Научная статья на тему 'Взаимодействие уполномоченных экономических операторов с таможенными органами и применение системы управления рисками при контроле их деятельности'

Взаимодействие уполномоченных экономических операторов с таможенными органами и применение системы управления рисками при контроле их деятельности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
332
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / МОДЕЛЬ РИСКА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR / CUSTOMS AUTHORITIES / ELECTRONIC INTERACTION / RISK MANAGEMENT SYSTEM / RISK MODEL / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Борисова Е.М., Нерсисян В.С.

Центральная база данных ЕАИС ФТС России представляет собой уникальный информационный ресурс, в котором имеющиеся информационные инструменты ЕАИС эффективно используются для обработки сведений в целях таможенного контроля. Однако, в существующей ЕАИС не в полной мере реализована информационная поддержка взаимодействия таможенных органов с УЭО. В данной статье рассматривается необходимость проведения модернизации ЕАИС и СУР в части автоматизации контроля деятельности УЭО. С этой целью, предлагается доработать как текущие базы данных СУР, так и оперативные базы данных ЕАИС, которые содержат сведения об участниках ВЭД, их реквизитах, нарушениях в таможенном деле и историю прошлых таможенных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Борисова Е.М., Нерсисян В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF AUTHORIZED ECONOMIC OPERATORS WITH CUSTOMS AUTHORITIES AND APPLICATION OF THE RISK MANAGEMENT SYSTEM IN THE CONTROL OF THEIR ACTIVITY

The central database of the Unified Automated Information System of the FCS of Russia is a unique information resource in which the available UAIS information tools are effectively used to process information for customs control. However, in the existing UAIS, information support for the interaction of customs authorities with AEOs is not fully implemented. This article discusses the need to modernize the UAIS and RMS in terms of automating the monitoring of AEO activities. For this purpose, it is proposed to refine both the current databases of the RMS and the operational databases of the UAIS, which contain information about the participants in foreign economic activity, their details, customs violations and the history of past customs operations.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие уполномоченных экономических операторов с таможенными органами и применение системы управления рисками при контроле их деятельности»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

БИТ 2019 Том 3 № 4 (12) УДК 334.027

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ С ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ И ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ КОНТРОЛЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Борисова Е.М., Нерсисян В.С.

Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии

INTERACTION OF AUTHORIZED ECONOMIC OPERATORS WITH CUSTOMS AUTHORITIES AND APPLICATION OF THE RISK MANAGEMENT SYSTEM IN THE CONTROL OF THEIR ACTIVITY

Borisova E.M., Nersisyan V.S.

St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

Центральная база данных ЕАИС ФТС России представляет собой уникальный информационный ресурс, в котором имеющиеся информационные инструменты ЕАИС эффективно используются для обработки сведений в целях таможенного контроля. Однако, в существующей ЕАИС не в полной мере реализована информационная поддержка взаимодействия таможенных органов с УЭО. В данной статье рассматривается необходимость проведения модернизации ЕАИС и СУР в части автоматизации контроля деятельности УЭО. С этой целью, предлагается доработать как текущие базы данных СУР, так и оперативные базы данных ЕАИС, которые содержат сведения об участниках ВЭД, их реквизитах, нарушениях в таможенном деле и историю прошлых таможенных операций.

Ключевые слова: уполномоченный экономический оператор, таможенные органы, электронное взаимодействие, система управления рисками, модель риска, внешнеэкономическая деятельность.

Abstract

The central database of the Unified Automated Information System of the FCS of Russia is a unique information resource in which the available UAIS information tools are effectively used to process information for customs control. However, in the existing UAIS, information support for the interaction of customs authorities with AEOs is not fully implemented. This article discusses the need to modernize the UAIS and RMS in terms of automating the monitoring of AEO activities. For this purpose, it is proposed to refine both the current databases of the RMS and the operational databases of the UAIS, which contain information about the participants in foreign economic activity, their details, customs violations and the history of past customs operations.

Keywords: authorized economic operator, customs authorities, electronic interaction, risk management system, risk model, foreign economic activity.

Когда создавалась ЕАИС как ведомственная система, то в этот момент не думали об электронном взаимодействии с экспедиторами, брокерами, декларантами. В свою очередь, сегодня можно говорить о новой автоматизированной системе контроля таможенной деятельности, которая включает в себя и систему ЕАИС, и систему взаимодействия с участниками ВЭД. Главная задача данной системы - вести четкую и стандартизированную процедуру таможенного контроля в автоматическом режиме.

Для решения задачи информационного обеспечения применения СУР необходимо

максимально полно использовать существующий потенциал ЕАИС таможенных органов [1].

В настоящее время центральная база данных ЕАИС ФТС России представляет собой уникальный информационный ресурс, в котором имеющиеся информационные инструменты ЕАИС эффективно используются для обработки сведений в целях таможенного контроля. Для этого разрабатываются и внедряются в практику деятельности такие информационные системы, как «Транспорт», «Доход» «Правоохрана», «Контроль таможенного транзита», «Валютный контроль» и СУР [2].

Рис. 1. Пример описания моделей риска с использованием библиотеки правил

Однако, в существующей ЕАИС не в полной мере реализована информационная поддержка взаимодействия таможенных органов с УЭО.

Исходя из анализа функционирования информационных систем УЭО зарубежных стран, можно предположить, что и в нашей ЕАИС должна быть разработана подобная информационная система.

При этом, такая информационная система должна быть практически автоматической и осуществлять не только поддержку УЭО, но и совместно с автоматизированной системой поддержки СУР обеспечивать усиление контроля за участниками ВЭД, в том числе и имеющими статус УЭО.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время необходимо провести модернизацию ЕАИС и СУР в части автоматизации контроля деятельности УЭО. С этой целью, необходимо доработать как текущие базы данных СУР, так и оперативные базы данных ЕАИС, которые содержат сведения об участниках ВЭД, их реквизитах, нарушениях в таможенном деле и историю прошлых таможенных операций.

Необходимым условием для проведения анализа данных и выработки адекватных экспертных заключений должно являться использование всей доступной информации, в том числе информации о выявленных (доказанных) фактах нарушений

при перемещении грузов. В рамках проводимого анализа должна осуществляться классификация риска на основе определенных классификационных признаков, например, по видам транспорта, по субъектам УЭО, маршрутам перемещения и т.п.

Оценка уровня риска УЭО должна проводиться экспертом на основе анализа информации из различных источников (правонарушения, связи с другими субъекта, информация о финансовой устойчивости и т.п.). В результате должна быть сформирована интегральная оценка уровня риска субъекта ВЭД, выступающего в качестве УЭО.

При установлении интегральной оценки уровня риска субъекта ВЭД должна использоваться информация, как из базы данных ЕАИС, так и из баз данных СУР и базы данных УЭО, в рамках которой субъект ВЭД предоставляет всю информации по торговой цепочке от производителя к получателю товара в таможню, проходит регулярные аудиторские проверки и инспекции.

В рамках данной программы предполагается выделять три уровня доверия субъекту ВЭД, выступающего в качестве УЭО:

- приемлемый;

- проверенный;

- доверенный.

Эти уровни доверия должны учитываться при установлении интегральной

БИТ 2019 Том 3 № 4 (12) ^

Реяашнат проверю на <■ о¡яивппяпвн? нроан/шч

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

((»дирацни

Еп1гу 1 Еи*гу 1 Еп1г> 2

4

ЕПГ17 1 Еп1гу 1 ЕШГУ 3

Правило 1 Правам ^ Правило 2

Правила 2 Привал) 7 Правила 5

Правила И Правила 9 Правила Я

Правила 5 Правило 10 Правило 9

Расчет инмкн рыгни

Модюь риски I Модюь риски 2 Модель риска _{ Общий 1 -роы'пь риска

Е^пг I (1<Н-Зв) = 40 (20 *60) = 80 30 80

ЕП(ГУ 1 50 (10+0) - ю (40+10) - 50 50

Еп1гг 5 (10+20) = 30 (60+0) = «0 0 60

Рис. 2. Пример выявления и оценки уровня риска

оценки уровня риска субъекта ВЭД, выступающего в качестве УЭО.

Все результаты анализа, проведенного на основе вышеопределенных методов и правил должны формализовываться и вводиться в библиотеку правил. На основе правил идентификации риска должны формироваться модели риска.

Необходимо указать, что модель риска представляет собой совокупность правил, каждому правилу в модели риска присваивается определенный уровень риска (применяется бальная оценка уровня риска от 0 до 9999) [3].

На рис. 1. приведен пример описания моделей риска с использованием библиотеки правил.

Из рис. 1. видно, что одно и то же правило в разных моделях риска может иметь различную бальную оценку уровня риска в зависимости от степени приоритетности данного правила в модели.

Вновь вводимые правила и модели риска подлежат обязательному тестированию с целью оценки степени их адекватности и ожидаемой эффективности применения.

При этом, тестирование вводимых правил и моделей должны выполнять аналитики, разрабатывающие данные правила. Также в этом процессе может принимать участие ИТ-специалист [3].

Далее осуществляется мониторинг результатов применения правил и моделей, по итогам которого производится регулярный пересмотр бальных оценок уровней риска.

Вышеопределенные модели риска и библиотека правил должны использоваться в ЕАИС и СУР для автоматического выявления риска и вычисления уровня риска.

Отметим, что при автоматическом выявлении риска осуществляется последовательная проверка информации о перемещаемом грузе на соответствие моделям риска. Так, если в рамках определенной модели риска выполняется («срабатывает») хотя бы одно правило, то риск считается выявленным. При этом уровень риска рассчитывается как сумма уровней риска всех выполненных правил в рамках определенной модели риска.

По результатам автоматического выявления риска пользователю наряду с информацией о представленных таможенных документах должна выдаваться информация максимального значения уровня риска, полученной по вышеприведенному алгоритму, а также информация о всех выполненных правилах риска с описанием.

Пример выявления и оценки уровня риска приведен на рис. 2.

Рис. 3. Схема взаимодействия баз данных ЕАИС и СУР по отношению к деятельности УЭО

Модели риска могут определять достаточно сложную логику проверок, включающую в себя проверку ретроспективных данных по предыдущим транзакциям с целью установления связей с текущей транзакцией.

Одним из примеров таких моделей (из мировой практике) был пример, связанный с перемещением в отдельных поставках (в разные временные периоды) химических компонент, на основе совместного использования которых возможно изготовление взрывчатых веществ [4]. При контроле таких поставок должен осуществляться поиск в ретроспективных данных информации о связанных поставках (одно и то же место доставки, один и тот же получатель либо связанные между собой получатели). Начиная с определенной поставки (когда вероятность угрозы изготовления взрывчатого вещества достигнет высокого уровня), будет установлен высокий уровень риска и потребуется мониторинг за данными поставками [4].

С помощью модернизированной СУР, на основе использования базы данных формализованных правил проверок и моделей проверок, а также интегрированных данных из всех перечисленных выше источников, должна осуществляться оценка уровня риска перемещаемого груза и информирование ДЛТО о результатах этой оценки в автоматическом режиме [5].

Схема взаимодействия баз данных ЕАИС и СУР по отношению к деятельности УЭО представлена на рис. 3.

Отметим, что высокая степень достоверности предоставляемых сведений о перемещаемом грузе (соответствие классификаторам и полнота информации) должна быть обеспечена за счет:

- нормативного определения требований к форматам, структурам и порядку представления сведений о грузе;

- высокой степени стабильности вышеопределенных требований (если в требования к форматам или структурам вносятся

БИТ 2019 Том 3 № 4 (12)

изменения, то они должны быть опубликованы заранее (минимум за 90-120 дней до момента их вступления в силу));

- наличия дополнительного контура в структуре технических и программных средств, а также технологий, которые должны быть открыты для участников ВЭД, выступающих в качестве УЭО;

- ведения реестра учета, как УЭО, так и участников ВЭД.

В заключении отметим, что модернизация информационных систем СУР и ЕАИС, должна привести к появлению новой информационной системы таможенных органов, а именно: информационной системы

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

поддержки и контроля УЭО. На основе использования базы данных этой системы, формализованных правил проверок и моделей проверок, а также интегрированных данных из всех перечисленных выше источников, будет осуществляться оценка уровня риска перемещаемого груза, действий УЭО и информирование таможенных органов о результатах этой оценки. При этом таможенным органам будет доступна информация не только об уровне выявленного риска, но также и о характере самого риска и его факторах.

Список литературы

1. Козаев В.Р. УЭО по новым правилам: перспективы и проблемы // Таможенные новости. 2018. № 9. С.16 - 18.

2. Козаев В.Р. Без взаимодействия не обойтись // Таможенные новости. 2018. № 11. С. 8 - 9.

3. Майоров Д.К. Пора начать действовать сообща // Таможенные новости. 2018. № 11. С. 12 - 13.

4. Юрицин В. М. Моделирование взаимодействия таможни и бизнеса при осуществлении таможенных процедур // Управленческое консультирование. 2012. № 3. С. 160 - 166.

5. Компендиум Программ по уполномоченным экономическим операторам ВТамО. Издание 2017 г. URL: http://www.wc00md.0rg/-/media/wc0/public/ global/pdf/topics/facilitation/ (дата обращения: 14.10.2019).

6. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: http://customs.ru (дата обращения: 13.10. 2019).

Поступила в редакцию 15.10.2019

Сведения об авторах:

Борисова Елена Михайловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e- mail: skorodumshik@mail.ru

Нерсисян Ваник Самвелович - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: van-nersisyan@yandex.ru

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.