Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
227
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / УФСИН РОССИИ ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОКОРМЛЕНИЕ / ПРОТОИЕРЕЙ ПЕТР ЧЕЛЬЦОВ / PENAL CORRECTION SYSTEM / UFPS OF RUSSIA IN VLADIMIR REGION / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / SPIRITUAL EDUCATION / FEEDING / PROTOIRAY PETR CHELTSOVSE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Логинов С. Н.

В статье рассматривается история взаимодействия пенитенциарной системы России и Русской православной церкви. Приводится опыт сотрудничества уголовно-исполнительной системы Владимирской области и Владимирской епархии. Раскрывается важность духовного окормления осужденных для их социальной адаптации, духовного и нравственного возрождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction between the penal correction system and the Russian Orthodox Church: history and modernity, regional experience

The article considers the history of interaction between the prison system of Russia and the Russian Orthodox Church. The experience of cooperation between the Penal Correction System of Vladimir Region and Vladimir Diocese is given. The importance of spiritual upbringing of convicts for their social adaptation, spiritual and moral revival is revealed.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ»

С. Н. ЛОГИНОВ S. N. LOGINOV

начальник пресс-службы

УФСИН России по Владимирской области,

подполковник внутренней службы

Взаимодействие уголовно-исполнительной системы и Русской православной церкви: история и современность, региональный опыт

Interaction between the penal correction system and the Russian Orthodox Church: history and modernity, regional experience

Аннотация. В статье рассматривается история взаимодействия пенитенциарной системы России и Русской православной церкви. Приводится опыт сотрудничества уголовно-исполнительной системы Владимирской области и Владимирской епархии. Раскрывается важность духовного окормления осужденных для их социальной адаптации, духовного и нравственного возрождения.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, УФСИН России по Владимирской области, Русская православная церковь, духовное воспитание, окормление, протоиерей Петр Чельцов.

Annotation. The article considers the history of interaction between the prison system of Russia and the Russian Orthodox Church. The experience of cooperation between the Penal Correction System of Vladimir Region and Vladimir Diocese is given. The importance of spiritual upbringing of convicts for their social adaptation, spiritual and moral revival is revealed.

Key words: Penal Correction System, UFPS of Russia in Vladimir Region, Russian Orthodox Church, spiritual education, feeding, protoiray Petr Cheltsovse.

Взаимодействие уголовно-исполнительной системы России и Русской православной церкви (РПЦ) имеет многовековую историю. В ней можно проследить периоды плодотворного сотрудничества, спада и отсутствия каких-либо взаимоотношений, обуслов-

ленных государственной политикой советского периода, и последующим возобновлением совместной деятельности.

Е. В. Сенатова отмечает, что Русская православная церковь на протяжении многих веков уделяла внимание местам заключения и удовлетворению религиоз-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2019

31

ных нужд сидельцев, поддерживая их не только духовно, но и зачастую материально, помогая в удовлетворении нужд в питании, одежде и прочем [1]. Вплоть до революции 1917 года богослужение и церковная проповедь являлись основным средством духовно-нравственного воспитания заключенных в местах лишения свободы. Правовое регулирование вопросов тюремного служения в тюрьмах, определение статуса священнослужителя содержались в Инструкции смотрителю губернского тюремного замка, утвержденной Комитетом министров 26 мая 1831 года [2].

Главное тюремное управление, учрежденное в 1879 году, провозгласило в качестве одной из своих основных задач «нравственное перевоспитание арестанта путем укрепления в нем религией положительных душевных качеств». В 1887 году вступил в силу закон, согласно которому состоявшие при местах заключения священники, дьяконы и псаломщики стали относиться к аппарату управления местами лишения свободы, то есть признавались официальными должностными лицами, ответственными за воспитательную работу с арестантами [3].

Общая тюремная инструкция 1915 года содержала специальную главу, где определялись основные формы духовно-нравственного и просветительского воздействия на арестантов. К числу способов исправления правонарушителей относились: богослужение, церковные проповеди, духовно-нравственное чтение, преподавание духовных дисциплин, таких как закон божий и церковное пение [4].

Следует отметить, что обращение к арестантам со словами духовного наставления было правом только православного тюремного священника. Священнослужители остальных конфессий

(католики, протестанты, мусульмане и другие) могли посещать места заключения с разрешения тюремного начальства только для встреч со своими единоверцами. Эта практика полностью соответствовала нормам «Свода законов Российской империи», согласно которым РПЦ предоставлялось исключительное право на распространение своего вероучения и прозелитизм, поскольку за православием закреплялся статус государственной религии.

После установления в стране советской власти деятельность духовенства в исправительных учреждениях была запрещена. Одним из первых постановлений нового правительства большевиков был декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года. Он касался, в первую очередь, православной церкви, потому что она имела статус государственного института. Церковь была отделена от государства и от государственной школы, лишена прав юридического лица и собственности. Религия стала частным делом граждан, их личным выбором [5].

В ходе Великой Отечественной войны политическое руководство СССР отказалось от активной борьбы с религией и перешло к политике частичного возрождения религиозной жизни в стране. Но все это сопровождалось строгим государственным контролем.

14 сентября 1943 года при Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик был создан Совет по делам РПЦ, который осуществлял взаимодействие государства и церкви.

В годы перестройки начался пересмотр религиозной политики государства. Атеистическая пропаганда сменилась на сотрудничество с религиозными ор-

32

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

ганизациями. Приказ МВД СССР от 10 октября 1989 года № 250 ввел в действие Рекомендации по взаимоотношениям исправительно-трудовых учреждений с религиозными организациями и служителями культов. После долгого перерыва священнослужителям предоставлялась возможность регулярно посещать колонии, тюрьмы и следственные изоляторы [6].

В 1990 году Верховный Совет СССР принял Закон «О свободе совести и религиозных организациях», который радикально изменил характер отношений государства и церкви. Статья пятая этого закона прекращала государственную поддержку атеизма, устанавливая, что «государство не финансирует деятельность религиозных организаций и деятельность по пропаганде атеизма» [7]. Начиная с этого времени, при участии духовенства стали создаваться общины верующих осужденных. В учреждениях УИС появились первые молельные комнаты - помещения, выделенные администрацией для отправления религиозных обрядов.

В 1992 году в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР были внесены дополнения, согласно которым за осужденными закреплялась свобода совести и вероисповедания. Тем самым российское законодательство позитивно восприняло нормы международного права, касающиеся обеспечения религиозной свободы заключенных. В местах лишения свободы начали действовать православные храмы [8].

Возобновление духовного окормле-ния осужденных непосредственно связано с именем патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Еще в 1990 году, будучи митрополитом Ленинградским и Новгородским, он взял на себя попе-

чение о заключенных одной из колоний строгого режима. В дальнейшем, став главой РПЦ, Алексий II создал в Московском Патриархате новое структурное подразделение - Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Одной из задач этого подразделения стала организация тюремного служения духовенства.

В 1999 году уголовно-исполнительная система Министерства внутренних дел Российской Федерации перешла в ведение Министерства юстиции Российской Федерации [9], а в 2003 году состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Синодальным Отделом Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации. Данное соглашение обозначило круг первоочередных практических задач, к числу которых были отнесены:

- организация общин верующих в местах лишения свободы;

- религиозное просвещение осужденных;

- сооружение в исправительных учреждениях храмов, часовен, молельных комнат;

- обеспечение верующих духовной литературой и предметами религиозного назначения;

- оказание гуманитарной помощи осужденным силами духовенства и мирян;

- создание факультативной системы религиозного образования для курсантов и слушателей учебных заведений УИС.

В 2014 году был возрожден институт штатных пенитенциарных служителей: в структуре УИС была введена долж-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2019

33

ность «помощник начальника территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний по организации работы с верующими» [10].

Современное сотрудничество УФСИН России по Владимирской области с Русской православной церковью имеет свою историю. В 1989 году в одной из камер режимного корпуса № 3 известной тюрьмы России - Владмирском централе была оборудована и впоследствии освящена часовня. Тюремная камера для будущего храма была выбрана случайно, в связи с ее удобным расположением. Позднее выяснилось, что именно в ней содержался причисленный к лику святых епископ Афанасий Ковровский. В стенах учреждения он втайне проводил «Службу всем святым, в земле русской просиявшим».

Еще одним узником Владимирской тюрьмы среди видных представителей духовенства был протоиерей Петр Чель-цов, который в 2000 году на юбилейном Архиерейском соборе РПЦ был причислен к лику святых. Известный русский писатель и поэт Даниил Андреев писал в стенах этой камеры свою самую известную религиозно-философскую книгу «Роза Мира».

На территории учреждения до 1995 года велось строительство храма, по его окончании архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил тюремный храм в честь святого Николая Чудотворца. Иконы для иконостаса писал член Союза художников России С. В. Ратников. В марте 2003 года над храмом был установлен купол с крестом, а в 2005 году воздвигнута звонница, имеющая шесть колоколов. Неоднократно на великие церковные праздники, такие как Пасха, в учреждение в сопровождении православных священников приезжал хор «Владимирские певчие», а на тю-

ремный двор приносили мощи святых. Сегодня храм открыт для православных верующих из числа осужденных, но его посещение возможно в соответствии с режимными требованиями учреждения, которое является тюрьмой для особо опасных преступников и злостных нарушителей режима содержания.

В настоящее время стены храма украшают иконы в честь православных святых Афанасия Ковровского и Петра Чельцова, которые были узниками Владимирской тюрьмы. Это налагает особую ответственность на сотрудников УФСИН России по Владимирской области и на представителей РПЦ.

В 2011 году между УФСИН России по Владимирской области и Владимиро-Суздальской епархией было подписано Соглашение о сотрудничестве, в дальнейшем оно было обновлено. На сегодняшний день в девяти из десяти колоний Владимирской области действуют православные храмы, за которыми официально закреплены священнослужители. В ФКУ КП-9 закончено строительство храма. В двух тюрьмах и двух следственных изоляторах Владимирской области есть молельные комнаты.

Все действующие храмы в исправительных учреждениях области лично освящал архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Его Высокопреосвященство несколько раз в год посещал православные храмы учреждений и общался с сотрудниками и осужденными, а также ежегодно проводил рождественские и пасхальные богослужения в храмах при колониях. В этих торжествах всегда принимает участие руководство УФСИН России по Владимирской области.

В начале 2019 года Владимирскую епархию определением Священного Синода возглавил митрополит Владимир-

34

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

ский и Суздальский Тихон. Плодотворное взаимодействие с РПЦ будет продолжено, готовятся новые соглашения УФСИН России по Владимирской области о сотрудничестве.

Представители РПЦ ведут проповедническую и благотворительную деятельность, участвуют в работе комиссий учреждений по переводу осужденных из одних условий отбывания наказания в другие.

К. Н. Радченко отмечает, что значительное количество осужденных при непосредственном участии служителей церкви укрепили и продолжают укреплять свои связи с родственниками, стремятся к сохранению или восстановлению разрушенных семей [11]. Есть немало примеров, когда осужденные обращаются за помощью к священнослужителям, и те помогают им после освобождения, причем не только словом, но и делом: находят на первое время жилье, дают возможность служить в монастыре, содействуют в примирении с семьей.

УФСИН России по Владимирской области развивает новые формы сотрудничества с РПЦ. С 2014 года со стороны территориального управления ФСИН России оказывается шефская помощь Свято-Екатерининской православной школе города Судогды. Шефство над учениками взяли сотрудники отдела специального назначения (ОСН) УФСИН России по Владимирской области «Владимир Мономах». Сотрудники ОСН еженедельно приезжают в Судогду и проводят занятия с подшефными учениками: учат навыкам строевой, медицинской подготовки, приемам борьбы, основам топографии. Ребята не раз были на базе спецназа, участвовали в совместных спортивных соревнованиях.

Сотрудники исправительных учреждений УФСИН России по Владимирской области в 2016 году принимали участие в рождественских епархиальных чтениях «Традиция и новации: культура, общество, личность». Такие рождественские чтения стали проходить ежегодно на базе Владимирского юридического института.

Ежегодно по инициативе РПЦ и ФСИН России проходит смотр религиозной деятельности осужденных «Не числом, а смирением». Конкурсы, организованные для осужденных в рамках смотра, проводятся по очереди: по четным годам выявляют лучших в православной живописи в рамках конкурса «Явление», по нечетным - в конкурсе православной иконописи «Канон».

Осужденные представляют на конкурс «Явление» свои живописные работы: изображения православных храмов, библейские сюжеты, запечатленные на холсте размышления о собственном пути к Богу, исторические портреты.

В апреле 2018 года во Владимирской епархии была представлена памятная книга об истории и сегодняшнем дне тюремного служения РПЦ во Владимирской области «В темнице был и вы пришли ко мне». Она была подготовлена сотрудниками пресс-службы УФСИН России по Владимирской области и помощником начальника УФСИН по организации работы с верующими протоиереем Михаилом Кочетковым и отразила все важные вехи деятельности РПЦ в духовном окормлении осужденных.

В настоящее время в местах лишения свободы Владимирской области, преобладающее большинство лиц, заключенных под стражу, являются носителями православной культуры. Но, как отмечал председатель Синодального отдела по тюремному служению Московского Патри-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2019

35

архата, многие из лиц, лишенных свободы, до осуждения не посещали храмы. Они не были воцерковленными людьми до осуждения к отбыванию срока наказания, поэтому и за тюремной оградой не все привычны к регулярному посещению тюремной церкви. Однако, благодаря работе тюремных священнослужителей, в течение последних лет в местах лишения свободы заключенные обретают веру в Бога, являются членами религиозных общин и регулярно приходят в тюремные храмы [12].

Задача церкви - помогать осужденным гражданам в местах лишения свободы сохранить в себе или обрести заново способность возвращения в общество после выхода на свободу. Чтобы через возрождение православной веры помогать ему после выхода на свободу находить в себе силы для восстановления утраченных за решеткой социальных связей, способствовать духовному и нравственному возрождению. Ф

1. Сенатова Е. В. Взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации с религиозными организациями: вопросы административно-правового регулирования // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сборник статей по материалам ежегодной всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. Ю. Е. Аврутина, А. И. Каплунова. СПб. : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018.

2. Инструкция смотрителю тюремного замка. Пермь : Типография Губернского правления, 1882. 25 с.

3. Полное собрание законов Российской империи : собр. 3-е. Т. 7. № 4593. Санкт-Петербург : Гос. тип., 1889. 1158 с.

4. Общая тюремная инструкция. Петроград : Петрогр. тюрьмы, 1916. 110 с.

5. Об отделении церкви от государства и школы от церкви : пост. СНК РСФСР от 23.01.1918. // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. № 18. Ст. 263.

6. Об утверждении рекомендаций по взаимоотношениям исправительно-трудовых учреждений с религиозными организациями и служителями культов : приказ МВД СССР от 10.10.1989. № 250. // История государственной политики СССР и России в отношении религиозных организаций в 1985-1999 гг. / под общ. ред. А. П. Торшина. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2010.

7. О свободе совести и религиозных организациях : Закон СССР от 01.10.1990 № 1689-I. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР : Закон Российской Федерации от 12.06.1992 . № 2988-1. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации : указ Президента РФ от 28.07.1998. № 904.

10. О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 № 176 : постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2014 № 1063 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 43. Ст. 5899.

11. Радченко К. Н. Участие Русской православной церкви в деятельности пенитенциарной системы России: общая характеристика проблемы // Вестник Владимирского юридического института. № 1 (18). 2011. С. 24-27.

12. IX ежегодная церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь - ко Дню народного единства». Круглый стол на тему «Тюремное служение - союз мирян и капелланов». Доклад Епископа Красногорского Иринарха «Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению - основные направления работы и деятельности» // Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text /1314901.html (дата обращения 15.11.2019).

36

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.