Научная статья на тему 'Обеспечение режима и безопасности в исправительном учреждении при взаимодействии с субъектами общественного контроля: постановка проблемы'

Обеспечение режима и безопасности в исправительном учреждении при взаимодействии с субъектами общественного контроля: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
208
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ / PUBLIC MONITORING COMMISSIONS / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / PUBLIC CONTROL / ОСУЖДЕННЫЕ / CONVICTS / ПРАВА / RIGHTS / ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / LEGITIMATE INTERESTS / РЕЖИМ / MODE / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александров Андрей Станиславович, Баров Юрий Анатольевич

Статья посвящена некоторым особенностям взаимодействия общественных формирований с представителями администрации мест лишения свободы. Исходя из особенностей современного уголовно-исполнительного законодательства, авторы указывают на некоторые общественные формирования как субъекты гражданского общества, которые вправе осуществлять контроль за деятельностью исправительных учреждений. Обозначены правовые основы общественного контроля за обеспечением прав осужденных к лишению свободы. Основной акцент авторами делается на нюансы формирования общественных наблюдательных комиссий. По мнению авторов, законодательство допускает участие граждан, потенциально угрожающих режиму и безопасности функционирования исправительных учреждений в осуществлении контрольных полномочий. В качестве примера злоупотребления членством в составе общественной наблюдательной комиссии приведен случай, произошедший в одном из исправительных учреждений. Вместе с тем в статье также указывается и на большой потенциал общественных объединений и формирований в области обеспечения безопасности осужденных в местах лишения свободы. В заключение обозначена необходимость знакомства сотрудников исправительных учреждений, непосредственно взаимодействующих с общественными наблюдательными комиссиями, с основами общественного контроля в целях исключения инцидентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александров Андрей Станиславович, Баров Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring the regime and security in the prison in the interaction with the subjects of social control: problem

The article is devoted to some peculiarities of interaction between public groups and representatives of the administration of places of deprivation of liberty. Proceeding from the peculiarities of modern criminal-executive legislation, the authors point to some social groups as subjects of civil society, have the right to exercise control over the activities of correctional institutions. Legislative bases of the public control over maintenance of the rights of condemned to imprisonment are designated. The main accent is made by the authors on the nuances of the formation of public monitoring commissions. According to the authors, this legislation allows the participation of citizens potentially threatening the regime and the safety of the functioning of correctional facilities in the exercise of control powers. As an example of abuse of membership in the composition of a public monitoring commission, a case occurred in one of the correctional institutions. At the same time, the article also indicates the great potential of public associations and formations in the field of ensuring the safety of convicts in places of deprivation of liberty. As a conclusion, the authors outlined the need for acquaintance of employees of correctional institutions directly involved in interaction with public monitoring commissions with the basics of public control in order to exclude incidents.

Текст научной работы на тему «Обеспечение режима и безопасности в исправительном учреждении при взаимодействии с субъектами общественного контроля: постановка проблемы»

Сведения об авторе

Татьяна Евгеньевна Аболмасова: Академия ФСИН России (г. Рязань), адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров. E-mail: tanjukha@mail.ru

Information about the author

Tatiana Evgenjevna Abolmasova: Academy of the FPS of Russia (Ryazan), postgraduate student. E-mail: tanjukha@mail.ru

УДК 343.8

А. С. Александров, Ю. А. Баров

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЖИМА И БЕЗОПАСНОСТИ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СУБЪЕКТАМИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Статья посвящена некоторым особенностям взаимодействия общественных формирований с представителями администрации мест лишения свободы. Исходя из особенностей современного уголовно-исполнительного законодательства, авторы указывают на некоторые общественные формирования как субъекты гражданского общества, которые вправе осуществлять контроль за деятельностью исправительных учреждений. Обозначены правовые основы общественного контроля за обеспечением прав осужденных к лишению свободы. Основной акцент авторами делается на нюансы формирования общественных наблюдательных комиссий. По мнению авторов, законодательство допускает участие граждан, потенциально угрожающих режиму и безопасности функционирования исправительных учреждений в осуществлении контрольных полномочий. В качестве примера злоупотребления членством в составе общественной наблюдательной комиссии приведен случай, произошедший в одном из исправительных учреждений. Вместе с тем в статье также указывается и на большой потенциал общественных объединений и формирований в области обеспечения безопасности осужденных в местах лишения свободы. В заключение обозначена необходимость знакомства сотрудников исправительных учреждений, непосредственно взаимодействующих с общественными наблюдательными комиссиями, с основами общественного контроля в целях исключения инцидентов.

Ключевые слова: общественные наблюдательные комиссии; общественный контроль; осужденные; права; законные интересы; режим; безопасность.

A. S. Aleksandrov, Yu. A. Barov

ENSURING THE REGIME AND SECURITY IN THE PRISON IN THE INTERACTION WITH THE SUBJECTS OF SOCIAL

CONTROL: PROBLEM

The article is devoted to some peculiarities of interaction between public groups and representatives of the administration ofplaces of deprivation of liberty. Proceeding from the peculiarities of modern criminal-executive legislation, the authors point to some social groups as subjects of civil society, have the right to exercise control over the activities of correctional institutions. Legislative bases of the public control over maintenance of the rights of

© Александров А. С., Баров Ю. А., 2017.

condemned to imprisonment are designated. The main accent is made by the authors on the nuances of the formation of public monitoring commissions. According to the authors, this legislation allows the participation of citizens potentially threatening the regime and the safety of the functioning of correctional facilities in the exercise of control powers. As an example of abuse of membership in the composition of a public monitoring commission, a case occurred in one of the correctional institutions. At the same time, the article also indicates the great potential ofpublic associations andformations in the field of ensuring the safety of convicts in places of deprivation of liberty. As a conclusion, the authors outlined the need for acquaintance of employees of correctional institutions directly involved in interaction with public monitoring commissions with the basics of public control in order to exclude incidents.

Keywords: Public monitoring commissions, public control; Convicts; rights; Legitimate interests; mode; security..

Процесс исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы является системным и весьма сложным явлением. Основная идея, как и сама цель лишения свободы, примененного в качестве наказания — исправление преступника, т. е. привитие последнему общепринятых устоев человеческого общежития. Дискуссии относительно цели наказания, а также самого понятия исправления всегда остаются актуальными в среде ученых-пенитенциаристов. Однако положение дел сегодня таково, что учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, как и уголовно-исполнительная система в целом, преследуют цель вернуть осужденного в общество, более того — исправленным, в самом общем смысле.

Сам процесс исправления осужденных к лишению свободы также носит комплексный характер и требует участия многих служб и подразделений исправительного учреждения (воспитателей, психологов, учителей и т. д.). При этом, учитывая специфику пенитенциарного учреждения, которую, по мнению некоторых исследователей, можно обозначить как «скопление» на небольшом участке земли криминогенно опасных лиц, ограниченных в правах и обязанных подчиняться требованиям администрации [1, с. 50], вопрос обеспечения безопасности всегда стоит во главе угла. Усугубляет вопрос обеспечения безопасности и качественный состав осужденных. Удельный вес осужденных за насильственные преступления против личности растет, так как они чаще приговариваются к более дли-

тельным срокам лишения свободы. [3, с. 75].

Пенитенциарные преступления, т. е. преступления, совершаемые в период отбытия наказания, продолжают оставаться актуальной проблемой для уголовно-исполнительной системы. Необходимо согласиться с мнением о том, что объективный характер опасности, в том числе пенитенциарной выражается в невозможности полного устранения ее причин и условий, а также форм проявления таковой [4, с. 19]. В свою очередь, пенитенциарная опасность как совокупность вредоносных угроз в отношении личности, общества, государства, возникающих в процессе организации и функционирования уголовно-исполнительной системы, всегда будет преследовать процесс исполнения наказания в виде лишения свободы и препятствовать исправлению осужденных.

Обеспечением безопасности в исправительных учреждениях традиционно занимаются отдел охраны, отдел безопасности (режима), оперативный отдел. Задачи, выполняемые указанными подразделениями, разнообразны: обеспечение вооруженной изоляции осужденных; устранение возможности совершения побегов из-под охраны; обеспечение неукоснительного соблюдения режимных требований всеми лицами, находящимися на объектах исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых преступлений.

Вместе с тем, особую роль в обеспечении пенитенциарной безопасности

играет неукоснительное соблюдение требований режима осужденными и иными лицами, участвующими в уголовно-исполнительных правоотношениях. В свою очередь режим в самом общем виде следует понимать как установленный законом порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы. Очевидно, что требования режима обязательны к исполнению всеми, а их нарушение имеет карательные последствия.

Безусловно, есть множество потенциальных опасностей, преследующих нормальную деятельность исправительных учреждений. В этом случае считаем необходимым акцентировать внимание на деятельности общественных формирований, осуществляющих общественный контроль в местах лишения свободы, и рассмотреть их как в качестве субъекта, способствующего безопасности пенитенциарных процессов, так и источника опасности режиму исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.

Выбор общественных формирований, участвующих в осуществлении общественного контроля в местах лишения свободы в качестве субъекта обеспечения безопасности осужденных и одновременно носителей потенциальных угроз безопасности пенитенциарным процессам, не случаен. Говоря подробнее о развивающемся сегодня явлении общественного контроля за деятельностью государственных учреждений следует сказать, что уголовно-исполнительная система не является в этом смысле исключением. Более того, обязательным для любого демократического государства является участие общественности как в процессе исправления преступников, так и в осуществлении контроля за соблюдением их прав во время отбывания наказания.

Общественный контроль по соблюдению прав осужденных, отбывающих лишение свободы, является сегодня не только обязательным условием формирования гражданского общества, но и построения демократии в целом. Рассматриваемый институт представляет собой правовую основу и деятельность обще-

ственных структур и граждан по установлению соответствия функционирования исправительных учреждений Конституции Российской Федерации, международным стандартам обращения с осужденными при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы, а также внутреннему национальному законодательству.

Первоочередной задачей общественного контроля за соблюдением прав осужденных является корректирование выявленных отклонений или устранение нарушений прав осужденных путем обращения субъектов общественного контроля к уполномоченным государственным органам либо апелляции к общественному мнению.

Принципиальная возможность осуществления общественного контроля за соблюдением прав осужденных вытекает из ст. 30 Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу деятельности общественных объединений, а также ст. 32 Основного закона, согласно которой граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства. Более того, ст. 23 Уголовно-исполнительного кодекса РФ помимо права оказывать содействие исправительным учреждениям со стороны общественных объединений предоставляет возможность осуществлять общественный контроль за обеспечением прав человека в местах лишения свободы. Непосредственно сами общественные объединения формируются и функционируют в соответствии с федеральным законодательством. К таковому можно отнести Федеральный закон РФ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ряд других нормативных правовых актов.

Осуществлять общественный контроль в местах лишения свободы на сегодняшний день вправе довольно большой круг субъектов, к которому относятся:

общественные наблюдательные комиссии, создаваемые в каждом субъекте федерации в соответствии с Федеральным законом от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»; члены общественных наблюдательных комиссий, наделенные правом осуществления контроля в исправительных учреждениях в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного закона; общественные объединения и неправительственные правозащитные организации; Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации; Общественный совет при ФСИН России и общественные советы при территориальных органах ФСИН России; территориальные комиссии по вопросам помилования; комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме то-го,можно рассматривать родительские комитеты, а также отдельных граждан и средства массовой информации в качестве субъектов общественного контроля.

Исходя из обозначенной темы, акцентируем внимание преимущественно на общественных наблюдательных комиссиях как субъектах, способствующих безопасности осужденных в местах лишения свободы, но и одновременно с этим несущих потенциальную угрозу безопасности, нормальному функционированию. Основными формами деятельности последних выступает посещение исправительных учреждений, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб осужденных, подготовка решений по результатам контрольных мероприятий. Решения общественных наблюдательных комиссий носят рекомендательных характер, но результаты проверки могут быть направлены в любые компетентные органы или должностным лицам.

Контроль со стороны общественных формирований служит средством выявления и устранения причин нарушений законности, что, на наш взгляд, способствует обеспечению безопасности процесса исполнения наказания в виде ли-

шения свободы. Более того, существует проблема юридической стигматизации (клеймения), выражающаяся в наделении бывших осужденных пожизненным статусом «ранее судимых» [5, с. 29], с чем, на наш взгляд, институт общественного контроля в силах бороться.

К самому общественному контролю в местах лишения свободы как к реальному феномену можно относиться по-разному. Возможно найти обоснование того, что именно функции общественного контроля являются важнейшим фактором укрепления связей между осужденными и всем обществом в целом. Более того, вполне допустимо прийти к выводу, что общественный контроль призван обеспечить достижение целей наказания, и в первую очередь приоритетной из них — исправление лиц, совершивших уголовные преступления.

Следует сказать, что практика осуществления общественного контроля в местах лишения свободы уже сложилась. В настоящее время как субъекты, так и формы контроля со стороны общественности в местах лишения свободы определены. Однако вопросам потенциальной опасности режиму исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы со стороны общественных формированиях, принимающих непосредственное участие в деятельности пенитенциарных учреждениях, уделяется, на наш взгляд, недостаточно внимания. Так, возникают и зафиксированы некоторые противоречия и недопонимания между сотрудниками исправительных учреждений и представителями общественности. Противоречия имеются как организационного, так и вполне провокационного характера. Так, зафиксирован случай неправомерного получения мандата наблюдателя и, соответственно, членства в общественной наблюдательной комиссии супруги осужденного, отбывающего наказание в инспектируемой ею исправительной колонии. При этом супруга осужденного имела личные интересы и упорно отстаивала собственную позицию, инициируя при этом конфликтные ситуации с руководством учреждения [2, с. 99].

Указанный случай не носит чрезвычайной опасности деятельности исправительного учреждения, но, безусловно, недопустим и противоречит самой идеи общественного контроля. Сознательное нарушение представителями общественности установленных режимных требований является недопустимым. Видится необходимым выявлять причины подобных инсинуаций со стороны общественников, а также прогнозировать появление возможных мотивов совершения нарушений.

Рассуждая о возможности участия родственников осужденных в общественных формированиях, напрямую осуществляющих контроль за деятельностью исправительных учреждений, можно увидеть опасность режиму исполнения и отбывания лишения свободы. Личная заинтересованность улучшения правового положения родственника осужденного может выразиться в дополнительных встречах, передачах, не предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством и статусом осужденного, более того — в попытках передачи запрещенных предметов, а также в действиях, дестабилизирующих нормальное функционирование учреждения.

Требования к качественному составу общественных наблюдательных комиссий не предусматривают запрет на участие в них граждан, ранее отбывавших уголовные наказания, в том числе и в виде лишения свободы. Есть прямое указание на запрет гражданам, имеющим судимость, на участие в общественных

наблюдательных комиссиях. Институт судимости же носит временный характер. Подобное также заставляет задуматься о действительной мотивации указанных граждан к участию в деятельности общественных наблюдательных комиссий.

Остается открытым вопрос и о финансировании общественных наблюдательных комиссий. Учитывая, что последние действуют на общественных началах, видится абсолютно недопустимым их финансирование криминалитетом, преследующих свои незаконные цели в местах лишения свободы.

Таким образом, потенциальную опасность общественных формирований, в частности, общественных наблюдательных комиссий, нормальному функционированию исправительных учреждений не следует обделять вниманием. Более того видится правильным изыскивать возможность знакомить сотрудников, непосредственно контактирующих с членами общественных наблюдательных комиссий, с уже произошедшими инцидентами, которые следует централизованно аккумулировать. Думается, что подобные меры все же позволят бороться с аналогичными случаями в будущем. Более того, представляется целесообразным разработать рекомендации по взаимодействию сотрудников исправительных учреждений с представителями общественности, что позволит в целом ознакомиться с субъектами общественного контроля и законодательством, регулирующим возникающие общественные отношения.

Литература

1. Бочкарев, В. В. Профилактика насильственных действий в отношении персонала исправительных учреждений // Вестник Кузбасского института. — 2014. — № 2 (19). — С. 50-53.

2. Дворянсков, И. В. Вопросы обеспечения режимных требований в ходе посещения представителями общественных наблюдательных комиссий исправительных учреждений УИС // Проблемы повышения эффективности режима исполнения наказаний : сб. тезисов выступлений и докладов участников Всероссийской науч.-практ. конф., 6-8 апреля 2016 г. / сост. А. С. Мисюрев. — Пермь: ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2016. — 198 с.

3. Савушкин, С. М. «Опасные преступники» как специальная категория осужденных в свете международных стандартов // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 3 (28). — С. 75-80.

4. Маликов, Б. З., Фазлыева, Л. Н. Криминальная опасность и ее проявления в учреждениях уголовно-исполнительной системы России // Вестник Самарского юридического института. — 2013. — № 3 (11). — С. 18-28.

5. Морозов, А. С. Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание // Вестник Кузбасского института. — 2013. — № 3 (16). — С. 29-35.

Сведения об авторах

Александров Андрей Станиславович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), старший преподаватель кафедры организации режима и надзора в уголовно-исполнительной системе, кандидат юридических наук. E-mail: aleksandrov_ac@mail.ru

Баров Юрий Анатольевич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), начальник факультета правоохранительной деятельности. E-mail: kifsin@mail.ru

Information about the authors

Aleksandrov Andrey Stanislavovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), the senior lecturer of the chair of the organization and supervision of the regime in prisons, candidate of law. E-mail: aleksandrov_ac@mail.ru

Barov Yuriy Anatolyevich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), the chief of the faculty of law-enforcement activity. E-mail: kifsin@mail.ru

УДК 343.8 (=512.3)

Батболд Галбадрах

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МОНГОЛИИ

В рамках реформирования уголовно-исполнительной системы предполагается создание новых видов исправительных учреждений, соответствующих международным стандартам. Последние законодательные новации вызвали определенные изменения в пенитенциарной системе Монголии и актуализировали проблемы обеспечения прав осужденных.

В статье рассматриваются вопросы объема прав осужденных как в традиционных видах исправительных учреждений Монголии, так и в новых видах исправительных учреждений, которые предполагается создать в процессе реформирования уголовно-исполнительной системы Монголии.

Деление исправительных учреждений на различные виды режима или категории охраны является необходимым условием для обеспечения дифференцированного исполнения наказания в местах лишения свободы. Реализация прав осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения носит динамично изменяющийся характер. Смягчение режима отбывания наказания ведет к увеличению прав и льгот, усиление — к их сужению. Наибольшее в суммарном отношении количество льгот предусмотрено в исправительных колониях общего режима, женской исправительной колонии и исправительной колонии для несовершеннолетних.

Ключевые слова: права осужденных; ограничения прав; вид исправительного учреждения; уголовно-исполнительное законодательство.

© Батболд Галбадрах, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.