УДК 343.815
А. С. Александров К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОМ НАЗНА ЧЕНИИ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЁННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
A. S. Aleksandrov ON THE SOCIO-LEGAL INSTITUTE APPOINTMENT OF PUBLIC CONTROL OVER THE RIGHTS OF JUVENILES SENTENCED TO PRISON
Статья посвящена раскрытию содержания общественного контроля за обеспечением прав несовершеннолетних осуждённых к лишению свободы, его социально-правовому назначению и видам. Раскрыто место рассматриваемого института в современных условиях.
Article is devoted to the content of public control over the rights of juveniles sentenced to imprisonment, the socio-legal purpose and species. Disclosed the place of the institution in the modern world.
Ключевые слова: общественный контроль, несовершеннолетние, права, свободы.
Key words: social control, minors, the rights, freedoms.
В настоящее время институт общественный контроль за соблюдением прав осуждённых к лишению свободы является обязательным условием функционирования уголовно-исполнительной системы. Наибольшую актуальность рассматриваемый институт приобретает, если мы говорим о соблюдении прав несовершеннолетних осуждённых к лишению свободы, так как данная категория осуждённых является одной из наиболее социально незащищённой категорией граждан.
Общественный контроль за соблюдением прав несовершеннолетних осуждённых к лишению свободы представляет собой деятельность по установлению соответствия функционирования воспитательных колоний для несовершеннолетних осуждённых Конституции Российской Федерации, международным договорам в области исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних, а также внутреннему законодательству. Исходя из этого, первоочередной задачей общественного контроля является устранения выявленных отклонений, путём обращения субъектов контроля к уполномоченным государственным органам, либо апеллируя к общественному мнению.
Принципиальная возможность участия общественности в контроле за деятельностью исправительных учреждений вытекает из ст. 30 Конституции РФ, гарантирующей свободу деятельности общественных объединений, а также ст. 32, согласно которой граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства. Вместе с тем, ст. 23 УИК РФ помимо права оказывать содействие исправительным учреждениям со стороны общественных объединений, предоставляет
возможность осуществлять общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Непосредственно сами общественные объединения формируются и функционируют в соответствии с федеральным законодательством. Более того, в настоящий момент действует ряд законов, наделяющих общественность широкими полномочиями по взаимодействию с уголовно-исполнительной системой. К таковым можно отнести Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 г. № 82 «Об общественных объединениях», Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Федеральный закон о «О некоммерческих организациях» и ряд других нормативных правовых актов.
Осуществлять общественный контроль в местах лишения свободы и, в частности, в воспитательных колониях на сегодняшний день вправе довольно большой круг субъектов. К таковым относятся: общественные наблюдательные комиссии, создаваемые в каждом субъекте федерации в соответствии с Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», в котором и нашли отражения указанные выше конституционные положения; члены общественных наблюдательных комиссий, наделённые правом осуществления контроля в исправительных учреждениях в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного закона; общественные объединения и неправительственные правозащитные организации; Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов федерации; родительские комитеты, создаваемые при воспитательных колониях; попечительские советы воспитательных колоний; отдельные граждане; общественный совет при ФСИН России и территориальных органах ФСИН России; комиссий по вопросам помилования; комиссия по делам несовершеннолетних и средства массовой информации.
Практика показывает, что наиболее результативная деятельности по осуществлению общественного контроля за соблюдением прав несовершеннолетних осуждённых в местах лишения свободы, является деятельность общественных наблюдательных комиссий. Основными формами их деятельности являются посещение исправительных учреждений, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб осуждённых, подготовка решений по результатам проведения общественного контроля1. Решения общественных наблюдательных комиссий носят рекомендательных характер, но результаты проверки могут быть направлены в любые компетентные органы или их должностным лицам.
1 Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2010. 215 с.
Нужно полагать, что наличие довольно обширного круга субъектов общественного контроля по соблюдению прав несовершеннолетних осуждённых к лишению свободы и развивающееся в этом направлении законодательство свидетельствуют о большом социально-правовом назначении рассматриваемого института. В этом случае можно сказать следующее: система учреждений и органов, исполняющих наказания - часть системы правоохранительных органов, решающих такие общественно значимые задачи, как борьба с преступностью. Поскольку в решении указанной задачи заинтересовано всё общество, то оно через систему государственных и общественных институтов должно устанавливать постоянный контроль за деятельностью правоохранительных органов. Не составляет исключение деятельность персонала воспитательных колоний, контроль за которыми имеет свои особенности1. Помимо этого, общественный контроль служит средством выявления и устранения причин нарушений законности.
Более того, деятельность исправительных учреждений любого государства, в том числе России, постоянно отслеживается и оценивается международным сообществом. Это возможно в том случае, если государство является участником международных соглашений, закрепляющих общепризнанные стандарты соблюдения прав и свобод человека и гражданина, включая стандарты обращения с правонарушителями. Не является исключением и наша страна, которая подписала почти все международные соглашения в этой сфере. Это и Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными, и Свод принципов и защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, и Основные принципы обращения с заключёнными, и Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, и Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, и др. При этом обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказание, путём различных форм государственного и общественного контроля признано приоритетной задачей в ряде международных соглашений с участием Российской Федерации . Поэтому осуществление действенного общественного контроля за соблюдением данных стандартов в воспитательных колониях является важной гарантией укрепления международного авторитета Российской Федерации как государства, стремящегося стать социальным и
3
правовым .
1 Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С. 172.
2 Уголовно-исполнительное право : учеб. для юрид. вузов / под ред. д. ю. н. В. И. Селиверстова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2002. С. 103.
3 Общественный контроль за деятельностью государственных органов в условиях модернизации России : монография / колл. авторов; отв. ред. д. ю. н., проф. С. М. Зубарев. М.: Финансовый университет, 2011. С. 137.
Являясь одним из важнейших факторов укрепления связей между несовершеннолетними осуждёнными и их семьями и всем обществом в целом, общественный контроль в воспитательных колониях является одним из средств достижения цели наказания, а именно - исправления лиц, совершивших уголовные преступления.
Более того, расширение гласности исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних, привлечение внимания широкой общественности к фактам нарушений законности, а также специалистов, не состоящих на государственной службе, к обсуждению вопросов позволяет совершенствовать уголовно-исполнительное
законодательство1. Подобные меры способствуют формированию и повышению уровня правосознания персонала, ориентирует его на безусловное и точное соблюдение законов . Также контроль за деятельностью персонала, осуществляемый с использованием общественных форм, позволяет лучше информировать общество об условиях отбывания наказания, экономических и иных трудностях, стоящих перед УИС . Общественный контроль в условиях проведения реформ позволяет скорректировать их темпы и ход, учесть интересы социума при изменении основных функций и форм деятельности уголовно-исполнительной системы в целом.
Одной из форм общественного контроля за персоналом воспитательных колоний является публикация соответствующих материалов в средствах массовой информации, которым действующим законодательством предоставлены все условия для получения информации о деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, и их персонале4. Это позволяет более объективно информировать население об условиях деятельности воспитательных колоний, экономических и иных социальных трудностях, стоящих перед ними. В свою очередь, подобное способствует снижению социального напряжения в обществе, вызванного наличием различных взглядов на социальное назначение и эффективность деятельности уголовно-исполнительной системы в целом и воспитательных колоний в частности.
Литература
1. Конегер П. Е., Рыбак М. С. Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. Конегера П. Е., Рыбака М. С. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010.
1 Конегер П. Е., Рыбак М. С. Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. Конегера П. Е., Рыбака М. С. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. С. 240.
2 Уголовно-исполнительное право : учеб. для юрид. вузов / под ред. д. ю. н. В. И. Селиверстова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2002. С. 104.
3 Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С. 174.
4 Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2010. С. 218.
2. Общественный контроль за деятельностью государственных органов в условиях модернизации России : монография / колл. авторов; отв. ред. д. ю. н., проф. С. М. Зубарев. М.: Финансовый университет, 2011.
3. Уголовно-исполнительное право : учеб. для юрид. вузов / под ред. д. ю. н. В. И. Селиверстова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2002.
4. Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003.
5. Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2010.
УДК 341.357.6; 343.83
А. С. Морозов
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО И СОТРУДНИКА
ФСИН РОССИИ
A. S. Morozov
COMPARATIVE ANALYSIS OF A CONSTITUTIONAL LEGAL STATUS OF THE SERVICEMAN AND EMPLOYEE OF FPS OF RUSSIA
В статье даётся сравнительный анализ конституционно-правового положения военнослужащего и сотрудника ФСИН России. Выявляется ряд юридических сложностей, связанных с прохождением военной службы и правоохранительной службы в уголовно-исполнительной системе.
In article the comparative analysis of a constitutional legal status of the serviceman and the employee of FPS of Russia is given. A number of the legal difficulties connected with passing of military service and law-enforcement service in penal system comes to light.
Ключевые слова: конституционно-правовое положение, военнослужащий, сотрудник уголовно-исполнительной системы.
Key words: constitutional legal status, serviceman, employee of penal system.
Динамика развития современного российского общества, становление и укрепление демократических принципов реализации прав и свобод личности во всех сферах жизни общества обусловили повышение уровня как «вертикальной», так и «горизонтальной» мобильности отдельных его граждан в структурных подразделениях механизма российского государства, в том числе между подразделениями Вооружённых Сил Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний. Без преувеличений, деятельность рассматриваемых элементов механизма государства напрямую гарантирует защиту конституционных прав граждан, обеспечение основ конституционного строя, безопасности и независимости государства, как от внешних, так и внутренних посягательств, в связи с чем заслуживает детального рассмотрения и повышенного внимания. Проблема соотношения правового положения военнослужащего и сотрудника правоохранительных органов в обществе назрела довольно давно и требует своего научного, и, возможно, законодательного внимания.