Научная статья на тему 'Правовое регулирование режима содержания под стражей лиц в следственных изоляторах'

Правовое регулирование режима содержания под стражей лиц в следственных изоляторах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1239
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР / ТЮРЬМА / РЕЖИМ СОДЕРЖАНИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / DETENTION CENTER / PRISON / DETENTION REGIME / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буторин Дмитрий Евгеньевич

в статье дается классификация нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы режима содержания под стражей в следственных изоляторах, исследуются на предмет содержания норм, регулирующих режим в следственных изоляторах, Конституция РФ, Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и др

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE REGIME FOR PRISONERS IN DETENTION CENTERS

the author gives classificationof legalacts regulating the regime of detention in detention centers, explores the content of the rules governing treatment in detention centers, the Constitution of the Russian Federation, Federal Law «On the detention of persons suspected or accused of committing crimes», the Internal routine rules in detention centers of penal system, etc.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование режима содержания под стражей лиц в следственных изоляторах»

Уголовно-исполнительное право

удк343.819 D.E. BUTORIN

ББК 67.409.17

Б93 LEGAL REGULATION OF THE REGIME

FOR PRISONERS IN DETENTION CENTERS

Аннотация: в статье дается классификация нормативно-правовых актов, регулирующихвопросы режима содержания под стражей в следственных изоляторах, исследуютсяна предмет содержания норм, регулирующих режим в следственных изоляторах, КонституцияРФ, Федеральный закон « О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений), Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и др.

Ключевые слова: следственный изолятор, тюрьма, режим содержания, правовое регулирование.

ДМИТРИЙ

ЕВГЕНЬЕВИЧ

БУТОРИН*

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЖИМА СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ ЛИЦ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ

* Старший юрисконсульт (НИИ ФСИН России). butorin-d@mail.ru.

Annotation', the author gives classification of legal acts regulating the regime of detention in detention centers, explores the content of the rules governing treatment in detention centers, the Constitution of the Russian Federation, Federal Law «On the detention of persons suspected or accused of committing crimes», the Internal routine rules in detention centers of penal system, etc.

Key words: detention center, prison, detention regime, legal regulation.

Под правовым регулированием следует понимать процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм, в том числе на отношения, возникающие в сфере реализации режима содержания под стражей в следственных изоляторах. Данные юридические нормы содержатся в различных законодательных и иных нормативных актах.

Правовую основу режима содержания под стражей составляют:

- международные правовые акты, регулирующие вопросы исполнения заключения под стражу;

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»;

- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

- указы Президента Российской Федерации;

- постановления Правительства Российской Федерации;

- нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации;

- нормативные акты Федеральной службы исполнения наказаний.

Все законодательные и иные нормативные акты, регулирующие вопросы режима содержания под стражей, можно разбить на четыре основные группы:

- федеральные законы;

- указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации;

- ведомственные нормативно-правовые акты;

- международные правовые акты.

Основной закон государства - Конституция

Российской Федерации, поэтому при обеспече-

нии режима содержания под стражей должны соблюдаться обозначенные в ней права граждан. Это касается равенства граждан перед законом и судом (ст. 19), недопущения унижения человеческогодостоинства, неприменения пыток, насилия, другого жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания (ст. 21), гарантий права свободы совести и вероисповедания (ст. 28), охраны здоровья и медицинской помощи (ст. 41), презумпции невиновности (ст. 49).

Заключение под стражу, а следовательно, и выполнение требований режима содержания под стражей существенно ограничивают реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (ст. 27), а также ряда других прав. Однако в указанных статьях отмечается, что ограничение данных прав допускается по судебномурешению, а вот объем этих ограничений регулируетсядругими нормативными правовыми актами.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы обеспечения режима содержания под стражей, является Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон). До его принятия в 1995 г. действовало Положение о предварительном заключении (1969 г.). Однако считать его полноценным законодательным актом в области правового регулирования предварительного заключения можно весьма условно, поскольку важнейшая сторона этого процесса, а именно права и обязанности заключенных под стражу, в нем не детализировалась и была изложена в самом общем виде. Результатом этого стало издание целого ряда ведомственных инструкций, имевших, как правило, закрытый характер.

Принятие Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» было связано с социально-политическими изменениями, которые происходили в нашей стране в начале 90-х годов ХХ века. Естественно, Положение о предварительном заключении 1969 года уже не могло отвечать новым, современным реалиям.

Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» показал себя достаточно эффективно. За период с 1995 по 2010 год было

принято 15 нормативных актов, которые вносили в него различные поправки. Большинство из них было связано с передачей следственных изоляторов из системы МВД в Минюст России и образованием Федеральной службы исполнения наказаний. Некоторые поправки касались смягчения условий содержания под стражей: например, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ внесены изменения, увеличивающие время прогулки лицам, водворенным в карцер, с тридцати минут до одного часа, Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. № 10-ФЗ в карцере разрешено пользоваться книгами, газетами, журналами и иной литературой.

На наш взгляд, в ближайшие годы также будут вноситься изменения в Закон, что обусловлено общим курсом развития уголовной политики в нашей стране, стремлением соответствовать международным правовым нормам и стандартам в области заключения под стражу.

В ст. 15 Закона указано, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, а в целях обеспечения режима утверждаются Правила внутреннего распорядка (ст. 16), содержится перечень прав подозреваемых и обвиняемых (ст. 17). Разумеется, при осуществлении требований режима права подозреваемых и обвиняемых ни в коей мере не должны ущемляться, наоборот, режим должен обеспечивать их реализацию. Особое внимание уделяется реализации права на свидания с защитником, родственниками и иными лицами (ст. 18), права на личную безопасность (ст. 19), права на переписку (ст. 20).

Отдельные статьи посвящены таким требованиям режима, как изоляция, охрана и надзор. Кроме того, в Законе дается перечень основных обязанностей подозреваемыхи обвиняемых; определяются виды поощрений и взысканий, а также порядок их применения к подозреваемым и обвиняемым; регламентируется порядок содержания в карцере; устанавливается материальная ответственность подозреваемых и обвиняемых; определяется порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Наиболее значимыми нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обеспечения режима в следственных изоляторах на ведомственномуровне, являются Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 14 января 2005 г. № 189, и другие приказы, касающиеся обеспечения надзора за подозреваемыми, об-

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

виняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовноисполнительной системы.

Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила) устанавливают и детализируют: порядок приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам; проведение личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования и досмотра вещей; изъятие у них веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию; материально-бытовое обеспечение; приобретение подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, предметов первой необходимостии других промышленных товаров; прием и выдачу посылок, передач; получение и отправление телеграмм, писем, денежных переводов; направление заявлений и жалоб; отправление религиозных обрядов; привлечение к труду; участие в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках; проведение подписки на газеты и журналы; медико-санитарное обеспечение; проведение ежедневных прогулок; проведение свиданий с защитником, родственниками и иными лицами; предоставление платных телефонных разговоров; обеспечение участия

в следственных действиях и судебных заседаниях; личный прием начальником СИЗО или уполномоченными им лицами; выдачу тел подозреваемых и обвиняемых, умерших в СИЗО.

В Правилах дается более подробный по сравнению с Законом перечень обязанностей подозреваемых и обвиняемых, указываются обязанности дежурного по камере, определяются действия, которые запрещается совершать подозреваемым и обвиняемым.

Правовая база обеспечения режима содержания под стражей в следственных изоляторах в Российской Федерации не ограничивается приведенными документами, процесс ее создания не завершен и напрямую связан с содержанием политических и социально-экономических реформ в стране. Коренные изменения, происходящие во всех областях жизни государства и общества, существенным образом влияют на правоустанавливающую и правоприменительную политику и практику, в том числе в такой специфической сфере деятельности, как обеспечение режима содержания под стражей в следственных изоляторах. Особенно актуально это в свете реализации основных положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года1.

1 См.: Распоряжение Правительства РоссийскойФедерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собр. законо-дательстваРос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.