Научная статья на тему 'Профилактический учет лиц, склонных к совершению захвата заложников в учреждениях уголовно-исполнительной системы'

Профилактический учет лиц, склонных к совершению захвата заложников в учреждениях уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
997
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЙ / CONVICT / ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКОВ / HOSTAGE-TAKING / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / PREVENTIVE CARE / ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / CRIMINAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков Алексей Валерьевич, Лопина Мария Владимировна

Статья посвящена рассмотрению правовых оснований постановки на профилактический учет лиц, склонных к захвату заложников в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Новиков Алексей Валерьевич, Лопина Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PREVENTIVE ACCOUNT OF THE PERSONS LIKELY TO COMMIT HOSTAGE-TAKING IN ESTABLISHMENTS CRIMINALLY-EXECUTIVE SYSTEM

The article is devoted to the legal basis of statement on the preventive account of the persons inclined to the hostage-taking in establishments criminally-Executive system.

Текст научной работы на тему «Профилактический учет лиц, склонных к совершению захвата заложников в учреждениях уголовно-исполнительной системы»

УДК 34.343.8 ББК 67.51

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ЛИЦ, СКЛОННЫХ К СОВЕРШЕНИЮ ЗАХВАТА ЗАЛОЖНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Новиков Алексей Валерьевич, доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, доцент, главный научный сотрудник отдела психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы ФКУ НИИ ФСИН России

(г. Москва)

Лопина Мария Владимировна, начальник кабинета специальных дисциплин

юридического факультета ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России (г.Воронеж)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению правовых оснований постановки на профилактический учет лиц, склонных к захвату заложников в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: осужденный, захват заложников, профилактический учет, преступное поведение.

THE PREVENTIVE ACCOUNT OF THE PERSONS LIKELY TO COMMIT HOSTAGE-TAKING IN ESTABLISHMENTS CRIMINALLY-EXECUTIVE

SYSTEM

Novikov A.V., doctor of pedagogical Sciences,

candidate of legal Sciences, associate Professor,

main researcher in the Department of psychological support

of professional activity of employees of criminally-Executive system

of the research center of problems of enforcement of criminal

penalties and psychological support of professional activity of

employees of criminally-Executive system of PKU research

Institute of the Federal penitentiary service of Russia

(PKU research Institute of the Federal penitentiary service of Russia)

(Moscow)

Lоpina M.V., The head of the office of special disciplines

law faculty FCO IN Voronezh Institute

of the Federal penitentiary service of Russia (Voronezh)

Г 169

Abstract. The article is devoted to the legal basis of statement on the preventive account of the persons inclined to the hostage-taking in establishments criminally-Executive system. Key words: convict, hostage-taking, preventive care, criminal behavior

Одной из основных задач отделов и служб учреждения УИС является профилактическая работа. В общем виде, под которой следует понимать воздействие на причины, условия, иные факторы противоправного, в том числе преступного поведения. Криминологи нередко связывают причинный комплекс преступности с другими правонарушениями и даже сводят их профилактику к одному из направлений борьбы с преступностью, характеризуя его как предупреждение деформации общественных отношений[4].

Основным нормативным актом ведомственного уровня, специально посвященного профилактике в системе УИС, является приказ Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

В соответствии с п.4 «Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений, в том числе и захватов заложников, связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения).

Инструкция также регламентирует и порядок организации и проведения мероприятий по профилактике замышляемых и подготавливаемых правонарушений среди осужденных, содержащихся в учреждениях УИС. При выявлении лиц, склонных к совершению правонарушений, они ставятся на профилактический учет.

Под профилактическим учетом следует понимать картотеку подлежащих воспитательно-профилактическому воздействию осужденных, состоящую из зарегистрированных в специальном журнале персонифицированных карточек, в которых отражены установочные данные подучет-ных лиц, основания и дата их постановки на учет, данные о сотрудниках, осуществляющих индивидуальную профилактическую работу, отметки об ознакомлении подучетного лица с содержанием

карточки и о его снятии с профилактического учета

[5].

На профилактический учет в соответствии с предписаниями Инструкции (п. 24) берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные:

- склонные к совершению побега;

- лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

- организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации;

- склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков;

- признанные судом, нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма;

- склонные к совершению суицида и членовредительству;

- организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды;

- склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка;

- изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию;

- отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки;

- склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов;

- склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность[5].

Как видим, в действующей «Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», лица, склонные к совершению захвата заложников, в УИС не выделены в отдельную категорию, что, по нашему мнению, является негативным обстоятельством.

Необходимо также отметить, что ранее действовавший приказ Минюста России от 20 ноября 2006 г. № 33 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» давал возможность расширительного

толкования категорий лиц, которых необходимо было ставить на профилактический учет. Так, в п.23 приказа Минюста России от 20 ноября 2006 г. № 33 было сказано, что на профилактический учет могут ставиться и другие категории лиц, отрицательно влияющих на состояние правопорядка в учреждении УИС.

Теория и практика показывают, что для профилактики захвата заложников, в УИС на профилактический учет могут быть поставлены следующие категории лиц, входящих в группы криминогенного риска [6]:

- ранее совершавшие побеги, а также скрывавшиеся от следствия и суда, уклонявшиеся от отбывания уголовного наказания;

- приговоренные к длительным срокам лишения свободы;

- находящиеся в конфликтных отношениях, подвергающиеся притеснениям, опасающиеся расправы;

- имеющие долги или агрессивных должников;

- озлобленные по отношению к сотрудникам полиции, прокуратуры, следователям, судьям, другим участникам уголовного процесса по делам о преступлениях, за которые они осуждены или которые вменяются им в вину.

На основании изложенного, очевидно, что рассматриваемый перечень категорий профилакти-руемых лиц должен быть скорректирован с учетом динамично меняющейся оперативной обстановки в учреждениях УИС и считаем с последующим внесением изменений в приказ Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» и дополнением п. 24 Инструкции следующим:

- склонные к совершению захвата заложников в УИС;

- на профилактический учет могут ставиться и другие категории лиц, отрицательно влияющие на состояние правопорядка в учреждении УИС.

Инициатором постановки на профилактический учет, что особо подчеркивается в п. 26 Инструкции, может быть любой работник или сотрудник учреждения УИС, контактирующий с указанными лицами в сфере уголовно-исполнительных отношений.

Инициатор, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт начальнику учреждения УИС с предложением о постановке конкретного лица на профилактиче-

ский учет. В формализованном рапорте, помимо установочных данных этого лица, кратко излагаются обстоятельства, послужившие поводом для его постановки на учет, со ссылкой на соответствующий пункт Инструкции и вносится предложение о постановке лица на профилактический учет. По смыслу рассматриваемой нормы Инструкции в случае обнаружения информации о противоправных замыслах двух и более лиц рапорт о постановке на профилактический учет инициатором составляется на каждого осужденного с указанием, совместно с кем замышляется или подготавливается групповое правонарушение.

Основанием для постановки осужденного на профилактический учет являются достоверные и проверенные сведения о его приготовлении совершить правонарушений либо отрицательная характеристика до осуждения или в период пребывания в следственном изоляторе, карантинном помещении. Под отрицательной характеристикой до осуждения следует понимать, как официально установленное уголовное прошлое человека, в частности наличие судимости до привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания за ранее совершенное преступление, так и оперативно-розыскные данные о принадлежности лица к преступному миру, например, в статусе «вора в законе», участника преступного сообщества или незаконного вооруженного формирования [1].

Под отрицательной характеристикой в период пребывания в СИЗО и карантинном помещении подразумевается негативная оценка поведения подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу, а также осужденных, находящихся в карантинном отделении УИС, до распределения по камерам и отрядам.

Достоверность сведений о приготовлении к совершению противоправных действий, как основание для постановки на профилактический учет, предполагает их проверку. Именно поэтому, получив рапорт-ходатайство подчиненного о постановке конкретного лица на профилактический учет, начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает указание оперативным службам на их полную и всестороннюю проверку.

Следует обратить внимание на то, что поручение о проверке указанных сведений, согласно п. 28 Инструкции, может быть дано не только оперативному подразделению, о чем можно судить по словосочетанию «оперативным службам учреждения УИС». Практика, следуя дальнейшим предписаниям Инструкции, идет по пути возложения обязанности проверки подобной информации только на

171

оперативные отделы. Их сотрудники в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте инициатора постановки осужденного на профилактический учет, после ее окончания в случае согласия визируют рапорт и передают его в воспитательную службу.

Если по результатам проверки принято решение о нецелесообразности постановки лица на профилактический учет, то на рапорте выводится мотивированная справка с причинами и рекомендациями о дальнейшей работе с этим осужденным (подозреваемым и обвиняемым). Все вопросы, связанные с организацией и координацией профилактической работы с осужденными, в том числе их постановкой на профилактический учет и снятием с учета, должна решать постоянно действующая комиссия администрации УИС. Какими бы ни были результаты проверки сведений, содержащихся в рапортах инициаторов постановки осужденных на профилактический учет, после их проверки и соответствующих заключений оперативной и воспитательной служб, а при необходимости и специалистов соответствующего профиля (психологов, медиков) они должны передаваться в указанную комиссию. Именно эта комиссия уполномочена принимать решения о постановке или об отказе в постановке на профилактический учет[3].

На заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются.

По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии.

Администрация учреждения УИС после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на

профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись.

В случае постановки конкретного лица на профилактический учет за ним закрепляется наиболее профессионально подготовленный сотрудник учреждения УИС, в дальнейшем ответственный за проведение профилактической работы с этим подозреваемым, обвиняемым или осужденным.

Сотрудниками режимных служб учреждения УИС на лицо, поставленное на профилактический учет, заводится учетная карточка, которая заносится в журнал регистрации учетных карточек. Учетная карточка помещается в планшет (фотостенд), журнал регистрации учетных карточек находится на постоянном хранении в отделе безопасности (режима) учреждения УИС. Списки лиц, состоящих на профилактическом учете, размножаются и передаются во все заинтересованные службы учреждения УИС для организации профилактической работы с этими лицами по своим направлениям деятельности.

Рапорт о постановке на профилактический учет, выписки из протоколов заседания комиссии учреждения УИС, справки, акты и другие материалы (кроме материалов психологического характера) передаются в отдел специального учета для приобщения их к личному делу подозреваемого, обвиняемого и осужденного, а результаты профилактической работы с ним фиксируются в характеризующих данных.

Если в процессе проведения профилактических мероприятий будет установлено отсутствие положительных результатов воздействия на лицо, поставленное на профилактический учет, то по решению комиссии учреждения УИС за ним может быть закреплен другой сотрудник, что в обязательном порядке отражается в учетной карточке и журнале регистрации учетных карточек.

При поступлении в учреждение УИС подозреваемых, обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках. На заседании комиссии учреждения УИС в отношении них разрабатываются конкретные профилактические мероприятия и за ними закрепляются сотрудники для проведения профилактической работы в течение шести месяцев. Результаты рассмотрения и решение комиссии оформляются протоколом. По истечении указанного времени начальники отрядов, в которых содер-

жатся эти лица, готовят материал к рассмотрению на заседании комиссии администрации учреждения УИС, куда вносят предложение о целесообразности продолжения профилактической работы либо снятия их с профилактического учета[2].

Профилактическая работа с лицами, поставленными на профилактический учет, может проводиться в течение всего срока пребывания их в учреждении УИС, если в отношении них регулярно продолжает поступать информация о намерении совершить противоправные действия.

О результатах профилактической работы закрепленный за лицом, поставленным на профилактический учет, сотрудник по истечении трех месяцев докладывает на заседании комиссии администрации учреждения УИС. Комиссия принимает решение о снятии лица с профилактического учета либо о продлении срока профилактической работы. В последнем случае комиссия дает конкретные рекомендации по существу возникших проблем. Решения комиссии администрации учреждения УИС с рекомендациями о проведении профилактических мероприятий оформляются протоколом с письменными указаниями начальника учреждения УИС.

Лицо, поставленное на профилактический учет, снимается с профилактического учета в случае:

- освобождения из учреждения УИС;

- решения административной комиссии, вынесенного на основании положительного результата психологической диагностики и мотивированного рапорта сотрудника оперативного подразделения учреждения УИС;

- решения административной комиссии по представленным положительно характеризующим лица, поставленного на профилактический учет, материалам не ранее чем по истечении трех месяцев пребывания в учреждении УИС - в отношении подозреваемых, обвиняемых или осужденных, поступивших в учреждения УИС из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем);

- смерти лица, состоявшего на профилактическом учете.

При убытии лица, поставленного на профилактический учет, в другое учреждение УИС, учетная карточка на него и справка-ориентировка с предварительными выводами о результатах и целесообразности проведения с ним в дальнейшем профилактической работы, подписанная начальником учреждения УИС, приобщаются к личному делу обвиняемого, подозреваемого или осужденного. Администрация учреждения УИС, принявшая такого осужденного (обвиняемого, подозреваемо-

го), постановку его на профилактический учет осуществляет в соответствии с пунктом 39 указанной Инструкции.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что постановка лиц на профилактический учет, как склонных к совершению правонарушений, является комплексным взаимодействием отделов и служб учреждений уголовно-исполнительной системы.

Следует обратить внимание на то, что действующая Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, содержит исчерпывающий перечень лиц, подлежащих постановке на профилактический учет. Это ограничивает возможность субъективного усмотрения в определении объектов профилактического воздействия, но в то же время вызывает затруднения в постановке на такой учет лиц, в отношении которых объективно требуется профилактическое вмешательство. Так, осужденные, склонные к захвату заложников, по этому признаку не могут быть признаны объектами профилактического учета. Очевидно, что рассматриваемый перечень категорий профилактируемых лиц должен быть скорректирован с учетом динамично меняющейся оперативной обстановки в учреждениях УИС.

Литература:

1. Артемьев, Н.С., Забелич, А.А. К вопросу о снижении распространения в обществе криминальной субкультуры // Ведомости уголовно-исполнительной системы.

- 2013. - №3. - С.19-24.

2. Горяинов, К.К. Особенности оперативно-розыскной деятельности в воспитательных колониях / К.К.Горя-инов, И.Л. Хромов: Учебно-методическое пособие. -М.: НИИ ФСИН России, 2009.

3. Лубков, Е.А. Оперативно-розыскное предупреждение преступлений в колониях-поселениях в условиях современного реформирования уголовно-исполнительной системы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Псков, 2012.

4. Нормы уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность: научно-практический комментарий. - М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2015. - 60 с.

5. Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы»: приказ Минюста России: [от 20 мая 2013 г. № 72] // Рос. газ. - 2013. -№ 119.

6. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2014.

- С.492-493.

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.