Научная статья на тему 'Понятие режима содержания под стражей лиц в следственных изоляторах'

Понятие режима содержания под стражей лиц в следственных изоляторах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4317
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / РЕЖИМ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ / SECURITY IN PENAL INSTITUTIONS / CUSTODIAL CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буторин Д. Е.

в статье исследуются сущность и понятие режима содержания под стражей, дается определение понятия режима содержания под стражей в следственных изоляторах, анализируются нормы уголовноисполнительного законодательства, касающиеся термина «режим»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Буторин Д. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOTION OF CUSTODIAL CONTROL OVER REMAND PRISONERS

the article is devoted to the essence and the notion of custodial control. The custodial control in detention centers is defined and the norms of penal legislation concerning the term «custodial control» are investigated in the article

Текст научной работы на тему «Понятие режима содержания под стражей лиц в следственных изоляторах»

D.E. BUTORIN

THE NOTION OF CUSTODIAL CONTROL OVER REMAND PRISONERS

Annotation', the article is devoted to the essence and the notion of custodial control. The custodial control in detention centers is defined and the norms of penal legislation concerning the term «custodial control» are

investigated in the article.

Key words: security in penal institutions, custodial control.

Д.Е. БУТОРИН (НИИ ФСИН России)

E-mail: butorin@mail .ru

ПОНЯТИЕ РЕЖИМА СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ ЛИЦ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ

Аннотация: в статье исследуются сущность и понятие режима содержания под стражей, дается определение понятия режима содержания под стражей в следственных изоляторах, анализируются нормы уголовноисполнительного законодательства, касающиеся термина «режим».

Ключевые слова: режим в исправительных учреждениях, режим содержания под стражей.

Термин «режим» применяется как в повседневной жизни (обеденный режим, постельный режим), так и в нормативных правовых документах (пограничный режим, таможенный режим и т. д.). Что такое режим, каковы его суть и правовая природа? Режим (от лат. regimen - управление) - это:

1) совокупность правил, норм, установленных применительно к определенным объектам управления; 2) государственный строй, образ правления1. В ст. 22 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливается, что таможенный режим - это «таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами...», Федеральный закон «О ведомственной охране» дает определение пропускному режиму: «пропускной режим - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выез-

да) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.В российском законодательстве даются определения различным видам режимов: противопожарный, режим труда и отдыха, общий режим кредитования и т. д. Изучив все многообразие встречающихся в нормативных документах видов режима, можно сделать несколько выводов, определить общие признаки режима. Итак, во-первых, все виды режима по своей форме представляют собой набор норм, правил, процедур, условий, которые регулируют ту или иную сферу деятельности; во-вторых, данные правила устанавливаются уполномоченными на то государственными либо иными органами в установленном порядке. Необходимо также отметить, что термин «режим» не относится к какой-либо одной отрасли права.

В уголовно-исполнительном законодательстве России термин «режим» впервые был употреблен в Положении РСФСР 1920 г. «Об общих местах заключения», затем использовался в нормах Исправительно-трудового кодекса (ИТК) РСФСР 1924 г., в ИТК 1933 г. (ст. 31), в Основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г. (ст. 21), а также в ИТК союзных республик.

В ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ)

режим определен как установленный порядок исполнения и отбывания наказаний. Необходимо отметить, что УИК РФ содержит целую главу (гл. 12), которая целиком посвящена режиму. В ст. 82 данной главы дается более полное определение режима в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Данное определение полностью подпадает под указанные выше признаки режима: 1) режим в исправительных учреждениях - это совокупность правил, которые регулируют порядок исполнения и отбывания лишения свободы;

2) правила установлены законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами.

В нормах УИК РФ вместо термина «режим» часто встречается выражение «порядок исполнения наказания». По мнению доктора юридических наук Ю.М. Ткачевскогс, такой прием усложняет осмысление текста, а следовательно, противоречит требованиям законодательной техники2. Действительно, порядок исполнения наказаний может отождествляться с термином «режим» лишь отчасти. Как видно из приведенного в ст. 82 УИК РФ определения, режим включает в себя не только порядок исполнения наказания. В ч. 2 ст. 1 УИК РФ указано, что, помимо порядка, режим устанавливает и условия исполнения и отбывания наказания.

Термин «режим» можно встретить во многих исследованиях теоретиков уголовноисполнительного права. Изучением сущности, определения режима и проблемами его обеспечения занимались такие известные отечественные ученые, как С.В. Познышев, Б.С. Утевский, Е.Г. Ширвиндт, Н.А. Стручков, Ю.М. Ткачевский, Г.О. Бектузаров, В.И. Селиверстов, которые создали необходи-

мые методологические предпосылки для дальнейшего исследования.

В ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ) отмечается, что «в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей». В данной статье не дано определения режима содержания под стражей, а только указано на то, что он устанавливается и обеспечивает: 1) соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых; 2) исполнение подозреваемыми и обвиняемыми своих обязанностей; 3) изоляцию подозреваемых и обвиняемых; 4) выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Правовую основу деятельности следственного изолятора составляют: Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция РФ, а также нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации, Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, территориального органа уголовноисполнительной системы и Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Статья 8 Федерального закона № 103-ФЗ определяет, что следственные изоляторы

(СИЗО) уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

В ст. 1.1 Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации более четко сформулировано назначение следственного изолятора: «Следственный изолятор уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации предназначен для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осужденных) в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их письменного согласия».

Основные задачи следственного изолятора:

- создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия или суда, а осужденным к лишению свободы и смертной казни уклониться от отбывания наказания;

- осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;

- обеспечение правопорядка и законности в следственном изоляторе, безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории;

- обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

- организация жизнедеятельности СИЗО, а также развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной сферы.

Задачи, стоящие перед СИЗО, в целом сопоставимы с задачами, стоящими перед режимом, устанавливаемым в следственном изоляторе.

Вернемся к определению термина «режим» применительно к заключению под

стражу. Статья 2 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовноисполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 января 2005 г. № 189 гласит: «В СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ). Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Как видим, в Правилах внутреннего распорядка в отличие от ст. 15 Федерального закона № 103-Ф3 дается определение режима содержания под стражей.

В ст. 3 Правил, так же как и в ст. 15 Федерального закона № 103-ФЗ, подчеркивается, что обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Как следствие, режимные требования адресованы не только обвиняемым и подозреваемым, но и сотрудникам СИЗО, за невыполнение которых они могут быть привлечены к ответственности. Причем в зависимости от степени вины сотрудника, тяжести последствий проступка ответственность варьирует от дисциплинарной до уголовной.

В СИЗО функционируют отделы режима, сотрудники которых непосредственно призваны обеспечивать выполнение режимных требований. Конкретно обязанности сотрудников, от младших инспекторов на внутренних постах до начальника следственного изолятора, подробно изложены в ведомственных нормативных актах.

На основании анализа положений норм уголовно-исполнительного законодательства, которые касаются термина «режим», считаем, что ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых

в совершении преступлений» должна быть изложена в следующей редакции: «В местах содержания под стражей устанавливается режим. Режим содержания под стражей - это установленные законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также порядок отбывания лишения свободы осужденными, оставленными для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО, обеспечивающие охрану и изо-

ляцию подозреваемых, обвиняемых и осужденных, постоянный надзор за ними, реализацию их прав, обязанностей и законных интересов, личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, осужденных и персонала, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации».

1 См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубце-ва Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2006.

2 См.: Ткачевский Ю.М. Режим отбывания и исполнения наказания в виде лишения свободы // Законодательство. 2006. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.