УДК 343.825:343.819
НЕКОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СЛЕДСТВЕННОМ ИЗОЛЯТОРЕ
Для цитирования
Горкина, С. А. Некоторые организационно-управленческие аспекты реализации воспитательного воздействия на несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, находящихся в следственном изоляторе / С. А. Горкина // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 2 (43). -С. 96-101.
Аннотация. Предмет статьи составляют организационно-управленческие аспекты деятельности сотрудников воспитательных аппаратов в рамках воспитательного воздействия на несовершеннолетних в следственном изоляторе, раскрывается системная психологическая профилактика негативного влияния субкультуры на указанную категорию лиц и рассматривается реализация программы «Психологиче-ская профилактика негативного влияния субкультуры на несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, находящихся в следственном изоляторе».
Автор анализирует основные детерминанты программы по совершенствованию деятельности воспитательных колоний и следственных изоляторов на 2015-2018годы, приводит статистиче-
© Горкина С. А., 2018
С. А. Горкина
ские данные по суицидальному поведению, профилактике конфликтов и правонарушений в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы. В статье на примере федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва» раскрывается применение положительного опыта работы с несовершеннолетними в рамках деятельности сотрудников воспитательного отдела и психологов.
Ключевые слова: несовершеннолетние лица, субкультура молодежи, психологическая профилактика, меры воспитательного воздействия, профилактическая работа.
Изменение экономической, социальной и политической ситуации в Российской Федерации повлекло за собой как позитивные, так и негативные последствия для населения. При этом негативные последствия преобразований отражаются прежде всего на подрастающем поколении (на несовершеннолетних).
Директором ФСИН России утверждена Комплексная программа по совершенствованию деятельности воспитательных колоний и следственных изоляторов на 2015-2018 годы (далее -Программа), в соответствии с которой
несовершеннолетние подозреваемые и обвиняемые содержались в 888 камерах. Все камеры для содержания несовершеннолетних расположены в отдельных корпусах, секциях или этажах режимных корпусов следственных изоляторов (СИЗО), помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов (ПФРСИ), 10 территориальных органов ФСИН России (республики Дагестан и Марий Эл, Приморский край, Астраханская, Вологодская, Калужская, Кировская, Липецкая, Орловская и Томская области).
В целях предупреждения суицидального поведения, профилактики конфликтов и правонарушений 463 камеры (52,1 %) оснащены видеонаблюдением, в 256 помещениях (28,7 %) установлена дуплексная связь с младшим инспектором. Для профилактики побегов и повышения качества надзора в 749 камерах (84,3 %) оборудована охранная сигнализация дверей, в 711 (80 %) -дверных форточек, в 565 (63,6 %) -оконных решеток.
В соответствии с установленными требованиями 212 камер оснащены системой сигнализации, видеонаблюдения и дуплексной связи. Все помещения для содержания подростков оборудованы в 23 территориальных органах ФСИН России. В 649 камерах (73 %) СИЗО и ПФРСИ для указанной категории лиц имеются телевизоры, в 150 (16,8 %) - холодильники, в 100 % помещений - настольные игры. Кабельное телевидение транслируется в 331 камере (37,2 %).
Для воспитательной и психологической работы с подростками в СИЗО и ПФРСИ выделено 131 помещение. Однако такие помещения не определены в 31 СИЗО и 1 ПФРСИ 26 тер-
риториальных органов ФСИН России. Для несовершеннолетних оборудовано 187 учебных классов. Вместе с тем помещения для обучения подростков отсутствуют в 12 следственных изоляторах и 1 ПФРСИ 13 территориальных органов ФСИН России.
В отношении несовершеннолетних, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений необходимо учитывать два параллельно идущих процесса: 1) осуществление необходимыхуголовно-процессуальных следственных действий; 2) социализация личности, перерыва в которой после помещения подростка в СИЗО быть не должно. Иначе создавшийся вакуум заполнится негативом. Основным средством социализации личности несовершеннолетних в условиях пребывания их под следствием должно стать воспитательное воздействие.
Возможности организации и проведения воспитательного воздействия в СИЗО весьма ограничены, но их необходимо использовать. В основу должен быть положен комплексный подход, подразумевающий единство действий сотрудников различных служб СИЗО. При этом воспитательная работа с несовершеннолетними должна основываться на рекомендациях психологов и учитывать индивидуальные особенности личности подследственных.
При работе с несовершеннолетними, подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений перед администрацией стоят следующие задачи:
- разработка четкой системы работы с несовершеннолетними, подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений;
- определение конкретных источников получения информации об образе
жизни, их способностях, родственных и иных связях;
- изучение условий и причин совершения преступлений;
- анализ особенностей характера, мировоззрения, психики правонарушителя;
- обеспечение условий для социально-психологической адаптации к условиям жизни в колонии;
- проведение индивидуально-воспитательной работы, особенно с лицами, отказывающимися выполнять законные требования администрации, их своевременная изоляция от основной массы осужденных.
В первые дни после прибытия в СИЗО несовершеннолетним предоставляется полная и достоверная информация об их правах и обязанностях, требованиях режима содержания, а также о порядке подачи заявлений и жалоб. Психологи проводят групповые консультации. Данный вид работы позволяет разъяснить порядок и возможности оказания психологической помощи, объяснить возможные трудности адаптационного периода, урегулировать взаимоотношения, использовать приемы саморегуляции и снижения напряжения, своевременно оказать психологическую поддержку нуждающимся. Проводятся также практические занятия с целью коррекции тревожности, страхов и снятия психоэмоционального напряжения.
С подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, состоящими на профилактическом учете как склонные к совершению суицида и членовредительству, проводятся групповые психо-коррекционные мероприятия, направленные на адаптацию, ресоциализа-цию, повышение стрессоустойчивости. Всего в 2017 г. организовано 5 групп,
в три из которых включены несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые и осужденные. Для работы взяты следующие программы: «Психологическое сопровождение осужденных, состоящих на профилактическом учете учреждения: профилактика деструктивных форм поведения среди осужденных (конфликты, суицид)» и «Программа проведения психологического тренинга по развитию самосознания осужденных (методические рекомендации)». Необходимо продолжить работу в данном направлении.
Покамерное размещение несовершеннолетних обусловливает особенности проведения данной работы индивидуально посредством радио- и телепередач (для этого в каждой камере целесообразно оборудовать радиоточку и, по возможности, установить телевизор). В камерах следует размещать наглядную информацию об основных правах и обязанностях подозреваемых и обвиняемых.
Сотрудники отдела воспитательной работы, оперативной и других служб СИЗО совместно с психологом, медицинским работником по окончании первоначального периода пребывания несовершеннолетнего в СИЗО выявляют индивидуальные особенности личности и готовят комплексную характеристику.
В дальнейшей работе с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми целесообразно осуществлять комплексный подход, предусматривающий нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание, которое должно быть направлено на предупреждение суицидального поведения, профилактику конфликтов и правонарушений среди рассматриваемой категории лиц.
Осуществление системной психологической профилактики негативного влияния субкультуры на несовершеннолетних способствует предупреждению ее массового распространения [1, с. 25]. Исследование негативного влияния субкультуры на личность несовершеннолетних проходило в ФКУ СИЗО-
I Республики Тыва, в котором приняли участие подростки в возрасте от 15 до 18 лет. На конец 2017 года списочная численность несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных составляет 12 человек (АППГ -
II чел.). За отчетный период за нарушения режима содержания наказаны 46 несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, и осужденных (АППГ - 37). В целях предупреждения нарушений с несовершеннолетними регулярно проводятся профилактические беседы воспитательного характера о недопущении нарушений режима изоляции, Правил внутреннего распорядка и иных нарушений. За различные нарушения водворено в карцер 25 несовершеннолетних (АППГ - 19), объявлено выговоров - 21 (АППГ - 18). Сотрудниками группы воспитательной работы совместно с медицинскими работниками, инспекторами отдела безопасности и оперуполномоченными учреждения ежедневно проводятся телесные осмотры несовершеннолетних [2, с. 8]. Сотрудники этой группы постоянно контролируют санитарное состояние камер и спальных мест несовершеннолетних, своевременное обеспечение их постельными принадлежностями, средствами личной гигиены, проведение санобработки.
В условиях ограниченных возможностей осуществления воспитательной работы с подозреваемыми и об-
виняемыми несовершеннолетними, находящимися в СИЗО, важным элементом этого процесса должна стать библиотека учреждения. Библиотечные работники знакомят несовершеннолетних с произведениями художественной литературы, дают советы, какие книги, статьи из газет и журналов целесообразно прочитать. Это можно делать как в индивидуальных беседах, так и посредством радиовыступлений. В ФКУ СИЗО-1 Республики Тыва налажено сотрудничество с библиотеками имени М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, К. И. Чуковского г. Кызыла, оказывающими большую помощь посредством предоставления художественной литературы и периодической печати библиотеке учреждения, книжный фонд которой составляет уже 1900 экземпляров.
Исходя из возрастных особенностей рассматриваемой категории, сотрудник библиотеки СИЗО целенаправленно формирует подборку книг. После прочтения литературы следует проводить с подростками конференции, диспуты на определенную тему, и эти мероприятия рекомендуется организовывать в комнате воспитательной работы. Необходимо своевременно выдавать в камеры газеты, журналы, художественную, учебную и научно-популярную литературу, перед этим проводя тщательный анализ имеющихся в видеотеках, библиотечных фондах произведений. Из них исключаются фильмы и литература, пропагандирующие жестокость и насилие (боевики, триллеры).
В соответствии с указанием ФСИН России в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Тыва к ресурсам Национальной электронной библиотеки подключены компьютеры,
расположенные в компьютерных классах школ и библиотек.
Большое внимание уделяется организации спортивных и культурно-массовых мероприятий среди несовершеннолетних заключенных. В праздничные дни проводятся тематические конкурсы рисунков, соревнования по шахматам, шашкам, тевеку (тувинская национальная подвижная игра).
С несовершеннолетними заключенными в качестве меры воспитательного воздействия различными службами проводятся лекции и беседы [3, с. 78-82], а также групповые психо-коррекционные обучающие занятия:
- тренинг по выработке у несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых установок на неприятие криминальной субкультуры и создание негативного отношения к ее носителям;
- тренинг «Нравственность»;
- видеотренинг по профилактике ПАВ;
- практические занятия с использованием арт-терапии;
- практические занятия по формированию навыков психической саморегуляции;
- тренинг, направленный на формирование и обработку умений и навыков эффективного поведения с целью снижения деструктивных явлений;
- тренинг с использованием видеофильмов;
- психологическая профилактика негативного влияния субкультуры на несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
- программа «Профилактика суицидальных проявлений среди спецконтингента»;
- видеолектории, направленные на профилактику деструктивного поведения.
Проведено исследование морально-психологического климата среди несовершеннолетних осужденных, подозреваемых и обвиняемых. Для этого исследования применяется метод анонимного анкетного опроса, в котором принимает участие 100 % несовершеннолетних, что, по общим правилам проведения социально-психологических исследований, является достаточным для получения достоверных результатов.
Главные цели проведения данного исследования - изучение отношения осужденных, подозреваемых и обвиняемых к условиям изоляции и определение уровня доверия к администрации учреждения, а также совершенствование социально-психологического климата и создание благоприятных условий содержания.
Несовершеннолетним предоставлена возможность заниматься физическими упражнениями и спортивными играми во время проведения ежедневных прогулок. В учреждении открыт консультационный пункт, организован образовательный процесс по программам основного и среднего (полного) общего образования по заочной форме обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами и учебными планами, в который вовлечены все несовершеннолетние заключенные. Занятия проводятся с понедельника по четверг по 12 предметам: русский язык, литература, родной язык, литература, алгебра, геометрия, история, обществознание, география, биология, химия, физика.
Психологическая служба и воспитательный отдел ежемесячно совместно в целях профилактики суицидов среди несовершеннолетних составляют план
работы, согласно которому проводятся групповые психокоррекционные обучающие занятия.
В настоящее время налажено тесное взаимодействие с воспитательной колонией г. Канска, куда убывают несовершеннолетние осужденные. Из различных воспитательных колоний поступают видеоролики об условиях содержания в них.
Результаты реализации рассмотренной нами Программы подчеркивают необходимость дальнейшей работы, направленной на совершенствование профилактики негативного влияния субкультуры и оказание сотрудниками психологической службы и воспитательного отдела помощи несовершеннолетним лицам в выработке максимально адаптивных и конструктивных способов взаимодействия, обе-
спечивающих личностную успешность подростков.
Библиографический список
1. Горьковая И. А., Павленко А. И. Распространенность криминальной субкультуры в молодежной среде // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 22-27.
2. Горкина С. А. Некоторые проблемы воспитательного воздействия на осужденных в исправительных учреждениях ФСИН России и вопросы его оптимизации // Вестник Владимирского юридического института. 2016. № 3(40). С. 7-9.
3. Горкина С. А. Назначение и исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних лиц женского пола : монография. Рязань, 2010. 123 с.