Научная статья на тему 'К вопросу о социально-правовом назначении института общественного контроля за обеспечением прав несовершеннолетних осуждённых в местах лишения свободы'

К вопросу о социально-правовом назначении института общественного контроля за обеспечением прав несовершеннолетних осуждённых в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / SOCIAL CONTROL / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / MINORS / ПРАВА / RIGHTS / СВОБОДЫ / FREEDOMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александров Андрей Станиславович

Статья посвящена раскрытию содержания общественного контроля за обеспечением прав несовершеннолетних осуждённых к лишению свободы, его социально-правовому назначению и видам. Раскрыто место рассматриваемого института в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александров Андрей Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the socio-legal institute appointment of public control over the rights of juveniles sentenced to prison

Article is devoted to the content of public control over the rights of juveniles sentenced to imprisonment, the socio-legal purpose and species. Disclosed the place of the institution in the modern world.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социально-правовом назначении института общественного контроля за обеспечением прав несовершеннолетних осуждённых в местах лишения свободы»

УДК 343.815

А. С. Александров К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОМ НАЗНА ЧЕНИИ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЁННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

A. S. Aleksandrov ON THE SOCIO-LEGAL INSTITUTE APPOINTMENT OF PUBLIC CONTROL OVER THE RIGHTS OF JUVENILES SENTENCED TO PRISON

Статья посвящена раскрытию содержания общественного контроля за обеспечением прав несовершеннолетних осуждённых к лишению свободы, его социально-правовому назначению и видам. Раскрыто место рассматриваемого института в современных условиях.

Article is devoted to the content of public control over the rights of juveniles sentenced to imprisonment, the socio-legal purpose and species. Disclosed the place of the institution in the modern world.

Ключевые слова: общественный контроль, несовершеннолетние, права, свободы.

Key words: social control, minors, the rights, freedoms.

В настоящее время институт общественный контроль за соблюдением прав осуждённых к лишению свободы является обязательным условием функционирования уголовно-исполнительной системы. Наибольшую актуальность рассматриваемый институт приобретает, если мы говорим о соблюдении прав несовершеннолетних осуждённых к лишению свободы, так как данная категория осуждённых является одной из наиболее социально незащищённой категорией граждан.

Общественный контроль за соблюдением прав несовершеннолетних осуждённых к лишению свободы представляет собой деятельность по установлению соответствия функционирования воспитательных колоний для несовершеннолетних осуждённых Конституции Российской Федерации, международным договорам в области исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних, а также внутреннему законодательству. Исходя из этого, первоочередной задачей общественного контроля является устранения выявленных отклонений, путём обращения субъектов контроля к уполномоченным государственным органам, либо апеллируя к общественному мнению.

Принципиальная возможность участия общественности в контроле за деятельностью исправительных учреждений вытекает из ст. 30 Конституции РФ, гарантирующей свободу деятельности общественных объединений, а также ст. 32, согласно которой граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства. Вместе с тем, ст. 23 УИК РФ помимо права оказывать содействие исправительным учреждениям со стороны общественных объединений, предоставляет

возможность осуществлять общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Непосредственно сами общественные объединения формируются и функционируют в соответствии с федеральным законодательством. Более того, в настоящий момент действует ряд законов, наделяющих общественность широкими полномочиями по взаимодействию с уголовно-исполнительной системой. К таковым можно отнести Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 г. № 82 «Об общественных объединениях», Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Федеральный закон о «О некоммерческих организациях» и ряд других нормативных правовых актов.

Осуществлять общественный контроль в местах лишения свободы и, в частности, в воспитательных колониях на сегодняшний день вправе довольно большой круг субъектов. К таковым относятся: общественные наблюдательные комиссии, создаваемые в каждом субъекте федерации в соответствии с Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», в котором и нашли отражения указанные выше конституционные положения; члены общественных наблюдательных комиссий, наделённые правом осуществления контроля в исправительных учреждениях в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного закона; общественные объединения и неправительственные правозащитные организации; Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов федерации; родительские комитеты, создаваемые при воспитательных колониях; попечительские советы воспитательных колоний; отдельные граждане; общественный совет при ФСИН России и территориальных органах ФСИН России; комиссий по вопросам помилования; комиссия по делам несовершеннолетних и средства массовой информации.

Практика показывает, что наиболее результативная деятельности по осуществлению общественного контроля за соблюдением прав несовершеннолетних осуждённых в местах лишения свободы, является деятельность общественных наблюдательных комиссий. Основными формами их деятельности являются посещение исправительных учреждений, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб осуждённых, подготовка решений по результатам проведения общественного контроля1. Решения общественных наблюдательных комиссий носят рекомендательных характер, но результаты проверки могут быть направлены в любые компетентные органы или их должностным лицам.

1 Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2010. 215 с.

Нужно полагать, что наличие довольно обширного круга субъектов общественного контроля по соблюдению прав несовершеннолетних осуждённых к лишению свободы и развивающееся в этом направлении законодательство свидетельствуют о большом социально-правовом назначении рассматриваемого института. В этом случае можно сказать следующее: система учреждений и органов, исполняющих наказания - часть системы правоохранительных органов, решающих такие общественно значимые задачи, как борьба с преступностью. Поскольку в решении указанной задачи заинтересовано всё общество, то оно через систему государственных и общественных институтов должно устанавливать постоянный контроль за деятельностью правоохранительных органов. Не составляет исключение деятельность персонала воспитательных колоний, контроль за которыми имеет свои особенности1. Помимо этого, общественный контроль служит средством выявления и устранения причин нарушений законности.

Более того, деятельность исправительных учреждений любого государства, в том числе России, постоянно отслеживается и оценивается международным сообществом. Это возможно в том случае, если государство является участником международных соглашений, закрепляющих общепризнанные стандарты соблюдения прав и свобод человека и гражданина, включая стандарты обращения с правонарушителями. Не является исключением и наша страна, которая подписала почти все международные соглашения в этой сфере. Это и Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными, и Свод принципов и защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, и Основные принципы обращения с заключёнными, и Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, и Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, и др. При этом обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказание, путём различных форм государственного и общественного контроля признано приоритетной задачей в ряде международных соглашений с участием Российской Федерации . Поэтому осуществление действенного общественного контроля за соблюдением данных стандартов в воспитательных колониях является важной гарантией укрепления международного авторитета Российской Федерации как государства, стремящегося стать социальным и

3

правовым .

1 Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С. 172.

2 Уголовно-исполнительное право : учеб. для юрид. вузов / под ред. д. ю. н. В. И. Селиверстова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2002. С. 103.

3 Общественный контроль за деятельностью государственных органов в условиях модернизации России : монография / колл. авторов; отв. ред. д. ю. н., проф. С. М. Зубарев. М.: Финансовый университет, 2011. С. 137.

Являясь одним из важнейших факторов укрепления связей между несовершеннолетними осуждёнными и их семьями и всем обществом в целом, общественный контроль в воспитательных колониях является одним из средств достижения цели наказания, а именно - исправления лиц, совершивших уголовные преступления.

Более того, расширение гласности исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних, привлечение внимания широкой общественности к фактам нарушений законности, а также специалистов, не состоящих на государственной службе, к обсуждению вопросов позволяет совершенствовать уголовно-исполнительное

законодательство1. Подобные меры способствуют формированию и повышению уровня правосознания персонала, ориентирует его на безусловное и точное соблюдение законов . Также контроль за деятельностью персонала, осуществляемый с использованием общественных форм, позволяет лучше информировать общество об условиях отбывания наказания, экономических и иных трудностях, стоящих перед УИС . Общественный контроль в условиях проведения реформ позволяет скорректировать их темпы и ход, учесть интересы социума при изменении основных функций и форм деятельности уголовно-исполнительной системы в целом.

Одной из форм общественного контроля за персоналом воспитательных колоний является публикация соответствующих материалов в средствах массовой информации, которым действующим законодательством предоставлены все условия для получения информации о деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, и их персонале4. Это позволяет более объективно информировать население об условиях деятельности воспитательных колоний, экономических и иных социальных трудностях, стоящих перед ними. В свою очередь, подобное способствует снижению социального напряжения в обществе, вызванного наличием различных взглядов на социальное назначение и эффективность деятельности уголовно-исполнительной системы в целом и воспитательных колоний в частности.

Литература

1. Конегер П. Е., Рыбак М. С. Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. Конегера П. Е., Рыбака М. С. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010.

1 Конегер П. Е., Рыбак М. С. Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. Конегера П. Е., Рыбака М. С. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. С. 240.

2 Уголовно-исполнительное право : учеб. для юрид. вузов / под ред. д. ю. н. В. И. Селиверстова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2002. С. 104.

3 Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С. 174.

4 Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2010. С. 218.

2. Общественный контроль за деятельностью государственных органов в условиях модернизации России : монография / колл. авторов; отв. ред. д. ю. н., проф. С. М. Зубарев. М.: Финансовый университет, 2011.

3. Уголовно-исполнительное право : учеб. для юрид. вузов / под ред. д. ю. н. В. И. Селиверстова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2002.

4. Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003.

5. Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2010.

УДК 341.357.6; 343.83

А. С. Морозов

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО И СОТРУДНИКА

ФСИН РОССИИ

A. S. Morozov

COMPARATIVE ANALYSIS OF A CONSTITUTIONAL LEGAL STATUS OF THE SERVICEMAN AND EMPLOYEE OF FPS OF RUSSIA

В статье даётся сравнительный анализ конституционно-правового положения военнослужащего и сотрудника ФСИН России. Выявляется ряд юридических сложностей, связанных с прохождением военной службы и правоохранительной службы в уголовно-исполнительной системе.

In article the comparative analysis of a constitutional legal status of the serviceman and the employee of FPS of Russia is given. A number of the legal difficulties connected with passing of military service and law-enforcement service in penal system comes to light.

Ключевые слова: конституционно-правовое положение, военнослужащий, сотрудник уголовно-исполнительной системы.

Key words: constitutional legal status, serviceman, employee of penal system.

Динамика развития современного российского общества, становление и укрепление демократических принципов реализации прав и свобод личности во всех сферах жизни общества обусловили повышение уровня как «вертикальной», так и «горизонтальной» мобильности отдельных его граждан в структурных подразделениях механизма российского государства, в том числе между подразделениями Вооружённых Сил Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний. Без преувеличений, деятельность рассматриваемых элементов механизма государства напрямую гарантирует защиту конституционных прав граждан, обеспечение основ конституционного строя, безопасности и независимости государства, как от внешних, так и внутренних посягательств, в связи с чем заслуживает детального рассмотрения и повышенного внимания. Проблема соотношения правового положения военнослужащего и сотрудника правоохранительных органов в обществе назрела довольно давно и требует своего научного, и, возможно, законодательного внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.