УДК 342.97:343.8
ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ ПОНИКАРОВ,
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административного и финансового права
(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
И СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Реферат: объектом исследования выступает понятие и содержание доказывания по делам об административных правонарушениях в административной деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Предметом исследования являются нормы административного права, закрепляющие доказательства по делам об административных правонарушениях в сфере административной деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов Федеральной службы исполнения наказаний.
В содержание доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы входят обстоятельства и факты, которые в совокупности имеют правовое и доказательственное значение для дела. В статье выявлены характерные признаки доказывания по указанным выше делам; сформулировано определение доказывания по делам об административных правонарушениях в деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов Федеральной службы исполнения наказаний; рассмотрен объект и субъект познания доказательств; зафиксированы субъекты доказывания; предложены новые правила оценки доказательств по делам об административных правонарушениях в сфере административной деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов Федеральной службы исполнения наказаний.
Ключевые слова: административные нормы, объект и субъект познания доказательств, понятие и содержание доказывания, оценка доказательств, характерные признаки доказательств, административная деятельность, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
Доказывание по делам об административных правонарушениях является видом административной деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов. Количество дел об административных правонарушениях, производство по которым прекращено в связи с недоказанностью различных обстоятельств и фактов, наглядно демонстрирует необходимость развития правового регулирования доказывания при производстве по делам об административных правонарушениях, в том числе отнесенным к компетенции должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (УИС).
Доказывание по делам об административных правонарушениях в деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России преимущественно является внесудебным. Доказывание по делам об административных правонарушениях в рассматриваемой деятельности исправительных учреждений и следственных изо-
ляторов ФСИН России неразрывно связано с административным процессом.
Отметим, что доказательство не является самостоятельной отраслью, поскольку не имеет предмета и метода правового регулирования. Как нам представляется, доказательство по делам об административных правонарушениях непосредственно в деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России является, скорее всего, отдельным правовым институтом. Данный институт представляет собой совокупность юридических норм, определяющих собственно законные основы доказывания в рассматриваемой сфере общественных отношений.
Содержание доказывания, в том числе по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России, трактуется по-разному в научном мире и до настоящего времени остается предметом дискуссий [1].
© Поникаров В. А., 2016
На наш взгляд, доказывание по делам об административных правонарушениях в деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России необходимо рассматривать с позиции:
- теории общественно-юридического познания доказательств по рассматриваемым делам в указанной сфере;
- прикладных основ практики реализации доказывания по делам об административных правонарушениях в исследуемой области общественных отношений;
- особенностей, связанных с привлечением субъектов к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции должностных лиц уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, доказывание по делам об административных правонарушениях в деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России является как теоретической, так и прикладной категорией, на основании которой субъекта привлекают к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции должностных лиц УИС.
Следует отметить, что каждая процессуальная отрасль права по-своему регулирует доказывание. В административном процессе доказывание является формой защиты административных правоотношений в сфере управления. Теория доказывания представляет собой систему научно обоснованных положений, входящих в состав теории административного и административно-процессуального права [2].
Типовую структуру познания на уровне мышления составляют субъект и объект познания, а деятельность человека по получению новых знаний имеет прежде всего материально-практический характер. Так, должностные лица ФСИН России как основные субъекты доказывания на уровне обыденного знания должны обладать профессиональными навыками, а в связи с более высоким научным уровнем познания обязаны обеспечить соответствие доказывания законным интересам участников производства по делам об административных правонарушениях.
В рамках производства по делу об административном правонарушении познающим является лицо, наделенное полномочиями по доказыванию, им может быть, например, должностное лицо УИС, которое имеет статус субъекта административной юрисдикции, то есть обладает полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела об административном правонарушении.
Орудием познания является само доказывание по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН Рос-
сии. Объект познания включает в себя различного рода нарушения в деятельности учреждений и органов УИС, производство по которым отнесено к компетенции должностных лиц ФСИН России.
В связи с тем что познание направлено на достижение истины, целью доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России является установление истины по делам об административных правонарушениях с помощью сведений об обстоятельствах и фактах совершенного проступка.
Анализируя понятийный аппарат исследуемого института, следует отметить, что в процессуальных отраслях права сложились различные взгляды на содержание понятия «доказывание». Процесс установления истины по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России включает в себя также обнаружение и собирание, процессуальное оформление и исследование доказательств.
Доказательства по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России не существуют в чистом виде. Есть следы противоправного деяния, которые содержат информацию, имеющую значение для установления объективной истины по конкретному делу. Данное утверждение в полной мере справедливо по отношению к доказыванию по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России. Информация, которая объективно содержится в следах противоправного деяния, становится доказательством лишь в результате позна-вательно-удостоверительной деятельности субъектов доказывания (например, должностных лиц ФСИН России), в результате которой информация получает статус доказательств в соответствии с определенной процессуальной формой. Следовательно, сведения, полученные в ходе производства по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России, обладающие доказательственным значением, изначально как бы не являются доказательствами, а становятся ими лишь в результате надлежащего процессуального оформления.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) использует такие термины, как «проверка доказательств» (ст. 87), «правила оценки доказательств» (ст. 88), «использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности» (ст. 89).
Статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) называется «Оценка доказательств», а собственно правила оценки доказательств по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России на сегодняшний день в КоАП РФ отсутствуют, однако не в полном объеме.
Предлагаем зафиксировать данные правила в КоАП РФ, например, в виде дополнения ст. 26.11 которая может выглядеть следующим образом: «Статья 26.11. Правила оценки доказательств Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения объективности, всесторонности, законности, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения дела об административном правонарушении.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, вправе признать доказательство недопустимым по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего по собственной инициативе. Документы, факты, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий, не являются доказательствами».
Как нам представляется, указанное дополнение будет способствовать обеспечению законности в области института доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России.
Доказывание по делам об административных правонарушениях в деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России возложено на должностных лиц УИС, которые зафиксированы в ч. 2 ст. 23.4 и п. 5 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ.
Кроме того, субъекты доказывания по делам об административных правонарушениях в деятельности учреждений и органов УИС зафиксированы в приказе ФСИН России от 19 декабря 2013 г. № 780 «Об утверждении перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об
административных правонарушениях, и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных осуществлять административное задержание».
В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица УИС возбуждают дела об административных правонарушениях. Кроме того, должностные лица УИС в соответствии со ст. 23.4 КоАП РФ имеют право рассматривать соответствующие дела в рамках своей компетенции. Перечисленные правовые нормы корреспондируются со ст. 26.1 КоАП РФ («Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении»).
Доказывание по делам об административных правонарушениях в деятельности учреждений и органов УИС является нормативно урегулированным видом правоохранительной деятельности должностных лиц ФСИН России и других участников производства, наделенных правами по доказыванию с целью достижения объективной истины по делам об административных правонарушениях, отнесенным к компетенции учреждений и органов УИС.
Для полноты и объективности информации понятийного аппарата доказывания выделим характерные признаки института доказывания по делам об административных правонарушениях в деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России. Отметим, что данные признаки определяют сущность доказывания по делам об административных правонарушениях, отнесенным к компетенции учреждений и органов УИС.
Такими признаками являются: специфика административной деятельности должностных лиц УИС по сбору доказательств; специальное административно-правовое законодательство, связанное с собиранием доказательств; юридический факт, подтверждающий наличие доказательств; элемент реализации доказательств, применяемый должностными лицами УИС; процесс, связанный с собиранием, проверкой, оценкой любых фактических данных, осуществляемый субъектами доказывания; материальные и процессуальные формы закрепления доказательств.
Интеграция характерных признаков позволяет сформулировать определение доказывания по делам об административных правонарушениях в деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России, под которым следует понимать процесс, связанный с собиранием, проверкой, оценкой любых фактических данных, осуществляемый субъектами доказывания и направленный на правильное и своевременное установление фактических обстоятельств по делу об административном правонарушении, совершаемом в пенитенциарной системе России.
Список литературы
1. Поникаров В. А., Сенатова Е. В. Совершенствование доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 2. C.41-45.
2. Поникаров В. А. Теоретическое и практическое исследование мер административного принуждения в деятельности УИС // Человек: преступление и наказание. 2012. № 4. С. 131-134.
VLADIMIR ANATOLYEVICH PONIKAROV,
dsc in law, associate professor, professor, administrative and financial law department (Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
CONCEPT AND CONTENT OF PROOF ON CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENCES IN ADMINISTRATIVE ACTIVITY OF CORRECTIONAL FACILITIES AND PRE-TRIAL DETENTION CENTERS OF THE FPS OF RUSSIA
Abstract: the object of the research of this article is the concept and contents proof on cases of administrative offenses in administrative activity of correctional facilities and pre-trial detention centers of penal system of the Russian Federation. The subject of the research are the norms of administrative law fixing proofs on cases of administrative offenses in the sphere of administrative activity of correctional facilities and pre-trial detention centers of the FPS of Russia.
Content of proof on cases of administrative offenses in law-enforcement activity of establishments and bodies of penal system is studied. It includes circumstances and the facts which in total have legal and evidentiary value for business. Characteristic signs of proof on the affairs stated above are revealed. Definition of proof on cases of administrative offenses in activity of correctional facilities and pre-trial detention centers of the FPS of Russia is formulated.
The object and the subject of knowledge of proofs are considered. Subjects of proof are recorded. New rules of an assessment of proofs on cases of administrative offenses in the sphere of administrative activity of correctional facilities and pre-trial detention centers of the FPS of Russia are offered.
Key words: administrative norms, object and subject of knowledge of proofs, concept and content of proof, assessment of proofs, characteristic signs of proofs, administrative activity, institutions and bodies of penal system.
References
1. Ponikarov V. A., Senatova E. V. Sovershenstvovanie dokazyvanija po delam ob administrativnyh pravon-arushenijah v pravoohranitel'noj dejatel'nosti [Improvement of proof on cases of administrative offenses in law-enforcement activity]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2015, no. 2, pp. 41-45.
2. Ponikarov V. A. Teoreticheskoe i prakticheskoe issledovanie mer administrativnogo prinuzhdenija v dejatel'nosti UIS [Theoretical and practical research of measures of administrative coercion in activity of penal system]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2012, no. 4, pp. 131-134.
© Ponikarov V. A.,2016