Научная статья на тему 'Проблема эффективности социального служения Русской Православной Церкви в пенитенциарных учреждениях в современной истории России'

Проблема эффективности социального служения Русской Православной Церкви в пенитенциарных учреждениях в современной истории России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
114
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ СЛУЖЕНИЕ / ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / PENITENTIARY SERVICE / CHURCH AND SOCIETY / PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тулянов Владислав Андреевич

В статье исследованы вопросы взаимодействия Русской православной церкви (РПЦ) и пенитенциарной системы России. Автор обращается к проблематике социальной роли РПЦ в пенитенциарных учреждениях. Целью статьи является анализ эффективности церковного социального служения в пенитенциарных учреждениях современной России. Основой методологии исследования является анализ статистической информации ФСИН и социальных проектов РПЦ об эффективности церковного пенитенциарного служения. Сделан вывод о том, что деятельность РПЦ в уголовно-исполнительной системе имеет значительные положительные результаты, которые связаны, прежде всего, с проблемой улучшения характера взаимоотношений в среде специфического контингента пенитенциарных учреждений, а также с ресоциализацией бывших заключенных и профилактикой совершения правонарушений, что является важным элементом борьбы с общим уровнем преступности в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the effectiveness of social service of the Russian Orthodox Church in penitentiary institutions in the modern history of Russia

The article deals with the interaction of the Russian Orthodox Church (hereinafter, the ROC) and the penitentiary system of Russia. The author addresses the problem of the social role of the ROC in penitentiary institutions. The purpose of the article is to analyse the effectiveness of Church social service in penitentiary institutions of modern Russia. The basis of the research methodol vice and social projects of the ROC on the effectiveness of the Church penitentiary service. It is concluded that the activities of the ROC in the penal system has significant positive outcomes that are associated primarily with the problem of improving relations among specific population of penitentiary establishments, as well as re-socialisation of former prisoners and prevention of offenses, which is an important element in the fight against general crime rate in the country.

Текст научной работы на тему «Проблема эффективности социального служения Русской Православной Церкви в пенитенциарных учреждениях в современной истории России»

РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-4-70-74 УДК 271.2-42

Тулянов Владислав Андреевич

Московский государственный областной университет

у. tulyanov@mail.ru

ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

В статье исследованы вопросы взаимодействия Русской православной церкви (РПЦ) и пенитенциарной системы России. Автор обращается к проблематике социальной роли РПЦ в пенитенциарных учреждениях. Целью статьи является анализ эффективности церковного социального служения в пенитенциарных учреждениях современной России. Основой методологии исследования является анализ статистической информации ФСИН и социальных проектов РПЦ об эффективности церковного пенитенциарного служения. Сделан вывод о том, что деятельность РПЦ в уголовно-исполнительной системе имеет значительные положительные результаты, которые связаны, прежде всего, с проблемой улучшения характера взаимоотношений в среде специфического контингента пенитенциарных учреждений, а также с ресоциализацией бывших заключенных и профилактикой совершения правонарушений, что является важным элементом борьбы с общим уровнем преступности в стране.

Ключевые слова: Русская православная церковь, пенитенциарное служение, церковь и общество, уголовно-ис-

полнительная система.

Трансформации общественно-политической и экономической систем России в 1990-е гг. способствовали не только существенным преобразованиям политического и экономического устройства страны, но и оказали колоссальное влияние на сферу церковно-государ-ственных отношений. В современной России Русская православная церковь (далее - РПЦ) играет существенную роль во всех сферах общественной жизни. В этой связи рассмотрение взаимоотношений РПЦ с различными органами государственной власти видится весьма актуальным и значимым.

Усиление влияния РПЦ обозначило перед руководством правоохранительных органов комплекс сложных и противоречивых задач по взаимодействию с Церковью, с которой они ранее практически не встречались ни в правовом, ни в управленческом аспектах. При этом следует учитывать, что взаимодействие с РПЦ строилось не как с сугубо религиозной структурой, а, скорее, как с социальным институтом, выполняющим в обществе определенные функции, и как с организацией, имеющей статус юридического лица. В данной статье проблематика взаимоотношений правоохранительных органов с РПЦ рассмотрена на примере социальной роли Церкви в пенитенциарных учреждениях. Целью статьи является анализ эффективности церковного социального служения в пенитенциарных учреждениях современной России.

В 1990-е гг. начала складываться традиция взаимодействия правоохранительных органов с РПЦ. Первым в новейшей истории официальным актом, закрепившим сотрудничество Церкви и силовых ведомств, стало Совместное заявление, подписанное 2 марта 1994 г. патриархом Алексием II и министром обороны РФ П.С. Грачевым [12]. Вскоре этому вектору развития последовали другие ведомства. Был заключен ряд соглашений между Министерством внутренних дел РФ и РПЦ: Совместное

заявление от 6 сентября 1994 г. [13, с. 4-6] и Соглашение о сотрудничестве от 30 августа 1996 г. [16, с. 53-55]. Уже в конце 1990-х гг. было подписано отдельное соглашение между Министерством юстиции РФ и РПЦ - Соглашение о сотрудничестве от 21 декабря 1999 г. [14]

Структурным подразделением РПЦ, отвечающим за реализацию соглашений, стал Синодальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, при котором в 1995 г. был создан особый Сектор тюремного служения. Дальнейшее развитие взаимоотношений РПЦ и правоохранительных органов привело к учреждению в 2010 г. нового синодального отдела - по тюремному служению, к которому перешли все функции Сектора. МВД и Минюст, в свою очередь, возложили реализацию соглашений на Главное управление исполнения наказаний России (ГУИН, ныне ФСИН - Федеральная служба исполнения наказаний). Это заложило основу для развития правовой базы социального служения РПЦ как среди личного состава правоохранительных учреждений, так и среди заключенных, а также положило начало институциональному оформлению тюремного служения Церкви.

Соглашения с МВД и Минюстом позволили РПЦ начать осуществление духовно-просветительского служения в специфической среде осужденных, а также среди сотрудников уголовно-исполнительной системы. В епархиях РПЦ вскоре последовали примеру Патриархии: начали заключаться соглашения о сотрудничестве между региональными управлениями ГУИН (ФСИН) и епархиальными архиереями. На основе этих соглашений непосредственно и началось осуществление социального служения РПЦ в пенитенциарных учреждениях: «строились храмы и проводились богослужения, организовывались воскресные школы и распространялась религиозная литература, про-

Вестник КГУ № 4. 2019

© Тулянов В.А., 2019

70

водились гуманитарные и праздничные мероприятия» [11, с. 192].

В соответствии с Конституцией, Россия является светским государством и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. Тем не менее и у государства, и у РПЦ есть общее понимание того, что земное благополучие недостижимо без соблюдения нравственных норм. Именно на этом общем понимании и строится взаимодействие Церкви и государства, в том числе и взаимодействие с правоохранительными органами. Священнослужители систематически проводят встречи с личным составом и членами их семей, направленные на духовно-нравственное воспитание. Особое внимание уделяется разъяснению различных вопросов межконфессиональных и национальных отношений в целях профилактики экстремистских проявления и противодействия терроризму. За проявленные при этом инициативу и творческий подход некоторые священнослужители получают государственные награды - к примеру, митр. Читинский Димитрий был награжден медалью «За вклад в укрепление правопорядка» [3].

22 февраля 2011 г. было подписано отдельное соглашение между ФСИН и РПЦ [15]. К основным направлениям взаимодействия сторон было отнесено: удовлетворение духовных потребностей сотрудников, членов их семей, осужденных и заключенных под стражу, а также восстановление социально полезных связей осужденных, что должно было способствовать снижению уровня преступности в стране.

Приведенные нормативно-правовые акты дают представление о деятельности священнослужителя в местах лишения свободы. Священнослужитель РПЦ обязан вести как индивидуальную, так и массовую работу с осужденными по следующим направлениям: религиозное обучение и духовно-нравственное воспитание, распространение религиозных убеждений и удовлетворение потребности в религиозном культе, защита прав осужденных и осуществление благотворительной деятельности в тюрьмах [18, с. 44-55; 17, с. 453-460].

В пенитенциарных учреждениях на регулярной основе проводятся дни открытых дверей. Традиционно на такие мероприятия приглашаются и православные священнослужители [7, с. 94-98]. Это приводит к приобщению к духовно-нравственным ценностям не только осужденных, но и членов их семей.

В реализации РПЦ своих обязанностей в пенитенциарных учреждениях существуют определенные успехи. Как правило, руководством пенитенциарных учреждений разного уровня высоко оценивается появление священнослужителей РПЦ в следственных изоляторах, тюрьмах и колониях. С помощью представителей религиозного культа руководство надеется решить проблему ресоциа-

лизации заключенных, а также положительно повлиять на межличностные отношения в специфическом контингенте мест лишения свободы. В этой связи можно отметить, что в понимании большинства представителей руководства пенитенциарных учреждений священнослужитель является «политработником нового типа» [8, с. 301-302].

Аналитическая справка НИИ ФСИН [2] дает информацию о количестве верующих среди заключенных. В начале 1990-х гг. верующим среди осужденных был лишь каждый десятый. В конце 1990-х гг. ситуация серьезно изменилась: в 1999 г. результаты переписи осужденных показали, что 30,5 % от общего числа считали себя православными (т. е. каждый третий). В 2005 г. показатели возросли вдвое и составили 62,4 %. На первый взгляд произошедшие изменения можно охарактеризовать как значительные. Однако, по данным американского исследовательского центра Pew, количество православных в России с 1991 г. выросло с 37 до 71 % [1]. Таким образом, если принимать данные обеих статистик, то процент верующих в тюрьмах даже несколько ниже, чем по стране вообще. Также нужно учитывать то, что называть себя православным в социологическом опросе - не есть то же самое, что являться действительно православным. Из этого следует сделать вывод об условности статистических данных в вопросе о вероисповедании.

Опрошенные исследователями НИИ ФСИН сотрудники пенитенциарных учреждений отмечали общее положительное воздействие религии на личностные характеристики заключенных. Последнее весьма точно иллюстрируется статистикой: «обретают душевный покой» 29,5 % осуждённых, у 31,2 % происходит переоценка ценностей, 26,3 % «открывают для себя смысл жизни». Опрошенные сотрудники пенитенциарных учреждений, кроме того, отмечали позитивный характер воцер-ковления осужденных - воцерковленные осужденные менее конфликтны, причем зачастую имеют дружеские отношения с представителями других конфессий и атеистами [2].

Стоит сказать, что зачастую воцерковленные осужденные после выхода на свободу продолжают вести вполне религиозную жизнь. К примеру, в ИК-8 УФСИН России по Воронежской области с 1992 г. существует православная община Свято-Никольского прихода Централизованной Православной религиозной организации Воронежской и Борисоглебской епархии РПЦ. За почти 30-летнюю историю этой общины из 8 старост в места заключения не вернулся ни один. Большинство продолжили служить в православных храмах на свободе в качестве церковнослужителей (информация предоставлена в Отделе по тюремному служению Воронежской епархии РПЦ). По этому конкретному примеру видна явная положительная роль воцерковления на исправление осужденных.

Вестник КГУ ^ № 4. 2019

71

К сожалению, составить более подробную статистику о жизни воцерковленных заключенных после освобождения на данный момент невозможно, автору на запрос больше не ответила ни одна православная община. Очевидно, сработал принцип РПЦ как достаточно закрытой, консервативной и статичной организации: нет благословения правящего архиерея - нет и информации о деятельности общин и других структурных подразделений. Рекомендательное письмо от Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры не заменило автору благословения правящего архиерея той или иной епархии.

Число действующих православных объектов религиозного и просветительского характера в местах лишения свободы достаточно велико. В докладе патриарха Кирилла, озвученном в 2010 г., отражены следующие цифры: в местах лишения свободы существует 471 храм, 466 молитвенных комнат, 789 православных общин, 265 воскресных школ [6].

С тюремным служением РПЦ тесно связана и благотворительная деятельность среди заключенных и бывших заключенных. 13 июля 2015 г. Священным синодом было принято решение о разграничении функций синодальных отделов -Синодального отдела по тюремному служению, Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами [10]. На Синодальный отдел по тюремному служению были возложены функции координации и мониторинга реабилитационной и благотворительной деятельности среди заключенных. В свою очередь, практическое осуществление этих видов социального служения РПЦ в пенитенциарных учреждениях разного уровня было возложено на епархиальные отделы по тюремному служению.

В частности, говоря о реализации реабилитационной и благотворительной деятельности, в пример можно привести учрежденный в Санкт-Петербурге православным приходом святой Анастасии Узорешительницы благотворительный фонд «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого». Это негосударственное учреждение открытого типа, где условно осужденные несовершеннолетние, а также подростки, регулярно совершающие административные правонарушения, могут пройти курс социальной реабилитации. В 2012 г. Центр вошел в число лучших диакониче-ских инициатив РПЦ. За 14 лет работы у Центра накоплено много связей с различными приходами и монастырями, которые безвозмездно принимают воспитанников и сотрудников во время поездок и длительных походов. Центр представляет один из наиболее успешных примеров взаимодействия РПЦ и государства в вопросах социального служе-

ния [5, с. 65-71]. Подтверждением того, что Центр является церковным, но с существенной поддержкой государства, являются его ежегодные финансовые отчеты, в которых финансирование из Фонда президентских грантов занимает порядка 40 % от общего объема финансирования [4].

Итак, деятельность РПЦ в уголовно-исполнительной системе связана, прежде всего, с потребностью улучшения характера межличностных отношений в среде специфического контингента пенитенциарных учреждений, а также с ресоциа-лизацией бывших заключенных и профилактикой совершения правонарушений, что является важным элементом борьбы с общим уровнем преступности в стране. Кроме того, инициативы РПЦ в тюремном служении активно поддерживаются государством, что выражается, в частности, в финансовых показателях.

Библиографический список

1. Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe [Электронный ресурс] // Pew Research Center. Religion & Public Life. - URL: https://www.pewforum.org/2017/05/10/religious-belief-and-national-belonging-in-central-and-eastern-europe (дата обращения: 30.06.2019).

2. Влияние воцерковления осужденных на их поведение в период отбывания наказания: аналитическая справка НИИ ФСИН // Архив Синодального отдела по тюремному служению Русской Православной Церкви.

3. Глава Забайкальской митрополии награжден медалью МВД России [Электронный ресурс] // АльтесМедиа (Чита): сайт. - URL: https:// altesmedia.ru/news/10841-glava-zabajkalskoj-mitropolii-nagrazhden-medalyu-mvd-rossii/ (дата обращения: 20.04.2019).

4. Годовой отчет, 2018 г. // Архив Благотворительного фонда «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого».

5. Григорова З.Н. Реализация социального контроля в условиях реабилитационного центра для условно осужденных подростков // Уголовно-исполнительная система и Русская Православная Церковь, другие традиционные для России религиозные объединения - взаимодействие в духовно-нравственном воспитании осужденных: сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 18-19 сент. 2018 г.). - Рязань: Академия ФСИН России, 2018. - С. 65-71.

6. Доклад святейшего патриарха Московского и всея Руси // Журнал Московской патриархии. -2011. - № 3. - С. 9-38.

7. Мартынов Н.И. Опыт взаимодействия УФСИН России по Республике Мордовия с Русской Православной Церковью по духовно-нравственному окормлению осужденных // Взаимодействие Русской Православной Церкви с государственной

системой исполнения наказаний: опыт, проблемы, перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Рязань, 16-17 октября 2013 г.). - С. 94-98.

8. Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. -М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 648 с.

9. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: приказ Минюста России от 3 нояб. 2005 г. № 205 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 47.

10. Постановление о распределении ответственности трех синодальных учреждений в области церковного попечения о ресоциализации (социальной реабилитации) лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также несовершеннолетних правонарушителей [Электронный ресурс] // Русская Православная Церковь: официальный сайт. -URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4221717.html (дата обращения: 2.05.2019).

11. Скоморох О., прот. Правовые основы тюремной миссии Русской Православной Церкви в конце XX - начале XXI вв. // Христианские чтения. - 2011. - № 2 (37). - С. 186-199.

12. Совместное заявление Московской патриархии РПЦ и Министерства обороны РФ от 2 марта 1994 г. [Электронный ресурс] // Научный атеизм. -URL: http://www.atheism.ru/archive/text/23.phtml (дата обращения: 18.04.2019).

13. Совместное заявление от 5 сентября 1994 г. между МВД РФ и Московской Патриархией РПЦ // Информационный бюллетень. - М.: ГУИН МВД России, 1995. - № 23 (специальный выпуск). - С. 4-6.

14. Соглашение о сотрудничестве между Министерством юстиции Российской Федерации и Русской Православной Церковью [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http:// docs.cntd.ru/document/901862066 (дата обращения: 23.04.2019).

15. Соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и Русской Православной Церковью [Электронный ресурс] // Русская Православная Церковь: официальный сайт. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/1414718 (дата обращения: 23.04.2019).

16. Соглашение о сотрудничестве от 30 августа 1996 г. между МВД РФ и Московской Патриархией РПЦ // Преступления и наказания. - 1997. - № 8. -С. 53-55.

17. Тулянов В.А. Влияние политических трансформаций на Русскую Православную Церковь: место церковной благотворительности в социально-экономическом развитии России (1990-2000-е гг.) // Россия и мир: развитие цивилизаций. Трансформация политических ландшафтов за период 19992019 годы: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. - 2019. - С. 453-460.

18. Тулянов В.А. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о правах человека (по материалам публичных выступлений) // Наше Отечество. Страницы истории: сб. науч. статей. Сер.: Актуальные вопросы истории России и Европы (XII-XX вв.). -М., 2018. - С. 44-55.

References

1. Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe [Elektronnyj resurs] // Pew Research Center. Religion & Public Life. - URL: https://www.pewforum.org/2017/05/10/religious-belief-and-national-belonging-in-central-and-eastern-europe (data obrashcheniya: 30.06.2019).

2. Vliyanie vocerkovleniya osuzhdennyh na ih povedenie v period otbyvaniya nakazaniya: analiticheskaya spravka NII FSIN // Arhiv Sinodal'nogo otdela po tyuremnomu sluzheniyu Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi.

3. Glava Zabajkal'skoj mitropolii nagrazhden medal'yu MVD Rossii [Elektronnyj resurs] // Al'tesMedia (CHita): sajt. - URL: https://altesmedia. ru/news/10841-glava-zabajkalskoj-mitropolii-nagrazhden-medalyu-mvd-rossii/ (data obrashcheniya: 20.04.2019).

4. Godovoj otchet, 2018 g. // Arhiv Blagotvoritel'nogo fonda «Centr social'noj adaptacii svyatitelya Vasiliya Velikogo».

5. Grigorova Z.N. Realizaciya social'nogo kontrolya v usloviyah reabilitacionnogo centra dlya uslovno osuzhdennyh podrostkov // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema i Russkaya Pravoslavnaya Cerkov', drugie tradicionnye dlya Rossii religioznye ob"edineniya -vzaimodejstvie v duhovno-nravstvennom vospitanii osuzhdennyh: sb. materialov VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Ryazan', 18-19 sent. 2018 g.). - Ryazan': Akademiya FSIN Rossii, 2018. - S. 65-71.

6. Doklad svyatejshego patriarha Moskovskogo i vseya Rusi // ZHurnal Moskovskoj patriarhii. -2011. - № 3. - S. 9-38.

7. Martynov N.I. Opyt vzaimodejstviya UFSIN Rossii po Respublike Mordoviya s Russkoj Pravoslavnoj Cerkov'yu po duhovno-nravstvennomu okormleniyu osuzhdennyh // Vzaimodejstvie Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi s gosudarstvennoj sistemoj ispolneniya nakazanij: opyt, problemy, perspektivy: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Ryazan', 16-17 oktyabrya 2013 g.). - S. 94-98.

8. Mitrohin N. Russkaya pravoslavnaya cerkov': sovremennoe sostoyanie i aktual'nye problemy. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2004. - 648 s.

9. Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporyadka ispravitel'nyh uchrezhdenij: prikaz Minyusta Rossii ot 3 noyab. 2005 g. № 205 // Byulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti. -2005. - № 47.

10. Postanovlenie o raspredelenii otvetstvennosti trekh sinodal'nyh uchrezhdenij v oblasti cerkovnogo

Вестник КГУ .J № 4. 2019

73

popecheniya o resocializacii (social'noj reabilitacii) lic, osvobodivshihsya iz mest lisheniya svobody, a takzhe nesovershennoletnih pravonarushitelej [Elektronnyj resurs] // Russkaya Pravoslavnaya Cerkov': oficial'nyj sajt. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/4221717.html (data obrashcheniya: 2.05.2019).

11. Skomoroh O., prot. Pravovye osnovy tyuremnoj missii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v konce XX -nachale XXI vv. // Hristianskie chteniya. - 2011. -№ 2 (37). - S. 186-199.

12. Sovmestnoe zayavlenie Moskovskoj patriarhii RPC i Ministerstva oborony RF ot 2 marta 1994 g. [Elektronnyj resurs] // Nauchnyj ateizm. - URL: http://www.atheism.ru/archive/text/23.phtml (data obrashcheniya: 18.04.2019).

13. Sovmestnoe zayavlenie ot 5 sentyabrya 1994 g. mezhdu MVD RF i Moskovskoj Patriarhiej RPC // Informacionnyj byulleten'. - M.: GUIN MVD Rossii, 1995. - № 23 (special'nyj vypusk). - S. 4-6.

14. Soglashenie o sotrudnichestve mezhdu Ministerstvom yusticii Rossijskoj Federacii i Russkoj Pravoslavnoj Cerkov'yu [Elektronnyj resurs] // Elektronnyj fond pravovoj i normativno-tekhnicheskoj dokumentacii. - URL: http://docs.

cntd.ru/document/901862066 (data obrashcheniya: 23.04.2019).

15. Soglashenie o sotrudnichestve mezhdu Federal'noj sluzhboj ispolneniya nakazanij i Russkoj Pravoslavnoj Cerkov'yu [Elektronnyj resurs] // Russkaya Pravoslavnaya Cerkov': oficial'nyj sajt. -URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1414718 (data obrashcheniya: 23.04.2019).

16. Soglashenie o sotrudnichestve ot 30 avgusta 1996 g. mezhdu MVD RF i Moskovskoj Patriarhiej RPC // Prestupleniya i nakazaniya. - 1997. - № 8. - S. 53-55.

17. Tulyanov V.A. Vliyanie politicheskih transformacij na Russkuyu Pravoslavnuyu Cerkov': mesto cerkovnoj blagotvoritel'nosti v social'no-ekonomicheskom razvitii Rossii (1990-2000-e gg.) // Rossiya i mir: razvitie civilizacij. Transformaciya politicheskih landshaftov za period 1999-2019 gody: materialy IX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 2 ch. -2019. - S. 453-460.

18. Tulyanov V.A. Patriarh Moskovskij i vseya Rusi Kirill o pravah cheloveka (po materialam publichnyh vystuplenij) // Nashe Otechestvo. Stranicy istorii: sb. nauch. statej. Ser.: Aktual'nye voprosy istorii Rossii i Evropy (XII-XX vv.). - M., 2018. - S. 44-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.