УДК 343.85; 343.848.5
А. А. Бровкина
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
A. A. Brovkina
INTERACTION OF ESTABLISHMENTS AND BODIES OF PENAL SYSTEM WITH INSTITUTES OF A CIVIL SOCIETY
Статья посвящена вопросам реализации основных положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года по взаимодействию учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с институтами гражданского общества и приведению отечественного законодательства в соответствие с международными стандартами обращения с заключёнными.
Article is devoted questions of interaction of establishments and bodies FPS of Russia with institutes of a civil society, to reduction of the domestic legislation to the international standards of the reference with prisoners, realizations of the given positions in the Concept of development of penal system of the Russian Federation till 2020.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, институты гражданского общества, средства массой информации, общественные объединения, религиозные конфессии.
Ключевые слова: penal system, institutes of a civil society, mass-media, public associations, religious faiths, the public observant commissions.
Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с институтами гражданского общества является одним из приоритетных направлений в современной отечественной пенитенциарной политике, так как от эффективности общественного воздействия на лиц, отбывающих наказания, во многом зависит их исправление и предупреждение совершения новых преступлений как осуждёнными, так и иными лицами.
Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Россия - это демократическое федеративное правовое государство. Это означает, что осуществление государственной власти в стране должно находится под контролем гражданского общества. Гарантируя возможность осуществления контроля, Конституция РФ в ст. 30 закрепляет право каждого гражданина, объединения и основополагающие принципы деятельности общественных объединений. Согласно ст. 5 федерального закона от 19. 05. 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольно, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.
Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает три основных вида участия общественных объединений: 1) содействие в работе учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания; 2) участие в исправлении осуждённых; 3) контроль за деятельностью указанных учреждений.
Следует отметить, что свобода деятельности общественных объединений, её обеспечение и ограничение осуществляется согласно принципам и нормам международного права. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими. Уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает международные договоры, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осуждёнными в соответствии с экономическими и социальными возможностями. Указанный учёт положений международных договоров заключается в том, что пенитенциарное законодательство России включает в себя как нормы, регулирующие вопросы исполнения наказания и обращения с осуждёнными, так и нормы, защищающие их права, свободы и законные интересы. Вместе с тем государство в настоящее время не может взять на себя ряд обязательств по международным договорам, поскольку не обладает достаточными социальными и экономическими возможностями. Это положение в основном относится к сфере материально-бытового обеспечения осуждённых и трудоустройства освобождённых.
Ст. 61 Минимальных стандартных правил обращения с заключёнными гласит, что «в обращении с заключёнными следует подчеркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами, поэтому там, где это возможно, общественные организации следует привлекать к сотрудничеству с персоналом заведений в целях возвращения заключённых к жизни в обществе. При каждом заведении следует иметь социальных работников, заботящихся о поддержании и укреплении желательных отношений заключённого с его семьей и могущими принести ему пользу социальными организациями»1.
В п. 17.1 Стандартных минимальных правил Организации Объединённых Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), отмечается, что «следует поощрять участие общественности, поскольку в нём заложены большие возможности и поскольку оно является одним из важнейших факторов укрепления связей между правонарушителями, в отношении которых приняты меры, не связанные с тюремным заключением, и их семьями и обществом»2.
Кроме того, в п. 18.1 Стандартных минимальных правил указывается, что «следует поощрять государственные учреждения, частный сектор и общественность к оказанию поддержки добровольным организациям, содействующим применению не связанных с тюремным заключением мер»3.
Одной из задач Концепции развития УИС РФ до 2020 года является «обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, её подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач»4.
В выступлении на коллегии ФСИН России директор Федеральной службы исполнения наказаний, освещая основные положения развития тюремной
1 Уголовно-исполнительное право : сборник нормативных актов / П. Г. Пономарев и др. М.: Новый Юрист, 1997. С. 72.
2 Уголовно-исполнительное право : сборник нормативных актов / П. Г. Пономарев и др. М.: Новый Юрист, 1997. С. 103.
3 Там же.
4 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
системы, отметил, что «крайне важно продолжить конструктивный диалог с институтами гражданского общества, сохранить курс на открытость системы1.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам», при Федеральной службе исполнения наказаний 1 февраля 2007 г. создан Общественный совет по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы. Согласно положению, утверждённому приказом ФСИН России от 26.01.2007 № 32, основной целью Совета является привлечение общественности к решению задач, стоящих перед УИС, защите прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осуждённых и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах.
Одним из главных направлений работы Совета выступает координация взаимодействия международных неправительственных и российских общественных организаций, религиозных конфессий с учреждениями и территориальными органами ФСИН России в работе по реформированию УИС и созданию условий для правовой и социальной защищённости сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осуждённых и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах. Аналогичные общественные советы созданы при всех территориальных органах ФСИН России.
В настоящее время практика показывает, что оказание помощи общественными объединениями может проходить в самых разнообразных формах. Во многом успех такого взаимодействия зависит от региональных органов власти, их заинтересованности в помощи и оказании поддержки осуждённым и лицам, отбывшим уголовное наказание. Так, в Рязанской области администрацией детской воспитательной колонии подписан договор с русско-германским автономным благотворительным независимым объединением «Центр социального развития и самопомощи «Перспектива», на основании которого германская сторона обязалась оказывать регулярную финансовую помощь на строительство и работу реабилитационного центра при ВК2.
Тюменская региональная благотворительная молодёжная общественная организация работает в сфере содействия лицам, попавшим в трудные жизненные обстоятельства, в том числе освободившимся из мест лишения свободы, принимает участие в работе Общественной Наблюдательной Комиссии РФ по Тюменской области, таким образом, осуществляя общественный контроль над обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
Таким образом, в регионах проводится постпенитенциарная профилактика рецидивной преступности и оказание помощи в ресоциализации как осуждённых, так и лиц, отбывших наказание.
В настоящее время правовой основой общественного воздействия на осуждённых, отбывающих различные наказания, является ст. 23 УИК РФ. В указанной статье законодатель закрепляет возможность оказывать содействия в
1 http://xn--Makkl.xn--p1ai/news/mdex.php?ELEMENT_ГО=11802
2 Самофалова О. Ёмкое слово - ресоциализация / / Преступление и наказание. 2011. № 7. С. 19.
работе учреждений и органов, исполняющих наказания общественным объединениям. При этом возникает ряд вопросов.
Как быть рядовым гражданам или группе граждан, не образующих каких-либо некоммерческих организаций, но желающих персонально оказать содействие работе указанных учреждений и органов? Ведь Ч. 2 ст. 2 УИК РФ указывает, что уголовно-исполнительное законодательство РФ устанавливает порядок участия общественных объединений и граждан в исправлении осуждённых.
При этом следует отметить, что фактически ряд некоммерческих организаций, в частности, религиозные организации, активно оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания и иные меры уголовно-правового характера. Так, 24 февраля 2011 г. состоялась рабочая встреча руководства Министерства юстиции РФ и представителей Русской Православной Церкви. Она прошла под знаком подписанного Святейшим Патриархом Кириллом и директором Федеральной службы исполнения наказаний А. А. Реймером соглашения о сотрудничестве между ФСИН России и Русской Православной Церковью. На рабочей встрече были подняты вопросы социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Представители Церкви поделились успешным опытом ресоциали-зации малолетних правонарушителей, предложили соответствующие программы, которые могут дополнить Концепцию развития уголовно-исполнительной системы России, утверждённую на период до 2020 года1.
Вместе с тем следует акцентировать внимание на неоспоримой роли в деятельности исправительных учреждений различных религиозных конфессий. «При посещении исправительных учреждений священнослужители проводят индивидуальную и массовую работу с осуждёнными по духовно-нравственному воспитанию, религиозному обучению, удовлетворению их потребностей в совершении обрядов, крещения, бракосочетания... Повсеместно в местах лишения свободы отмечается снижение межличностной напряжённости в отрядах, меняются в положительную сторону нравственные ориентиры осуждённых, улучшается дисциплина, развиваются и укрепляются их социально полезные связи с родственниками»2.
Не вызывает сомнений необходимость сотрудничества со средствами массовой информации. СМИ оказывают значительное влияние на формирование общественного мнения о деятельности исправительных учреждений. «Пресс-службы становятся гарантами продвижения в регионах новой информационной политики главка, закрепления в общественном сознании идей правового государства, гуманизации современной карательной политики, реформирования всей системы исполнения уголовных наказаний. Практика показывает, там, где действуют пресс-службы, пресс-центры, редакции газет для осуждённых, удаётся добиться достоверного отражения в СМИ деятельности подразделений УИС, расширяется взаимодействие территориальных органов с религиозными, правозащитными и другими общественными организациями»3.
1 http://www.pravoslavie.ru/jurnal/44955.htm
2 См.: Бриллиантов А. В. Дифференциация наказания и степень исправления осуждённых к лишению свободы : монография: М. НИИ МВД РФ, 1997. С. 71-73.
3 Организация управления в уголовно-исполнительной системе : учебник: в 3 т. / под ред. Ю. Я. Чайки. Т. 2:Особенная часть. С. 148.
Аналогичную позицию занимает С. П. Супонев, который утверждает, что «широкое информирование общества о деятельности исправительных учреждений позволяет не только формировать общественное мнение, но и способствует совершенствованию их деятельности. В современных условиях СМИ поднимают проблемы, которые требуют комплексного решения и во многом влияют на совершенствование деятельности исправительных учреждений. Это, в свою очередь, стимулирует проведение научных исследований, принятие нормативных актов, направленных на реформирование УИС, гуманизацию исполнения наказания»1.
В настоящее время руководством Федеральной службы исполнения наказаний предпринимаются шаги к расширению и развитию взаимодействия с масс-медиа. Подготовлен проект распоряжения, которым предполагается утвердить новую редакцию Концепции взаимодействия ФСИН России со СМИ (сегодня действует концепция, которая утверждалась ещё в 2007 году) и ряд других методических и организационных документов. Их целью является создание эффективных коммуникаций с обществом, способствующих гласности в деятельности УИС, её подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих задач, формирование в обществе позитивного отношения к сотрудникам и уголовно-исполнительной системы2.
Также общественное воздействие на осуждённых может выражаться в участии в исправлении осуждённых их родителей или лиц, их заменяющих. Так, в частности, несовершеннолетним осуждённым к аресту в соответствии с ч. 3 ст. 69 УИК РФ предоставляются краткосрочные свидания один раз в месяц продолжительностью до трёх часов с родителями или лицами, их заменяющими.
Соглашаясь с В. Н. Орловым, представляем целесообразным в ст. 23 УИК РФ закрепить возможность участия не только общественных объединений в исправлении осуждённых и в оказании содействия в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, но и граждан, различных групп граждан, а также иных некоммерческих организаций, т. е. общественности в широком её понимании3.
Важной задачей в современных условиях является осуществление постоянного и эффективного контроля общественности за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания граждан.
В федеральном законе от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания» регламентируется деятельность общественных наблюдательных комиссий. Деятельность комиссий направлена на содействие в реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания посредствам сотрудничества общественных объединений, администраций учреждений УИС, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта Российской
1 Супонев С. П. Взаимодействие ИУ со СМИ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 19.
2 http://www.ufsinmo.ru/?r=news&id=323
3 Орлов В. Н. Сборник научных трудов юридического факультета. Ставрополь: СевКавГТу, 2004. Вып. 4. С. 23.
Федерации полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что взаимодействие УИС РФ с институтами гражданского общества имеет особое значение в развитии системы ресоциализации осуждённых, профилактики преступлений, предупреждении рецидива преступлений, обеспечении прав осуждённых и способствует открытости и подконтрольности исправительных учреждений обществу.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. М.: ООО «Рид Групп», 2010. 48 с. - (Новейшее российское законодательство).
2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 г. №1772-р // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах / / Международная защита прав и свобод человека : сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990.
4. Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными. Приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г. // Кольяр К. Международные организации и учреждения. М., 1972.
5. О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам: Указ Президента РФ от 4 августа 2006 г. № 842 / / Российская газета. 2006. 08 августа. № 4138.
6. Бриллиантов А. В. Дифференциация наказания и степень исправления осуждённых к лишению свободы : монография. М.: НИИ МВД РФ, 1997.
7. Орлов В. Н. Сборник научных трудов юридического факультета. Ставрополь: СевКавГТу, 2004. Вып. 4.
8. Самофалова О. Ёмкое слово - ресоциализация / / Преступление и наказание. 2011. № 7. С. 19.
9. Супонев С. П. Взаимодействие исправительных учреждений со средствами массовой информации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
10. Международные акты о правах человека : сб. док. 2-е изд., доп. М., 2002.
11. Организация управления в уголовно-исполнительной системе : учебник: в 3 т. / под ред. Ю. Я. Чайки. Т. 2: Особенная часть.
12. Уголовно-исполнительное право : сборник нормативных актов / П. Г. Пономарев и др. М.: Новый Юрист, 1997.