Литература
1. Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний : материалы междунар. науч.-теоретич. семинара, посвящ. памяти проф. Н. А. Стручкова и М. П. Мелентьева, 19 апр. 2013 г., г. Рязань / Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. - Рязань, 2013. - 348 с.
2. Лексикон социальной работы : учебное пособие / гл. ред. С. М. Кибарина, Т. А. Поярова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Вологда, 2005. - 539 с.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1991. -797 с.
4. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / под ред. Б. А. Райзберга, Л. Ш. Лозовского, Е. Б. Стародубцевой. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 156 с.
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 2. - Ст. 198.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
УДК 343.85
А. С. Александров О СУБЪЕКТАХ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ОСУЖДЁННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
A. S. Aleksandrov TO THE QUESTION ABOUT OF THE COMPOSITION OF PUBLIC CONTROL ON THE RIGHTS OF PRISONERS
Статья посвящена субъектам общественного контроля за соблюдением прав осуждённых в местах лишения свободы на современном этапе развития. Затронуты исторические аспекты становления и формирования рассматриваемого института. Выявлены проблемы в законодательном регулировании общественного контроля за соблюдением прав осуждённых.
The article is devoted to the institution of public control over observance of the rights of prisoners in custody at the present stage of development. Affected by the historical aspects of the development and formation of the institution. The problems in the legislative regulation of public control over observance of the rights of prisoners.
Ключевые слова: общество, контроль, Общественная палата, СМИ, родительский комитет, попечительский совет, общественные объединения.
Keywords: society, control of, the Public Chamber, the media, the parent committee, the board of trustees, voluntary associations.
В настоящее время тема общественного контроля за соблюдением прав осуждённых в местах лишения свободы активно обсуждаема в
научных кругах. В первую очередь этому способствуют современные социально-политические преобразования, как на уровне государства, так и в общественной жизни.
Потребность в контроле за реализацией прав, свобод и законных интересов осуждённых в местах лишения свободы у широкой общественности является закономерной ступенью развития гражданского общества. Более того, для нашего государства общественный контроль в местах лишения свободы не является новеллой. Если обратиться к истории, то можно обнаружить, что отечественная система отбывания наказания во многом обязана своим развитием именно общественности. Определённые шаги по улучшению положения арестантов и заключённых, как и попытка централизации и унификации видов исправительных «заведений», относятся к началу XIX в. С момента создания Александром I в 1816 г. попечительных о тюрьмах обществ, в которые входили представители высших социальных сословий, начинается подъём и развитие пенитенциарного дела в России1.
Советский период также ознаменовался повсеместным привлечением общественности к деятельности исправительных учреждений. Это и образование распределительных комиссии, состоявших почти полностью из представителей общественности , и работа наблюдательных комиссий, образованных в соответствии с Трудовым кодексом РСФСР 1924 г. Положения последнего предполагали обязательное привлечение советской общественности к работе исправительных заведений. С конца 1960-х гг. начали функционировать наблюдательные комиссии при исполнительных комитетах районных и городских советов депутатов трудящихся3. Члены наблюдательных комиссий следили за улучшением санитарно-бытовых условий и культурного обслуживания осуждённых, осуществляли наблюдение за своевременным и правильным удовлетворением администрацией исправительного учреждения жалоб осуждённых, а также контролировали правильность действий администрации колонии в отношении применения к осуждённым условно-досрочного освобождения.
Современное законодательство предоставляет право общественности в лице многочисленных общественных формирований как участвовать в исправлении осуждённых, так и осуществлять контроль за
1 Матвеева А. П. Теоретические и организационно-правовые аспекты взаимодействия уголовно-исполнительной системы с общественными объединениями : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005. С. 88.
2 См.: О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового (временная инструкция): Постановление Народного Комиссариата юстиции РСФСР от 23.07.1918 // Электронный ресурс «Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик / URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_325.htm (дата обращения 20.09.2014).
3 См.: Об утверждении положения о наблюдательных комиссиях: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.09.1965 // Электронный ресурс «Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик / URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_6300.htm (дата обращения 20.09.2014).
соблюдением прав последних. Принципиальная возможность осуществлять общественный контроль за деятельностью органов публичной власти и их должностных лиц вытекает из ст. 30 Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу деятельности общественных объединений, а также ст. 32, согласно которой граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства1. Более того, указанные конституционные положения получили дальнейшее развитие в Федеральном законе от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»2 и ряде других нормативных правовых актов.
Следует заметить, что реформирование пенитенциарной системы, происходящее в настоящее время, направлено в том числе и на обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), её подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед системой задач3. Думается, что внешне это должно проявиться в увеличении роли общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов осуждённых к лишению свободы.
Наряду со сказанным выше, современное уголовно-исполнительное законодательство в ст. 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ)4 регулирует осуществление общественного контроля за соблюдением прав осуждённых к лишению свободы. Вместе с тем, на наш взгляд, настоящая редакция указанной нормы не только не в полной мере отражает весь субъектный состав института общественного контроля за соблюдением прав осуждённых, сформировавшийся к настоящему времени, но и существенно занижает контрольный и правозащитный потенциал общественности в местах лишения свободы.
Так, ч. 1 ст. 23 УИК РФ прямо указывает на общественные наблюдательные комиссии как на единственный субъект гражданского общества, правомочный осуществлять общественный контроль в исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях. Ч. 2 указанной нормы лишь оговаривает отдельные формы деятельности
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2 Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ // Российская газета. 2008. 18 июня.
3 См.: О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
4 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
общественных наблюдательных комиссий по осуществлению общественного контроля. Общественным объединениям же в ч. 3 ст. 23 УИК РФ отведено лишь оказание содействия в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и помощь в исправлении осуждённых.
По нашему мнению, законодательное акцентирование внимания на одном субъекте общественного контроля, а именно - общественных наблюдательных комиссий, не в полной мере отвечает сложившейся тенденции развития гражданского общества. Так, помимо указанного субъекта общественного контроля за соблюдением прав осуждённых в местах лишения свободы, к таковым можно отнести и другие общественные формирования: Общественный совет ФСИН России (далее -Общественный совет) и общественные советы при территориальных органах ФСИН России; Общественную палату Российской Федерации (далее - Общественная палата) и общественные палаты субъектов Российской Федерации; неправительственные правозащитные организации; комиссии по делам несовершеннолетних; комиссии по вопросам помилования; попечительские советы и родительские комитеты при исправительных учреждениях, а также средства массовой информации. Более того, общественные объединения, уставной целью которых является контроль за соблюдением прав граждан, в том числе и осуждённых к лишению свободы, также в полной мере можно отнести к самостоятельному субъекту общественного контроля.
Все указанные выше общественные формирования имеют различные, присущие только им формы осуществления общественного контроля в местах лишения свободы. Совокупность таких форм представляет отечественный институт общественного контроля за соблюдением прав осуждённых в местах лишения свободы в целом. Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто проявляющиеся на практике. Так, правозащитная и контрольная деятельность Общественного совета ФСИН России выражается следующим образом:
1) информирование руководства ФСИН России о нарушениях прав и законных интересов осуждённых в местах лишения свободы;
2) обсуждение проблем деятельности исправительных учреждений на заседаниях Общественного совета;
3) запрос сведений о деятельности учреждений и органов ФСИН России по соблюдению прав человека;
4) посещение исправительных учреждений представителями Общественного совета во время выездных заседаний или совместно с общественными наблюдательными комиссиями.
Таким образом, Общественный совет ФСИН России изначально должен быть действенным механизмом общественного контроля за соблюдением прав осуждённых в местах лишения свободы благодаря свойственной ему публичности, вовлечённости общественных организаций в работу УИС.
Общественная палата России в целях реализации функции общественного контроля за соблюдением прав осуждённых в местах лишения свободы вправе:
- проводить слушания по общественно важным проблемам, связанным с исполнением уголовных наказаний в виде лишения свободы;
- давать заключения о нарушениях законодательства Российской Федерации персоналом исправительных учреждений и направлять указанные заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам;
- проводить экспертизу проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, проектов нормативных правовых актов Правительства РФ и Минюста России, касающихся вопросов деятельности исправительных учреждений;
- приглашать руководителей Минюста России и ФСИН России на пленарные заседания Общественной палаты;
- направлять членов Общественной палаты для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы, а также в заседаниях коллегий Минюста России и ФСИН России;
- направлять запросы Общественной палаты должностным лицам Минюста России, ФСИН России и территориальные органы ФСИН России.
Таким образом, приведённые примеры форм деятельности по осуществлению общественного контроля за соблюдением прав осуждённых в местах лишения свободы лишь некоторых общественных формирований наглядно показывают о необходимости отхода от законодательного позиционирования общественных наблюдательных комиссий в качестве единственного субъекта общественного контроля в местах лишения свободы. Более того, действующее законодательство не в полной мере отвечает целям реформирования пенитенциарной системы, указанным выше.
Решение указанной проблемы видится в возвращении ст. 23 УИК РФ в прежнюю редакцию1. По нашему мнению, ранее редакция указанной нормы, не конкретизируя субъектный состав института общественного контроля за соблюдением прав осуждённых в местах лишения свободы, охватывала их наиболее широкий круг, тем самым увеличивая правозащитный и контрольный потенциал заинтересованной в соблюдении прав осуждённых общественности. Одновременно с этим, не останавливаясь на некоторых формах деятельности конкретного субъекта общественного контроля, ст. 23 УИК РФ в прежней редакции в большей степени соответствовала Общей части уголовно-исполнительного закона. Вместе с тем, возвращение прежней редакции ст. 23 УИК РФ позволит отойти от законодательного позиционирования
1 См. ред. Федерального закона от 01.07.2010 № 132-Ф3.
общественных наблюдательных комиссий в качестве единственного субъекта, правомочного осуществлять общественный контроль за обеспечением прав человека в местах лишения свободы.
В целях совершенствования контрольных и правозащитных возможностей субъектов общественного контроля за обеспечением прав осуждённых в местах лишения свободы предлагается расширить перечень органов, переписка с которыми и обращения к которым не подлежат цензуре, для чего предлагается внести изменения в ч. 4 ст. 12 УИК РФ и в ч. 4 ст. 15 УИК РФ, дополнив их такими субъектами общественного контроля, как Общественный совет при ФСИН России и общественные советы при территориальных органах ФСИН России, а также Общественной палатой Российской Федерации и общественными палатами субъектов Российской Федерации. Одновременно с этим в целях обеспечения большей прозрачности в деятельности УИС предлагается расширить перечень субъектов, имеющих право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения, для чего предлагается внести изменение в ч. 1 ст. 24 УИК РФ, изложив п. «д» в следующей редакции: «депутаты, общественные наблюдательные комиссии и их члены - в пределах соответствующих территорий, представители Общественного совета при ФСИН России и территориальных органов ФСИН России, а также члены Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов Российской Федерации».
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 2. - Ст. 198.
3. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ // Российская газета. - 2008. - 18 июня.
4. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.
5. О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового (временная инструкция) : постановление Народного Комиссариата юстиции РСФСР от 23.07.1918 // Электронный ресурс «Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских
Социалистических Республик / URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr /ussr_325.htm (дата обращения 20.09.2014).
6. Об утверждении положения о наблюдательных комиссиях : указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.09.1965 // Электронный ресурс «Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик / URL: http://www.libussr.ru/ doc_ussr/usr_6300.htm (дата обращения 20.09.2014).
7. Матвеева А. П. Теоретические и организационно-правовые аспекты взаимодействия уголовно-исполнительной системы с общественными объединениями : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005.
УДК 342.95
А. Г. Упоров ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ С ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ УСЛОВНОГО ОСУЖДЕНИЯ ЛИЦ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
A. G. Uporov
SPECIALITIES OF COOPERATION BETWEEN PENAL INSPECTIONS AND LA W ENFORCEMENT DEPARTMENTS DEALING WITH JUVENILE
DELINQUENTS IN ASPECT OF CONDITIONAL CONVICTION
OF JUVENILES
В статье рассматриваются особенности взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел при исполнении условного осуждения лиц несовершеннолетнего возраста. Заявленный предмет исследования представляет противоречивость интересов разных систем, которые должны решать одни и те же проблемы. Подчёркивается важность решения проблемы благодаря разработке проекта совместного приказа УИИ и ПДН ОВД о введении «Инструкции о взаимодействии структурных подразделений УИИ и ПДН ОВД в рамках осуществления комплексного контроля за поведением условно осуждённых несовершеннолетних», позволяющей сделать процесс взаимодействия подразделений рассматриваемых органов более организованным и эффективным.
The article is devoted to studying specialities of cooperation between penal inspections and law enforcement departments dealing with juvenile delinquents in aspect of conditional conviction of juveniles. The declared aspect of research presents contradiction of interests among different systems that must work out the same problems. Importance of decision the problem is underlined due to development of joint project of penal inspections and law enforcement departments dealing with juvenile offenders in introduction «Instruction of cooperation between penal inspections and law enforcement departments dealing with juvenile offenders within the framework of realization the complex control under convicted juveniles' behavior», that makes the process of cooperation between penal inspections and law enforcement departments dealing with juvenile delinquents more organized and effective.