 153].

В ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» указывается, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Сравнительный анализ содержательной стороны понятий «режим в исправительном учреждении» и «режим в местах содержания под стражей» четко показывает их правовое различие, установленное законодателем. Режим в исправительном учреждении направлен на порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, на охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, предупреждение преступности и нарушений режима содержания в исправительном учреждении (объектами применения режимных требований выступают осужденные к лишению свободы, лица, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу). Режим в местах содержания под стражей направлен на обеспечение соблюдения прав подозреваемых и

285

обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, т.е. объектами применения режимных требований выступают участники уголовного процесса: подозреваемые и обвиняемые, вина которых еще не доказана.

При этом важно подчеркнуть, что в ст. 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» законодателем не дано определение режима содержания под стражей, а только указано на то, что он устанавливается и обеспечивает: 1) соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых; 2) исполнение подозреваемыми и обвиняемыми своих обязанностей;

3) изоляцию подозреваемых и обвиняемых;

4) выполнение задач, предусмотренных УПК РФ.

Конечно, такая правозащитная законодательная позиция (на первое место выносится соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых) вполне соответствует с положениям Минимальных стандартных правил обращения с заключенными [14], однако это не соответствует целям помещения лиц в следственный изолятор, а отсутствие законодательного определения режима содержания под стражей является пробелом в действующем законодательстве.

Часть 2 гл. 1 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 января 2005 г. № 189 повторяет содержание ст. 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и дополняет его: «Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [15].

В Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы [16] режим определяется как порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также порядок отбытия лишения свободы осужденными в тюрьмах и осужденными, оставленными для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в СИЗО (тюрьме), реализация их прав, обязанностей и законных интересов.

Как видим, в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за

подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, в отличие от ст. 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», дается определение режима содержания под стражей, однако, помимо того, что оно регламентировано внутренними приказами Минюста России, а не законодателем, оно не раскрывает такие позиции, как реализация прав и обязанностей более широкой категории лиц, охрана подозреваемых и обвиняемых, а также надзор за ними. Кроме того, рассматриваемые определения не согласуются с положениями УИК РФ (ст. 82).

Таким образом, сегодня для создания единого правового поля и повышения эффективности правоприменительной практики назрела необходимость теоретического решения указанного вопроса и формулировки определения режима содержания под стражей.

Представляется, что содержательную сторону режима содержания под стражей составляют:

1) права и обязанности тех, кто выполняет данную государственную функцию, в частности сотрудников ФСИН России (в Положении о Федеральной службе исполнения наказаний подчеркивается, что ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы [17]);

2) права и обязанности тех, кто содержится в следственных изоляторах;

3) права и обязанности лиц, которые в целом не имеют прямого отношения к процессу изоляции от общества, но соприкасаются с данным процессом, а также оказывают содействие и помощь в работе данных учреждений, например представители общественных и религиозных объединений, должностные лица государственных органов, которые посещают учреждения уголовно-исполнительной системы и т.д. [12, с. 39-42].

При этом режим в местах содержания под стражей должен в первую очередь обеспечить охрану и изоляцию подозреваемых и обвиняемых, а также надзор за ними, конечно, не нарушая их иных прав и не ограничивая законных интересов, что в определенной мере подчеркивает его сходство с режимом в исправительном учреждении.

Главенствующую роль в обеспечении режима в местах содержания под стражей и его составляющих, т.е. охраны, изоляции и надзора, играют территориальные управления ФСИН России, организация деятельности которых имеет свои особенности.

286

Охрана учреждений уголовно-исполнительной системы может осуществляться выставлением часовых, оперативным дежурством караула. Часовые осуществляют охрану учреждений наблюдением с вышек, патрулированием вокруг объекта по установленному направлению. Особую роль в охране учреждений играют кинологические подразделения, задачей которых является усиление охраны на уязвимых в побеговом отношении участках периметра.

Следует отметить, что эффективная организация надзора в следственном изоляторе за поведением подозреваемых, обвиняемых и осужденных является средством, выполняющим обеспечивающую функцию, реализация которой имеет упреждающее воздействие на их поведение, способствует пресечению в их среде криминогенных явлений, включая межличностные конфликты.

Проблемы, относящиеся к сфере организации надзора в следственном изоляторе, обусловливают то, что многие факты отклоняющегося поведения подозреваемых и обвиняемых (азартные игры, долговые зависимости, конфликтные отношения, приобретение запрещенных предметов, неконтролируемые каналы связи перечисленных лиц с криминалитетом, находящимся вне следственного изолятора и пр.) трансформируются в правонарушения, образуют условия, создающие угрозу безопасности как сотрудников, так и лиц, содержащихся в следственном изоляторе, и иных граждан, находящихся на территории следственного изолятора. Кроме того, слабая система организации надзора в следственном изоляторе спо-

собствует осложнению оперативной обстановки и совершению преступлений.

Организация надзора в следственном изоляторе, осуществляемая в целях обеспечения безопасности, по нашему мнению, должна предусматривать создание определенного функционального механизма, составными элементами которого являются: личное участие в организации надзора начальника следственного изолятора, заключающееся в принятии управленческого решения в форме утверждения плана надзора; письменный приказ по обеспечению надзора; несение службы на внутренних постах; непосредственное участие в организации надзора отделом режима, дежурными службами; взаимодействие сотрудников оперативного отдела с дежурным помощником начальника следственного изолятора по обеспечению их информацией упреждающего совершение правонарушений характера.

С учетом изложенного следует отметить, что под режимом в местах содержания под стражей следует понимать установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок, включающий в себя систему мер, обеспечивающих непрерывный контроль за поведением подозреваемых, обвиняемых и осужденных в целях соблюдения ими установленных нормативными правовыми актами правил, обеспечения их надежной охраны и изоляции, безопасности перечисленных лиц, сотрудников, граждан, находящихся на территории следственного изолятора, а также реализацию прав и обязанностей указанных лиц и выполнение задач, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: федер. закон от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

2. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: федер. закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.

3. Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: приказ Гзнераль-ного прокурора РФ от 16 янв. 2014 г. № 6 // Законность. 2014. № 4.

4. Кваша Ю.Ф., Михлин А.С. Злостные нарушители режима в ИТК: учеб. пособие. Рязань, 1982.

5. Папуашвили А.В., Стручков Н.А. Режим в исправительно-трудовых учреждениях и его правовое регулирование: учеб. пособие. Рязань, 1985.

1. Criminal executive code of the Russian Federation: fed. law d.d. Jan. 8, 1997 № 1-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1997. № 2. Art. 198.

2. On the custody of suspects and accused of committing crimes: fed. law d.d. July 15, 1995 № 103-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation.1995. № 29. Art. 2759.

3. On the organization of supervision over implementation of laws by the administrations of the institutions and bodies executing criminal punishment, detention facilities in custody of suspects and accused of committing crimes: decree of the Prosecutor General of the Russian Federation d.d. Jan. 16, 2014 № 6 // Legality. 2014. № 4.

4. Kvasha Yu.F, Mikhlin A.S. Worst violators of the regime in the penitentiary: study aid. Ryazan, 1982.

5. Papuashvily A.V., Stychkov N.A. The regime in corrective labour institutions and law: study aid. Ryazan, 1985.

287

6. Казак Б. Б. Службы безопасности исправительных колоний: современное состояние функционирования и перспективы. 2-е изд., испр. Псков, 2007.

7. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. С постатейными материалами / сост. В. А. Казакова, Е.Ю. Панкратьева; под общ. ред. Ю.И. Калинина; науч. ред. А.С. Михлин. 2-е изд., испр. и доп. М, 2003.

8. Михлин А. С., Пономарев П.Г., Селиверстов В.И., Шмаров И.В. Уголовно-исполнительное право / под ред. И.В. Шмарова. М., 1996.

9. Детков М.Г., Зубков А.И., Кузьмин С.И., Уткин В.А. Уголовно-исполнительное право России. Теория. Законодательство. Международные стандарты. Отечественная практика XX века: учеб. / под ред. А. И. Зубкова. М, 2004.

10. Уголовно-исполнительное право: учеб. / под ред. В.И. Селиверстова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2010.

11. Зубарев С.М., Токаченко А.А. Уголовно-исполнительное право: учеб. / отв. ред. А.С. Михлин. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2011.

12. Буторин Д.Е. Понятие режима содержания под стражей лиц в следственных изоляторах // Уголовно-исполнительное право. 2009. № 1.

13. Бриллиантов А.В., Детков М.Г., Перми-нов О. Г. Уголовно-исполнительное право России: учеб. пособие / под ред. О.Г. Перминова. М, 2001.

14. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утв. ООН 30 авг. 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // Советская юстиция. 1992. № 2.

15. Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 14 окт. 2005 г. № 189 (в ред. от 27 дек. 2010 г.) // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 46.

16. Об утверждении Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 3 нояб. 2005 г. № 204. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

17. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: указ Президента РФ от 13 окт. 2004 г. № 1314 // Собр. законодательства РФ. 2004. № 42. Ст. 4109.

6. Kazak B.B. Security correctional facilities: current status of operation and prospects. 2nd ed., rev. Pskov, 2007.

7. Criminal executive code of the Russian Federation. With an itemized materials / comp. V.A. Kazakova, E.Yu Pankratieva; gen. ed. by Yu.I. Kalinin; sci. ed. by A.S. Mikhlin. 2nd ed., rev. and add. Moscow, 2003.

8. Mikhlin A.S., Ponomarev P.G., Seliverstov V.l., Shmarov I. V. Penal law / ed. by I. V. Shmarov. Moscow, 1996.

9. Detkov M.G., Zubkov A.I., Kuzmin S.I., Utkin A.V. Criminal executive law of Russia. Theory. Legislation. International standards. Domestic practice of the twentieth century: textbook / ed. by A.I. Zubkov. Moscow, 2004.

10. Penal law: textbook/ed. by V.I. Seliverstov. 5th ed., rev. and suppl. Moscow, 2010.

11. Zubarev S.M., Tokachenko A.A. Penal law: textbook /resp. ed. A.S. Mikhlin. 3rd ed., rev. and suppl. Moscow, 2011.

12. Butorin D.E. Concept of the detention regime of persons in pretrial detention facilities // Penal law. 2009. № 1.

13. BrilliantovA.V., DetkovM.G., PerminovO.G. Criminal executive law of Russia: study aid / ed. by O.G. Perminov. Moscow, 2001.

14. Standard minimum rules for the treatment of prisoners (adopted by the UN on 30 August 1955, approved by the Economic and Social Council at 994th plenary meeting, on 31 July 1957) // Soviet justice. 1992. № 2.

15. Approval of internal regulations of investigatory insulators of criminally-executive system: order of the Ministry of Justice of Russia d.d. Oct.14, 2005 № 189 (as amended on Dec. 27, 2010) // Bull. of normative acts of federal bodies of executive power. 2005. № 46.

16. About approval of the Instruction about the organization service to ensure the supervision of suspects, accused and convicts are held in remand centres and prisons of the penal system: order of the Ministry of Justice of Russia d.d. Nov. 3, 2005 № 204. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

17. Issues of Federal service of execution of punishments: decree of the President of the Russian Federation d.d. Oct. 13, 2004 № 1314 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2004. № 42. Art. 4109.

288

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.