Научная статья на тему 'Эволюция института тюремных капелланов в России и за рубежом'

Эволюция института тюремных капелланов в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
532
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ / ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ / ТЮРЕМНЫЕ КАПЕЛЛАНЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Толченкин Дмитрий Александрович

В статье рассмотрен вопрос становления института тюремного служения, в том числе в России. Идея исправления развилась из христианской заповеди посещать заключенных и заботиться о спасении душ грешников. Впервые идеи гуманного отношения к преступникам зародились в Европе под влиянием христианского и возникших в XVII-XVIII вв. философских учений. В России в течение длительного периода тюрьма была лишь мерой физического задержания человека. Гуманистические идеи исполнения наказаний российская пенитенциарная система восприняла с Запада и начала воплощать их в жизнь только с момента открытия Общества попечительного о тюрьмах. При этом служение духовенства в тюремных церквях было необычным делом пастырского служения, так как ранее подобного опыта не имелось. Были выработаны специальные правила для тюремных священников. Посещение тюрем священнослужителями в России закончилось в 1918-1919 гг. Церкви были разрушены или превращены в камеры, тюремные больницы. Советский режим полностью ликвидировал систему благотворительной деятельности в тюрьмах. Лишь в начале 1990-х годов у священников появилась возможность духовно окормлять осужденных. 19 сентября 1997 г. был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который закрепил правовые основания для работы православных организаций в пенитенциарных учреждениях России. В настоящее время Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) выступила с инициативой включить священнослужителей в работу исправительных учреждений на штатной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF INSTITUTE OF PRISON CHAPLAINS IN RUSSIA AND ABROAD

The article is devoted to the formation of the Institute of prison chaplaincy services in the world and particularly in Russia. The idea of reforming inmates has evolved from the Christian commandment to visit prisoners and care for saving sinners’ souls. The idea of humane treatment of criminals began in Europe under the influence of Christian doctrines and the genesis in the XVII-XVIII centuries of philosophical ones. In Russia for a long period, the prison was merely a measure of physical detention of the person. Humanistic ideas of execution of punishments of the Russian penal system embraced to the West and began to implement them only since the foundation of the Trustee society on prisons. The Ministry of the clergy in the prison churches have been very unusual for pastoral Ministry, as similar experience was not available earlier. We have drafted special rules for prison Ministers. Prison visits by clergy in Russia finished in 1918-1919. Churches were destroyed or turned into cells, the prison hospitals... The article is devoted to the formation of the Institute of prison chaplaincy services in the world and particularly in Russia. The idea of reforming inmates has evolved from the Christian commandment to visit prisoners and care for saving sinners’ souls. The idea of humane treatment of criminals began in Europe under the influence of Christian doctrines and the genesis in the XVII-XVIII centuries of philosophical ones. In Russia for a long period, the prison was merely a measure of physical detention of the person. Humanistic ideas of execution of punishments of the Russian penal system embraced to the West and began to implement them only since the foundation of the Trustee society on prisons. The Ministry of the clergy in the prison churches have been very unusual for pastoral Ministry, as similar experience was not available earlier. We have drafted special rules for prison Ministers. Prison visits by clergy in Russia finished in 1918-1919. Churches were destroyed or turned into cells, the prison hospitals. The Soviet regime completely destroyed the system of charitable work in prisons. Only in the early 1990s, the priests have the opportunity to encourage convicts spiritually. On 19 September 1997, the Federal law «On freedom of conscience and on religious associations» was adopted which established the legal basis for the work of Orthodox organizations in penal institutions of Russia At the present time the Federal service of execution of punishments took the initiative to include the clergy in correctional institutions on a regular basis. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Эволюция института тюремных капелланов в России и за рубежом»

УДК 343.833 ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТОЛЧЕНКИН,

кандидат юридических наук, начальник кафедры теории государства и права, международного и европейского права (Академия ФСИН России), e-mail: editor62@yandex.ru

ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА ТЮРЕМНЫХ КАПЕЛЛАНОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Реферат: в статье рассмотрен вопрос становления института тюремного служения, в том числе в России. Идея исправления развилась из христианской заповеди посещать заключенных и заботиться о спасении душ грешников. Впервые идеи гуманного отношения к преступникам зародились в Европе под влиянием христианского и возникших в ХУП-ХУШ вв. философских учений.

В России в течение длительного периода тюрьма была лишь мерой физического задержания человека. Гуманистические идеи исполнения наказаний российская пенитенциарная система восприняла с Запада и начала воплощать их в жизнь только с момента открытия Общества попечительного о тюрьмах. При этом служение духовенства в тюремных церквях было необычным делом пастырского служения, так как ранее подобного опыта не имелось. Были выработаны специальные правила для тюремных священников.

Посещение тюрем священнослужителями в России закончилось в 1918-1919 гг. Церкви были разрушены или превращены в камеры, тюремные больницы. Советский режим полностью ликвидировал систему благотворительной деятельности в тюрьмах. Лишь в начале 1990-х годов у священников появилась возможность духовно окормлять осужденных.

19 сентября 1997 г. был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который закрепил правовые основания для работы православных организаций в пенитенциарных учреждениях России.

В настоящее время Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) выступила с инициативой включить священнослужителей в работу исправительных учреждений на штатной основе.

Ключевые слова: исправительные учреждения, осужденные, тюремное служение, тюремные капелланы, уголовно-исполнительная система.

На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы (УИС) России довольно остро стоит вопрос об оказании духовно-нравственной помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы, поэтому инициатива ФСИН России по включению священнослужителей в работу исправительных учреждений на штатной основе заслуживает внимания и предполагает изучение исторического опыта в становлении института тюремных капелланов.

«Настоящее бывает следствием прошедшего. Чтобы судить о первом, надлежит вспомнить последнее» - пишет историк Н. М. Карамзин. Именно поэтому, возрождая институт тюремного пастырского служения (тюремного капелланства), необходимо знать и использовать международный опыт и опыт дореволюционной России. Исследование истории вопроса пастырского окормления лиц, лишенных свободы, может оказать помощь во взаимодействии сотрудников уголовно-исполнительной системы с духовенством Русской православной церкви.

© Толченкин Д. А., 2016

Идея исправления как одна из задач по отношению к заключенным развилась из христианской заповеди посещать заключенных и заботиться о спасении душ грешников. Под исправлением понимается внутреннее перерождение, преобразование злой воли в добрую, греховной в добродетельную. Средством внутреннего перерождения является Священное Писание и нравственно-религиозные наставления. «Уже в самые ранние периоды христианства можно встретить развитие такого взгляда: I Вселенский (Никейский) собор 325 г. учредил институт Ргосига1оге8 Раирегиш (попечения о бедных, горемычных), члены которого должны были посещать тюрьмы, ходатайствовать об освобождении невинных, а в некоторых случаях даже виновных, снабжать узников пищей, одеждой и всеми мерами судебной защиты, но главное - принимать меры к их нравственно-религиозному исправлению».

Первые идеи гуманного отношения к преступникам зародились в Европе под влиянием христианского и возникших в ХУП-ХУШ вв. философ-

ских учений. Различные религиозные братства стремились заменить тяжкие наказания преступников на более человеколюбивые с целью обратить их на путь добра. Мысль об учреждении пенитенциариев, то есть тюрем, принадлежит Ж. Мабильону, ученому, французскому монаху бенидектинского ордена, жившему в XVII в. Ма-бильон предложил одиночное заключение как наказание для провинившихся духовных лиц. Италия была первой европейской страной, где церковь инициировала создание специального пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Папа Климент XI в 1703 г. воспользовался идеей Мабильона, устроив исправительный дом для несовершеннолетних, где часть преступников помещалась в кельях, часть содержалась по системе одиночного разъединения ночью и общих работ днем при обязательном молчании.

В высшей степени правильную задачу - нравственное исправление преступников как внутреннее перерождение личности поставили перед собой американские квакеры в 1776 г., когда было учреждено тюремное общество. По инициативе квакеров в Филадельфии была введена система устройства тюрем, основанная на одиночном заключении преступников, без работ. По их учению задача человека состоит в отрешении от греховного мира и в одиноком, молчаливом самосозерцании. Квакеры воспринимали преступника как павшего человека, считали лучшим средством исправления - заключение его, без всяких развлечений и занятий, наедине с самим собой, с Богом и Библией, назидательное чтение которой помогло бы направить на путь истинный.

В России до открытия Общества попечительного о тюрьмах в 1819 г. о воздействии на ум и сердце заключенных религией никто и не помышлял. В течение длительного периода тюрьма была лишь мерой физического задержания человека. Гуманистические идеи исполнения наказаний российская пенитенциарная система восприняла с Запада.

В 1817 г. один из членов Английского тюремного общества В. Венинг, изучив быт петербургских мест заключения, составил доношение о состоянии тюрем и прочих мест заключения в Петербурге и записку, содержавшую в себе общие замечания о лучшем содержании тюрем. Эти документы были переданы князю А. Н. Голицыну, министру духовных дел и просвещения, президенту Библейского и Человеколюбивого обществ. В них В. Венинг изложил тот опыт, который собрался у Английского тюремного общества в деле попечения над заключенными преступниками и их исправления. Записка о лучшем содержании тю-

рем послужила фундаментом к разработке для Общества правил, которые Александр Павлович утвердил в 1819 г. как Правила для Попечительного общества о тюрьмах. Члены комитетов Общества обязывались посещать тюрьмы по два раза в неделю, чтобы лично наблюдать внутреннее устройство, поведение надзирателя тюрьмы и его помощников, справляться о поступках и склонностях заключенных и узнавать, во всем ли они имеют довольство, все ли заняты работами и соблюдается ли между ними должный порядок и опрятность, осматривать пищу, количество и качество оной, снабжение водою как для житья, так и для чистоты, состояние больных, их одежду, покой и пищу. Члены-посетители также должны были выслушивать жалобы заключенных, принимать их просьбы.

Членами Общества становились только те люди, которые платили взносы. Был статус «пожизненного» почетного члена, которым мог стать человек, внесший не менее тысячи рублей. Те, кто жертвовал более 500 рублей, становились почетными членами; человек, который нашел возможность внести более 10 рублей, записывался обыкновенным членом. Правда, через три года ему надо было вновь выплатить очередные 10 рублей, чтобы членство в Обществе не прекратилось. Приношения также могли быть в виде съестных припасов, одежды и т. д.

Служение духовенства в тюремных церквях было необычным делом пастырского служения, так как ранее подобного опыта не имелось, поэтому были выработаны специальные правила для тюремных священников. По Инструкции смотрителю губернского тюремного замка 1831 г. тюремный священник мог беспрепятственно посещать камеры. На священнике лежала также обязанность «обучения Закону Божию или же и другим предметам несовершеннолетних, в тюремных замках содержимых» (ст. 159). Согласно ст. 154 священник обязан показывать пример всем служащим и содержащимся в тюремном замке относительно исполнения своего дела благочинием, благонравием.

По образцу данного документа на местах разрабатывались и принимались подобные инструкции. Так, в Инструкции смотрителю С.-Петербургского тюремного замка 1852 г. в гл. XII «О церкви» священнику церкви при тюремном замке предписывается в отношении к богослужению отправлять «обязанности свои по установлению, стараясь сколь возможно чаще совершать оное, и, по крайней мере, в дни, Инструкцией сей определенные». Священник должен был быть образцом нравственности, прилежания и добропорядочности как для сотрудников, так и для содержащихся под стра-

жей: «Священник должен подавать всем служащим и содержимым в Тюремном замке пример кротости, благонравия и благочестия». На него возлагалось обучение Закону Божию и церковному пению арестантов. Священник наблюдал за исправным хранением тюремной библиотеки и за выдачей книг для чтения. Особенной заботе его поручалось приготовление заключенных к таинствам Исповеди и Приобщения Святых Тайн. Священник был обязан знакомиться с заключенными и изыскивать случаи для бесед с ними наедине, стараясь изучить нравственное состояние каждого заключенного, для его исправления, а также прилагать особенное старание к благотворному воздействию на тех из заключенных, которые подвергаются дисциплинарным взысканиям и отличаются строптивым поведением и нравственной испорченностью. Священник должен был стараться узнавать подробности о семейном положении заключенных, способствовать восстановлению нередко разорванных преступлением семейных уз, в необходимых же случаях обращаться за содействием к учреждениям и лицам, которые могли бы оказать семействам заключенных призрение и помощь. В то же время священник обязан внушать заключенным, что через его посредство они не могут рассчитывать получить от тюремного начальства какие-нибудь материальные выгоды и льготы. Особенному вниманию священника поручалось посещение больных арестантов, оказание им религиозного утешения, а также христианское напутствие умирающих.

Более четко правовое положение тюремного священника было определено в законе Государственного Совета от 15 июня 1887 г. С этого времени священники входят в состав тюремной администрации: «Управления отдельными местами заключения составляют... состоящие при сих местах священники, дьяконы и псаломщики. За комитетами и отделениями Попечительного о тюрьмах общества временно сохраняются на существующих основаниях обязанности по содержанию священно- и церковнослужителей».

Тюремные общества просуществовали до 1893 г. С того времени их преобразовали в тюремно-благотворительные комитеты, лишив большинства полномочий. Тюремно-благотво-рительные комитеты занимались только вопросами материальной помощи заключенным. Посещение тюрем священнослужителями в России закончилось в 1918-1919 гг. Церкви были разрушены или превращены в огромные камеры, тюремные больницы, помещения для пыток и массовых расстрелов. Советский режим полностью ликвидировал систему благотвори-

тельной и душепопечительской деятельности в тюрьмах.

В наше время религия в УИС занимает важное место. После тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. начали предприниматься первые попытки священников войти в тюремные камеры к заключенным, в 1990-х годах появилась возможность для священников духовно окормлять заключенных во многих тюрьмах постсоветской России.

19 сентября 1997 г. был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который закрепил правовые основания для работы православных организаций в пенитенциарных учреждениях России. В 1999 г. было принято соглашение о сотрудничестве Министерства юстиции Российской Федерации и Русской православной церкви. Так началась эпоха возрождения традиций тюремного служения.

По мнению епископа Красногорского Иринар-ха, председателя Синодального отдела Московского патриархата по тюремному служению, основными направлениями тюремного служения Русской православной церкви являются:

1) духовно-просветительская деятельность: организация духовно-просветительских бесед в тюрьмах; открытие воскресных школ; создание и пополнение библиотек при тюремных храмах;

2) богослужебная деятельность и пастырское душепопечение: совершение богослужений, церковных таинств и религиозных обрядов; индивидуальные собеседования (индивидуальная исповедь), общие беседы, проповедь;

3) реабилитация (ресоциализация): подготовка к освобождению из заключения и жизни на свободе (за полгода до освобождения и первое время после выхода на свободу); установление и последующая поддержка социальных связей осужденных с родственниками, благотворительная помощь членам семей осужденных;

4) миссия Церкви в защиту достоинства, свободы и прав человека в пенитенциарных учреждениях. Вместе с богослужебной деятельностью и духовно-пастырским окормлением лиц, находящихся в местах лишения (ограничения) свободы, Церковь считает своим долгом в случае необходимости возвышать голос в защиту осужденных, что сформулировано в соборном определении «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».

Например, начало взаимодействию УФСИН России по Вологодской области с Вологодской епархией РПЦ было положено еще в 2001 г. заключением соглашения о сотрудничестве. Во всех 13 исправительных учреждениях области открыты храмы и молельные комнаты, в которых ежегодно

совершается свыше 600 богослужений. Помимо этого, в двух учреждениях действуют домовые часовни. Замечено, когда в колонии появляется храм, сама атмосфера учреждения становится другой. Осужденные не раз говорили о том, что в тяжелые минуты уныния смотрят на крест на куполе - и на сердце становится легче. Многие воспринимают храм как душевный приют, место, где можно хоть недолго побыть в тишине, но самое главное - в храме совершается богослужение, и осужденные имеют возможность исповедоваться, причаститься. Эти таинства оказывают на душу человека целительное действие.

Кроме сотрудничества с РПЦ, уголовно-исполнительная система налаживает связи с представителями других конфессий - ислама и буддизма. Уже на протяжении многих лет исправительные учреждения Забайкалья отличает благоприятный межнациональный климат: православные часовни сосуществуют с буддийскими молельными комнатами. При этом и осужденные различных национальностей с уважением относятся к религиозным чувствам друг

друга. Такая картина наблюдается, например, в читинской ИК-3, где не первый год соседствуют церковь и буддийская молельная комната.

Ислам для учреждений края стал достаточно новой религией. Первое знакомство происходило с нотками тревожности, которая, кстати, не прошла и по сей день из-за существующей угрозы распространения идей религиозного экстремизма. Однако процесс узнавания, понимания и признания все же запущен, и важнейшую задачу в этом деле - разъяснить и помочь решить организационные вопросы - взяли на себя сотрудники группы воспитательной работы краевой УИС.

Священник в тюрьме должен был быть очень многим для заключенных. Практически дело обстояло так: за простым человеческим участием и помощью заключенные могли обратиться только к двум людям в тюрьме - врачу и священнику. Ведь религия для сердца, совести. Когда заключенные духовно отрезвляются, приходят в себя от предыдущей полной грехов жизни, то они именно в религии часто находят утешение в своих скорбях.

DMITRYALEKSANDROVICH TOLCHENKIN,

phd in law,

head of the theory of the state and law, international and european law department (Academy of the FPS of Russia), e-mail: editor62@yandex.ru

EVOLUTION OF INSTITUTE OF PRISON CHAPLAINS IN RUSSIA AND ABROAD

Annotation: the article is devoted to the formation of the Institute of prison chaplaincy services in the world and particularly in Russia. The idea of reforming inmates has evolved from the Christian commandment to visit prisoners and care for saving sinners' souls. The idea of humane treatment of criminals began in Europe under the influence of Christian doctrines and the genesis in the XVII-XVIII centuries of philosophical ones.

In Russia for a long period, the prison was merely a measure of physical detention of the person. Humanistic ideas of execution of punishments of the Russian penal system embraced to the West and began to implement them only since the foundation of the Trustee society on prisons. The Ministry of the clergy in the prison churches have been very unusual for pastoral Ministry, as similar experience was not available earlier. We have drafted special rules for prison Ministers.

Prison visits by clergy in Russia finished in 1918-1919. Churches were destroyed or turned into cells, the prison hospitals. The Soviet regime completely destroyed the system of charitable work in prisons. Only in the early 1990s, the priests have the opportunity to encourage convicts spiritually.

On 19 September 1997, the Federal law «On freedom of conscience and on religious associations» was adopted which established the legal basis for the work of Orthodox organizations in penal institutions of Russia

At the present time the Federal service of execution of punishments took the initiative to include the clergy in correctional institutions on a regular basis.

Key words: correctional facilities, the convicts, prison service, prison chaplains, penal system.

© Tolchenkin D. A., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.