Научная статья на тему 'Социально-правовое назначение общественного контроля за соблюдением прав несовершеннолетних, отбывающих лишение свободы'

Социально-правовое назначение общественного контроля за соблюдением прав несовершеннолетних, отбывающих лишение свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / SOCIAL CONTROL / ПРАВА / RIGHTS / СВОБОДЫ / ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / FREEDOMS AND LEGITIMATE INTERESTS / ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ / PUBLIC OVERSIGHT COMMISSIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александров Андрей Станиславович

В статье говорится о таком институте гражданского общества, как общественный контроль за соблюдением прав несовершеннолетних осуждённых к лишению свободы. Раскрывается понятие общественного контроля. Основной акцент делается на социально-правовое назначение рассматриваемого института в современных социально-политических условиях, характеризующихся в последнее время как нестабильные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александров Андрей Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and legal designation of public control over the rights of juvenile offenders in custody

The article devoted to the institute of civil society the public control over observance of the rights of convicts in prison for juveniles. The concept of social control is expanded. Emphasis is placed on social and legal designation of public control over observance of the rights of convicted juveniles in the current volatile environment.

Текст научной работы на тему «Социально-правовое назначение общественного контроля за соблюдением прав несовершеннолетних, отбывающих лишение свободы»

категорией женщин; 4) установить правовой режим проживания осуждённых женщин в открытых условиях.

Литература

1. Отчёт о работе групп социальной защиты осуждённых за 2013 год. -Тверь: НИИИТ ФСИН России. 2014.

2. Официальный сайт ФСИН России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.fsin.su, свободный.

3. Проблемы ресоциализации осуждённых женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы (пенитенциарный аспект) : монография / Данилов Д. Д., Радочина Т. Н., Рахмаев Э. С. - Рязань: Академия ФСИН России, 2010.

4. Стругова Е. В. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осуждённых женщин : дис. ... канд. юрид. наук. - Рязань, 1995.

УДК 343.815

А. С. Александров СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ НАЗНА ЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОТБЫВАЮЩИХ ЛИШЕНИЕ

СВОБОДЫ

A. S. Aleksandrov SOCIAL AND LEGAL DESIGNATION OF PUBLIC CONTROL OVER THE RIGHTS OF JUVENILE OFFENDERS IN CUSTODY

В статье говорится о таком институте гражданского общества, как общественный контроль за соблюдением прав несовершеннолетних осуждённых к лишению свободы. Раскрывается понятие общественного контроля. Основной акцент делается на социально-правовое назначение рассматриваемого института в современных социально-политических условиях, характеризующихся в последнее время как нестабильные.

The article devoted to the institute of civil society - the public control over observance of the rights of convicts in prison for juveniles. The concept of social control is expanded. Emphasis is placed on social and legal designation of public control over observance of the rights of convicted juveniles in the current volatile environment.

Ключевые слова: гражданское общество, общественный контроль, права, свободы, законные интересы, общественные наблюдательные комиссии.

Key words: civil society, social control, rights, freedoms and legitimate interests, public oversight commissions.

Непосредственным атрибутом любого демократического государства является участие общественности как в процессе исправления преступников, так и в осуществлении контроля за соблюдением их прав во время отбывания наказаний.

Общественный контроль за соблюдением прав несовершеннолетних, отбывающих лишение свободы, является сегодня не только обязательным условием формирования в России гражданского

общества, но и построения демократии в целом. Рассматриваемый институт представляет собой правовую основу и деятельность общественных структур и граждан по установлению соответствия функционирования воспитательных колоний для несовершеннолетних осуждённых Конституции Российской Федерации1, международным стандартам обращения с осуждёнными при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних, а также внутреннему национальному законодательству. Первоочередной задачей общественного контроля за соблюдением прав несовершеннолетних осуждённых является корректирование выявленных отклонений, в данном случае - устранение нарушений прав несовершеннолетних осуждённых путём обращения субъектов общественного контроля к уполномоченным государственным органам либо апелляции к общественному мнению.

Принципиальная возможность осуществления общественного контроля за соблюдением прав осуждённых, в том числе и несовершеннолетних, вытекает из ст. 30 Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу деятельности общественных объединений, а также ст. 32 Основного закона, согласно которой граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства.

Более того, ст. 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), помимо права оказывать содействие исправительным учреждениям со стороны общественных объединений, предоставляет возможность осуществлять общественный контроль за обеспечением прав человека в местах лишения свободы. Непосредственно сами общественные объединения формируются и функционируют в соответствии с федеральным законодательством. Сюда можно отнести Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» , Федеральный закон Российской Федерации от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»4, Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»5 и ряд других нормативных правовых актов.

Сложившаяся ситуация такова, что осуществлять общественный контроль в местах лишения свободы, в частности, в воспитательных

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. 03 марта. № 9. Ст. 851.

2 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // СЗ РФ. 1997. 13 января. № 2. Ст. 198.

3 Об общественных объединениях : федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995 № 82-ФЗ // Российская газета. 1995. 25 мая.

4 О благотворительной деятельности и благотворительных организациях : федеральный закон Российской Федерации от 11.08.1995 № 135-ФЗ // Российская газета. 1995. 8 сентября.

5 О некоммерческих организациях : федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // Российская газета. 1996. 24 января.

колониях, на сегодняшний день вправе довольно большой круг субъектов: общественные наблюдательные комиссии, создаваемые в каждом субъекте федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»1, в котором и нашли отражение указанные выше конституционные положения; члены общественных наблюдательных комиссий, наделённые правом осуществления контроля в исправительных учреждениях в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного закона; общественные объединения и неправительственные правозащитные организации; Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации; Общественный совет при ФСИН России и общественные советы при территориальных органах ФСИН России; территориальные комиссии по вопросам помилования; комиссии по делам несовершеннолетних; родительские комитеты, создаваемые при воспитательных колониях; попечительские советы воспитательных колоний; отдельные граждане и средства массовой информации.

Практика показывает, что наиболее результативной деятельностью по осуществлению общественного контроля за соблюдением прав несовершеннолетних осуждённых в местах лишения свободы является работа общественных наблюдательных комиссий. Основными формами их деятельности являются посещение исправительных учреждений, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб осуждённых, подготовка решений по результатам проведения общественного контроля. Решения общественных наблюдательных комиссий носят рекомендательных характер, но результаты проверки могут быть направлены в любые компетентные органы или их должностным лицам. Вместе с тем, формы деятельности некоторых субъектов общественного контроля носят и иной характер. Так, в ст. 7 закона г. Москвы от 13.04.2005 г. № 12 «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» комиссии наделены правом ходатайствовать перед должностными лицами воспитательных колоний об изменении условий отбывания наказания несовершеннолетним и применении к нему мер поощрения2.

Можно предположить, что наличие довольно обширного круга субъектов общественного контроля по соблюдению прав несовершеннолетних осуждённых к лишению свободы и развивающееся в этом направлении законодательство свидетельствуют о большом

1 Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания : федеральный закон Российской Федерации от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 21.12.2013) // Российская газета. 2008. 18 июня.

2 Комментарий к Федеральному закону «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания» / отв. ред. С. А. Попов, науч. ред. В. И. Селиверстов. М.: Юриспруденция, 2011. С. 44.

социально-правовом значении, которое придают рассматриваемому институту государство и общество в целом. И такое значение вполне оправданно: система учреждений и органов, исполняющих наказания -часть системы правоохранительных органов, решающих общественно значимую задачу борьбы с преступностью. Поскольку в решении указанной задачи заинтересовано все общество, то оно через систему государственных и общественных институтов должно устанавливать постоянный контроль за деятельностью правоохранительных органов. Не составляет исключение деятельность персонала воспитательных колоний, общественный контроль за которыми имеет свои особенности, проявляющиеся в том числе и в социально-правовом назначении.

Таким образом, общественный контроль в местах лишения свободы служит средством выявления и устранения причин нарушений законности. Состояние законности в воспитательных колониях вызывает обоснованную тревогу. Не изжиты факты физического воздействия персонала на несовершеннолетних осуждённых, ущемления их прав и законных интересов в сфере медицинского и материально-бытового обеспечения. Примером того может служить случаи нарушения прав несовершеннолетних осуждённых в Пермской воспитательной колонии в мае 2012 г.1 В ходе неоднократных проверок со стороны различных контролирующих органов, в том числе и общественников, были выявлены нарушения законности в привлечении осуждённых к труду; невыполнение администрацией обязанностей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых воспитанников. В нарушение требований ст. 89 УИК РФ, согласно которой на администрацию исправительного учреждения возложена обязанность предоставлять осуждённым к лишению свободы длительные свидания с родственниками и другими лицами на территории исправительного учреждения, имели место незаконные взимания денежных средства с указанных граждан, находящихся в комнате длительных свиданий. Более того, на территории указанной колонии допускались нарушения требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Помимо всего, медицинская деятельность в Пермской воспитательной колонии осуществлялась без соответствующей лицензии, что является грубейшим нарушением законодательства об охране здоровья граждан. Не соблюдались и правила хранения лекарственных средств. Надлежащим образом не была организована работа по профилактике инфекционных болезней среди осуждённых.

Как показывают результаты деятельности общественных наблюдательных комиссий, часть нарушений законности в воспитательных колониях носит системный характер, поэтому общественный контроль призван своевременно выявить их и обеспечить привлечение виновных должностных лиц к ответственности.

1 Еженедельная пермская интернет-газета. URL//: http://www.chitaitext.ru/novosti/index.php? потег=11598.

Деятельность исправительных учреждений любого государства, в том числе России, постоянно отслеживается и оценивается международным сообществом. Это возможно в том случае, если государство является участником международных соглашений, закрепляющих общепризнанные стандарты соблюдения прав и свобод человека и гражданина, включая стандарты обращения с правонарушителями. Не является исключением и наша страна, которая подписала почти все международные соглашения в этой сфере. Это и «Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными», и «Свод принципов и защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме», и «Основные принципы обращения с заключёнными», и «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних», и «Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних» и др. При этом обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказание, путём различных форм государственного и общественного контроля признано приоритетной задачей в ряде международных соглашений с участием Российской Федерации1. Поэтому осуществление действенного общественного контроля за соблюдением данных стандартов в воспитательных колониях является важной гарантией укрепления международного авторитета Российской Федерации как государства, стремящегося стать социальным и правовым2.

Являясь одним из важнейших факторов укрепления связей между несовершеннолетними осуждёнными и их семьями и всем обществом в целом, общественный контроль в воспитательных колониях призван обеспечить достижение целей наказания, и в первую очередь приоритетной из них - исправление лиц, совершивших уголовные преступления. Исправление несовершеннолетних осуждённых представляет собой довольно сложный психолого-педагогический процесс. Эффективность его будет незначительна, если этот процесс будет протекать в условиях попустительства или поощрения нарушений прав несовершеннолетних осуждённых. В этих условиях общественный контроль призван минимизировать ущемления прав и законных интересов несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, и тем самым создать условия для эффективного воспитательного процесса с осуждёнными.

Расширение гласности исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних, привлечение внимания широкой общественности к фактам нарушений законности, а также специалистов, не состоящих на государственной службе, к обсуждению вопросов обращения с несовершеннолетними преступниками позволит совершенствовать уголовно-

1 Уголовно-исполнительное право : учеб. для юрид. вузов / под ред. д-ра юрид. наук В. И. Селиверстова 3-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2002. С. 103.

2 Общественный контроль за деятельностью государственных органов в условиях модернизации России : монография / колл. авторов; отв. ред. д-р юрид. наук, проф. С. М. Зубарев. М.: Финансовый университет, 2011. С. 137.

исполнительное законодательство1. Подобные меры способствуют формированию и повышению уровня правосознания персонала, ориентирует его на безусловное и точное соблюдение законов. Также контроль за деятельностью персонала, осуществляемый с использованием общественных форм, позволяет лучше информировать общество об условиях отбывания наказания, экономических и иных трудностях, стоящих перед УИС. Общественный контроль в условиях проведения реформ позволяет скорректировать их темпы и ход, учесть интересы социума при изменении основных функций и форм деятельности уголовно-исполнительной системы в целом. Так, в настоящее время проводится реформа воспитательных колоний с преобразованием их в воспитательные центры. Существуют значительные расхождения в оценке целей и этапов этой реформы. Безусловно, во многом такие расхождения будут устранены в ходе проведения эксперимента в Московской, Тульской, Брянской, Новосибирской, Архангельской, Воронежской, Белгородской, Волгоградской областях, Красноярском и Краснодарском крае, где в настоящее время такой эксперимент проводится.

Одной из форм общественного контроля за персоналом воспитательных колоний является публикация соответствующих материалов в средствах массовой информации, которым действующим законодательством предоставлены все условия для получения информации о деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, и их персонале. Это позволяет более объективно информировать население об условиях деятельности воспитательных колоний, экономических и иных социальных трудностях, стоящих перед ними. В свою очередь, это способствует снижению социального напряжения в обществе, вызванного наличием различных взглядов на социальное назначение и эффективность деятельности уголовно-исполнительной системы в целом и воспитательных колоний в частности. Подобное становится наиболее актуальным в настоящее время, когда пик социального напряжения высок как никогда. Это вызвано рядом причин, одними из которых являются происходящие внутриполитические события. И сегодня протестные настроения продолжают расти . На этом фоне прозрачность деятельности исправительных заведений для несовершеннолетних осуждённых вполне может способствовать стабилизации общественно-политической ситуации в стране. Средством этому служит общественный контроль по соблюдению прав несовершеннолетних осуждённых к лишению свободы.

1 Конегер П. Е., Рыбак М. С. Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. П. Е. Конегера, М. С. Рыбака Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. С. 240.

2 Пример наиболее масштабных народных протестных акций, имеющих массовый характер: Южное Бутово, Речник, Химкинский лес, массовые акции протеста в городах России «Белая лента», общественный резонанс, вызванный смертью адвоката Магнитского в столичном СИЗО, «Марш миллионов» и т. д.

Нет сомнений, что в странах, где преобладают либеральные модели политико-государственного устройства с обострённым вниманием к обеспечению прав человека, преимущественно создаются пенитенциарные учреждения, отличающиеся стремлением к сближению образа жизни содержащихся в них лиц с жизнью в условиях свободы, развитыми контактами с общественными структурами и нацеленностью на эффективное решение задач ресоциализации.

Таким образом, общественный контроль за соблюдением прав несовершеннолетних осуждённых, имея важное социально-правовое назначение, представляет собой необходимый институт для развивающегося гражданского общества в России. Более того, двигаясь по пути формирования и развития демократии, общественный контроль за соблюдением прав человека в местах лишения свободы, в частности, в воспитательных колониях видится необходимым.

Прийти к полноценному гражданскому обществу и демократическому режиму не представляется возможным без учёта мнения широкой общественности, так же, как и без терпимости со стороны властей относительно критики в их адрес. Общественный контроль в любой сфере государственной деятельности, в том числе и исполнении уголовных наказаний, безусловно, будет иметь некий потенциал критичности в силу свой природы. Но, вместе с тем, в силу неформальной сплочённости и наличия неформальных механизмов влияния на людей, институт общественного контроля по соблюдению прав несовершеннолетних осуждённых способен оказывать поддержку власти, которая будет исходить непосредственно от представителей широкой общественности.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - 03 марта. - № 9. - Ст. 851.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1997. -13 января. - № 2. - Ст. 198.

3. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях : федеральный закон Российской Федерации от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ // Российская газета. - 1995. - 8 сентября.

4. О некоммерческих организациях : федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // Российская газета. - 1996. - 24 января.

5. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания : федеральный закон Российской Федерации от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 21.12.2013) // Российская газета. - 2008. - 18 июня.

6. Об общественных объединениях : федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Российская газета. - 1995. - 25 мая.

7. Комментарий к Федеральному закону «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания» / отв. ред. С. А. Попов, науч. ред. В. И. Селиверстов. - М.: Юриспруденция, 2011.

8. Конегер П. Е., Рыбак М. С. Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. П. Е. Конегера, М. С. Рыбака. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010.

9. Общественный контроль за деятельностью государственных органов в условиях модернизации России : монография / колл. авторов; отв. ред. д-р юрид. наук, проф. С. М. Зубарев. - М.: Финансовый университет, 2011.

10. Уголовно-исполнительное право : учеб. для юрид. вузов / под ред. д-ра юрид. наук В. И. Селиверстова 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2002.

11. Еженедельная пермская интернет-газета. Режим доступа: http://www.chitaitext.ru/ novosti/index.php?nomer=11598.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.